Урок-концерт на тему "Штрихи к портрету М.Ю. Лермонтова"
Урок-концерт на тему "Штрихи к портрету М.Ю. Лермонтова"
Комбинированный, бинарный урок. Интерактивные приёмы, реализуемые в ходе проведения мероприятия, позволяют использовать внеаудиторные методы обучения: инсценирование, актёрская игра, разноуровневые творческие задания, прикладное творчество, музицирование, исполнение вокальных и танцевальных партий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-концерт на тему "Штрихи к портрету М.Ю. Лермонтова"»
Урок-концерт по творчеству М.Ю. Лермонтова
Тема урока: «Штрихи к портрету М.Ю. Лермонтова»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: бинарный
Интерактивные приемы, реализуемые в ходе проведения мероприятия, позволяют использовать внеаудиторные методы обучения: инсценирование, актерская игра, разноуровневые творческие задания, прикладное творчество, музицирование, исполнение вокальных и танцевальных партий.
Виды ключевых компетенций:
1. ценностно-смысловая компетенция, помогающая ученику определиться в ситуации творческой деятельности;
2. общекультурная компетенция, отражающая культурологические и духовно-нравственные основы жизни человека, опыт освоения учеником эстетической картины мира;
3. учебно-познавательная компетенция, включающая в себя на подготовительном этапе элементы самостоятельной познавательной деятельности (знакомство с эпохой, нравами, традициями, музыкальной культурой 19 века; изучение документальных материалов, мемуарной литературы), что позволяет на следующем этапе подготовки мероприятия приступить к формированию умений организации целеполагания, планирования, самоанализа деятельности (составления сценария, выбор роли, музыкального фона, декораций, костюмов, постановка танцевальных и вокальных номеров, инсценировка литературного материала);
4. информационная компетенция, обеспечивающая умение самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять информацию и преобразовывать ее для публичного выступления (сопоставительный анализ поэтических текстов, отбор биографического и мемуарного материала в соответствии с выбранной темой);
5. коммуникативная компетенция, включающая знание иностранных языков, владение различными социальными ролями в коллективе, умение участвовать в диалогах и полилогах;
6. компетенция личностного самосовершенствования, направленная на освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, а также эмоциональной саморегуляции. Учащиеся овладевают способами деятельности, формирующими психологическую грамотность, культуру мышления и поведения.
Цель урока: познакомить учащихся с эпохой, нравами, музыкальной культурой 19 века; проследить трагическую судьбу М.Ю. Лермонтова, на примере его произведений раскрыть вечную тему русской литературы: избранник божий и толпа.
Задачи урока:
-формировать умение работать с документальными источниками, мемуарной литературой;
-совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умения характеризовать героя литературного произведения;
-показать тесную связь классической литературы с музыкой и театром;
-повысить культуру связной устной речи учащихся и их творческую активность
Урок-концерт направлен на развитие межпредметных связей, поэтому в занятии сочетаются три великих искусства: музыка, театр и поэзия. Особую роль в уроке играет музыкальное оформление. Звучат шедевры мировой классической музыки: «Вальс», «Романс», «Ноктюрн» из сюиты «Маскарад» и «Адажио» из балета «Гаянэ» А.И.Хачатуряна, знаменитый вальс Г.В.Свиридова, отражающие дух эпохи. Именно такая музыка и развивает эстетический вкус, даёт представление об истинной красоте.
Структура урока.
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя
2.Теоретическая часть. Выступление групп «историков» и «литературных критиков» (реализация домашнего задания)
3.Практическая часть. Танцевальные и сценические номера, чтение стихотворений
Теоретическая и практическая части сменяют друг друга.
4.Заключительное слово учителя
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя
Сегодня мы обратимся к личности М.Ю. Лермонтова. Жизнь и творчество поэта представляют одно неразрывное целое. Нельзя понять его личность, не познакомившись с основными мотивами его поэзии; невозможно правильно оценить его творчество без достаточного знакомства с жизнью поэта, с теми общественными условиями, в которых она проникала.
Стихи М.Ю. Лермонтова трогают душевные струны каждого, кто любит поэзию. В центре нашего внимания сегодня станет тема, которая отражает не только превратности судьбы классика, но и является вечной темой русской литературы: избранник и толпа, которая вершит суд и обрекает на гибель. Но «кумир поверженный – всё бог!»
2. Звучит «Вальс» из «Маскарада» Хачатуряна. Танцуют пары. Сцена
1-й чтец:
- Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днем 1837 года, скончался раненный на дуэли Пушкин.
Все, потрясенные, смяли четкие мизансцены бального отдыха: дамы вскочили с мест, кавалеры сдвинулись ближе. В группу слева входит 2-й чтец. Он приносит пачку листочков, которые передает разным персонажам этой группы.
2-й чтец:
- Вы слышали уже эти стихи?! Говорят, они были написаны сегодня, этой вьюжной зимней ночью.
Дама (слева) читает:
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!
1-й чтец:
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Дама (справа):
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Господин (справа):
Что ж? веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Господин (слева):
- В петербургских гостиных эти строчки боятся даже произносить вслух. Да ведь это же воззвание к революции!
Все (слева) возмущенным шепотом:
- Воззвание к революции! Воззвание к революции! Воззвание к революции!
1-й чтец (справа):
- Воззвание к революции! Они так назвали стихи «На смерть Пушкина».
Дама (справа):
- Более того, с такой надписью положили рукопись на стол самому императору.
Дама (слева):
- Вы знаете автора этих стихов, призывающих к бунту?
Господин (слева):
- А как же! Это поручик лейб-гвардии Лермантофф. Куда смотрит Государыня?
Дама (справа):
- Вы слышали, новое злодеяние! Гроб с телом Пушкина кто-то выкрал из Конюшенной церкви.
Господин (справа):
- Да, я тоже слышал: его тайно везут хоронить в пределах Псковской губернии!
Дама (слева):
- А что же поручик, автор возмутительных стихов?
Звучат вступительные аккорды «Тройки»
Ведущий: «Его ждала долгая дорога наКавказ»
Выходит Лермонтов. Его игровая площадка – это центр сцены, который оставался пустым. Лермонтов меряет шагами узкое свободное пространство.
Затихает «Тройка»
Лермонтов:
- Я по высочайшему повелению посажен под арест. Кавказ… Есть о чем подумать в тюрьме, если к тому же тебе 22 года.
3.Выступление группы историков
1837 год, 27 января. У Чёрной речки смертельно ранен Пушкин. 28 января Лермонтов пишет первые 56 строк «Смерти поэта», а 7 февраля – ещё 16 заключительных аккордов. Далее следует открытие «Дела о непозволительных стихах», обыск на квартирах Лермонтова, арест, следствие и резолюция Николая I: «Корнета Лермонтова за сочинение… стихов перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк», т.е. на Кавказ.
4.Выступление группы литературных критиков
Ещё при жизни А.С. Пушкина М.Ю. Лермонтов считал себя наследником его вольнолюбивой поэзии: «… в этом есть краю один, кто понял песнь твою». В то время немногие так глубоко понимали всё огромное значение творчества Пушкина для русской литературы и культуры, как понимал Лермонтов. Поэтому в стихотворении «Смерть поэта» он пишет, что Дантес «не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!...». Не на кого убийца руку поднимал, а именно на что. Пушкин – слава России, её национальная гордость.
Как и Пушкин, Лермонтов критически относился к самодержавно-крепостнической действительности, к «светской черни», «жадной толпой» окружавшей трон. За это и пострадал.
5. Звучит стихотворение «В минуту жизни трудную» на фоне «Романса» Хачатуряна. Сцена
1-я дама:
- Какая музыка слов!
Затихает «Романс» Хачатуряна к драме «Маскарад»
Лермонтов:
- Звуки! Они словно сговорились. Звуки тесно окружают, во сне вплотную обступают, не дают отдыха.
Хачатурян. «Вальс» врывается.
Дама:
- Какая музыка слов!!! Вы не слышали его едких эпиграмм.
Господин:
- Талант, а выгнали из Московского университета.
Дама:
- Каков наглец! Пререкаться с экзаменаторами!
Господин:
- Не знал лекционного материала! Пытался что-то читать сверх программы!
Дама:
- Ему справедливо consilium abeundi!
Звучит стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен».
6. Выступление группы историков
«Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это момент оказалось неудобным: «это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики». Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многим выражения в нем показались непозволительными. И. С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» (1869 г.) утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде дворянского собрания «под новый 1840 г.»: «…ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки…»
В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения. Относилась она ни к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице; именно к январю и февралю 1839 г. относятся ее посещения маскарада в Дворянском собрании, где под маской она «интриговала» близких друзей Лермонтова. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихотворениями Лермонтова, которые ей доставляли те же маскарадные партнеры – Соллогуб и В. А. Перовский, прочитавший ей «Демона» по рукописи 9 февраля 1839 г. Возможно, что глухие рассказы о маскарадных происшествиях в 1839 г. и впечатления от новогодних стихотворений в 1840 г. слились в памяти современников в один эпизод.
Не вызывает, однако, сомнений, что опубликование стихотворения повлекло за собой новые гонения на Лермонтова.
С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое лицемерие. И он имел смелость в своих стихотворениях высказать все, что о них думает. В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, – ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы.
7.Сцена
Лермонтов:
- Я задыхался в мире чопорных людей с выцветшими глазами, в бесконечном светском маскараде. Я невзлюбил Петербург, этот хмурый город. Но здесь услышала свой вальс моя Нина.
(Видеоряд)
- В Петербурге все для меня было ложью.
- Но это был чудо-город, украшенный громадами стройных дворцов.
- Они для него оставались холодными, чужими.
- Но здесь собран свет столицы.
- «Везде встречаемые лица, непроходимые глупцы».
На фоне «Романса» Хачатуряна звучит стихотворение «Как в ночь звезды падучей пламень….»
- Что же будет с ним, с поручиком Лермонтовым?
- Царь сказал, что поступит с ним по закону…
- Его сослали в Сибирь?
- Неужели на Соловки?
- Нет, хуже: перевели на Кавказ, где идет война с горцами.
8. Выступление группы историков
В это время растянувшаяся на полстолетия война на Кавказе была в самом разгаре. Россия стремилась присоединить к себе эти горные территории и укрепить границу, а свободолюбивые горцы всеми силами старались сохранить свою свободу. В то время перевод солдата или офицера в действующие на Кавказе части был синонимом ссылки с билетом в одну сторону. Особенно, если вслед за человеком следовал соответствующий приказ, в котором поощрялось использовать вышеуказанного храбреца в самых горячих точках сражений.
9. Звучит стихотворение«Прощай, немытая Россия…»
10. Выступление группы литературных критиков
Это стихотворение, вне всяких сомнений, было написано экспромтом, одним махом. В нем автор выплеснул все свое негодование и желание оставить после себя боль от творящейся несправедливости. Он выражает надежду найти успокоение вдали от Родины, на необъятных просторах Кавказа.
12. Сцена. (Видеоряд)
Лермонтов:
- Полк, к которому я прикомандирован, - это Нижегородский драгунский полк. Мы все время в сражениях, но и здесь, на Кавказе, не скрыться от всевидящего глаза толпы.
Вчера на водах одна дама спросила, не тот ли это Лермонтофф, что написал «Герой нашего времени». Я услышал. И как Печорин, решив ее позлить, обернулся и направил на нее свой лорнет. «Какая дерзость», вскричала дама. И тотчас вокруг нее образовалась группа «доброжелателей». Не надо было этого делать. Она из «фешенебелей» - так теперь стали называть «сливки общества». А они слишком хорошо знают мой стих, «облитый горечью и злостью». Но так уж устроен я, когда во имя сильнейшего чувства поступаю вопреки здравому смыслу.
Вновь звучит вальс. (Свиридов «Вальс») Снова Петербург, салон. Танцующие рукоплещут Лермонтову. Общество вновь разделилось на два салона. Видеоряд
Лермонтов:
- Я снова в столице, но думаю, что здесь не задержусь. Толпа определит мою судьбу, и меня ждет новое изгнание.
Салон (слева):
- Царь видел его на балу в Аничковом дворце и повелел немедленно выслать поэта – снова на Кавказ.
- Он должен покинуть столицу в 48 часов. В ссылку с бала!
- Ай-ай-ай! Ведь он же поэт. И поэт признанный!
- Тем хуже! Цари не любят поэтов!
- Опасно, коль «полон ум желаний и страстей!» Затихает вальс
13. Выступление группы историков
В апреле поэт без приглашения появился на великосветском балу, на котором присутствовали высочайшие особы. Такой поступок опального офицера был оценен как в высшей степени неприличный и дерзкий. 10 апреля Лермонтова вызвали в Военное министерство и предложили в 48 часов отправиться в полк. Вечер у Карамзиных Лермонтов провел в крайне подавленном настроении. Он будто предчувствовал какие-то трагические события.
14. Звучит «Ноктюрн» Хачатуряна. Сцена
Ведущий:
- Он опять уехал на Кавказ. (Видеоряд)
- Вновь впереди вставали голубые сказочные горы…
- Над ним витал дух его Демона.
Чтение отрывка из поэмы «Демон»: «Я тот, которому внимала…» (Читающий набрасывает на себя черный плащ).
Салон (слева):
- Там, на Кавказе, жили его герои.
- И там шла война.
- Что ждало его впереди?
Ведущий:
- Ему было только 27 лет…
Он думал: «Жалкий человек!
Чего он хочет! Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
- Он как Демон, а может как Печорин, предавался безумным мечтам о счастье, а встретил суетный мир «мундиров голубых» и «фешенебелей». Искал друзей, а были в лучшем случае спокойные, равнодушные люди.
15.Чтение по ролям стихотворения «Волны и люди»
16. Ведущий:
- Поэт в последний раз вернулся на Кавказ. Он тогда не знал, что изящная дама, встреченная им перед отъездом в Петербурге, только что вернувшаяся из Италии, красавица и умница Елизавета Шашина представит публике одно из последних его стихотворений «К портрету», ставшее впоследствии незабываемым романсом.
17.Звучит романс «Расстались мы, но твой портрет»
Расстались мы, но твой портрет Я на груди своей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный — всё храм, Кумир поверженный — всё бог!
18. Заключительное слово учителя
М.Ю. Лермонтов посвятил теме поэта и поэзии значительную часть своего творчества. На самом деле одним из главных мотивов лирики Лермонтова стал мотив одиночества поэта, непонятого толпой. Неприятие общества и противопоставленность лирического героя толпе лежит в самой основе творчества великого поэта. Лирический герой Лермонтова уходит от толпы и замыкается в себе, мучимый абсолютным одиночеством
Тема поэта и поэзии, ставшая одной из самых противоречивых и значительных в русской литературе, нашла свое глубинное отражение в лирике М.Ю. Лермонтова, навсегда возведя его в статус гениального творческого духа, описанного самим поэтом в его лирике. Великий поэт выступил достойным преемником Пушкина в вопросе о предназначении поэта и поэзии, которая должна откликаться на настоящие нужды современности.