УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ Образ грозы в рассказах А. Платонова.
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ Образ грозы в рассказах А. Платонова.
Цель таких уроков – проследить, какими языковыми средствами создается художественный образ, в конечном итоге попытаться постичь загадку творчества. Главным на уроках словесности становится постичь загадку творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ Образ грозы в рассказах А. Платонова.»
Матюхина Н.В.,
учитель русского языка
и литературы
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ
Цель таких уроков – проследить, какими языковыми средствами создается художественный образ, в конечном итоге попытаться постичь загадку творчества. Главным на уроках словесности становится постичь загадку творчества. Главным на уроках словесности становится исследование языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. В связи с этим наиболее приемлемой формой проведения подобных занятий нам представляется урок исследование.
Предлагаемый алгоритм урока-исследования позволяет увидеть разнообразие подходов к проведению подобных занятий.
Язык художественного произведения.
Образ грозы в рассказах А. Платонова.
Цель: исследовать характерные стилевые особенности грозы Платонова, особенности использования языковых средств изображения при создании одного из ключевых художественных образов на примере рассказов «В прекрасном и яростном мире» и «Июльская гроза».
Ход урока.
Объяснение цели урока учителем.
У А. Платонова, как у каждого настоящего художника, свой «особый
платоновский» мир характеров, ощущений, запахов, красок, отношений живого с неживым, жизни со смертью, свой особый язык и стиль повествований.
Вот о языке рассказов А. Платонова мы и поговорим, остановившись на двух , уже прочитанных на уроках литературы рассказах- «В прекрасном и яростном мире» и «Июльская гроза».
Перед нами стоит непростая задача: попробовать проникнуть в творческую лабораторию писателя, исследовать характерные особенности его прозы, использование его языковых средств, к которым прибегает он, создавая художественные образы.
Читая многие рассказы А. Платонова, часто не можешь избавиться от ощущения, словно пишет он об одном и том же. Да и сам писатель признается: «Мои идеалы однообразны и постоянны».
Попробуйте обнаружить общее в сюжетных линиях, художественных образах выбранных нами рассказов.
На картинах грозы в том и другом рассказе мы сосредоточим свое внимание.
II. Проверка результатов домашнего задания.
(Сравнить эпизоды в рассказах, попытаться обнаружить в низ сходные черты)
Работа с таблицей.
«Машинист Мальцев»
«Июльская гроза»
1)…безмолвная земля
2)свирепые раздраженные молнии
3)работа грозы
смирные, изработавшиеся тучи
4) до самого содрогнувшегося сердца боль в сердце отошла
…молчаливая рожь росла тихо
раздраженный свет молний
дождь пахал поле
дождь дальше сам копал им яму
листья деревьев и трав, уморившись, висели спящими…
гром не успевал доходить сюда, уморившись в дороге
задохнувшись от угара, она почувствовала боль в сердце
К какому выводу мы придем в результате наблюдений?
Вывод: сюжетная схожесть находит свое отражение и в языке, Возникают похожие образы, используются одинаковые (постоянные) или очень близкие по смыслу, синонимические эпитеты, сравнения.
Язык и стиль А. Платонова – важнейшие носители его мировоззрения, его философских идей. Мировоззрение писателя пронизывает все повествование, его языковую и стилистическую связь, вплоть до тончайших оттенков, словосочетаний и речевых оборотов.
III Исследование текста рассказа Платонова.
1. Философские размышления писателя находят свое отражение в переплетении полярных смысловых линий, лирического и трагического мотивов, в том числе и пейзажных зарисовках. Отсюда контраст, противопоставление – один из важнейших стилевых приемов организации прозы А. Платонова.
Какие противопоставления, примеры контраста каких понятий можно обнаружить в зарисовках грозы в рассказе «Июльская гроза»? (Жизнь-смерть, земля-небо, свет-тьма), Приведите примеры из текста.
молния, ужалившая землю
молния убила одинокое дерево
Дерево вспыхнуло синим светом, точно оно расцвело, а затем погасло и умерло, и молния тоже умерла в дереве
молния, убив дерево, сама не умерла, но прошла через корни дерева в кузницу и снова стала огнем.
идет туча и сверкает гроза, которая ищет землю, чтобы убить дерево и зажечь их старую избу в колхозе
шла страшная, долгая ночь, в ней можно умереть
хлеб, первое добро в жизни, чем держится человеки др.
Вывод: грозовое небо несет в себе смерть, от земли исходит свет жизни, добра, защищающий детей; происходит борьба стихий.
2. Слово А. Платонова необычной концентрации, но при этом ононе тяжеловесно, а легко и внезапно Эта неожиданность открывается в быстром и новом соединении самых обычных слов, что делает фразу Платонова столь же законченной, как и сюжет целого произведения.
К каким художественным средствам изображения прибегает писатель, создавая образ грозы?
Прием изображения грозы, как работы, в которой участвуют все: и молния, и дождь ,и ветер, и рожь, растущая из земли, и сама земля, и небо, - ведет к обильному использованию глаголов в тексте рассказа.
Например, дождь. Какие глаголы используются автором, когда он рисует его действия, его работу? (Сеял, пахал, бил, катал и др.)
Можно выделить целые синонимические ряды, образованные глаголами, художественные действия.
Например, втер рожь склонял, пригибал, пригнетал.
Охарактеризуйте оттенки лексического значения глаголов, входящих в данный синонимический ряд.
Какие из них нейтральны, какие стилистически окрашены?
Гнести – давить тяжестью, жать, сжимать, приводить в подавленное состояние, вызывать тягостное чувство.
Неожиданность смысла в быстром и новом сочетании самых обычных слов.
Пустой – ничем не заполненный.
Дождь вдруг перестал идти, но ветер дул по-прежнему, набравшись силы в пустых местах полей.
…неподвижно висели серые облака, опустившие из себя длинные волосы ливня, сдуваемые бурей в пустую сторону.
Приведите примеры необычного звучания, строения фраз, встретившихся вам в тексте.
Проанализируйте с точки зрения синтаксического строения текста отрывок из рассказа «Июльская гроза»:
3. Что можно сказать о насыщенности синтаксическими конструкциями текста.
IV. Лингвистический эксперимент.
Самое сложное – проникнуть в особенности стиля писателя. Проделанная работа позволяет провести стилистический эксперимент.
Перед вами текст (отрывок рассказа), в скобках – слова, в том чисмле и те, которых в рассказе нет. Ваша задача – выбрать принадлежащие перу писателя. Сравнить с оригиналом.
V. Сообщение результатов исследования.
К каким же выводам, наблюдениям вы пришли в результате нашего исследования? Что вы можете сказать об особенностях языка и стиля А. Платонова?
Язык и стиль тесно связаны с мировоззрением писателя. Сходство
сюжетов, образов ведет к сходству в языке и стиле изображения.
2. Один из примеров построения прозы А. Платонова – контраст. Чаще всего это связано с размышлениями писателя о жизни и смерти.
3. В создании художественных образов самые разные средства изображения: эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры. Как традиционно нейтральные, так и неожиданные.
4. Язык А. Платонова необычен, неожиданен. Новое сочетание самых обычных слов, необычность построения фраз.
5.Насыщенность, необычность языка находит свое отражение ив синтаксической организации текста.
VI. Обсуждение домашнего задания.
Высказывание А. Платонова «Высшее искусство заключается в том, чтобы посредством простейших средств выразить наисложнейшее» поможет выполнить домашнее задание.
Выписать 4-5 предложений с обособленными уточняющими членами предложения. Проанализировать синтаксическую конструкцию этих предложений.
Лингвистическая миниатюра. Озаглавить самим.
Смысл и содержание размышления, выявить оттенки лексического значения слова «работать» в предложениях:
Давайте все трудом работать, и все живые будут. Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти жизнь работает.
Приложение.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Антошка увидел молнию, вышедшую из тьмы тучи и ужалившую землю. Сначала молния бросилось вниз далеко за деревней, но там ей было плохо или некуда было ударить, потому что молния подобралась обратно в высоту неба, и оттуда она сразу убила одинокое дерево, что росло посреди сельской улицы.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Но рожь все еще была (тихой, спокойной), ветер сюда (не долетел, не дошел, не добрался), и, может быть, все обойдется, может быть, (темная, злая, страшная) туча (растает, истратится, исчезнет) вся в дальнем месте, и (после нее, затем) откроется ясное прохладное небо.
Наташа приостановилась, послушала, как все было (тихо и спокойно, смирно и сонно) вокруг нее, как (сухо, тихо, неумолчно) (звенели, пели, стрекотали) кузнечики, утихая постепенно, потому что тень и тишина все более (обволакивали, покрывали) землю, землю, и кузнечики (полагали, думали, чувствовали), что наступает ночь, а затем Наташа пошла вперед (потихоньку, не спеша, помаленьку).