kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование на тему: «Мотив пути в творчестве А. С. Пушкина».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию урок-исследование на тему: Мотив пути в творчестве А.С.Пушкина. Данный урок можно проводить в 9 классе как завершающий урок по лирике Пушкина, можно в 10-11-х классах в ходе итогового повторения и подготовки к сочинению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование на тему: «Мотив пути в творчестве А. С. Пушкина».»

Предлагаю вашему вниманию урок-исследование на тему: «Мотив пути в творчестве А. С. Пушкина».


Как и любой урок-исследование, данный урок предполагает педагогическую деятельность учителя и организацию учебной деятельности учащихся.


Деятельность учителя начинается с постановки целей.


Учебные цели данного урока связаны с формированием и расширением умений учащихся анализировать художественное произведение ( стихотворное и прозаическое), сопоставлять эпизоды, соотносить отдельные произведения Пушкина с общим философским мотивом творчества.

Дидактическая цель урока: овладение элементами процедуры исследовательской деятельности.


Деятельность учащихся начинается с мотивации. Данный урок можно проводить в 9 классе как завершающий урок по лирике Пушкина, можно в 10-11классах в ходе повторения и подготовки к итоговому сочинению. Следовательно, личностно-значимой мотивацией будет подготовка к экзамену.


Значимость темы : Пушкин – неотъемлемая часть русской культуры и русского национального самосознания.

Историко-литературная мотивация: философские размышления о жизненном пути человека – вершина творчества Пушкина.


Далее учитель приступает к планированию учебной

деятельности учащихся.


  • Прежде всего, ставится проблема: Чем важен мотив дороги для поэта?


Тема дороги - одна из важнейших не только в русской, но и в мировой литературе. Образ странника, путешественника, мысль о начале и конце пути, о том, как не потеряться и не потерять важное в себе, а, может быть, и обрести нечто, мысли о спутниках и о попутчиках, о потерях и находках, об открытиях... - все эти представления и размышления очень давно стали соотноситься с темой жизни человеческой, с образом дороги как жизненного пути. А значит, тема дороги выводит к размышлениям о смысле человеческого бытия.

В творчестве А.С.Пушкина, кроме известных вам тем свободы, дружбы, любви, судьбы поэта, рано появляется мотив дороги, пути. Этот мотив проходит через все творчество Пушкина, претерпевая изменения в связи с возрастом самого поэта и выводя нас на понимание его философской лирики.

  • Далее проясняются неясные вопросы

А) Что такое философия, философская

лирика?

Б) Какие ассоциации вызывают у вас слова

путь, дорога, распутье? ( движение,

стремление, поиск, дорога жизни, судьба,

пространство, перемены, выбор)


  • формируется гипотеза исследования: Как соотносятся образы дороги и духовного пути в творчестве А.С.Пушкина?

  • Далее учитель подбирает дидактический материал для исследования и организует групповую работу класса.

В данном случае работают 5 групп. Каждая группа получает материал для исследования и задания.


Общее задание: Чем важен мотив дороги для поэта? Что приобретает или утрачивает герой в пути, из-за чего?


- Получить раздаточный материал.

- Обсудить его в группе.

- Выполнить задания.

- Сформулировать выводы.

- Подготовить сообщение.


После выступления каждой группы учитель подводит учащихся к выводам.


1 группа

работает с о стихотворением «Телега жизни»(1823)


Вопросы, на которые должны найти ответы учащиеся, связаны с восприятием, настроением, ощущением, состоянием лирического героя, с образами данного стихотворения, с анализом идейного смысла, с осознанием того, куда ведет путь (дорога)героя и куда приводит, с аллегорическим смыслом произведения.


1. Какие ощущения и в зависимости от чего передает автор в стихотворении?

2. Как соотносятся образы дороги и жизненного пути в данном стихотворении?

3. Что приобретает или утрачивает в пути лирический герой стихотворения?

4. Каким чувством пронизано стихотворение? Почему?

5. Какую роль в понимании идейного смысла стихотворения играет образ ямщика? Кто гонит лошадей?

6. Что влияет на изменение состояния героя во время движения?

7. Куда ведет путь лирического героя и к чему приводит?

8. В чем заключается аллегорический смысл стихотворения?


Вывод. Очевидно соотношение внешнего и внутреннего сюжетов. Поездка на телеге - аллегорическое изображение человеческой жизни. Образ приземленный ( телега, а не, например, карета). Речь и о себе - местоимение "мы". Ирония по отношению к человеку, к самому себе - из-за чего? От безысходности? Оттого, что человек - несовершенное существо? От того ли, что он пассивен? (Проговаривается аллегорический смысл сюжета. Восприятие времени различается в разные сроки жизненного пути... Отмечена особенность ритма и звукописи - стук тележных колес.


Группа 2

стихотворение " Зимняя дорога" ( 1826)


1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

2. Какую роль играет в стихотворении образ ямщика?

3. Что движется в стихотворении?

4. Каково состояние лирического героя?

5. Каково восприятие мира лирическим героем?

6. Какова роль пейзажа в стихотворении?

7. С чем связана печаль лирического героя?


Вывод. Время - непрерывность, бесконечность, полночь. Движение - плавное скольжение саней. Некоторое однообразие движения передают и повторы, а еще "колокольчик однозвучный". "Сквозь волнистые туманы"- путь луны. Состояние - ожидание и скука (тоска), печаль (отсюда печальные картины), одиночество. Печаль связана с разлукой. Чувствительная душа героя стихотворения проявляется в особенности восприятия внешнего мира. Но есть цель, направленность ожидания. Песня как жизнь. Движутся (проходят свой путь) герой стихотворения, "тройка борзая" и ямщик, луна, время. Ещё - мысль героя, обращенная в будущее.


Группа 3

стихотворение "Бесы" ( 1830 )


1. Чем напоминает сюжет данного стихотворения "Зимнюю дорогу"?

2. Какова роль образа ямщика в стихотворении?

3. Что движется в стихотворении?

4. Каким настроением проникнуто стихотворение?

5. Какие глаголы передают состояние героя, его ощущения?

6. Какую роль в стихотворении играют картины природы?

7. Какое чувство рождает мрачную картину жизни, образ бесов?

8. Как путь сквозь вьюгу соотносится с жизненным путем?

9. Какую роль играют образы бесов? Что олицетворяют?


Вывод. Внешне сюжет напоминает "Зимнюю дорогу", если б налетела вьюга. Состояние вьюги, стремительного движения рождает ощущение напряженности, даже жути, опасности (заблудиться, сгинуть). Множество глаголов движения, лексических повторов. Пушкин описал состояние души, в котором человек может потерять себя. Мрачное состояние природы соотносится с состоянием героя. Отчасти мрачная картина мира страхом и рождается (образы бесов). Путь сквозь вьюгу можно понимать и как жизненный путь (как в "Телеге жизни"), на котором можно сбиться с дороги. Тут пригодился бы вожатый (вспоминаем "Капитанскую дочку"). А может быть, бесы - это желания, они-то и сбивают человека с пути?.. Бесы активны, страшны, но движение продолжается, а они остаются в стороне.




Группа 4

стихотворение "Элегия" (1830 )


1. Какой смысл у слова "путь" в данном стихотворении?

2. Каким настроением проникнуто стихотворение?

3. К чему стремится лирический герой стихотворения? Как он воспринимает течение

жизни?

4. Каково ощущение будущего лирическим героем?

5. Что самое ценное на жизненном пути, по мнению автора?

6. Какой характер приобретает путь героя в данном стихотворении?


Вывод. Путь здесь - только жизнь. Тяжесть, печаль, уныние, "безумных", "угасшее", "труд и горе" - один ряд состояний ("смутное похмелье"). Другой ряд связан не со словом "веселье", но он противостоит первому: "не хочу умирать", "мыслить и страдать", Наслаждение, гармония, слезы, вымысел, улыбка, любовь. Мудрость лирического героя - стремление к гармонической жизни. Мотив печали - она не преодолевается, а совмещается с другими состояниями ("закат печальный").

Путь по морю (житейскому), движение волнообразно. Страдать - в одном ряду с мыслить, это и странно и возвышенно. Может быть, это условие творчества? Таким образом, среди самого ценного на жизненном пути - живое чувство, пусть и горькое, способность мыслить, творчество и любовь. Ради этого стоит продолжать путь ( чтоб - союз со значением цели).


Группа 5

фрагменты из повестей "Метель" и "Капитанская дочка"


1. Определите особенности композиции эпизодов. Чем обусловлено их сходство?

2. Пронаблюдайте за психологическим состоянием героев в эпизодах?

3. Как ощущают себя персонажи в пространстве и во времени?

4. Определите место и значение данных эпизодов в судьбе героев каждого из произведений.

5. Какова роль образа дороги в мироощущении героев?

6. Определите аллегорическую роль метели в данных эпизодах.



5. Ответы на вопросы и корректировка


1. Почему герою Пушкина часто сопутствует буря?

2. Что вкладывает Пушкин в слово "путь"?

3. Каково значение образов природы в произведениях Пушкина?

4. В каких ещё произведениях Пушкина возникает тема дороги и с какими мыслями она связывается? ( "Руслан и Людмила" - витязь на распутье, "Товарищам","19 октября",

"Пророк", "Поэту", "Дорожные жалобы").

5. Как соотносятся образы дороги и духовного пути человека?

6. Как проявляется отношение автора к своему духовному пути? Как он воспринимает течение жизни?

7. Куда ведет путь в творчестве Пушкина и к чему приводит?


6. Обобщения, выводы.


Почти все стихотворения Пушкина, которые условно можно заключить в цикл под названием "Мотив пути", пронизаны завыванием ветра, метели, бури. Почему?

Что такое путь? Когда (вероятнее всего) писал поэт о дороге? Во времена значительных душевных переживаний. Нередко, а точнее - почти всегда буря внешняя является не чем иным, как отражением бури душевной.

Путь для Пушкина - это не только реальная дорога, но и нравственные искания и изменения состояния души. На этом пути героя сопровождают бури. Он приходит к распутьям. Ему сопутствуют встречи и разлуки, он испытывает радость волнение, страх и усталость.

Путь для Пушкина также и жизнь человеческая вообще. Образ времени-ямщика проходит через многие произведения. Духовный и "дорожный" пути соотносятся через сложные аллегории и метафоры.

Изображение природы помогает передать настроение героя, его душевное состояние. Человек воспринимает окружающий мир через прозрачную оболочку души, и его чувства отражаются во внешнем мире.

Вот какое небо в стихотворении "Зимняя дорога" - "Сквозь волнистые туманы пробирается луна". В "Бесах" оно совершенно иное: "Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий...". Так же контрастны чувства. В первом стихотворении печаль, тоска, во втором - возбуждение, страх . Особенно велико различие образов бури. Она передает особенное напряжение души. Но этот образ иногда приобретает значение судьбы. Именно снежная буря сыграла решающую роль в жизни героев "Метели" и "Капитанской дочки".

Образы природы - среди самых важных элементов произведений А.С.Пушкина, в которых возникает мотив пути. Они помогают понять героя, а значит, самого поэта.


Заканчивается урок анализом процесса исследования и самооценкой.

7. Самооценка. Анализ процесса.


- Какие задачи вы решали для себя во время работы? Что оказалось для вас неожиданным? Что - важным?


Мы пытались научиться понимать философскую лирику Пушкина - видеть не только эпический сюжет, но и лирический, не только детали пейзажа, но и душевные переживания героев Пушкина. Ведь, как сказал Борис Пастернак, "Неслыханная простота" пушкинской лирики "всего нужнее людям, но сложное понятней им".









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-исследование на тему: «Мотив пути в творчестве А. С. Пушкина».

Автор: Смбулян Лолита Грантовна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515386


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства