kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - исследования по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок содержит исследовательский материал и презентацию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК ИССЛЕДОВАНИЯ»






ОТКРЫТЫЙ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ


ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ



МОУ НИЖНЕБУЗУЛИНСКАЯ СОШ.









Учитель Завьялова Л.М.

































Тема . ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Н.В. ГОГОГОЛЯ.



Цели: помочь в формировании самосознания уч – ся в обретении позиции заинтересованности и ответственного участия в познавательной и творческой работе; повысить интерес к изучению художественной литературы; на примере 2 главы поэмы «Мертвые души» приоткрыть художественный мир Н.В.Гоголя.

Задачи: углубить понятийные представления о сатире, иронии, речевой характеристике героя произведения, роли портретной зарисовки в раскрытии характера героя; учить определять смысловые значения слов в контексте, видеть роль детали.


ПЛАН.

1.«Говорящие слова» во 2 главе поэмы «Мертвые души».

2. Роль портретной характеристики и вещного интерьера в характеристике Манилова.

3. Речевая характеристика как средство раскрытия духовной культуры Манилова.

4. Ирония как средство авторской характеристики героя.

5. «Цветовая гамма» поэмы «Мертвые души» и место Манилова в ней.


Оборудование : мультимедио, портрет Н.В.Гоголя, иллюстрация к поэме, съемный диск «Уроки в 9 кл» Кирилла и Мефодия.




Эпиграфы к уроку:

Гоголь был одним из самых удивительных, своеобразных мастеров художественного слова.

С.Машанский


Не существует сколько – нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе.

А.Н.Колмогоров








Ход урока.

.

1.Организационный момент.

2. Слово учителя. Мы завершили изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Сегодня еще раз обратимся к произведению, чтобы заглянуть в творческую лабораторию писателя., определить, какими средствами автор раскрывает образы помещиков. Тему урока рассмотрим на примере образа Манилова.

Исследователь творчества Н.В.Гоголя Машанский говорил: ( читается первый эпиграф).

Но у нас сегодня не простой урок, а урок исследования, в котором каждый может почувствовать себя литературоведом. Неслучайно ведь Андрей Николаевич Колмогоров сказал: ( читается второй эпиграф)

Поэтому перед нами еще одна цель – опробовать свои силы в поисково –исследовательской работе, в результате которой у вас в тетрадях должна появиться запись, какими художественными средствами Н.В.Гоголь раскрывает образ Манилова.

Слушаем первое исследование.

Мое внимание привлекло название деревни, которую искал Чичиков. Он спросил у мужиков ( фрагмент из фильма) Я подумал: «А почему Гоголь не остановился на названии Заманиловка, а назвал деревню Маниловка, а помещику дал имя Манилов?» Зная, что у Гоголя чаще всего слова бывают «говорящими», я решил доказать, что и Манилов говорящая фамилия. Она определенным образом характеризует героя. Вот что я узнал: Манилов от слова манить. В различных словарях так разъясняется его значение: (включаем мультимедио)

Ожегов С.И. Манить – маню, манящий; несов., кого (что).

1Звать, призывать, делая знаки рукой, взглядом и т.д. Манить к себе щенка.

2. перен. Прельщать, привлекать, соблазнять. Юг манит меня своей природой.

Краткий этимологический словарь под редакцией С.Г.Бархударова.

Манить. Восточно-слав. Образовано с помощью суффикса – ити от мани –«обман чувств»; производного посредством суффикса – на (ср. сторона, цена и др.) от исчезнувшего мати- «колебать, качать» Ср. марево, обман, маяк.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля дает еще одно значение слова: дразнить, обманывать,проводить, водить на посулах, дурачить.

Заманить – сов. кого (что). Привлекая чем – нибудь,завлечь. Завлечь врага в лоаушку.

А заманивать – то нечем. Что видит Чичиков, подъезжая к деревне? Какая панорама открывается его взору? « Деревня Маниловка…одно бревно» (цитату зачитывает). Вот и ответ.

А манить? Этимологический словарь точно дает ответ на поставленный вопрос. В.Даль добавляет. Сразу можно предугадать, каков человек Манилов.

Отличительная черта Манилова – неопределенность характера, праздная мечтательность и духовная немощь. Чичиков скажет о Манилове «ни то ни се ,черт его знает что»,то есть обман , марево.

Значит, в поэме «Мертвые души» Гоголь использует «говорящие слова».


Сообщение второе.


Работая над темой «Ирония в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», я пересмотрела ряд литературоведческих материалов, критических статей и учебников для средней школы, где говорится о Н.В.Гоголе как мастере слова.

Мое внимание привлекла статья Смирновой – Чикиной , где говорится, что Белинский соглашается с Гоголем в том, что не признает комического писателя «современный суд». Он явно имел в виду слова Гоголя в начале 7-ой главы поэмы.

Белинский писал:» Комизм, юмор, ирония не всем доступны, и все, что возбуждает смех, обыкновенно считается у большинства ниже того, что возбуждает восторг возвышенный. Чтобы понять комическое, надо стоять на высокой ступени образованности. И много времени пройдет, и много поколений выступит на поприще жизни, прежде чем Гоголь будет понят и оценен по достоинству большинством».

Понимаем ли мы Гоголя? Я хочу показать, какую роль играет ирония в изображении Манилова. Напомню значение слова ирония. В «Толковом словаре» С.И.Ожегова так определяется лексическое значение этого слова: ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.( смотрим мультимедио)

Сатира Гоголя часто окрашена иронией, она редко бьет в лоб. Смех Гоголя кажется добродушным. Но он никого не щадит. Ирония помогала писателю говорить то, что прямо говорить было невозможно.

Вчитайтесь внимательно в эти строки: « От него не дождешься никакого ….ничего не было».

Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда – то в армии он считался образованнейшим офицером. В сравнении с другими помещиками он в самом деле кажется человеком просвещенным. И опять – таки – все лишь одна видимость. Уединившись с хозяином в кабинете, Чичиков спрашивает его, давно ли подавались ревизские сказки и много ли с тех пор умерло крестьян. Манилов не в состоянии ответить на этот вопрос, и вызывает приказчика. Тот сообщает, что многие поумирали с тех пор. Манилов равнодушно соглашается:» Да, признаюсь, я сам так думал…именно очень многие умирали…точно, очень многие» Спокойно – благодушная интонация Манилова еще более подтверждает трагический подтекст всего разговора. Умерших крестьян так много, что Манилов и не упомнит всех! Вот в каком свете предстает этот голубоглазый, приятный, добрый помещик.

А в рассуждении Гоголя о том, что у всякого есть свой задор, ирония направлена вовсе не только против Манилова. В более широком смысле она адресована всему обществу. В самом деле, отказывая Манилову в каком – нибудь «задоре», писатель одновременно высмеивает ничтожность страстей и стремлений, присущих «обществу». У одного задор на борзых собак, у другого он в том, чтобы лихо пообедать и т.д..

Чичиков, уставший от бесконечных лирических излияний своего нового друга, решил перейти к делу и изложить суть »негоции». Здесь кульминация главы. И это одна из самых блистательных страниц «Мертвых душ». Наивный и благодушный Манилов, услышав предложение Чичикова, был чрезвычайно озадачен. Он подумал, не пошутил ли Чичиков, потом заподозрил своего гостя – не спятил ли он , не для красоты ли слога так «изволил выразиться». Признав свое бессилие постигнуть простой смысл мошеннического предложения Чичикова, он «совершенно успокоился», когда услышал, что предложенная гостем «негоция» соответствует «гражданским постановлениям и дальнейшим видам России»

Таким образом, Н.В.Гоголь в нашем представлении не только комический писатель, но писатель, изобличающий пороки помещиков – крепостников, в частности Манилова.

Цель моего исследования показать, что речевая характеристика – это средство раскрытия духовной культуры Манилова.

Индивидуальный характер речи – один из основных ее признаков. Речь осуществляется определенным лицом, передающим в ней свои мысли и чувства, для выражения которых по своему усмотрению выбирает слова и структурные выражения.

Манилов – это человек – сахар.( Смотрим фрагмент фильма из уроков Кирилла и Мефодия для 9 класса. Н.В.Гоголь) Приторно – сладкая приятность Манилова господствует над всеми его качествами. Отсюда и его обращение к жене: «душенька»,»Лизонька». В обращении супругов Маниловых друг к другу, детям присутствует и сентиментально – чувствительная фразеология, которая прикрывает убожество их жизни. Манилов выражается «изысканно» книжным языком.

Туманные фразы книжного философского характера особенно полно передают неопределенность, расплывчатость настроений Манилова и, при всем своем внешнем «глубокомыслии», абсолютно бессодержательны. Манилов все время пользуется такими витиеватыми выражениями, как «магнетизм души», «именины сердца».

Уподобляя Манилова «умному министру», Гоголь тем самым расширяет сатирический диапазон образа.

Речь Манилова раскрывает его характер. Праздная мечтательность и глупое прожектерство сочетаются в Манилове с духовной немощью. Перерабатывая текст второй главы, Гоголь настойчиво усиливает это ощущение. В первоначальной редакции Манилов говорит Чичикову:»Конечно…другое дело, если бы соседство было хорошее. Если бы, например, такой человек, с которым бы можно красноречиво поговорить о любезности, о хорошем обращении, о какой – нибудь науке, чтобы этак расшевелило душу, дало питательность и, так сказать, парение этакое…». В окончательной редакции здесь исчезли слова «красноречиво» и «питательность», но появились новые:» В некотором роде можно было поговорить о любезности, следить какую – нибудь этакую науку». Манилову не хватает слов, чтобы выразить свое сердечное расположение к Чичикову. Пустоты он заполняет словами- паразитами, не несущими никакой нагрузки. Но именно эти -то слова ярче всего оттеняют душевный склад Манилова. «В некотором роде», «какую-нибудь этакую» - подобными – словами – пустышками создается ощущение абсолютной пустоты этого сентиментального фразера, необыкновенно ярко передается умственное косноязычие этого представителя «первого сословия в государстве»

(Выступление пятое)

Свое самое главное произведение Н.В.Гоголь назвал «Мертвые души» и выразил в этом названии великую тайну своего творчества. Поэтому его поэма – одно из загадочных произведений литературы 19 века о внутреннем мире человека, о его душе, несущее в себе глубочайший нравственно – философский смысл.

Я хотел найти новые подходы к изучению поэмы, в частности к оценке образа Манилова. По совету Людмилы Михайловны я обратился к статье Дудко Н.П. «Что же представляет собой мысль Н.В.Гоголя в поэме «Мертвые души»? , которая была опубликована в журнале «Литература в школе» №9 за 2008г.

Наталья Петровна считает, что есть еще один прием раскрытия характеров – душ крепостников – это цветовая гамма поэмы: красный, зеленый, желтый, черный, синий и белый цвета.

Цвет получает в народной традиции символическую трактовку. Символика каждого из этих цветов неоднозначна. С автором статьи нельзя не согласиться.

Ноздреву соответствует красный цвет, Коробочке – желтый , Собакевичу – синий , Плюшкину – белый , Чичикову – черный ,а Манилову- зеленый.

Почему именно зеленый? В славянской мифологии зеленый цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, несет разнообразное символическое значение. В то же время зеленый цвет – атрибут «чужого пространства, где обитает нечистая сила: в южно – славянских заговорах «на зеленую гору»,»зеленое дерево», «зеленую траву» изгоняются злые духи. Зеленый цвет характеризует персонажей народной демонологии: зеленые волосы у лешего, русалки, водяного. Одновременно зеленый цвет – знак разложения и плесени. Осирис , бог умирающей и воскрешающей природы, изображается зеленым. Это цвет эльфов, а значит – цвет непослушания и проказ. Это символ молодости, незрелости, наивности. А отличительная особенность Манилова – неопределенность его характера, праздная мечтательность. Поэтому можно согласиться с Натальей Петровной Дудко: Н.В.Гоголь использовал цветопись для раскрытия образов в поэме «Мертвые души».


Заключительное слово учителя, подведение итога урока.


Итак, мы прослушали ваши небольшие исследования. Какими же приемами пользовался Н.В.Гоголь, чтобы раскрыть характер Манилова? Какие записи вы сделали в тетрадях?

- «Говорящие слова»;

-речевая характеристика;

-портрет и вещный интерьер;

- типологизация;

-ирония;

- цветовая гамма.


Показ последнего слайда.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.


Дома вам предстоит продолжить наблюдения. Предлагаю написать сочинение на одну из тем:

1.Гоголь – мастер слова.

2. Есть ли среди помещиков- героев произведения Н.В.Гоголя живые души?


Просмотр содержимого презентации
«к уроку -исслед по мертвым душам»

Манить, маню, манишь, манящий; несов., кого(что).  1. Звать, призывать, делая знаки рукой, взглядом и т.п. Манить к себе щенка. 2. перен. Прельщать, привлекать, соблазнять. Юг манит меня своей природой.
  • Манить, маню, манишь, манящий; несов., кого(что).
  • 1. Звать, призывать, делая знаки рукой, взглядом и т.п. Манить к себе щенка.
  • 2. перен. Прельщать, привлекать, соблазнять. Юг манит меня своей природой.

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»

« Краткий этимологический словарь русского языка» под редакцией С.Г.Бархударова. Манить - вост.-слав. Образовано с помощью суффикса - ити от мани- «обман чувств», производного посредством суффикса – на ( ср. сторона, цена и др.) от исчезнувшего мати- «колебать, качать». Ср. марево, обман, махать, маяк.
  • « Краткий этимологический словарь русского языка» под редакцией С.Г.Бархударова.
  • Манить - вост.-слав. Образовано с помощью суффикса - ити от мани- «обман чувств», производного посредством суффикса – на ( ср. сторона, цена и др.) от исчезнувшего мати- «колебать, качать». Ср. марево, обман, махать, маяк.
Манить – 1. Звать, делая знаки рукой, взглядом и т.п.
  • Манить – 1. Звать, делая знаки рукой, взглядом и т.п.

2. перен. Влечь, прельщать, соблазнять.

«Большой толковый словарь русского языка» под редакцией Ушакова.

МАНИТЬ, МАНИВАТЬ кого, чем, куда, МАНУТЬ, МАНЫВАТЬ, звать знаком пальцев, кивая, мигая / звать лестью, посулами, обнадеживать, обещать; / дразнить, обманывать, проводить, водить на посулах, дурачить, / ждать, дожидаться, мешкать, медлить, / чудиться, видеться, мерещиться. Куда манишь? Птицу манят. Переманил кучера. Я долго манил тебя, да не дождался. Что манишь, чего дожидаешься?  « Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даль.
  • МАНИТЬ, МАНИВАТЬ кого, чем, куда, МАНУТЬ, МАНЫВАТЬ, звать знаком пальцев, кивая, мигая / звать лестью, посулами, обнадеживать, обещать; / дразнить, обманывать, проводить, водить на посулах, дурачить, / ждать, дожидаться, мешкать, медлить, / чудиться, видеться, мерещиться. Куда манишь? Птицу манят. Переманил кучера. Я долго манил тебя, да не дождался. Что манишь, чего дожидаешься?
  • « Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даль.
Заманить – сов. кого (что). Привлечь чем-нибудь, завлечь. Завлечь врага в ловушку. Завлечь в сети.
  • Заманить – сов. кого (что). Привлечь чем-нибудь, завлечь. Завлечь врага в ловушку. Завлечь в сети.

Ожегов С.И. « Толковый словарь русского языка.»

« Краткий этимологический словарь русского языка» под редакцией С.Г.Бархударова. Манить - вост.-слав. Образовано с помощью суффикса - ити от мани- «обман чувств», производного посредством суффикса – на ( ср. сторона, цена и др.) от исчезнувшего мати- «колебать, качать». Ср. марево, обман, махать, маяк.
  • « Краткий этимологический словарь русского языка» под редакцией С.Г.Бархударова.
  • Манить - вост.-слав. Образовано с помощью суффикса - ити от мани- «обман чувств», производного посредством суффикса – на ( ср. сторона, цена и др.) от исчезнувшего мати- «колебать, качать». Ср. марево, обман, махать, маяк.
Ирония,-и,ж,Тонкая насмешка выраженная в скрытой форме. Злая ирония.Ирония судьбы(странная случайность).Прил.иронический,-ая,-ое и ироничный,-ая,-ое,-чен,-чна.
  • Ирония,-и,ж,Тонкая насмешка выраженная в скрытой форме. Злая ирония.Ирония судьбы(странная случайность).Прил.иронический,-ая,-ое и ироничный,-ая,-ое,-чен,-чна.
Цветовая палитра произведения

Цветовая палитра произведения

Речевая характеристика Портрет и вещный интерьер типологизация ирония Цветовая гамма « говорящие» слова

Речевая характеристика

Портрет и вещный интерьер

типологизация

ирония

Цветовая гамма

« говорящие» слова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - исследования по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души

Автор: Завьялова Людмила Михайловна

Дата: 09.12.2018

Номер свидетельства: 489654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства