kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра. ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

интересное запоминающееся начало изучения предмета-  залог того, что в дальнейшем дети будут стремиться на эти уроки, что положительно скажется на их знаниях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра. ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ»


Урок-игра 11. ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ 

(II вариант)

Первый урок всегда очень важен. «Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт», — говорил герой мультфильма и был прав. Интересное, запоминающееся начало изучения предмета — залог того, что и в дальнейшем дети будут стремиться на эти уроки, что положительно скажется на их знаниях.


Цели деятельности учителя: реализовать подготовленные проблемные, творческие, игровые задания, способствующие актуализации знаний по литературе; формировать предметные умения по применению знаний в нестандартной ситуации, коммуникативные универсальные учебные действия (работа в команде); выявить уровень литературного развития учащихся, приобретенный в начальной школе. 
Оборудование: «маршрут движения» в виде табличек или картинок на доске, маршрутные листы для команд, распечатанные задания.

Для проведения этого урока потребуется помощь учащихся-экспертов, которым нужно подготовить ответы на задания. С этими учениками желательно встретиться заранее, чтобы они выбрали себе «станцию», сами выполнили задания, могли на уроке пояснить суть вопросов другим учащимся.


Ход урока

Урок начинается до звонка. Вход в класс — импровизированный турникет, входной билет — разгаданная загадка, которую выбирают из предложенных экспертом (см. Приложение к уроку). Рассаживаются по отдельным столам по 4—5 человек, всего 7 «городов»-столов, группы формируются заранее для экономии времени на уроке.


I. Организационная вступительная беседа. 

Учитель. Мы с вами в стране с красивым звучным названием — Литература. Как в любом государстве, в ней действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. Мы с вами знаем многих из коренных жителей этой страны и, путешествуя сегодня по городам этого государства, вспомним своих старых знакомых, чтобы в дальнейшем, на последующих уроках литературы, мы смогли легко завязать знакомство и подружиться с другими обитателями этой огромной и интересной страны. Прочитайте названия городов, где нам суждено сегодня побывать, они перечислены в ваших путевых листах. Порядок посещения — на ваше усмотрение, только не создавайте «заторов на дороге»! 
II. Групповая работа.

Задания приведены в нескольких вариантах, выбор — на усмотрение учителя.


Станция «Басни».

Задание 1.

Герои басен И. А. Крылова «перепутались». Наведите порядок, соединив линями героев одной басни.

• Ворона • Обезьяна

• Стрекоза • Лисица

• Зеркало • Крыша

• Орел • Муравей

• Мышь • Соловей

• Листы • Петух

• Кукушка • Корни

• Осел • Пчела 
Задание 2.

Прочитайте «басню»,все ли здесь верно!? Определите ее название. А может это герои не одного произведения? Назовите их

1) Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки —

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт.

Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,

И у кого, что силы стало,

В ушах у гостя затрещало —

И закружилась голова.

Всё пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

«Изрядно, — говорит, — сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно». 
2) Зубастой щуке в ум пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так прямо сказки!

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок».

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.


Станция «Крылатые слова»

Подберите к данным текстам подходящие «крылатые слова», взятые из басен; в качестве подсказки можно предложить варианты ответов, они приведены ниже.

1) Задиристый малыш повздорил с гораздо более сильным и рослым противником. Окружающие смеются: ________________________________________________________________

2) Перед баскетбольным матчем между школьными командами нападающий одной команды хвастался в раздевалке: «Да мы их шапками закидаем!» Его команда проиграла. Огорчённые товарищи бурчали: _________________________________________________________

3) Готовясь к школьному КВН, трое друзей, ответственных за подготовку программы, никак не могли выработать общий сценарий. Каждому казалось, что его сценарий самый смешной и самый умный. Так ничего и не сделав, они разошлись. Назавтра в школьной стенгазете появилась карикатура, изображавшая трех «режиссеров» в виде известных персонажей басни с подписью:__________________________________________________________________________

4) Вместо подготовки к контрольной работе Катя пошла на дискотеку и веселилась там весь вечер. Назавтра на контрольной по математике, обращаясь за помощью к соседям, она услышала:__________________________________________________________________________

5) Мальчик, не зная решения, исписал всю доску, пытаясь решить задачу. Наконец учитель написал на доске правильное решение и со словами: _____________________ отдал ему дневник с двойкой.

6) Мальчик очень боялся школьного дворника, усатого и длинного, как жердь, но, услышав однажды, как тот лебезит перед школьным завхозом, сказал себе: ___________________________________________________________________


• «Хвалилась синица море сжечь».

• «А ларчик просто открывался».

• «Ты всё пела? Это дело: так пойди же попляши!»

• «Страшнее кошки зверя нет».

• «Да только воз и ныне там».

• «Ай, Моська? Знать она сильна, что лает на слона!».


Станция «Лирика»

1) В стихотворениях изменен порядок слов, восстановите ритмический рисунок, указав слова, которые нужно поменять местами.


• Серебро, огни и блёстки, -

Из серебра целый мир!

В жемчугах горят березки,

Чёрно-голые вчера.


• Зима злится недаром,

Прошла её пора -

Весна стучится в окно

И гонит со двора.


2) Восстановите ритм стихотворений, зачеркнув лишнее слово. 
• Ночевала тучка золотая

На большой груди утёса-великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...


• Ещё в полях белеет старый снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и громко гласят...



3) Закончите стихотворные строчки, вспомнив произведение и подобрав правильную рифму. Назовите автора. 
• Зима недаром ___________

Прошла ее _______________ —

Весна в окно ______________

И гонит со ___________.


И все засуетилось,

Все нудит Зиму ____________ —

И жаворонки в небе

Уж подняли ____________ .


Зима еще ________

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза __________

И пуще лишь ______ …


Взбесилась ведьма ______

И, снегу захватя,

Пустила _________,

В прекрасное дитя…


Весне и горя мало:

Умылася в ________

И лишь румяней _________

Наперекор врагу.

• Белая береза

Под моим окном

Принакрылась ________

Точно ___________.


На пушистых ветках

Снежною________

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит береза

В сонной ________

И горят снежинки

В золотом ______.


А заря, лениво

Обходя кругом.

Обсыпает ветки

Новым _____________.


Станция «Пословицы».

1) Здесь перепутаны части пословиц (начало и конец), «Соедините» их.

• Делу время. • А спина виновата.

• Жгуча крапива. • А почешется и вор.

• Пусти козла в огород. • По-волчьи выть.

• Пословица не укор. • Да мир додумывает.

• С волками жить. • Потехе час.

• Дешево волк в пастухи • Да во щах пригодится.

нанимается. • Он всю капусту обдерет.

• Душа согрешила.


2) Найдите окончание пословицы, при этом сохраните её смысл и рифму.

• Злой плачет от зависти, • За копейку спляшем.

а добрый от_____________. • Горе.

• В болоте тихо, да жить там • Лихо.

_______________________. • Лешим слыть.

• Морских топит море, а су- • От радости.

хопутных крушит • День терять.

______________________ .

• И вашим и нашим

______________________ .

•В лесу жить —

______________________.

Когда ни умирать,

______________________.


3) Подберите к данным пословицам близкие по смыслу.

• С волками жить — по-волчьи выть.

• Своя рубашка ближе к телу.

• Свой свояка видит издалека.

• Не красна изба углами, а красна пирогами. 
♦ Рыбак рыбака видит издалека.

♦ Моя хата с краю — ничего не знаю.

♦ Как аукнется, так и откликнется.

♦ Встречают по одёжке, провожают по уму.


Станция «Сочини-ка»

1) Сочините стилизацию русской народной сказки по опорным словам, соблюдая ее композиционную структуру.



В некотором царстве, в некотором государстве жили-были

____________________________________________________________



И был(а) у них_________________________________________________ 

Вот однажды ________________________________________________ 

Идет он(а) по дороге, а навстречу _____________________________________ 

Говорит ____________________ такие слова: «__________________________». 

Идет ________________________ дальше - ___________________________ 

___________. Тут встречается ему (ей) ______________________________ 

_________ и спрашивает: «__________________________________________?» 

Отвечает _________________________________________________________: 

«_________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

Идет дальше, вдруг видит: __________________________________________ 

___________________________________________________, испугался (лась) и 

говорит: «_________________________________________________________». 

Долго ли, коротко ли, но пришел (ла) _________________________________ 

____________________________________________. А там чего только нет! 

__________________________________________________________________ 

Стали жить-поживать да добра наживать ____________________________ 

И там был __________________________________________________________ 
2) Прочитайте сказку Феликса Кривина. 

Научный спор

Калоша и Босоножка отличаются тем, что как только окажутся рядом, тотчас заводят ученые споры.

— Какой мокрый этот мир, — начинает Калоша. — Идешь, идешь — места сухого не встретить.

— Да что вы! — возражает Босоножка. — В мире совершенно сухо.

— Да нет же, мокро!

— Именно сухо!



Их споры обычно разрешает Комнатная Туфля.

— Коллеги, оставьте бесполезные споры. Мир бывает и мокрым ,и сухим: мокрым — когда хозяйка моет пол, сухим — все остальное время.


А теперь попробуйте сочинить сказку, где главные герои — самые обычные вещи. Например, портфель или карандаш, телефон и записная книжка. Пусть вам в этом помогут олицетворение и фантазия. 
Станция «Сказка».

Данный отрывок представляет собой «винегрет» из нескольких литературных произведений. Определите, из каких. Назовите авторов.


Вот Иванушка поднялся,

В путь-дорожку собирался,

Вынул хлеба ломоток

И поехал на восток.

Ночь настала; месяц всходит;

Поле все Иван обходит,

Входит с гуслями в шатер

И садится за прибор.

Царь-девица тут встает,

Знак к молчанью подает.

«Говори ты! Как не так!» —

Про себя ворчит дурак.


Станций больше, чем групп, это можно сделать для того, чтобы не было задержек «в пути». 
III. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. 

Учитель. У нас всё замечательно получилось! Вы вспомнили сказки, басни, стихи и пословицы, вы убедились, как здорово работать, когда рядом единомышленники которые трудятся с тобой в команде. Вы спорили, но и эти споры приводили к правильному решению. Если у вас остались вопросы, мы разберем их на следующем уроке (если есть время, то можно и на этом уроке) или вы прочитаете на стенде, правильные ответы туда поместят наши консультанты. 

Вопрос об отметках за работу на уроке учитель может решить следующим образом: если эксперт сам предварительно правильно выполнил задание и хорошо организовал работу на своей станции, то это, конечно, нужно оценить. Если команда слаженно работала и хорошо выполнила задание, то их «пятёрка» заслуженна. Если есть недочеты, то можно спросить у команды, хотят ли они получить «четверки»; подобный «либерализм» на данном этапе вполне возможен. Если есть команды, у которых не получилась работа, то желательно с ними поработать индивидуально, выяснить причины неудачи, объяснить непонятое, чтобы у детей не остался неприятный осадок. Если времени на оценивание не осталось, то это можно сделать на следующем уроке. 
Учитель. Ваше впечатление: у нас сегодня получилось то, что мы наметили? Конечно, и поэтому все вы получаете «путевки»-разрешения на изучение литературы в 6 классе.

В нашем пути нам потребуется учебник, тетрадь, чтобы фиксировать все «дорожные» наблюдения, и, конечно, огромное желание не просто получать знания, а делать это с удовольствием.

Домашнее задание будет продолжением сегодняшнего урока. На с. 4 вашего учебника есть вопросы. Чем больше вы вспомните, тем интересней будет всем нам на следующем уроке. В своих дневниках поставьте маленький плюсик напротив сегодняшнего урока, если вы считаете, что сегодня вы хорошо поработали и внесли свой вклад в успех команды; если это не так, то подумайте, почему не получилось. Запишите задание на следующий урок: с. 4, вопросы 1, 2, 6, 9. Если захотите, то можно попробовать ответить и на другие вопросы, предложенные на этой странице. 
Домашнее задание: самостоятельно прочитать вводную статью учебника (с. 3); работать с вопросами и заданиями (с. 5—6). Индивидуальные задания к следующему уроку (в зависимости от выбора учителя одно произведение из вариантов проведения урока). 
Приложение 

Загадки для начала урока

1) Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью.) 
2) Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.) 
3) В поле — метелкой,

В мешке — жемчугом. (Зерно.)


4) Весь из золота отлит,

На соломинке стоит. (Колос.)


5) Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет —

Семь плугов тащит. (Трактор.)


6) Что за машина?

Шея, как у гуся,

Сила, как у слона. (Подъемный кран.) 
7) Птичка-невеличка,

Носик стальной,

А хвостик льняной. (Иголка с ниткой.) 
8) Повернулось к солнцу

Золотое донце. (Подсолнух.)


9) Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине — огонь да вода. (Самовар.)


10) На лесной полянке

Красуется Татьянка —

Алый сарафан, белые крапинки. (Мухомор.) 
11) Эй, звоночки, синий цвет, —

С язычком, а звону нет. (Колокольчик луговой.)


12) Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)


13) Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, —

Такое тёплое, живое,

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.) 
14) Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная. (Коньки.)


15) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива.)


16) Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)


17) Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (Электричка.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-игра. ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ

Автор: Уржаткина Оксана Владимировна

Дата: 31.10.2017

Номер свидетельства: 435585


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства