kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок- исследование: «Кто же такой Чичиков: «плут», «подлец» или «сильная личность»?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

               Развить у обучающихся набор компетенций, обеспечивающих им готовность к самостоятельному поиску, анализу необходимой информации.

Задачи урока:       

            -  систематизировать теоретические знания;

            -  развивать у обучающихся познавательный интерес;

            -  развивать творческое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Урок- исследование: «Кто же такой Чичиков: «плут», «подлец» или «сильная личность»?»

ГАПОУ СО «Кировградский техникум ПТС»















Урок- исследование:

«Кто же такой Чичиков: «плут», «подлец» или «сильная личность»?

















Разработала: преподаватель русского языка и

литературы первой квалификационной категории

Крашенинникова Л.А.





2019 г.





Цели урока:

Развить у обучающихся набор компетенций, обеспечивающих им готовность к самостоятельному поиску, анализу необходимой информации.

Задачи урока:

- систематизировать теоретические знания;

- развивать у обучающихся познавательный интерес;

- развивать творческое мышление;

Ход урока

Преподаватель.

Интерес к Чичикову, главному герою поэмы Гоголя «Мертвые души», не ослабевает и в настоящее время.

В чем же притягательность этого образа? Почему с момента выхода поэмы в печать вокруг нее не затихают споры? Ответ на этот вопрос кроется в высказывании молодого Чернышевского: «Этот характер самый трудный».

В сознании многих читательских поколений сталкивались и спорили между собой и впечатления разные, и чувства противоположные.

Чем же объяснить неоднозначность оценки главного героя поэмы читателями?

Причина кроется в авторской характеристики Чичикова. С одной стороны, Гоголь называет его подлецом: «Нет, пора, наконец, припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!» И в той же главе звучит иная характеристика: «Что он не герой, исполненный совершенства и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение – вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых дел…»

Сегодня мы посмотрим на Чичикова глазами разных людей: литературоведов, героев поэмы, глазами современного читателя и, конечно же, глазами самого автора.

Как же трактуют образ Чичикова литературоведы?

Обучающиеся.

В.Ф. Переверзев: «Чичиков – самый синтетический тип Гоголя. В нем связались в один узел и Манилов, и Собакевич».

В.В. Кожинов: «Чичиков по-настоящему сильная личность…»

П. Вайль: «Заурядность, серость Чичикова… ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями. Чичиков знает одну цель – деньги».

С.И. Машинский: «В эпопее с «Мертвыми душами» наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…»

В.В, Набоков: «Дурак… глупостью было торговать мертвыми душами у старух и Ноздрева».

М.Б. Храпченко: «Одно из качеств Чичикова – способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера».

А.И Герцен: «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут».

И.П. Золотусский: «Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлетов и падений состоит жизнь плута – таков уж закон. Но все же, но все же…»

А.А. Антогольский: «Книга называется «Мертвые души». Первая из этих мертных душ есть сам Чичиков…Чичиков остается неопределенностью в глазах читателей, мембраическим знаком, по которым можно разуметь и нулевое значение – значение мертвеца».

В.Г. Маранцман: «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже «мертвая душа». Ему недоступна «блистающая радость жизни».

В. Зеньковский: «Основная тема, которую Гоголь прослеживает в Чичикове, - захваченность его души богатством. Эта захваченность богатством, эта вера, что нет других реальных точек опоры в жизни, и есть типичная черта современности, ее движущая сила».

Преподаватель.

Итак, Чичиков в понимании критиков «плут», «синтетический характер», «заурядность», «дурак, способный к мимикрии», «делец», «приобретатель» - и совсем противоположная точка зрения: «сильная личность». Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения.

Послушаем тех, у кого Чичиков покупал мертвые души. Давайте зачитаем эти характеристики.

Обучающиеся.

Манилов с восторгом отзывается о Чичикове. Коробочка считает его плутом. Разброс мнений о Чичикове у Ноздрева чрезвычайно широк: от шпиона до Наполеона.

Собакевич с уважением думает о Чичикове как о большом мошеннике. Плюшкин по глупости и жадности своей благодарен Чичикову.

Губернатор считает Чичикова благонамеренным человеком. Такого же мнения и остальные, в том числе дамы города NN, которые до поры до времени все были в восторге от Чичикова.

Преподаватель.

Таким образом, Чичиков произвел на всех приятное впечатление. Значит, Чичиков – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Герцен назвал 2мертвыми душами», а Гоголь – «небокотителями»!

В.Г. Марацман считает, что Чичиков родствен мертвым душам, является их зеркалом, поэтому производит на них приятное впечатление.

Что сближает Чичикова с помещиками?

Обучающиеся.

Чичиков чем-то похож на каждого из них. В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка, копит в мешочек деньги. Еще во время учебы в училище, когда набралось до пяти рублей, он мешочек зашил и ста копить в другой. Или вспомним еще шкатулочку. Чего там только нет: и сорванная с тумбы городская афишка, и приглашение на свадьбу, и театральный билет, и похоронный билет, и какие-то записочки, счетца. В собирании всякого храма он не уступает Плюшкину. Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну а солгать Чичиков способен не хуже Ноздрева.

Таким образом, Чичиков является «собирателем» отрицательных черт всех помещиков.

Преподаватель.

Чем же отличается Чичиков от помещиков?

Обучающиеся.

У Чичикова есть прошлое. В отличие от помещиков, прошлая жизнь Чичикова вся проходит перед нами. Это и «кисло-неприятное» детство, и первые уроки бережливости, и годы учения, годы службы в казенной палате и на таможне, до той минуты, когда Чичикову пришла мысль о приобретении мертвых душ.

Чичиков, в отличие от помещиков, размышляет, пытается проанализировать свои поступки.

Характер Чичикова изменяется. Мы видим, как от события к событию в нем растет жажда наживы. Чичиковым «не овладело скряжничество и скупость. «В нем не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками… чтобы вкусить потом то, ради чего береглась копейка».

Преподаватель.

Таким образом, Чичиков, в отличие от помещиков, наделен волей, энергией, у него есть цель, к которой он, преодолевая преграды, неустанно стремится. Терпеливо, упорно он преодолевает служебные барьеры, постепенно поднимаясь по служебной лестнице.

Какие качества Чичикова способствовали его карьерному росту, а следовательно, и обогащению?

Обучающиеся.

Умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать «дело», приносящее прибыль. Практичность, изобретательность, целеустремленность.

Знание человеческой психологии. Чичиков очень легко перевоплощался от одной манеры поведения к другой. Главная сила его воздействия заключалась в умении найти к каждому лицу, в котором он заинтересован, свой особый подход. Чичиков отлично знает, что может произвести сильное впечатление на Манилова, что ему особенно нравится, и потому не скупится на душевные излияния: «Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? А за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке! – Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу». Чичиков быстро разгадывает сущность характера Коробочки и потому действует весьма развязно и бесцеремонно. Иных отношений, кроме «приятельских», Ноздрев не признает, и Чичиков ведет себя так, как будто они с Ноздревым старые, закадычные приятели. Ноздрев разговаривает с ним на «ты». Тем же отвечает ему Чичиков.

Умеет произвести приятное впечатление. Появляясь в губернском городе под видом помещика по своим надобностям, Чичиков быстро не только входит в «избранное общество», но и завоевывает всеобщие симпатии. Он умеет показать себя человеком хорошего светского тона. Чичиков очаровывает окружающих тонкостью своего общения, учтивостью. Оказываясь в новой обстановке, в любой среде он сразу же приобретает ее цвет, ее окраску, всюду становится «своим» человеком. Печать какой-то обтекаемости лежит и на его внешнем портрете: «В бричке сидел человек, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж не так чтоб молод».

Преподаватель.

Итак, в Чичикове есть все, что требуется этому миру, что способствует карьерному росту, ведет к обогащению. Получается портрет интересного делового человека.

Почему автор все же называет Чичикова подлецом?

Чтобы это понять, нужно посмотреть, на что направлена вся эта его энергия, какова цель жизни.

Единственная цель – деньги. Все средства для достижения цели хороши: спекуляция (во время учебы в городском училище нашел способ приращения копеечки, а именно – пустился на спекуляции), угодничество (сумел своим кротким поведением войти в доверие к школьным наставникам), предательство (по отношению к бедному учителю: отказывается помочь ему, когда тот попадает в трудное положение), обман (в истории с дочерью повытчика он путем обмана достигает цели: сам становится повытчиком), взяточничество (взятки не брал, но все дело оборачивал так, что заставлял их платить «подати» во много раз больше, чем это было принято миром чиновников), казнокрадство (пристроился в комиссию для построения какого-то казенного строения», но деньги шли не по назначению), махинации (затевает аферу с мертвыми душами). Отцовское наставление: «А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете» - «заронилось глубоко в душу», пошло впрок.

Сопоставив бездуховность Чичикова с красивой упаковкой, в которой подается, мы увидели: перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы.

Итак мы переходим к следующему спорному вопросу: :Наделяет ли Гоголь главного героя живыми человеческими чувствами?

И на этот вопрос критики отвечают по-разному. Поэтому мы снова обратимся к тексту поэмы и попытаемся обосновать их точки зрения.

Первая группа, опираясь на текст поэмы, будет доказывать, что человеческое чувство не чуждо Чичикову. Вторая группа, ссылаясь также на текст, будет доказывать обратное.

Первая группа.

На наш взгляд, автор наделяет Чичикова живыми человеческими чувствами. Доказательством этого являются два эпизода: сцена встречи с блондинкой на дороге и сцена на балу. В момент встречи с блондинкой Чичиков ведет себя необычно для такого прозаического, расчетливого человека: он настолько очарован молоденькой незнакомкой, что «глядел на нее несколько минут, не обращая никакого внимания на происшедшую кутерьму между лошадьми и кучерами». Или другое доказательство-цитата: «Во все продолжение этой проделки Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз заговорить с нею, но как-то не пришлось так». Мы видим, что встреча с блондинкой разбудила в Чичикове чувства, которые он ранее не испытывал.

Вторая группа.

Мы не согласны с тем, что в Чичикове проснулось чувство любви. Обратите внимание на то, о чем рассуждает Чичиков, когда экипаж блондинки скрылся из виду: «Славная бабешка!...нет еще ничего бабьего…из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выдет дрянь… ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из нее мог бы выйти лакомый кусочек».

Не может человек, влюбившись, так рассуждать. Мы считаем, что о любви Чичикова к незнакомке не может быть и речи. Его интересует, прежде всего, приданое. Чичиков в этой сцене все тот же, прежний: расчетливый, способности любить.

Первая группа.

В данном случае, наверное, можно согласиться с мнением второй группы, что о любви говорить рано. Но ведь Чичикову суждено было во второй раз пережить эти ощущения. И притом острее, по-новому. Посмотрите, как ведет себя Чичиков на балу у губернатора, когда перед ним предстает знакомая блондинка: «Герой наш… остановился вдруг, будто оглушенный громом… Чичиков та смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова, и пробормотал черт знает что такое, чего бы уж никак не сказал ни Гремин, ни Звонский, ни Лидин». Кроме того, он вдруг потерял бдительность и на вопросы дам «отвечал решительным невниманием, и приятные фразы канули, ка в воду. Он даже до того был неучтив, что скоро ушел от них в другую сторону, желая повысмотреть, куда ушла губернаторша со своей дочкой»».

Вторая группа.

На наш взгляд, нельзя точно утверждать, что чувство любви вспыхнуло в главном герое. Ведь даже сам автор выражает сомнение по этому поводу: «Нельзя сказать, наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, - даже сомнительно, чтобы господа такого рода, то есть не так чтобы толстые, однако не то чтобы тонкие, способны были к любви». В этих словах – неверие автора в способность Чичикова любить.

Первая группа.

С этим можно согласиться. Действительно, автор выражает сомнение, но в то же время он пишет: «Но при всем том здесь было что-то странное, что-то в таком роде, чего он сам не мог объяснить. Вот это «что-то странное», может быть, и не любовь, но это истинное переживание. Даже автор не отказывает своему герою в истинном чувстве: «Видно, так уж бывает на свете; видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов».

Преподаватель.

Анализ данных эпизодов еще раз подчеркивает двойственность главного героя поэмы. С одной стороны, главный герой «осмотрительно-охлажденного характера», с другой – эти два эпизода прикрывают что-то неожиданное в персонаже: словно какая-то сила вырвала «на несколько минут Чичикова из потока пошлости и прозы, с которыми он был слит каждой клеткой своего существа». «Невзначай поднявши глаза, остановился вдруг… будто оглушенный громом». Таково поражающее действие красоты. Ее воздействию особенно подвержены люди душевно чуткие, впечатлительные. Красота губернаторской дочки поразила и Чичикова!

«Чичиков, конечно, не поэт», - говорит Гоголь. Его переживание несравнимо слабее и мельче. Кроме того, это редкие, исключительные минуты его жизни. Но эти минуты были! И это важно!

И эти необычные минуты в жизнеописании Чичикова, его способность откликаться на женскую красоту сверкают в первом томе как дальние предвестия будущего возрождения. Я говорю о замысле Гоголя провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзость к нравственному возрождению. Главный герой должен был, пройдя ад российской жизни, очиститься и переродиться.

И, как вы знаете, за девять дней до смерти Гоголь сжигает чистовик второго тома. Почему это случилось?

«Много, слишком много обещано, - писал Белинский, - так много, что негде взять того, чем выполнить обещание, потому что того нет еще и на свете».

А сейчас вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: «Кто же такой Чичиков: «плут», «подлец» или «сильная личность»? Запишите высказывание того литератора, чья точка зрения вам ближе. Выскажите свое мнение и обоснуйте его.

Обучающиеся.

Чичиков – делец, который успешно, никогда не стесняясь в средствах, ведет дела.

Чичиков – приобретатель, человек, стремящийся к приобретению вещей, ценностей, к обогащению.

Чичиков – предприниматель, предприимчивый и практичный человек.

Чичиков – подлец, подлый человек, негодяй.

Преподаватель.

Итак, прозвучали разные точки зрения. Мы видим, что Чичиков способен на живые человеческие чувства, но сознательно подавляет их, подчиняя всю свою жизнь приобретению, обогащению. Страсть к наживе захватила все его существо.

Чичиков – несбывшаяся надежда автора, тот, с кем Гоголь связывал светлое будущее России. Это человек с большими возможностями, хотя и «подлец».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок- исследование: «Кто же такой Чичиков: «плут», «подлец» или «сильная личность»?

Автор: Крашенинникова Людмила Анатольевна

Дата: 14.04.2019

Номер свидетельства: 506986

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства