kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок эссе по роману " Тихий Дон " М.А. Шолохова

Нажмите, чтобы узнать подробности

работа по подготовке выпускников к написанию эссе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок эссе по роману " Тихий Дон " М.А. Шолохова»

Урок литературы по теме: 23.01.18.

Сочинение в жанре эссе по творчеству М.А. Шолохова "Тихий Дон ". 11 класс

Цели:

  • научить писать сочинение в жанре прозы;

  • уметь выявлять отличительные черты жанра эссе;

  • формировать потребность выражать собственное мнение;

  • воспитание чувства любви к книге, к малой родине.

Эпиграф к уроку: Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира”.  (А. Эльянявис)

Ход урока

I. Слово учителя

Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского “я”. На сегодняшнем уроке мы попытаемся получить представление об особенностях незнакомого вам жанра – жанра эссе.

Это жанр прозы, который вбирает в себя воспоминания, дневники, исповедь, письма, очерк. Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках.

Подберите однокоренные слова к слову “эссе” (эссе, эссеистика, эссеист). Какова история возникновения жанра эссе?

II. Выступление ученика

Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М. Монтень , написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения было переведено как “опыты”. В 1697 году Ф. Бэкон создал свои эссе, а затем к эссе обращались другие писатели (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Д. Аддисон). У них жанр трансформировался – его стали понимать, как опыт автора в разработке какой-нибудь определенной проблемы.

В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ.

В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург.

- Что же такое эссе? Обратимся к справочной литературе. [4, с.145]

Эссе (от лат. exagium — взвешивание, анг. essay и франц. essai - очерк, статья, попытка) - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.

(Словарь литературоведческих терминов. М., Прос. 1974)

Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и литературно-критическое. Автор эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.

(Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.)

Эссе - (жанр критики, публицистики и др.) прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. (Словарь иностранных слов. М., 1979 г.)

III. Анализ текста – эссе

- Предлагаю вам познакомиться с размышлением В. Розанова (В. Розанов “Опавшие листья”. Т. А. Колганова “Сочинения различных жанров”. М.: Просвещение., 2000 г.)

  1. О чем этот текст? Каким заголовком можно определить основную мысль высказывания?

  2. Каков объем произведения?

  3. Что можно сказать о композиции текста?

  4. Как выражена позиция автора? Аргументирована ли она?

  5. К какому типу речи относится данный текст?

  6. Каков язык текста? Какие слова и фразы создают высокую экспрессивность текста?

- Назовите особенности жанра эссе, обозначенные в определениях жанра. Запишите их в тетрадь.

  1. Обращение к социальным, философским, литературоведческим, эстетическим проблемам.

  2. Свободная форма изложения. Отсутствие композиции.

  3. Преобладание впечатлений, а не фактов.

  4. Субъективность авторской позиции.

  5. Сравнительно небольшой объем.

  6. Эмоциональность речи.

IV. Творческая работа

Итак, мы познакомились с особенностями жанра эссе. Я предлагаю вам написать сочинение в жанре эссе по следующим темам:

1.Изображение гражданской войны как общенародной трагедии.

2.Семья Мелеховых: быт и нравы донского казачества.

3.Семья – хранилище нравственности (по роману М.А. Шолохова «Тихий дон»)

4.Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий дон»)

5.Григорий Мелехов в поисках правды.

Помните, что в эссе главную роль играет:

  • не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;

  • раздумья и размышления;

  • оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;

  • образная и афористичная речь;

  • непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.

И последнее, ваше сочинение, должно содержать выявленные на сегодняшнем уроке признаки жанра эссе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок эссе по роману " Тихий Дон " М.А. Шолохова

Автор: Душабаева Санабар Турсунбаевна

Дата: 05.02.2018

Номер свидетельства: 454941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства