Эпиграф к уроку: “Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира”. (А. Эльянявис)
Ход урока
I. Слово учителя
Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского “я”. На сегодняшнем уроке мы попытаемся получить представление об особенностях незнакомого вам жанра – жанра эссе.
Это жанр прозы, который вбирает в себя воспоминания, дневники, исповедь, письма, очерк. Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках.
Подберите однокоренные слова к слову “эссе” (эссе, эссеистика, эссеист). Какова история возникновения жанра эссе?
II. Выступление ученика
Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М. Монтень , написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения было переведено как “опыты”. В 1697 году Ф. Бэкон создал свои эссе, а затем к эссе обращались другие писатели (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Д. Аддисон). У них жанр трансформировался – его стали понимать, как опыт автора в разработке какой-нибудь определенной проблемы.
В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ.
В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург.
- Что же такое эссе? Обратимся к справочной литературе. [4, с.145]
Эссе (от лат. exagium — взвешивание, анг. essay и франц. essai - очерк, статья, попытка) - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.
(Словарь литературоведческих терминов. М., Прос. 1974)
Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и литературно-критическое. Автор эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.
(Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.)
Эссе - (жанр критики, публицистики и др.) прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. (Словарь иностранных слов. М., 1979 г.)
III. Анализ текста – эссе
- Предлагаю вам познакомиться с размышлением В. Розанова (В. Розанов “Опавшие листья”. Т. А. Колганова “Сочинения различных жанров”. М.: Просвещение., 2000 г.)
О чем этот текст? Каким заголовком можно определить основную мысль высказывания?
Каков объем произведения?
Что можно сказать о композиции текста?
Как выражена позиция автора? Аргументирована ли она?
К какому типу речи относится данный текст?
Каков язык текста? Какие слова и фразы создают высокую экспрессивность текста?
- Назовите особенности жанра эссе, обозначенные в определениях жанра. Запишите их в тетрадь.
Обращение к социальным, философским, литературоведческим, эстетическим проблемам.
Свободная форма изложения. Отсутствие композиции.
Преобладание впечатлений, а не фактов.
Субъективность авторской позиции.
Сравнительно небольшой объем.
Эмоциональность речи.
IV. Творческая работа
Итак, мы познакомились с особенностями жанра эссе. Я предлагаю вам написать сочинение в жанре эссе по следующим темам:
1.Изображение гражданской войны как общенародной трагедии.
2.Семья Мелеховых: быт и нравы донского казачества.
3.Семья – хранилище нравственности (по роману М.А. Шолохова «Тихий дон»)
4.Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий дон»)
5.Григорий Мелехов в поисках правды.
Помните, что в эссе главную роль играет:
не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;
раздумья и размышления;
оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;
образная и афористичная речь;
непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.
И последнее, ваше сочинение, должно содержать выявленные на сегодняшнем уроке признаки жанра эссе.