kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра по литературе: М.М. Пришвин "Кладовая солнца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой разработке представлен урок- игра по произведению "Кладовая солнца"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по литературе: М.М. Пришвин "Кладовая солнца"»

Урок-игра по литературе на тему:

М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

Описание игры: игра проходит как викторина: ребята делятся на две команды

(«Ого-го!», «Ау-у!»), которые отвечают по очереди.

Оборудование:

• выставка книг писателей-натуралистов: Э. Сетона-Томпсона, М.М. Пришвина,

Д. Даррелла, Ж.-И. Кусто, Ю. Дмитриева,

и т.д. и журнальных статей, посвященных взаимоотношениям человека и природы;

• если есть возможность, продемонстрировать «Красную книгу» или хотя бы редкие и охраняемые виды растений и животных

• хорошо бы приурочить к викторине выставку рисунков, фото­графий или поделок на тему: «Природа и человек»;

• чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры;

• ветки разных растений (5-6);

Рисунки или фотографии животных, цветов, грибов.

Ход игры

Вступительное слово учителя (ведущего)

Приведу выдержки из выступлений писателей-натуралистов.

1. «Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшие правила садовод­ства. Из года в год повсеместно мы создаем пылевые пустыни и поощряем эрозию, сводя леса на нет и подвергая луга чересчур интенсивному выпасу, загрязняем промышленными отходами одно из наших глав­ных достояний - воду, плодимся. Мы настолько оторвались от при­роды, что возомнили себя богами. Такое мировоззрение никогда не приносило добра.

Спрашивая: «Какая мне от этого животного (леса, птицы, бабоч­ки и т.д.) польза?» - вы требуете, чтобы оно доказало свое право на жизнь, хотя сами еще не оправдали своего существования. Их будущее, само их существование - в наших руках.» (Д. Даррелл)

7. «Животные - не меньшие братья наши и не бедные родствен­ники; они - иные народы, вместе с нами угодившие в сеть жизни, в сеть времени; такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий.» (Г. Бестно)

• С начала современного летоисчисления полностью уничтоже­но, стерто с лица земли около 350 видов животных. Из них больше половины за последние 200 лет. Птицы, рыбы, насекомые и расте­ния гибли не сотнями, а тысячами.

• Международная Красная книга содержит названия более 500 (теперь уже и больше: это данные 1980-х гг.) видов, которым угро­жает полное исчезновение.

• За последние 200 лет безвозвратно утрачена почти половина существовавших на планете лесных массивов. А это кислород!

• Ежегодно в результате обычных морских перевозок, аварий и незаконного слива в море и океаны попадает около 600 тысяч тонн нефти - это 10 000 железнодорожных цистерн.

• Ежегодно от заболеваний, вызванных загрязнением воды, уми­рает свыше 5 млн человек, среди них 4 млн детей.

• Единственный контролер нашего с вами отношения к природе - наша человеческая совесть. Все мы - от малой былинки до человека - имеем равные права на существование.

Участие в уничтожении природы - начинается с безобидного, но бессмыслен­ного уничтожения бабочек, птиц, с калечения деревьев и захламления близлежащего сквера. Нельзя решить экологическую проблему одним взмахом руки. Но никогда не следует думать: «Это будет нескоро! Это не я виноват!»

Это уже происходит. На наших с вами глазах. И мы виноваты. Никто не требует от нас «великих подвигов», но не забывайте хотя бы об элементарной доброте, чистоплотности и порядочности, взаи­модействуя с природой.

Вопросы командам

1. С кем автор сравнивает Настю и Митрашу? (Курочка и мужичок-в-мешочке.)

2. Назовите фамилию ребят. Какое у ребят было хозяйство? (Веселкины, их хозяйство: корова, телка, коза, овцы, куры и поросенок.)

3. Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша? (Бондарное.)

4. Почему детей любили и уважали? (Они всем помогали, справ­лялись со своим хозяйством и были очень дружны.)

5. Какая самая-самая хорошая клюква? (Перезимовавшая самая сладкая.)

Первое задание - «черный ящик».

• В ящике находится изделие юного умельца Митраши. (Какой-нибудь предмет деревянной посуды.)

• В ящике то, о чем говорит Митраша: «Он верней друга.» (Компас).

• В ящике то, из-за чего Травка выбрала Настин след. (Хлеб.)

6. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»? (Ру­жье, компас, топор, манки.)

7. Что такое «палестинка»? Каково происхождение этого слова? (Палестинка в данном рассказе место, где росло много клюквы, во­обще -урожайное место; произошло от Палестины - «земли обе­тованной, благодатной, богоданной».)

8. Откуда в болоте холмы-борины? (Когда-то это было древнее море, сохранились возвышенности - холмы, покрытые высоким бо­ром, холмы были песчаные.)

9. Какое слово пытались выговорить все птицы в лесу? («Здрав­ствуйте/Доброе утро!»)

10. О каких птицах рассказывает нам автор? (О выпи, глухаре, тетереве, вороне, сороке, дрозде, журавле, куропатке, крякве, сне­гире.)

11. Какие два дерева стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа? (Ель и сосна.)

12. Отчего дети разошлись в лесу? (Они поссорились, выбирая дорогу: Настя хотела идти широкой проторенной, а Митраша -прямиком по компасу.)

13. Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися бра­том и сестрой? (Тетерев и ворон.)

14. Что случилось после ссоры и птичьей драки? (Нашли тучи и подул сильный ветер, словно природа была недовольна.)

15. Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? (Собака Травка после смерти хозяина.)

Второе задание - конкурс загадок. Его можно провести по-разному: предложить ребятам самим загадывать друг другу загадки о животных, растениях, рыбах и т.д., если же они затрудняются, то ведущий сам может загадывать загадки.

Варианты загадок:

Никто ее не пугает, а она вся дрожит. (Осина.)

Платье потерялось, пуговки остались. (Рябина.)

Сама холодная, а людей жжет. (Крапива.)

Стоят в поле сестрички - желтый глазок, белые реснички. (Ромашки.)

Мягок, а не пух. Зелен, а не трава. (Мох.)

Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

Без рук, без ног, на брюхе ползет. (Червяк.)

Днем молчит, ночью кричит. (Филин.)

Посередь деревьев кузницы куют. (Дятлы.)

Не птица, а летает. (Летучая мышь, белка-летяга, рыба.)

Желанный гость с далекого края под окном живет. (Ласточка.)

Вьется веревка, на конце головка. (Змея.)

Какая птица и какой цветок судьбу предскажут? (Кукушка, ромашка.)

Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)

Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед. (Вишня.)

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая черне­ет. (Смородина.)

Ниток много-много, а клубок не смотает, одежды себе не сошьет, а ткань всегда ткет. (Паук и паутина.)

Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызет. (Белка.)

Под соснами, под елками лежит клубок с иголками. (Еж.)

16. Кто такой Серый Помещик? (Волк.)

17. Что означают слова: «Собака скололась»? (Собака потеряла след, ходит по кругу.)

18. Что и почему автор назвал «Кладовой солнца»? (Болото с запасами торфа - горячее солнце было матерью каждой травинки, каждой ягодки; они, умирая, сохраняли солнечное богатство под водой, и торф достается человеку в наследство от солнца.)

19. «Земля стала как гамак». О чем пишет автор? (Тонкий слой корней, и трясина под ними.)

20. Что за старушки обитали на болоте? (Елочки, хилые, слабые, скрюченные.)

21. Как на болоте можно определить, где проходит тропа челове­ческая? (Тропа человеческая там, где густо растет трава белоус; человек, проходя, спускает воду в собственный след, и по обочине тропы, где становится посуше, трава белоус разрастается и ука­зывает путь.)

22. Как называлась елань, в которую попал Митраша? Как он туда попал? Что это такое? (Елань - самое топкое место, «омут в болоте»; «слепая» - потому что обычно ее видно, а эта хитро за­маскировалась»; Митраша шел напрямик через болото по компасу, елань он не распознал.)

23. Как ведет себя Митраша, оказавшись в болоте? (Тут же кла­дет ружье плашмя, опирается на него руками и головой и переста­ет двигаться; сначала он кричал, но перестал, понимая, что еще хуже себе делает.)

24. Отчего Настя про брата забыла? (Она попала на ягодное место.)

25. Какие еще дикие ягоды вы знаете? (Выигрывает команда, которая назвала ягоду последней.)

26. Какие звери встретились Насте и Митраше в лесу? (Лось, волк, змея, заяц.)

27. Кто из зверей на кого охотился? (Волк и лиса на зайца, волк на собаку.)

Третье задание - конкурс «Кто больше?». Команды по очереди называют рыб, зверей, растения и т.д. Проигрывает та команда, ко­торая остановилась.

28. Как Митраша выбрался из болота? (С помощью Травки, ко­торую он подманил к себе ласково, а потом ухватился за лапы, и она его выволокла.)

29. Как называли Травку дети? (Старым именем Затравка.)

30. Какую правду шепнул Антипыч перед смертью Травке? (Гео­логи спрашивали у старика: «Ты старше нас, где правда?» - «Знаю, — отвечал Антипыч, - соберусь помирать - вас не будет тут, я Травке своей перескажу». Речь шла просто о любви ко всему живому.)

31. Как окончил свою жизнь Серый Помещик? (Его случайно, стреляя почти в упор, убил Митраша, а собирался выстрелить в зайца.)

Четвертое задание - конкурс «Отгадай-ка». Ребятам предлага­ется рассмотреть веточки разных растений и отгадать их названия.

32. Почему Травка пошла с детьми? (Она решила, что это ее новый «Антипыч», хозяин.)

33. Кто рассказывает нам всю эту историю? (Геологи, изучав­шие Блудово болото и сжившие временно в той же деревне, что и дети.)

34. Как были использованы ягоды? (Настя отдала их в детдом эвакуированным из Ленинграда.)

35. Какой смысл, по-вашему, М.М. Пришвин вкладывает в название повести? (Он пишет о несметных богатствах, храня­щиеся даже в таких местах, как страшное Блудово болото. Нет в природе ничего «вредного, злого, глупого», все в ней соразмер­но.)

36. Какие черты характера нравятся вам в Насте и Митраше?

Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами учащиеся, активно принимавшие участие в игре




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок-игра по литературе: М.М. Пришвин "Кладовая солнца"

Автор: Снеткова Антонина Валерьевна

Дата: 05.12.2018

Номер свидетельства: 488955


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства