kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование «Роман Л. Н. Толстого «Воскресение». Целостный композиционный анализ последнего романа Л. Н. Толстого»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе урока-исследования по теме: «Роман Л.Н. Толстого «Воскресение. Целостный композиционный анализ» положена  идея исследования как метода познания мира и метода обучения.

Первоочередная задача, решаемая учителем, - помощь в формировании самосознания школьника, в преодолении отчужденной  «школярской» позиции, в обретении заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе.

Разнообразие форм  исследовательской деятельности (коллективные.парные «Тонкие и  толстые вопросы», «Продуктивные четверки»,групповая опережающая исследовательская деятельность сочетаются с работой над «смысловыми кусками», активным использованием текста с позиций проблемного обучения. Все это позволяет учащимся прочувствовать не только «учебную ответственность», но и утвердить свою личность как субъекта  маленьких открытий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование «Роман Л. Н. Толстого «Воскресение». Целостный композиционный анализ последнего романа Л. Н. Толстого»»

23


Урок № 1,2

Тема урока: «Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Целостный композиционный анализ последнего романа Л.Н. Толстого»

Цели урока:

Обучающие:

  • организовать изучение, освоение и осмысление «композиционного языка» романа Л.Н. Толстого «Воскресение» во всем его многообразии;

  • обеспечить преимущественно более глубокое проникновение в литературное произведение, определение реализации его замысла, проблематики;

  • расширить представление учащихся о героях романа;

  • способствовать дальнейшему усвоению учащимися метода науки: метода анализа художественного произведения по преимуществу и некоторым приемам историко-литературного анализа и в процессе этой работы овладению предусмотренными программой знаниями по теории и истории литературы;

  • обеспечить реализацию комплексной умственной деятельности учащихся на всех этапах работы, требование высокой степени творческой деятельности субъектов обучения.

Развивающие:



  • развивать научную, критическую мысль учащихся, их литературные способности, учить самостоятельному приобретению знаний, умений и навыковкомпозиционного анализа литературного произведения;

  • развить критическое мышление учащихся, интерес к исследовательской работе;

  • развивать культуру читательского восприятия художественного текста, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, поиска, систематизации и использования необходимой информации;

  • развивать навыки исследовательской работы и публичного выступления учащихся; формировать интерес к произведению через глубокий композиционный анализ.

Воспитательные:

  • создание условий для воспитания навыков самостоятельной деятельности учащихся;

  • способствовать воспитанию сильного и длительного художественного впечатления от прочтения художественного произведения;

  • продолжить работу по воспитанию воспринимающей, говорящей, слушающей, мыслящей и понимающей личности читателя, владеющего техниками понимания произведений художественной литературы и обладающего высокой степенью рефлексии и коммуникации;

  • воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения.





1 урок

1.Начало урока

Слайды №1,2: «Л.Н. Толстой», «Изображение книги «Воскресение»

Учитель: Каждый раз, входя в класс на урок литературы, я вспоминаю слова Юргена Вольфа, замечательно немецкого литератора: «Читайте, читайте, читайте. Читайте все: макулатуру, классику, хорошее и плохое – и изучайте, как это делается, впитывайте это!

Бродите по библиотекам. Залезайте по лестницам на стеллажи, вдыхайте аромат книг. Как духи, носите книги». Зачастую в современном мире найти время для чтения проблематично, но это все же один из лучших способов познания». Сегодня наше познание обогатится великим автором, Л.Н. Толстым, и его замечательным романом «Воскресение»

1 этап «Целеполагание и предпонимание»

Учитель: Я, как впрочем и вы, люблю путешествовать по ютюбу. И вот неожиданная встреча.

(Слайд-видео №3.Демонстрация ролика о прочтении романа «Воскресение»)

Учитель: я намеренно так неожиданно остановила этот ролик. Первое, я обрадовалась: молодые люди читают Толстого, задумывают над теми вечными вопросами, которые автор задает нам и себе. Но сейчас я хочу обратить ваше внимание на последнюю фразу героини ролика: «Потому что это совсем другое, нежели «»Война и мир» и «Анна Каренина». Надеюсь, Вы тоже прочитали этот роман. И, безусловно, у вас, как думающих читателей, возникли так называемые вопросы – удивления. Если можно, сформулируйте их.

Предполагаемые вопросы-удивления

  • Почему Л.Н. Толстой, так трепетно и уважительно относившийся к женщинам- своим героиням, любивший в них «чистоту», вдруг создает образ осужденной на каторгу продажной женщины?

  • Когда я читал роман, то, честно скажу, часто удивлялся: и зачем все это нужно было Нехлюдову, ведь жил же он в роскоши, собирался жениться на девушке из высшего общества?

  • Почему Толстой, рассказывая о Нехлюдове, уже в начале романа четко рассказал о его планах: жениться на Катюше Масловой. А потом вдруг начинает говорить о его взаимоотношениях с тюремными, чиновниками, крестьянами, революционерами. Что это любовь к большим произведениям?

  • Я тоже хотел задать вопрос по поводу введения в роман «историй» революционеров. Ведь известно, что Толстой выступал против всяких революций?

  • А меня смутило следующее: я знаю, что Толстой был отлучен от церкви, а весь роман «Воскресение» - это известные православные истины: неси свой крест, терпи, прощай. Это что? Возврат к церкви и вере?

Учитель: Невероятно, но в каждом из ваших вопросов-удивлений невольно раскрывается какая- то сторона романа «Воскресение». И мой вопрос: «Почему, чем больше узнаешь о произведении, тем больше возникает вопросов?»

Я вам предлагаю сегодня провести урок – исследование. Давайте попробуем сформулировать цели этого урока.

Слайд № 4 «Целостный композиционный анализ»

Задание:

Обратите внимание на тему урока и опорную схему, которая демонстрирует составляющие композиционного анализа художественного произведения. Попытайтесь определить, какие задачи мы должны реализовать сегодня на уроке.

(Целеполагание двухстороннее: сначала учащиеся, а затем перед собой ставит цели учитель)

2.Интервью по истории, замыслу создания романа «Воскресение»

Учитель: А не пора ли нам, друзья, как говорится, из первых уст услышать об истории создания, замысле романа «Воскресение» от самого автора.



Слайд №5 «Работа над романом «Воскресение»



(импровизированное интервью Л.Н. Толстого с журналистом)

(опережающее задание 2-х учащихся)

Журналист: Лев Николаевич. Ваш последний роман вызвал целую волну отзывов, мнений и … сомнений. Многие из читателей даже обвиняют Вас в некой надуманности его сюжета. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча поможет пролить свет на некоторые вопросы. Итак, у каждого произведения есть свой исток. Что было истоком вашего романа «Воскресение»?

Л.Н. Толстой: Милостивый государь! Все было поначалу очень просто. Однажды, летом 1887 года, ко мне в Ясную Поляну приехал известный судебный деятель Федор Алексеевич Кони. Он, батенька,был человеком весьма образованным, известнейший юрист, блестящий судебный оратор, литератор. Он-то и рассказал мне о том, как будучи прокурором Петербургского окружного суда, к нему обратился молодой человек из аристократического общества: как присяжный заседатель этот молодой человек участвовал в суде над Розалией Онни, соблазненной им, а теперь обвиненной в краже у пьяного «гостя» в публичном доме ста рублей. Молодой человек решил жениться на ней. Вскоре Розалия умерла от сыпного тифа в тюрьме. Дальнейшую судьбу ее соблазнителя Кони не знал.

И вот тогда я и предложил ему написать повесть. Но он так и не решился. И только спустя 2 года я попросил его отдать эту тему мне.

Журналист: И так она попала к Вам?

Л.Н. Толстой: Да. Я даже придумал ей название: «Коневская повесть».

Журналист: Лев Николаевич! Но почему на создание столь небольшого по сюжету произведения ушло немного ни мало долгих 10 лет?

Л.Н. Толстой: Да потому, что мне стало тесно в рамках этой повести. Я мучился, метался, один за другим возникали вопросы:

  • Почему жизнь нашего круга опротивела мне, потеряла всякий смысл?

  • Почему нищи одни и благоденствуют другие? Как так может быть, чтобы именно на этом противоречии процветали государственные, общественные, экономические порядки?

  • И, наконец, почему то страшное зло, которое везде, пытаются исправить люди, которые сами злы?

Журналист: Но ведь на многие эти вопросы вы пытались ответить и в «Войне и мире», и в «Анне Карениной»?

Л.Н. Толстой: Но там не было «хождения души по мытарствам»! И именно в этом романе я хотел все смешать: соединить все мои замыслы предшествующих лет.

Вы знаете, ЧТОя решил написать?«Роман долгого дыхания»



Учитель: Итак, «Роман долгого дыхания» - так сам Толстой определяет жанр и одновременно писательскую задачу своего последнего романа: создание романа нового типа. Давайте попробуем предугадать, дать интерпретацию, пока основанную лишь на ваших ассоциациях, этого нового типа романа.

(Учащиеся выдвигают свои гипотезы, аргументируют свое мнение)

На доске создается опорная схема



Роман жизни, роман-мытарство, роман –проповедь, нравственно-философский роман, морально-этический роман, роман-озарение, роман любви и всепрощения, роман о прошлом, настоящем и будущем России, вечный роман…

Слайд - проверка № 6 «Роман долгого дыхания»

3. Работа по определению сюжетных линий

Учитель: перед нами роман, роман долгого дыхания, в котором , безусловно, наметился непростой сюжет. Наша следующая учебная задача: определить сюжетные линии этого произведения, не упуская тех замыслов, которые определились в интервью с писателем.

1-ая сюжетная линия «Судьба Катюши Масловой»

Форма работы: коллективная

Учитель: «Радостный до небес - до смерти печальный», - так о судьбе русского человека говорят русские народные песни. Сейчас вы прослушаете русскую народную песню «Не корите меня, не браните», которая поможет вам воспроизвести одну из сюжетных линий романа «Воскресение».

Задания:

  • Прослушайте песню, используя раздаточный материал ( а это текст песни), попытайтесь определить одну из сюжетных линий. Дайте ей название.

  • Используя опыт самостоятельного прочтения романа, восстановите «белые пятна» в отсутствующих частях песенного сюжета, сопоставив их с сюжетной канвой романа.

Слайд- песня № 7 «Не корите меня. не браните…»

(Звучит русская народная песня «Не корите меня, не браните» в исполнении Наталии Муравьевой)

По окончании прослушивания – заслушивание ответов-версий учащихся с опорой на содержание романа и текст песни.



2-я сюжетная линия «Нехлюдов, его мытарства и прозрение»

Форма работы: интерактивная дифференцированная «Продуктивная четверка (или тройка)»



Учитель: в работе по определению следующей сюжетной линии нам помогут цитаты из романа. Итак, поработаем над цитатой.

Задания:

Перед вами цитаты из романа. Их 3. Вариантов тоже будет три. В каждом из вариантов формируется продуктивная четверка (или тройка).

В каждом варианте формируется 2 четверки:

1-ая четверка:

Задание:

определите, кому принадлежит цитата, вычленяет ключевую мысль;

2-ая четверка:

Задание:

Мини- рассказ. Сделайте «сюжетное обрамление», т.е. каким событиям в жизни героя посвящена эти цитаты, что в этот период чувствует герой, какие поступки совершает. (активное использование текста

Задание общее:

Обобщите свою работу, сделайте вывод по определению данной сюжетной линии

Учащимся предлагаются следующие цитаты из романа:

Вариант 1

  • «В том состоянии сумасшествия эгоизма, в котором он находился, думал он только о себе – о том, осудят ли его и насколько, если узнают о том, как он с ней поступил, а не о том. что она испытывает и что с ней будет… В глубине, самой глубине души он знал, что поступил так скверно, подло, жестоко, что ему, с сознанием этого поступка, нельзя не только самому осуждать кого-нибудь, но смотреть в глаза людям, не говоря уже о том, чтобы считать себя прекрасным, благородным, великодушным молодым человеком, каким он считал себя. А ему нужно было считать себя таким для того, чтобы продолжать бодро и весело жить. А для этого было одно средство: не думать об этом. Так он и сделал.»

Вариант 2

  • В глубине своей души он уже чувствовал всю жестокость, подлость, низость не только этого своего поступка, но всей своей праздной, развратной, жестокой и самодовольной жизни, и та страшная завеса, которая каким – то чудом все это время, все эти двенадцать лет скрывала от него и это его преступление и всю его последующую жизнь, уже колебалась, и он урывками уже заглядывал за нее».



Вариант 3

  • «Господи, помоги мне, научи меня, приди и вселися в меня и очисти меня от всякия скверны!» Он молился, просил бога помочь ему, вселиться в него и очистить его, между тем то, о чем он просил, уже свершилось. Бог, живший в нем, проснулся в его сознании… Все, все самое лучшее, что только мог сделать человек, он чувствовал себя теперь способным сделать.»

3-я сюжетная линия «Революционная интеллигенция, появление новых людей»

Учитель: Для того, чтобы помочь вам определить следующую сюжетную линию, я хочу вернуться в начало нашего урока, к вашим вопросам-удивлениям. Помните вопрос о целесообразности появления в романе образов-представителей революционной интеллигенции. Работа над этой сюжетной линией поможет нам разобраться в этом вопросе.

Форма работы: дифференцированная парная «Толстые и тонкие вопросы»

(учащимся в паре предлагается самим выбрать характер вопроса: тонкий или толстый. Им заранее сообщается, что тонкий вопрос – это опора на текст. А толстый – постижение тайн текста.



Слайд № 8 с номерами частей и главв них для работы в парах.



Часть, глава

пары

Часть 1, гл. LV

1

Часть 3, гл. II

2, 3

Часть 3, гл. XII

4, 5

Часть 3, гл.IV

6, 7

Часть 3, гл.XV

8, 9

Часть 1, гл.LIV, LV; Часть3, гл.V

10

Часть 3, гл.III

11





1 пара, гл. LV «Вера Богодуховская»



Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  1. С кем из политических встречается Нехлюдов в тюрьме в 1 части? Обратите внимание на предмет разговора Нехлюдова и героини этой встречи.

1.Какие чувства испытывает Нехлюдов к своей собеседнице?

(Противоречивые: жалость и недоверие) Почему? Докажите это текстом.









2 пара Часть 3, гл. II «Марья Павловна Шустова»

Задание:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  1. Какое событие в этой главе, по вашему мнению, является центральным? Расскажите о нем.

1.Какие слова-детали, опорные предложения являются говорящими в этом эпизоде? О чем они говорят?





3 пара Часть 3, гл. II «Марья Павловна Шустова»

Задание:



Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  1. Кто из политических является главным действующим лицом сцены в этой главе, о которой мы только что говорили? Кого из участников этой сцены вы хотели бы отметить

и почему ?

1.Почему среди многочисленных каторжан именно Марья Павловна Шустова вступилась за каторжанина с девочкой?





4, 5 пара Часть 3, гл. XII «Политические из народатов, » (крестьянин Набатов (4 пара), фабричный Маркел Кондратьев» (5 пара)

Задание:



Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  1. Используя текст, расскажите о политических из гл.XII. Обратите внимание на происхождение, внешность, возраст, образование, отношение к религии, убеждения. Рассказ должен быть построен на прямом цитировании наиболее важных мест.

1.Какой художественный прием использует Толстой, изображая этих двух революционеров? (противопоставление). С какой целью он выбрал именно этот прием?









6 пара Часть 3, гл.IV»Симонсон»

Задание:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1.К какой группе людей относит автор героя IV главы? Подтвердите текстом. (к тем, что прислушиваются к своему разуму)

1.Объясните, почему именно Симонсон привлекает внимание Катюши Масловой?





7 пара Часть 3, гл.IV»Симонсон»

Задание:



Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1.Кратко расскажите о жизни Симонсона(выборочное цитирование)

1.Какие воззрения Толстого нашли свое отражение в этой главе?



8, 9 пара Часть 3, гл.XV «Новодворов»

Задание:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1.Используя текст, тезисно расскажите о взглядах Новодворова.


1.Просматривается ли в тексте этой главы отношение автора к Новодворову? Почему вы так считаете? ( через высказывания или отношения других персонажей)



10 пара Часть 1, гл.LIV, LV; Часть3, гл.V «Отношение Нехлюдова к политическим»

Задание:



Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1.Сравните изображение политических в 1 и 3 частях. Подберите цитаты, иллюстрирующие отношение Нехлюдова к политическим в этой главе.

1.Объясните, статичен или меняется характер этих отношений и с чем это связано?







11 пара Часть 3, гл.III«Отношение Масловой к политическим»

Задание:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1.Найдите в тексте главы ключевые слова, словосочетания и предложения, иллюстрирующие отношение Масловой к политическим.


1.Почему Катюша Маслова в отличие от Нехлюдова «быстрее» поняла и приняла политических?



Обобщение по данной сюжетной линии. Эксперт- консультант добавляет наблюдения учащихся и связывает их с изменившимся мировоззрением Толстого в отношении изображения революционеров.



2 урок

  1. Работа над частями романа «Воскресение

Комментарий. Работа над частями романа осуществляется на основе переплетения событийных идейных и художественных сторон романа, чередовании индивидуальных, групповых (опережающая исследовательская работа) и коллективных форм работы.

  1. Определение вида композиции

Учитель: продолжим с вами углублять композиционный анализ романа. От определения сюжетных линий движемся к определению смысловых частей. Но вначале обратимся к теории. Перед вами слайд с основными видами композиции:

Слайд № 9 «Композиция. Теория вопроса»

Слайд№ 10 «Виды композиции»

Учитель: Перед вами слайд с основными видами композиции:



  1. Кольцевая

  2. Зеркальная

  3. Линейная

  4. Ретроспекция

  5. Свободная

  6. Обратная

Вопросы:

- Какой из этих видовкомпозиции, на ваш взгляд, выбран Л.Н.Толстым для своего романа?

- Обоснуйте свой выбор, положив в основу следующее литературоведческое суждение: «Композиция произведения является важнейшим способом воплощения авторской идеи»

(Учащиеся определяют вид композиции романа как обратная, посколькупроизведение начато с конца, а последующие события восстанавливают временной ход действия и разъясняют причины происходящего; как линейная, т.к. события излагаются хронологически; как ретроспектная (частично), потому что происходит возвращение действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент.Для аргументации учащиеся приводят 1-2 примера)

- Композиция романа строится в соответствии с основным социальным конфликтом, увиденным автором. Сюжетные линии помогли нам это увидеть. В чем же он?

(Мир разделен на два неравных и враждебных друг другу лагеря: господствующие классы и все, кто охраняет их привилегии; обиженный, забитый народ — крестьяне, городская беднота, арестанты и ссылаемые на каторгу защитники народа — революционеры).



  1. Определение «смысловых кусков»

Учитель:

- Из скольких смысловых кусков состоит роман?

- Давайте попытаемся, опираясь на опыт прочтения, озаглавить их. Но чем вы должны руководствоваться при этом? Опорой на самую сильную позицию в каждой части.

(Учащиеся озаглавливают части)

1 часть – «Суд» (Почему?)

2 часть – «Покаяние» (Почему?)

3 часть – «Прощание» (Почему?)

Учитель: считаю целесообразным «пройтись мыслью» по каждой из частей именно с опорой на сильную позицию. Но…начнем с начала.

  1. Анализ роли начала романа

Выразительное чтение отрывка из романа «Как ни старались люди…»

(опережающее индивидуальное задание)

Задание:

- Вы прослушали строки, с которых начинает свой роман Л.Н. Толстой. Какая парадоксальная, противоречивая мысль заложена автором уже в начале произведения? (Мир прекрасен…он живет вопреки всему своей жизнью, но гармонию этой природной жизни нарушают взаимоотношения людей, построенных на неравенстве и желании властвовать друг над другом

- какой художественный прием использует автор в начале романа и найдет ли этот прием свое развитие в дальнейшем художественном мире романа? (противопоставление) Приведите примеры. (светское общество и тюремное общество, богатство и нищета крестьян, низость и благородство и т.д.

Учитель: попробуем проиллюстрировать эту мысль на анализе двух эпизодов.

Слайд № 11 «Шествие Катюши Масловой в суд»

  1. Фрагментарный анализ эпизодов «Пробуждение Нехлюдова» и «Шествие Масловой на суд»

  2. Определение значения этих эпизодов в романе

Учитель: «Срывание всех и всяческих масок» - так определена одна из самых главных задач автора в романе. Попытаемся исследовать реализацию этой задачи в частях романа.

  1. Групповая работа (опережающая исследовательская работа)

I часть «Суд»

1 группа

Разоблачение «комедии суда»

  1. Роль предметной детали в сцене суда

Задание: найдите в тексте те предметные детали, которые подчеркивают важность происходящего в суде.

(Все члены суда и председа­тель «в... расшитых золотом воротниках мундиров», резные кресла, «треугольный инструмент с орлом», стол, покрытый зеленым сукном, «бумага чистая и прекрасная» — все это передает торжественность об­становки, значительность действа.Идет суд над чело­веком!)



Вывод:  за внешним великолепием скрыто главное — пренебрежение к простому человеку, его судьбе. Л. Н. Толстой беспощадно разоблачил всю фальшь царского суда.

2 «Образы судейских»

Задание: анализ стремлений и помыслов «судейских» О чем думают и чем заняты те, кто судит Маслову?

(- один член суда решает «важный» вопрос: получит ли он дома обед после состоявшейся накануне ссоры с женой;

- Мысли второго члена суда, Матвея Никитича страдающего катаром желудка, заняты соблюдением режима приема лекарств.

- Товарищ прокурора Бреве не спал ночь, гуляя в компании друзей и закончив свои ночные похождения в том самом публичном доме, где полгода назад «работала» Маслова. Дело Масловой им подготовлено не было. 

-  У председательствующего одна цель - закончить дело до 6 часов, чтобы успеть посе­тить «рыженькую Клару Васильевну», не смотря на то, что он человек женатый и в соответствии со своей должностью осуждает аморальное поведение подсу­димых. Он работает «с жестами фокусника», вопросы Масловой задает «мягко и ласково», но ответы на них не слушает, а когда произносит напутственную речь присяжным, обращает больше внимание на внушительность своих интонаций, чем на смысл произноси­мого.

- Удалившиеся для совещания присяжные, вместо того чтобы обсуждать дело Масловой, занялись пересказом городских сплетен.

Вывод: автор  показывает стремления и помыслы, владеющие членами суда и его председателем, обна­жает мелочность их внутренних интересов, демонст­рирует их полное равнодушие к судьбе подсудимых

Учитель: предлагаю вашему вниманию для просмотра фрагмент из кинофильма «Воскресение» со следующим заданием: Какое режиссерское решение расширяет рамки романа? (во фрагменте сцены «развлечений» тех же судейских) Как и чем данный фрагмент помогает нам понять лживую и фальшивую сущность судейских?

Слайд-видео-фрагмент № 12 из х-ф «Воскресение» «Судейские развлекаются в доме терпимости»

3.«Реплика на службе главной идее»

Задание :отберите в тексте реплики, которые подтверждают сделанные вами обобщения

(реплики соседок Масловой по камере: «не боятся они бога, мироеды, кровопийцы проклятые... Ни за что за­судили девку», «видно, и вправду, касатка... правду-то боров сжевал. Делают что хотят...», «были бы денежки, да хорошего ловкача нанять, небось, оправдали бы...».





Учитель: кому из персонажей романа принадлежат эти слова:  «Суд, по-мо­ему, есть только административное орудие для под­держания существующего порядка вещей, выгодного нашему сословию».

(Нехлюдову) Они использованы в романе. А если бы я предлагаю вам найти им новое применение. Какое бы вы избрали? (в эпиграф композиционного анализа этой части)

Общие выводы и обобщения.

Толстой описывает зал суда и ход судебного заседания, преследуя при этом одну главную цель – суд над судом, формальным, бесчеловечным и бездуховным, не имеющим права на существование.

Таким образом, мы можем говорить о том, что образ суда в романе «Воскресение» не просто занимает центральную позицию, но и служит основополагающей моделью построения текста, поведения героев и средством выражения авторской идеологии.



2 группа

«Суд над самим собой»



  1. Исследование психологического состояния героя

Задание: изучите динамику психологического состояния Нехлюдова в I части романа. Определите, как это связано с замыслом романа.

Учитель: как вы думаете увидел ли эту разницу сам Нехлюдов? Какие выводы он сделал для самого себя? ( Я виноват.Я плох, и это надо исправить!)

(Удивление

« да не может быть...»,

« в душе его шла сложная и мучительная работа…, … он весь был поглощен ужасом перед тем, что могла сделать та Маслова, которую он знал невинной и прелестной девочкой 10 лет тому назад»

(«внедрение» творческой работы 2 ученика «Рассказ от имени героя»







Страх

«Неужели узнала», - с ужасом подумал Нехлюдов

«…он думал …, как бы сейчас не узналось все… и не осрамили бы его…





Неготовность

«эта удивительная случайность напоминала ему… и требовала от него признания своей бессердечности, жестокости, подлости…, но он еще далек был от такого признания…

«Поскорее бы все кончилось…»





Начало прозрения. Решимость

«В глубине души он чувствовал уже, что он негодяй, которому должно быть совестно смотреть в глаза людям.»

«А между тем в глубине души он понимал… и завеса, скрывавшая его преступление колебалась. И он урывками уже заглядывал за нее…



Обобщение и выводы:

Необходимость принятия решения, раздвоенность сознания героев романа, неопределенность чувств и представлений героев романа постепенно сменяется уверенностью служит общему движению героя к саморазвитию и самосовершенствованию. Мы можем сказать, что Нехлюдов принадлежит к людям, которые обладают способностью к резким переменам, к нравственному движению.

2 часть – «Покаяние»

Учитель: определите, из каких смысловых частей состоит 2 часть.

(из 2-х: 1) изображение деревни, деятельности Нехлюдова в ней; 2) изображение Петербурга)

Не претендуя на право определения значимости этих частей, скажите, какая из них, на ваш взгляд, заслуживает большего внимания? (1-я, т.к. 2-я часть – о нравах и фальши светского общества.А об этом мы уже немного говорили. 2-я часть лишь усиливает смысловую нагрузку 1-й.) И поэтому именно над этой смысловой частью работала 3 группа. Ею исследовались художественные средства, помогающие автору раскрыть основную идею «смыслового куска», а нам лучше ее усвоить.

Слайд № 13 « Крестьяне в ожидании разговора с Нехлюдовым»

Слайд № 14 «Нехлюдов встречается с деревенскими» Иллюстрации Пастернака

  1. группа «Художественные средства на службе произведения»

  1. Портрет

Задание: выдвинута гипотеза: «Литературный портрет нужен для того, чтобы лучше понять героя, представить его таким, каким представлял его автор. Ваша задача подтвердить или опровергнуть эту гипотезу (Доза помощи: 1) исследовать портретные характеристики персонажей (активное цитирование), выявить типичные черты эпохи и социальной среды; 2) определить, какой художественный прием положен в основу портретной характеристики.

(часть 2, гл. II

В Кузьминском

Управляющий: - «сильный, перекормленный человек»

Крестьяне: - «худые, сморщенные лица с выдающмися из-под кафтанов худыми лопатками»

Часть 2, гл. IV

В Панове

Нехлюдов – «высокий толстый барин…, в серой шляпе, блестевшей на солнце своей шелковой лентой… с глянцевой палкой с блестящим набалдашником…»

Мужики: - «босые, в измазанных навозной жижей портках и рубахах…»

Часть 2, гл.V

Крестьянка: «Худая женщина с исчахшим, но все время улыбающимся ребеночком в скуфеечке из лоскутиков»

Часть 2, гл.VI

Ребенок: «Ребенок этот не переставая странно улыбался всем своим своим старческим личиком… это была улыбка страдания.

Выводы.

Учитель: Л.Н. Толстой свой знаменитый принцип изображения действительности с мужицкой точки зрения еще более расширяет в «Воскресении»

  1. «Устами народа»

Задание: Исследуйте словесные выражения во 2 части. Определите их роль.

Какие взгляды Толстого нашли в них свое зеркальное отражение?

(Часть 2, гл.I

Ямщик: «Шикарный немец… Награбил денег – страсть. Чего ему: вся его власть…

Часть 2, гл.II

Мужики: «Нам тебя нельзя не уважать, потому что мы у тебя в руках; ты из нас веревки вьешь…» «…С богатым не судись…»

Часть 2, гл.IV

Мужик: «Какая наша жизнь! Самая плохая наша жизнь!»

Старуха: «Да так живем, как видишь. Изба завалиться хочет, того и гляди убьет кого-то… Вот и живем - царствуем!»

Старик: «Да. Плохая, плохая, барин, наша жизнь…»

Часть 2, гл.V

Рассказ мальчика «Кто самый бедный?»

Часть 2, гл.VII

Мужик: «Подпишитесь, говорит (о барине). – Подпишись, он тебя живого проглотит»

Часть 2, гл.VI

Нехлюдов: «Народ вымирает. Привык к своему вымиранию» и причины: «…все бедствия народа или, по крайней мере главная, …что земля … не в его руках…

Общие выводы и обобщения.

Портрет: давая портретные описания крестьян, Нехлюдова. Толстой хочет подчеркнуть не только контрастность изображаемого, но и передать свое личное отношение. А это, прежде всего в отношении крестьян, сочувствие, сопереживание и, в конце-концов, негодование по поводу всего увиденного.



Пейзаж :служит созданию определенного настроения. Здесь он помогает передать душевное состояние героя. Внутреннее состояние Нехлюдова уподобляется или противопоставляется состоянию природы.



Интерьер: выполняет роль косвенной характеристики . в нашем случае подчеркивает убогость жизни одних и благополучие других, которые благоденствуют за счет этих убогих и нищих людей.

В исследованном нами тексте интерьер еще служит средством выражения позиции Толстого о несправедливости такого сосуществования.

Речевые характеристики указывают на способность крестьян объективно оценивать происходящее, прямо выражают позицию автора.



  1. группа «Прощание… или прощение»

Учитель: Итак, 3 часть. Поскольку в работе над сюжетными линиями мы достаточно говорили о цели создания в романе образов революционеров, не считаю целесообразным повторяться. И если следовать намеченному нами пути освещения наиболее сильных позиций, предлагаю 4 группе рассказать о своей работе в соответствии с предложенными заданиями.

Задания:

  1. Проследите этапность изображения внешних и внутренних изменений героев в 3 части романа.

(Эта работа предлагается 2-м учащимся.т.к. будут наблюдаться Нехлюдов и Катюша Маслова. Учащиеся рассказывают об их изменениях, подтверждают цитатами)

(Нехлюдов:

«Он испытывал теперь к ней чувство. Никогда не испытанное прежде. Чувство это было самое простое: чувство жалости и умиления…» (И оно распространялось на всех людей.

«Это чувство раскрыло в душе Нехлюдова поток любви…, направлявшихся на всех людей»

«В течение 3-х месяцев он увидел то, чего раньше не видел» (гл.XIX)

Возмущение, но он еще не находит ответа:

«Так зачем же они делают это?»

Приходит к пониманию, в чем корень зла:

«Все пороки, которые развиты между арестантами – не суть случайности. А неизбежное последствие того, что люди могут наказывать друг друга»

«Это было совершенно очевидно».

Но при этом, после обеда у генерала:

«…почувствовал давно не испытанное им душевное состояние полного довольства собой…»

А чуть позже:

«Я жить хочу, хочу семью, детей, хочу человеческой жизни…»

Катюша Маслова:

Гл.V

«Не насупилась.. не смутилась, увидав его, а, напротив,… радостно и просто встретила его…»

«Она похудела, загорела, как будто постарела, на висках и около рта обозначились морщинки….

Гл.XXI

«Бодрая Катюша, шедшая по краю дороги с Симонсоном…ставшей теперь на твердый и верный путь добра…

Гл.XXV

«Чтотут обдумывать? Где Владимир Иванович будет, туда и я с ним…

(уверенность, сила)



Вывод.

2. Чехов назвал перо Л.Н. Толстого ухватистым. Как вы понимаете это определение. Исследуйте использование оценочной лексики на примерах, связанных с изменениями героев в з части.

(работают 2-е учащихся, т.к. исследование касается Нехлюдова и Масловой)

Катюша Маслова:

О жизни с политическими – «хорошая»;

Каторжане – «чудесные люди», «восхищается ими, предана, любит…»

О Нехлюдове – «Если бы не вы…»

Нехлюдов:

«Отвращение и ужас ко всему происходящему»,

«Нельзя быть таким, как они…»,

«Совершают ужасные по жестокости поступки…»,

«Его возмущало увиденное»

«Людоедство в министерских кабинетах»,

«Зло торжествовало. Царствовало»

О Катюше: «Какая вы хорошая женщина!»

Вывод.

  1. В одной из статей о романе «Воскресение» читаем: «Чтобы понять весь роман, надо прочитать его начало и конец. Поговорим о конце.

  1. Исследуйте, что и о чем читает Нехлюдов в конце романа?

  2. Какие места из Евангелия стали наиболее значимыми для Нехлюдова?

  3. Какой главный вывод сделал для себя герой романа?

Общие выводы и обобщения.

В финале романа он, подобно Раскольникову в эпилоге «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, просветляется и перерождается от чтения Евангелия. Нехлюдов «не спал всю ночь и, как это случается со многими и многими, читающими Евангелие, в первый раз, читая, понимал во всем их значении слова, много раз читанные и незамеченные. Как губка воду, он впитывал в себя то нужное, важное и радостное, что открывалось ему в этой книге. И все, что он читал, казалось ему знакомо, казалось, подтверждало, приводило в сознание то, что он знал уже давно, прежде, но не сознавал вполне и не верил. Теперь же он сознавал и верил. 
Но мало того, что он сознавал и верил, что, исполняя эти заповеди, люди достигнут наивысшего доступного им блага, он сознавал и верил теперь, что всякому человеку больше нечего делать, как исполнять эти заповеди, что в этом — единственный разумный смысл человеческой жизни, что всякое отступление от этого есть ошибка, .тотчас влекущая за собою наказание. Толстой старается доказать, что непосредственное обращение к Евангелию, без всякой помощи церкви, способно преобразить человека. Главный герой «Воскресения» приходит к выводу, что люди точно так же наивно полагают, что они хозяева своей собственной жизни, тогда как в действительности посланы в мир по воле Божьей и для осуществления Божьего промысла. А следование Божьим заповедям будто бы приведет к установлению Царствия Божьего на земле и в самом себе.



  1. Работа над эпиграфом и смыслом названия романа

Учитель:

Выдающийся методист Г.А. Гуковский говорил: «Понять идею произведения - это значит понять идею каждого из его компонентов в их системной совокупности и в то же время каждого компонента в частности». Это также относится к эпиграфу и названию произведения.

Проблемный вопрос:

- Так ли необходим эпиграф в произведении?

Вопросы и задания:

  1. Давайте вспомним, что такое эпиграф?

Слайд № 15 «Эпиграф – это…»

(После названия произведения автор, как правило, размещает короткую законченную фразу или цитату, несущую определённое смысловое значение.Это и есть литературный эпиграф.)



Слайд № 15 «Эпиграф используется автором в следующих целях:»

  1. Для чего авторы используют эпиграфы в своих произведениях?

Учащимся предлагается выбрать, учитывая опыт прочтения и анализа романа «Воскресения», ту цель, которая, по их мнению, является наиболее соответствующей.

(Эпиграф используется авторами в следующих целях:

- Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.

- Подчеркнуть основное настроение, идею и дух произведения в целом.

- Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.

- Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения).

З. Что является источником эпиграфа, взятого к своему роману Л.Н. Толстым?

(евангельские цитаты)

  1. Попробуем установить внетекстовые связи самого произведения и того, что взято в эпиграф?

( Мы знаем, что евангелие рассказывает нам о жизненном подвиге Христа. О том, как он любил людей, учил их прощать, как помогал им, как, в конце-концов принял за них смерть на кресте В романе нет прямых евангельских рассказов, но, я считаю, что он, как и Евангелие, учит нас не совершать поступков, направленных против человека, его унижения…)

  1. Обратимся к тексту эпиграфа. (чтение эпиграфа) Докажите, что эпиграф – это только внешне автономная, независимая цитата, на самом же деле он имеет тесные структурные связи с : с сюжетом и образами произведения.

Комментарий: сначала анализируется:



  1. Матф. Гл.VII:

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в глазе твоем не чувствуешь?

  1. Иоанн. Гл.VIII:

… кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

  1. Матф. Гл.VIII:

Тогда Петр приступил к нему и сказал: господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.

  1. Какой основной идеологический тезис Толстого раскрывают эти евангельские цитаты?

(недопустимость какого-либо суда над человеком)

Учитель: А теперь обратимся к евангельской цитате от Луки. Гл.VI. На мой взгляд.она является своеобразным мостиком к осмыслению всего произведения.



Луки. Гл.VI. : Ученик не бывает выше своего учителя; но и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

- Какое слово в этой цитате, на ваш взгляд, являются ключевым? (Усовершенствовавшись)

- К чему приводит этот путь главных героев романа? (К воскрешению как человека)

- Роман называется «Воскресение». Так кто же воскрес в романе?

Воскресение Катюши Масловой -- падение и возрождение ее души, обретение смысла жизни

Воскресение падшего человека -- победа духовного начала над чувственным

Воскресение Нехлюдова -- путь дворянина к народу, проповедь нравственного совершенствования, непротивления злу насилием

Слайд № 16 «Картина Яна Стыки «Толстой, обнимающий Христа»

Проблемный вопрос: «Вот так ситуация»

  1. Один из вопросов, возникших у многих читателей, дал название вышедшему в свет в 1901 г. реферату критика Н. Н. Соколова «Кто воскрес в романе графа Л. Н. Толстого “Воскресение”». Автор реферата находит, что ”ни Маслова, ни князь Нехлюдов не воскресли” под пером писателя, а что воскрес он сам, ”оставя пока в стороне мистические попытки учительства, воскрес сам прежний Л. Н. Толстой”, ”воскрес прежний художник”.

  2. Толстой думал продолжить историю Нехлюдова, отчего и закончил «Воскресение» словами о будущем, намекая на возможность следующего романа или повести с тем же героем. В толстовском дневнике сохранилась запись от 23 июня 1900 г.: «Ужасно хочется писать художественное, и не драматическое, а эпическое - продолжение Воскресения: крестьянская жизнь Нехлюдова». Однако это намерение так и осталось неосуществленным. Почему?

( Толстой был писателем-реалистом и понимал трудность изображения в реалистической манере жизни человека по евангельским заветам.Ведь даже ему самому не всегда удавалось жить в соответствии с ними.)



6.Подведение итогов. От осмысления композиции – к проблематике и идее.

Коллективная работа

Учитель: Итак, исследовав композицию романа, мы подошли к определению основных проблем, поднятых в произведении. Давайте попробуем их сформулировать.

  • о классовом неравенстве;

  • о судьбах безземельного, бесправного и нищего крестьянства, о его ненависти к несправедливому общественному строю, о его праве на землю и на свободную жизнь;

  • о причинах разорения городских масс;

  • о функциях всего аппарата дворянско-буржуазного государства;

  • о религии;

  • нравственные проблемы

Учитель: На что же надеялся Л.Н. Толстой, создав свой последний роман?

(Толстой надеялся, что такими произведениями, как роман «Воскресение», он сможет послужить наступлению нового века, в котором произойдет обновление, возрождение жизни всех угнетенных, обманутых, обиженных людей.)

Учитель: Помните начало нашего урока, когда мы слушали Л.Н. Толстого в импровизированном интервью? Я снова возвращаю вас к мыслям великого русского писателя.







Слайд № 17 «Каждый человек – алмаз…»

Каждый человек – алмаз...
В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
Л. Н Толстой.



Задание: прочитайте слова Л.Н. Толстого. К кому обращается писатель. К чему призывает?



Слайд – Видео № 18. Буктрейлер «Воскресение»

Рефлексия

  1. Учитель: И снова возвращаемся к опорной схеме «Целостный композиционный анализ». Она поможет нам отрефлексировать свою деятельность на уроке.

Слайд № 19«Целостный композиционный анализ»

(учащиеся определяют, что им удалось сделать на уроке)

  1. Выбери фразеологизм, который отражает твою работу на уроке

  1. Превзошёл сам себя

  2. Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди

  3. Не ударил лицом в грязь

  4. Бил мимо цели

  5. Язык плохо подвешен

  6. Из кожи вон лез

Слайд № 20

Домашние задания

  1. Составление вопросника к мини-зачету по роману Л.Н. Толстого «Воскресение»

  2. Сочинение - эссе  «Под впечатлением прочитанного» ...

  3. реклама книги;

  4. Составить «Кодекс чести» Нехлюдова

Слайд № 21


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бычкова Наталья Александровна

Дата: 13.03.2018

Номер свидетельства: 461652


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства