- побуждение интереса к произведениям на героико-патриотическую тему, - воспитание уважения к воинскому долгу, к нашей армии, победе в Великой Отечественной войне
Задачи урока:
- знакомство со стихотворениями и песнями о Великой Отечественной войне, с отрывками биографий поэтов, писавших о войне; - овладение способами выразительного чтения наизусть
Тип урока: урок-воплощения или реализации читательского опыта (типология Е.В. Карсаловой)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-концерт, посвященный ДНЮ ПОБЕДЫ»
Урок-концерт, посвященный ДНЮ ПОБЕДЫ
«Никто не забыт, и ничто не забыто»
Ольга Бергольц
Цели урока:
- побуждение интереса к произведениям на героико-патриотическую тему, - воспитание уважения к воинскому долгу, к нашей армии, победе в Великой Отечественной войне
Задачи урока:
- знакомство со стихотворениями и песнями о Великой Отечественной войне, с отрывками биографий поэтов, писавших о войне; - овладение способами выразительного чтения наизусть
Тип урока: урок-воплощения или реализации читательского опыта (типология Е.В. Карсаловой)
Оборудование:
- гвардейские ленточки у всех участников мероприятия - выставка книг о Великой Отечественной войне - выставка рисунков, иллюстрирующих читаемые стихотворения - музыкальные и видео отрывки из фильмов «Офицеры», «Парад Победы», «На всю оставшуюся жизнь» - компьютер - мультимедийный проектор - экран
Ход урока
1 ведущий Добрый день. Через несколько дней наступит 9 мая, и мы будем отмечать особый праздник - День Победы.На сегодняшнем уроке-концерте мы услышим стихи поэтов, которые были участниками Великой Отечественной войны и тех, кто родился и вырос в мирное время, но не мог остаться безучастным к этому великому историческому событию. Начинает наш концерт стихотворение Андрея Дементьева, который пережил ужасы войны, будучи подростком.
Чтец: Отец, расскажи мне о прошлой войне.
Прости, что прошу тебя снова и снова.
Я знаю по ранней твоей седине,
Как юность твоя начиналась сурово.
Отец, расскажи мне о друге своем.
Мы с ним уже больше не встретимся в мае.
Я помню, как пели вы с другом вдвоем
Военные песни притихнувшей маме.
Отец, я их знаю давно наизусть,
Те песни, что стали твоею судьбою.
И если тебе в подголоски гожусь,
Давай мы споем эти песни с тобою.
Отец, раздели со мной память и грусть,
Как тихие радости с нами ты делишь.
Позволь, в День Победы я рядом пройдусь,
Когда ордена ты, волнуясь, наденешь.
2 ведущий Анатолию Воскобойникову было 8 лет, когда началась война. Позднее он вспоминал, как мальчиком помогал сооружать противотанковые оборонительные сооружения вокруг Москвы, а когда враг был на подступах к столице, отправился в эвакуацию в Башкирию.
Чтец: Когда на бой смертельный шли вы, Отчизны верные сыны, О жизни мирной и счастливой Мечталось вам среди войны.
Вы от фашизма мир спасли, Вы заслонили нас сердцами. Поклон вам низкий до земли, В долгу мы вечном перед вами.
Вы героически прошли С боями все четыре года, Вы победить врага смогли И заслужить любовь народа.
Спасибо вам, отцы и деды, Спасибо, братья и сыны За ваш подарок к Дню Победы, За главный праздник всей страны!
Звучит запись «Объявление войны» Читает Юрий Левитан
Учащиеся исполняют песню «Священная война»
3 ведущий Константин Симонов уже 1939 году стал военным корреспондентом и побывал на всех фронтах и был свидетелем последних боев за Берлин.
Чтец: Уже темнеет. Наступленье, Гремя, прошло свой путь дневной. И в, нами занятом, селеньи Снег смешан с кровью и золой. У журавля, где, как гостинец, Нам всем студеная вода, Ты сел, усталый пехотинец, И все глядишь назад, туда, Где в полверсте от крайней хаты Мы, оторвавшись от земли, Под орудийные раскаты, Уже не прячась, в рост пошли. И ты уверен в эту пору, Что раз такие полверсты Ты смог пройти, то значит скоро Пройти всю землею сможешь ты.
1 ведущий: В 1942 году Давид Самойлов воевал в Ленинградской области, у города Тихвина, где получил серьезное ранение – осколок мины повредил ему руку. Поэт будучи пулеметчиком прорвался во вражеский окоп и в одиночку уничтожил троих неприятелей в рукопашном бою. За отвагу в атаке и совершенный подвиг Самойлов получил медаль «За отвагу».
Чтец: Мальчики уходят на войну, Возвращаются с войны – мужчины. Девочками были в ту весну, А теперь на лбу у них – морщины.
Смотрят друг на друга, узнают, Бродят вместе, рук не разнимая. Соловьи вот только не поют, И любовь у них уже другая.
Видно, мало – памяти сердец, Знают оба – жить им врозь отныне. Там начало было, здесь – конец, А война была посередине.
2 ведущий: Алексей Сурков воевал еще в Первую мировую войну, был пулеметчиком и конным разведчиком. Во время Великой Отечественной войны он главный редактор журнала «Новый мир», «Красная звезда» и «Красноармейская правда».
Чтец: Их было двое. Враг их окружал, Один, крича и плача, побежал. Четыре вспышки выстрелом блеснули, И в спину беглеца впились четыре пули, Другой боец не отступил ни шагу. Он встретил в лоб орущую ватагу. Поднялся в рост над рыжим бугорком, Спружинил мышцы сильные упруго, Разил гранатами, колол штыком И вырвался из замкнутого круга, Десятерых на месте уложив. Он жизнь любил и он остался жив.
Видео из фильма «На всю оставшуюся жизнь» (песня)
3 ведущий. Наравне с мужчинами нашу Родину защищали женщины. Они были связистками, разведчицами, проникавшими в тыл врага. медсестрами, выносившими раненых с поля боя. Прибавив себе возраст Юлия Друнина, записалась добровольцем в санитарную дружину и была направлена санитаркой в глазной госпиталь. В то суровое время врачи и санитарки, кроме своих обязанностей, строили оборонительные сооружения. Друнина была ранена, но выздоровев, она отправляется на фронт в стрелковую дивизию. Юлия Друнина закончила войну только после сильной контузии в 1944 году.
Чтец: Только что пришла с передовой Мокрая, замёрзшая и злая, А в землянке нету никого, И, конечно, печка затухает.
Так устала — руки не поднять, Не до дров, — согреюсь под шинелью. Прилегла, но слышу, что опять По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь, А навстречу мне рванулось пламя. Мне навстречу — те, кому помочь Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра Смерть ползти со мною будет рядом, Мимоходом: «Молодец, сестра!» — Крикнут мне товарищи в награду.
Да ещё сияющий комбат Руки мне протянет после боя: — Старшина, родная! Как я рад, Что опять осталась ты живою!
Учащиеся исполняют песню из кинофильма «Белорусский вокзал»
1 ведущий: Отец Роберта Рождественского погиб 1945 году и похоронен в братской могиле. Девятилетний сын посвятил ему свое первое стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход…», которое было опубликовано в газете «Омская правда» в июле 1941 года. Маму как медика тоже призвали на фронт.
БАЛЛАДА О МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Чтец: На Земле безжалостно маленькой Жил да был человек маленький. У него была служба маленькая. И маленький очень портфель. Получал он зарплату маленькую… И однажды — прекрасным утром — постучалась к нему в окошко небольшая, казалось, война… Автомат ему выдали маленький. Сапоги ему выдали маленькие. Каску выдали маленькую и маленькую — по размерам — шинель. …А когда он упал — некрасиво, неправильно, в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост!
2 ведущий: Тринадцатилетний Валентин Берестовво время войны был в эвакуации в Ташкенте.
Чтец: Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно —
На ней ни капли жира.
С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.
Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу. Я помогаю маме.
3 ведущий: В июне 1941 года Сергей Орлов начал воеватьв составе народного ополчения, в истребительном батальоне, который образовали студенты-добровольцы. Через два месяца поэт был направлен в Челябинское танковое училище. В перерывах между боями Сергей Орлов писал стихи, которые публиковались в армейской газете. В 1944 году, освобождая Новгород, Орлов был тяжело ранен и остался жив благодаря однополчанам, которые спасли его из горящего танка.
Чтец: Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как мавзолей земля - На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжелые гремят, Ветра разбег берут. Давным-давно окончен бой... Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей...
Видео «Отрывок из фильма «Офицеры» (песня)
1 ведущий: Всю войну прошел отец Владимира Высоцкого. Он служил связистом и закончил войну в звании полковника. Военными были братья матери Сергей и Владимир. Военная тема была одной из важнейших в творчестве поэта.
Чтец: На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают, К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче - гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы - Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов - Сюда ходят люди покрепче. На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче?. .
2 ведущий: В должности военного корреспондента застала война Алексея Суркова. Он побывал во многих сражениях и писал стихи, которые помогали бойцам переживать все тяготы солдатской жизни, и окончил войну в звании подполковника.
Чтец«Утро победы»
Где трава от росы и от крови сырая, Где зрачки пулеметов свирепо глядят, В полный рост, над окопом переднего края, Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто. Тишина... Тишина... Не во сне - наяву. И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!- И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке, Ожил радости прежней певучий поток. И нагнулся солдат и к простреленной каске Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые - Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
Учащиеся исполняют песню «День Победы»
3 ведущий: С началом Великой Отечественной войны в творчество детской писательницы Елены Благининой входит военная тематика: и в самом трагическом ее повороте — смерть, разрушение и в патриотической вере в неизбежность победы именно как торжества добра и правды.
Чтец: Почему ты шинель бережешь? -Я у папы спросила. -Почему не порвешь, не сожжешь? -Я у папы спросила. Ведь она и грязна, и стара, Приглядись-ка получше, На спине вон какая дыра, Приглядись-ка получше! - Потому я ее берегу, - Отвечает мне папа, -Потому не порву, не сожгу, - Отвечает мне папа. - Потому мне она дорога, Что вот в этой шинели Мы ходили, дружок, на врага И его одолели!
Видео «Парад победы»
1 ведущий: Во время Великой Отечественной войны погибли два старших брата Расула Гамзатова, который работал учителем в маленькой школе Дагестана.
Чтец: Товарищи далеких дней моих, Ровесники, прожившие так мало!.. Наверное, остался я в живых, Чтоб память на земле не умирала.
На поле боя павшие друзья - Вас было много, страстно жизнь любивших. Я ведаю: в живых остался я, Чтоб рассказать о вас, так мало живших.
2 ведущий: Александр Шамарин родился через год после великой победы в 1946 году и стал скульптором, но его стихотворение стало темой нашего сегодняшнего концерта.
Чтец: «Никто не забыт и ничто не забыто» - Горящая надпись на глыбе гранита. Поблекшими листьями ветер играет И снегом холодным венки засыпает. Но, словно огонь, у подножья – гвоздика. Никто не забыт и ничто не забыто.
3 ведущий: объявляется Минута молчания
Завершающее слово учителя: Через несколько дней наступит годовщина Великой Победы я предлагаю всем участникам нашего урока подготовить поздравления ветеранов Великой Отечественной войны и принять участие в шествии «Бессмертный полк». Спасибо за внимание.