Материалы к уроку: карточки для учащихся, электронная презентация, словарь Ожегова.
Цели урока:
Образовательные:
формировать у учащихся навык сравнения поэтических произведений на одну тему;
формировать связанное высказывание.
Коррекционно-развивающие:
развивать внимание, память, мышление;
способствовать развитию связной речи.
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности перед любимым человеком;
воспитание выдержки в экстремальных ситуациях.
Актуализация знаний. Слово учителя: Сегодня нас ожидает встреча с замечательными русскими поэтами. Прочитайте и запомните их имена. Почему мы сегодня будем говорить о двух поэтах? Что общего у этих стихотворений.
Учитель читает стихи.
Можно ли сказать, что это стихи о любви? Почему?
Сейчас вы находитесь в подростковом возрасте. Это пора влюбленности. Этот период в жизни считается наиболее сложным: хочется почувствовать себя самостоятельным, независимым, но отсутствие жизненного опыта приводит к серьезным ошибкам и сложным проблемам. Разобраться в этих вопросах нам помогут уроки чтения.
Итак, перед нами стихи С. Есенина и М. Цветаевой. Это стихи о любви. Какая это любовь? ( счастливая- несчастная, разделенная- неразделенная) Подтвердите свое мнение фактами из стихотворения.
Как называет свою возлюбленную герой С.А. .Есенина, а любимого- героиня М ...Цветаевой?( милашка, милый)Какое выражение вам больше понравилось и почему?
Есть ли разница в названии? (отвечает ученик, который работал со словарем).
Каково состояние героев стихотворения? Обоснуйте.
Какие художественные средства используют поэты? С чем они сравнивают любовь?
Почему они сравнивают со свекровью и с мачехой? Вспомните сказки и обоснуйте свой ответ.
Найдите противопоставления в стихотворении М. Цветаевой, а в стихотворении С.А .Есенина олицетворение и объясните, какова их роль?
Часто ли в жизни бывают подобные ситуации? Докажите это словами из текста .
Над чем заставляют задуматься нас эти стихотворения?
Рефлексия.
Понравился ли вам урок? Какие чувства вы испытывали на уроке? Что вы вынесли с данного урока, какой жизненный опыт приобрели? Было ли вам трудно на уроке?
Домашнее задание: на выбор ( выбрать любое задание)
Сравнить стихотворение С.А. Есенина «Береза» и М Цветаевой «Красною кистью…»
Написать развернутый ответ на вопрос: «Над чем заставляют меня задуматься стихотворения С.А .Есенина и М .Цветаевой».
Выучить наизусть любое стихотворение.
Карточка-подсказка.
Тема стихотворения (о чем говорится в стихотворениях).
Авторская позиция (как автор относится к тому, что изображает, к героям).