Урок-композиция по литературе в 11 классе
Музы в бой вели
Цели: познакомить учащихся с творчеством поэтов военных лет, рассмотреть роль поэзии и ее влияние на события военной поры, воспитывать чувство любви к своей Родине и своему народу, развивать активность и самостоятельность мышления,
Ход урока
Война не вмещается в оду,
И многое в ней не для книг.
Я верю, что нужен народу
Души откровенный дневник.
Семен Кирсанов, 1942г. «Долг»
1. Слово учителя.
Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу поэтов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество.
1941-1945 год. Черточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: 4 года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.
С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они остро чувствовали свою ответственность. 941 из них ушел на фронт, 417 - не вернулись.
На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово...
На сегодняшнем уроке мы поговорим о поэзии Великой Отечественной войны. Тема эта неслучайна. В этом году наша страна отмечает великую дату — 70 лет Победы русского народа над фашистскими захватчиками. Человеческие память и сердце, опалённые огнём войны, продолжают вести отчёт, даже когда прошло 70 лет. Своим огненным крылом война, так или иначе, коснулась каждой семьи. Люди долго будут вспоминать и оплакивать эту трагедию.
Наше поколение из курса истории знает о том, что « вся страна, весь многонациональный народ поднялся на защиту Отечества». Мы смотрим художественные, реже документальные фильмы о войне, читаем книги. Из всего этого у нас сложилось некоторое представление и о войне, и о событиях этого периода. Поэзия военных лет помогает подойти к этой проблеме с другой стороны.
Обратимся к поэзии 1941 – 1945гг. Лирика военных лет – это правдивая летопись времени. И именно здесь прослеживается развитие событий не только в историческом аспекте. Лирика открывает перед нами границы времени, показывает настроение, духовное состояние людей, чем, как, ради чего они жили, боролись и победили в этой войне.
Поэты уже с первых дней войны нашли своё место в строю сражающегося народа. С первых дней войны из Москвы, Ленинграда, из разных городов начали отправляться в Действующую армию поэты разных поколений: Тихонов, Безыменский, Твардовский, Прокофьев, Первомайский, Симонов, Долматовский, Луконин, Наровчатов и др. На этом уроке мы попытаемся открыть «правдивую летопись войны», попытаемся дать точную оценку этой эпохи, помочь понять и испытать чувство национальной гордости за свой народ, за свою страну.
Уже на 3-й день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Вас. Лебедева-Кумача.
1. Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты “Известия” и “Красная звезда” опубликовали стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся словами: “Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой…” Их прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Стихотворение произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
- Будем разучивать новую песню – “Священная война”.
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще один день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня “Священная война”, тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль “Священную войну”.
Видео песня “Священная война”
2. Вслед за “Священной войной” появляется “Песня смелых” Алексея Суркова. Её ритм совсем иной – напряжённый, торопящий человека в бой, зовущий в поход:
Песня смелых
Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют.
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Ринулись ввысь самолеты,
Двинулся танковый строй.
С песней пехотные роты
Вышли за Родину в бой.
Песня - крылатая птица -
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
“Песня-птица” - это сравнение подтвердилось жизнью. Песню, а точнее стихи, только что написанные, пели на всех фронтах, облетая войска, она оставалась в сердцах, а затем, в письмах, возвращалась в тыл. Но, можно сказать, уже иная, выстраданная, прошедшая через солдатскую душу. Именно она – “солдатская душа” - стала героем лирики Алексея Суркова.
В этом особенность его поэзии.
Поэт с первого дня войны (с 26 июня) уже на фронте. Официально А.Сурков – военный корреспондент газеты западного фронта “Красноармейская правда”. Он, как участник всех сражений, перенёс и горечь отступлений, и тяжесть оборонительных боёв.
Но не только призывы к защите родины, к уничтожению врага были темой военной поэзии. Именно в те годы появляются нежные, искренние стихи о любви, о верности, о счастье. Именно любовь бережёт солдата от пули, от смерти, она согревает в “холодной землянке”. Эта тема выявляется в стихотворении Суркова “Землянка” 1941гг.
Алексей Сурков говорил о своей песне: “А родилась эта песня случайно… Это были 16 “домашних” строк из письма к жене. А написал я их в конце ноября, после тяжёлого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения.
Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришёл в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить “чего-нибудь, на что можно написать песню”. И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте…”
Стихи захватили композитора своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце. Через неделю Листов пришел в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню. Откровенно говоря, он не очень был уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны был песни, зовущие на бой с врагом, а он написал музыку лирическую, немного грустную…
Но песня пошла. И пользовалась любовью на всех фронтах и особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы.
(Звучит песня «В землянке»)
- Почему же поэзия была самым популярным жанром? Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла надежду и веру. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой, звала русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляла мужество защитников. Поэзия заставляла задуматься о себе, о Родине, о прошлом, о настоящем, о будущем Родины.
Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи. Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, у которых всё ещё было впереди.
3. Война безжалостна. Она уничтожает все. Но вот слово, оставшееся в чьей-то благодарной памяти и, нацарапанное на желтом листе, переписанное на слух, почитанное впервые во фронтовой землянке долговечно. Его сохранили, сберегли так же, как и мир, как наши жизни, оно продолжает жить.
Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его «Моабитских тетрадях» - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьмы в Берлине. Его поэзия – поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли.
В 1941 году был призван в Красную Армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага».
В июне 1942 года во время Любанской операции советских войск Муса Джалиль был тяжело ранен и попал в плен. Для того, чтобы иметь возможность продолжать участвовать в борьбе с врагом, Джалиль вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». Муса организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных.
Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольной организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», возглавлявшейся Н. С. Бушмановым.
Сформированный первым 825-й батальон легиона «Идель-Урал», направленный в Витебск, предпринял малоудачную попытку поднять восстание 21 февраля 1943 г., в ходе которого часть бойцов (ок. 500-600 чел.) покинула расположение части и присоединились к белорусским партизанам. Личный состав остальных 6 батальонов легиона, при попытке использовать их в боевых действиях, также часто переходил на сторону РККА и партизан.
В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.
У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в фашистском застенке Маобитской тюрьмы в Берлине. Муса мечтал их напечатать.
Написанная в тюрьме «Моабитская тетрадь» попала в руки поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Статья К. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году, после чего началось триумфальное «шествие» подвига поэта и его товарищей в народное сознание. Немалую роль в реабилитации Мусы Джалиля сыграл и его друг, писатель Гази Кашшаф.
Поэзия М. Джалиля – поэзия глубокой мысли, неукротимой воли. Самое сильное стихотворение «Мои песни», оно как является ключом ко всем стихам «Маобитских тетрадей»:
Пел я, весеннюю свежесть почуяв,
Пел я, вступая за Родину в бой,
Вот и последнюю песню пишу я,
Видя топор палача над собой.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звучала в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
4. …Сталинград был центром ожесточённых боёв. В Сталинградском сражении приняло участие примерно 200 писателей и поэтов. Они создали свыше 5000 произведений. В стихотворении Владислава Занадворова, геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война:
( стих. «Ты не знаешь, мой сын, что такое война!»)
Война
Ты не знаешь, мой сын, что такое
война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое
выраженье.
Это изо дня в день лишь блиндажный
песок
Да слепящие вспышки ночного
обстрела;
Это боль головная, что ломит висок;
Это юность моя, что в окопах истлела;
Это грозных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это в жизни короткой последний
рассвет
Над изрытой землей. И лишь как
завершенье-
Под разрывы снарядов, при вспышках
ракет.
Беззаветная гибель на поле сраженья.
5. В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села.
В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком. Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине...
стихотворение "Сороковые" Д.Самойлова
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
6. Тема “заплутавшего” среди войны счастья не оставила поэзию, тема ожидания “всем смертям назло”. Именно так она трактуется у Константина Симонова (например, стихотворение “Жди меня”).
В его творчестве периода войны широко освещена тема Родины, русской матери. Наглядным примером является стихотворение “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”, написанное в том же 1941 году. Автор выбирает форму стихотворения-посвящения А.Суркову. Повтор заглавной строки даёт возможность воссоздать картину народной трагедии путём воспоминаний, связанных с отступлением войск. Именно тогда автор впервые узнал “дорожную тоску”. Отступление тяжело переживается всеми. Но русская душа великодушна к своим воинам, поэтому и появляются слова старухи “покуда идите, мы вас подождём”…
(Звучит стихотворение в исполнении автора) АУДИО ИЛИ РОЛИК
Поэзия связывала воюющих и тех, кто остался в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стих.К.Симонова «Жди меня». Оно звучит как молитва, как заклинание. Повтор слов создаёт такое ощущение. Это гимн любви, настоящей любви и преданности.
стихотворение К.Симонова "Жди меня"
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин
души...
Жди и выпить заодно с ними
не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло!"
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Это стихотворение написано в 41 году. Посмотрите, насколько оно отражает время. Здесь всё точно, скупо, беспощадно, правдиво. И нет ни нытья, ни безнадёжности . Несмотря на пасмурный фон, стихотворение оптимистично. Солдатские жёны умеют не только провожать. Но и работать, и бороться, а самое главное – они умеют верить и ждать. И не случайно, сбрасывая с плеч шинель, солдат-победитель с уверенностью мог сказать словами того же Симонова : Просто ты умела ждать…
7. Именно вера в то, что дома ждут, верят и надеются , давала силы выстоять под пулями, давала силы сберечь в себе человечность, нежность, доброту, любовь. Стихотворение «Жди меня» и другие для советских воинов, стоящих лицом к лицу со смертью, были как бы заклятием от гибели. И не удивительно , что большинство бытовавших в окопах песен, порождённых войной, таких, как: «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Землянка», «В прифронтовом лесу», «Огонёк" были лирическими. Около этих песен воюющий человек как бы отогревал своё сердце, продрогшее на холодном ветру окопной жизни.
-Песни Великой Отечественной войны наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. Особое место в поэзии военных лет принадлежат М. В. Исаковскому, его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад», «В лесу фронтовом», «Враги сожгли родную хату». Самой популярной стала песня «Катюша», написанная Исаковским в 1938 году.
Послушайте песню «В лесу прифронтовом» на стихи Исаковского.
8. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станками, растить детей, воевать.
Говорят, у войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками… они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Бергольц… Их стихи, знали, ждали… на фронт идёт 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова.
Ольга Бергольц – «блокадная поэтесса», влюблённая в свой город, в свою страну. Родилась в 1910 году в Петербурге, в семье врача. Окончив в1930 году Ленинградский Университет, Ольга Бергольц работала корреспондентом в Казахстане, а в 1931 году вернулась в Ленинград, пишет стихи, рассказы.
Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знает, что такое блокада. Ольга Бергольц стала голосом блокадного Ленинграда. Умирая в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдаётся и пишет свои лучшие стихи. Она показала, что и в страшные, голодные дни блокады человек оставался человеком.
Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,
Что в сотни раз почетней и трудней
В блокаде, в окруженье палачей
Не превратиться в оборотня, зверя…
Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем Ленинградом,
Я не геройствовала, я жила
Позже она вспоминала:
“Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, ели живые ленинградцы”. Поистине – величие русского духа – способность людей, испытывающих такие физические и нравственные терзания, отзываться на поэзию, на искусство.
(Далее читается отрывок из “Февральского дневника” ч. 1, 2. Одновременно показ слайдов: разрушенный Ленинград.)
Именно Ольге Берггольц принадлежат слова, ставшие известными всему миру, высеченные на граните мемориального Пискарёвского кладбища в Петербурге, похоронено 470 000 человек
Никто не забыт, и ничто не забыто!
У О. Берггольц, так же, как у Ахматовой, был счёт к советской власти, принёсшей ей много горя: тюрьму, «проработки». Подверглась репрессиям в 1937 г., её 3-й ребёнок так и не родился: его убила тюрьма. Во время ВОВ О. Берггольц жила в своём любимом городе, в Ленинграде. Ей, кого называют блокадной поэтессой, не с чужих слов известны все тяготы блокадной жизни. Ленинград – её город, её любовь. Она – его муза, его поэтесса. В голодном блокадном Ленинграде Берггольц страшной зимой 1942 г. Писала свой «Февральский дневник». Её стихи – настоящий блокадный дневник.
Стих. «Я говорю с тобой под свист …»
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза-
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
9. Яркие стихотворения, исполненные гражданского пафоса и уверенности в победе, создала в годы войны Анна Ахматова. Её поэтическое слово умело быть агитационным.
Вражьё знамя
Растет, как дым,
Правда за нами,
И мы победим.
Стихотворение «Мужество» с большой силой выразило дух того времени, убежденность в победе. Слова стихотворения словно врублены в камень от имени истории и народа:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
10. Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней её, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны»
Судьбу Юлии Друниной можно одновременно назвать и трагической и счастливой. Трагической - потому что в ее юность ворвалась война, счастливой – потому что война сделала ее поэтом, потому что она выжила. Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. В 1941 году ушла добровольно на фронт бойцом санитарного поезда и до конца войны служила санинструктором. Она на своих хрупких плечах вытаскивала раненых бойцов с поля боя.
Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Книги Ю. Друниной «стихи», «разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Тревога» - это лирический монолог человека, характер которого сформировался в труднейших фронтовых испытаниях
17-летняя девушка окунулась в кровавый ужас войны. Об этом её стих. «Я ушла из детства…».
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Эти строки Друнина написала в 1942 г. И а протяжении всего её творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. В 1946 году она напишет стихотворение
«Не знаю, где я нежности училась…»
Не знаю, где я нежности училась, —
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идёт в шинели молодость моя.
В моих глазах — обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованные губы
Израненный парнишка закусил.
Нет! Мы с тобой узнали не из сводки
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой...
Не знаю, где я нежности училась, —
Быть может, на дороге фронтовой...
Обобщения учителя.
Учитель: В озарённое ярким солнцем будущее вглядывались поэты фронтовой поры, радуясь и скорбя. Так и шли они в рядах сражающегося народа, поэты нашей многонациональной Родины, от горького утра 22 июня 1941 года до радостного вечера 9 мая 1945 года, когда все просторы нашей освобождённой страны слушали громовые раскаты салютов в честь Дня Победы.
Их поэзия не знает старости. Их поэзия – бессмертная песнь, воспетая Дню Победы!!! Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь: Этот праздник порохом пропах.
Эта радость со слезами на глазах.
….Минули годы и десятилетия. Но и сейчас и ветераны, и молодёжь с глубоким волнением обращаются к стихам и песням, помогавшим громить врага, запечатлевшим величие огненных лет. Тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но литература возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем. (Песня на стихи Расула Гамзатова «Журавли»)