то же, что и в образованном человеке.
Организационный момент. - Здравствуйте. Давайте настроимся на работу. Пожмите друг другу руку те, кто к сегодняшнему уроку прочитал вступительную статью в учебнике. - Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И.С. Тургенева. -Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную отметку. -Молодцы, спасибо. | Слайд № 1 |
Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию. - Какого писателя и автора какого произведения мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева, автора «Записок охотника») | Слайд № 2 |
Актуализация знаний -Что это за «Записки охотника»? Почему они так называются? Где они были созданы? («Записки охотника» созданы в родовом имении Тургенева – Спасском - Лутовинове, это цикл лирических очерков и рассказов. Тургенев записывал свои воспоминания, то, что он видел) - Кто является главным героем этих «Записок…»? (крестьяне) | Слайд № 3 |
Мотивация - Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик? Дома вы прочитали критическую статью в учебнике и должны были найти ключевое слово (в крестьянах он видел таинственность,) | |
Создание проблемной ситуации - Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем... (узнавать чью-то тайну) -Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева) | |
Постановка проблемы и темы исследования - Кто обычно раскрывает тайны? (следователь) - Мы сегодня тоже будем проводить своего рода следствие. Но назовем его несколько иначе. Подберите однокоренное слово к слову «следствие», чтобы понять, каким сегодня будет наш урок (УРОК - исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк») | Слайд № 4 |
Определение структуры урока-исследования. -Как следователь проводит свое расследование? На доске и у вас на партах помещены структурные элементы расследования. Задание: расположить их в правильном порядке: Выдвижение версий Поиск деталей, поясняющих ход дела Сопоставление и оценивание деталей Нахождение причины явления Раскрытие тайны - В таком порядке мы и будем раскрывать тайну Бирюка. | |
Выдвижение гипотез - У любого следователя в начале следствия обязательно должна быть или одна или несколько ВЕРСИЙ. - Какие есть у вас версии относительно того, в чем таинственность образа Бирюка? Вы можете посоветоваться друг с другом. (образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает) - Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут…(детали) | |
Постановка цели исследования - Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите. Имя Портрет Отношение Бирюка к работе Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора) Отношение самого Бирюка к мужику-вору Быт Бирюка, его семейное положение - Итак, сейчас нам предстоит (по группам) заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет нам раскрыть его тайну. Ваша задача – найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, зачитать. А главное - обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание качеств характера Бирюка. | Слайд № 5 |
Работа в группах. -Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками. Группа 1. Деталь | Анализ детали | Оценивание деталей – черты характера Бирюка, ваше отношение к герою | Имя | Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА | ни с кем не общается, угрюм, его не любят одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя | Вопросы – подсказки: Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу? Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу? | | |
Группа 2. Портрет | Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза | Суровый, мужественный, красивый | Вопросы – подсказки: | | |
В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока. | Слайд № 6 |
Группа 3. Отношение Бирюка к работе | Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест | Очень строгий, жестокий, добросовестный работник | Вопросы – подсказки: | | |
Группа 4. Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора) | Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза) | Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему | Вопросы – подсказки: | | |
Группа 5. Отношение самого Бирюка к мужику-вору | Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы | Жестокий, но жалеет, понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя | Вопросы – подсказки: Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? Жалеет ли вора Бирюк или нет? Кого накажут за срубленное дерево? Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? | | |
Группа 6. Быт Бирюка, его семейное положение | Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая | жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей очень беден, несчастен, автор его жалеет | Вопросы – подсказки: | | |
11. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис». - Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки: С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________, но с другой стороны, __________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________________ С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету. - Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным). - Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле. | Слайд № 7 |
12. Поиск причины явления - Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать) - А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ) - Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина) | |
13. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис». - Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да) - Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова. Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят | Слайд № 8 |
14. Авторская позиция - Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка? - Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле). - Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение. …что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке. | Слайд № 15 |
15. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис». - Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру. -И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника») Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю. | Слайд № 16 |
16. Рефлексия. - Какие знания вы сегодня получили на уроке? - Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников? Какое у вас настроение от урока? | |
17. Домашнее задание - Продолжить наблюдение над языком и стилем Тургенева при чтении его «Стихотворений в прозе», выучить одно наизусть. | |