Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия.Углубленное изучение творчества В.М.Шукшина.»
Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе.
Такой урок требует большой предварительной подготовки, в которой могут быть задействованы учащиеся 8 класса.
Задачи урока:
1. Образовательные: Знакомство с творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привитие интереса к его творчеству, желание заинтересовать его творчеством окружающих.
2. Формирование общеучебных умений и навыков:
учебно-интеллектуальные: — умение "переносить" приобретенные знания в нестандартную ситуацию; — сравнивать изученный и новый материал для анализа; — классифицировать материал; — устанавливать причинно-следственные связи, аналогии; — пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров).
учебно-информационные: — умение вести записи
— умение планировать свою работу; — умение вникать в смысл учебной задачи.
3. Воспитательные:
-продолжить работу над культурным, грамотным построением речи и ее выразительностью;
-осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание творчества В.М.Шукшина.
-включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока;
-развивать интеллектуальные способности, требующие переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.
Тема: « Урок-встреча
С В.М.Шукшиным- писателем, актером , режиссером.»
(слайды)
Эпиграф: Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…
В.М.Шукшин.
ХОД УРОКА
I.Орг.момент
II.Слово учителя(слайд)
Сегодня у нас необычный урок. Урок презентация творчества знаменитого писателя, своеобразного драматурга, удивительного артиста В. М. Шукшина.
Очень хочу, чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одарённого человека и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными.
-Так, в чем же секрет современности творчества Шукшина?
(Ответы учащихся).
Прекрасная Алтайская земля, рождает талантливых людей, имена которых знает вся страна: Р. Рождественский- уроженец Косихинского района, М.Юдалевич- известный алтайский писатель, И. Савина- талантливая актриса и, наконец, В.М. Шукшин.
Он не только родился на Алтае, он воспел его в своих произведениях.
Со времён Ломоносова русская деревня посылала своих посланцев, смекалистых и умных, в большой мир. Они прославляли Землю Русскую, овладевали высотами мировой культуры, но навсегда оставались, верны земле, их породившей, своей «малой родине».
(Слайд5)
Село Сростки - «малая родина» Василия Макаровича Шукшина оно близко нам , как пушкинское Михайловское или есенинское Константиново.
Привольно раскинулось старинное сибирское село между Чуйским трактом и зелёной красавицей Катунью. Здесь родился и жил Василий Макарович Шукшин. Образование села связано с освоением русскими людьми алтайской земли вверх по Катуни. Первое упоминание села Сростки найдено в документах середины 18 столетия. Предполагается, что в те времена , здесь было что-то вроде заимки , где велись рыбные и звериные промыслы.
Чаще всего вновь возникающие населённые пункты называли в честь первопоселенцев их прозвищами или по каким-то внешним природным признакам. Существует версия, что в Сростках жил бедный каторжник Старостик на Пикете. Здесь он вырыл себе землянку, здесь умер и похоронен. По другой версии гора Пикет была сросша с Монаховой горой, что за Катунью. Потом река их разделила. И следующая версия основана на том, что река Катунь , в районе села Сростки , вниз и вверх по течению распадается на множество рукавов и протоков. И только в месте образования села срастается в единое русло. Ещё до образования села это место называлось Сростки.
Весь творческий путь Шукшина непосредственно связан с любовью к Родине, к родной земле, к людям родного села. Каждая его работа «вышла из Сростков и сюда же, в Сростки, вернулась на суровый и нелицеприятный суд его жителей.
«Малая родина» Шукшина стала живительным источником всех видов искусства, присущих творчеству писателя, кинорежиссера, актера. Опыт и мудрость земляков, любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, нес Шукшин в душе до последнего часа.
(Слайд6).
Шукшин об Алтае.
(Просмотр слайдов 7-8).
Воспоминания современников о Шукшине.
(Слайды 9-10).
Биография В.М.Шукшина.
(Просмотр слайдов с 11-16).
III.Новый материал.
В.М.Шукшин- писатель, актер, режиссер .
(Просмотр слайдов с 16-22).
В 1943 году он закончил сельскую семилетку, поступил в Бийский автотехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки. Какое-то время работал в колхозе, а в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить его в самостоятельную жизнь. И тут очень важно понять, каким он уходил из дома. Конечно, деревенский подросток, из «медвежьего угла», из беднейшей семьи. Но подросток, много прочитавший, по – настоящему читавший – все подробности в цикле рассказов «Из детских лет Ивана Попова».
Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках Подмосковья. Тогда рабочие требовались повсюду. Пробывал поступить в военное авиационное училище в Тамбове, в Рязанское автомобильное – не получилось. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу, он служил на флоте, в Севастополе, старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин сказал, уже став известным писателем. После демобилизации он вернулся в Сростки, очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: «Такого напряжение сил я больше никогда не испытывал». Потом недолгое время преподавал в вечерней школе русский язык, литературу и сохранил, светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки. Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну деньги на дорогу, продала тёлочку, кстати, тоже Райку. О том, как Шукшин поступил в Институт кинематографии (ВГИК), существует немало легенд. Тем более что он и в самом деле пришел в этот, по-нынешнему говоря, элитарный вуз в гимнастерке и сапогах, уже внешне выделялся среди абитуриентов, столичных мальчиков и девочек из семейств, причастных к искусству. И конечно, ему пришлось наверстывать то, что он пропустил в юности. А потом он уже понимал, каковы его силы, но не спешил о себе заявить, изображал простака: вы тут все гении, а я уж как-нибудь. По его собственным словам, «хоронил в себе от посторонних глаз неизвестного человека, какого-то тайного борца, нерасшифрованного».
Еще студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал.
IV. Вопросы классу:
1. Вступительное слово преподавателя по теме урока.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся вспомнить и ответить на вопрос:
«Вечные темы и актуальные проблемы в творчестве В.М.Шукшина?»
2. Беседа с классом
-Какие основные мотивы пронизывают творчество Шукшина?
-Какие главные темы Шукшинской прозы?
Первый свой роман Шукшин писал ночами в студенческом общежитии, в комнате, где живили еще два студента. Писали рассказы, но они не воспринимались им как что-то большое и настоящее. Писал и стихи. Первые написанные рассказы Шукшина были о детстве, а также о разных деревенских проблемах, о которых спорили сельские жители. Этот вывод подтверждается и составом, тематикой его рассказов, вошедших в первую его книгу – «Сельские жители», - которая увидит свет в 1964 году.
«Меня охватывает тупое странное ликование. Я пишу. Время летит незаметно. Пишу! Может, завтра буду горько плакать над этими строками, обнаружив их постыдную беспомощность, но сегодня я счастлив...»
(слайды 23-24).
Шукшин-актер и режиссер.
Режиссерскую деятельность он начал на киностудии им.Горького, снял фильм «Живет такой парень», при этом являясь его сценаристом. И в дальнейшем по своим киноповестям он снял еще 4 фильма. Снимая «Печки-лавочки» он задействовал много своих земляков, так как создавать этот фильм он приехал на свою родину в Сростки.
Фильмы «Печки-лавочки» и «Калина красная»-крупнейшие победы режиссера, завоевавшие огромный успех у зрителя. Поставлены они по специально написанным сценариям- киноповестями, как называл их Василий Макарович. Фильм «Печки-лавочки» -это рассказ Шукшина об отчем доме, о земляках и родной земле. Красота Алтая, многообразие народных характеров и обычаев представлены зрителю во всей полноте. Показан нынешний день, со всеми его насущными заботами и тревогами, увиденный острым взглядом писателя, режиссера и актера Шукшина. Картина снималась в селе Шульгин Лог, находящемся недалеко от Сросток - через Катунь.
В последнем кадре фильма «Печки-лавочки» на горе Пикет сидит босой Иван Расторгуев-главный герой фильма. Многими теперь этот кадр воспринимается как «житейская»фотография Василия Макаровича.
Последний фильм «Калина красная» снимался в окрестностях Белоозерска. В нем показана острейшая нравственная трагедия человека, нарушившего связи с отчим домом, преступившего законы жизни общества.
Его режиссерская деятельность оценена по заслугам и во время жизни и после смерти.
(слайды с 25-28).
Шукшин-писатель.
(слайды с 29-32).
Литературный путь Шукшина продолжался 15 лет. В своих произведениях он поднимает извечные проблемы о смысле жизни, духовных ценностях. Ведущее место в его произведениях занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых чудиков, стремящихся постичь смысл жизни.
За время своей писательской деятельности Василий Макарович создал 5 киноповестей «Печки-лавочки», «Живет такой парень», «Два Федора», «Калина красная» и «Ваш сын и брат».
Большой мастер слова, глубокий знаток народной жизни, Шукшин был предан крестьянской теме, но никогда не сводил её к чисто сельской Проблематике. Его интересовали Большие социально-нравственные и гуманистические проблемы. В его книгах мы видим многообразие типов народных характеров. За внешне нескладными, как говорят в народе, непутёвыми судьбами многих героев Шукшина скрыта их неутомлённая жажда прекрасного, добра, справедливости.
Таковы Бронька Пупков с его мечтой о подвиге («Миль пардон, мадам.»), почтальон Макар Жеребцов, всем желающий добра, но не знающий, как помочь людям («Макар Жеребцов»), чистый душой и помыслами «неудачник» Василий Князев («Чудик») и др.
Драматург людских судеб в стране, развороченной войной и социальными экспериментами; бесприютность человека, потерявшего естественный для него образ жизни. Обида за человека, сломавшегося обстоятельствами.
Шукшин болеет душой за человека, за наших современников, особенно людей «с мятежной душой».
Степан Разин-главный шукшинский герой.
(Просмотр слайдов с 33-36).
Стихотворения о Шукшине.
В искусстве уютно быть сдобною булкой французской, но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот. Шукшин был горбушкой С калиною красной Вприкуску, Черняшкою той, Без которой немыслим народ… Когда мы взошли, На тяжёлой закваске мужицкой, Нас тянет к природе, К есенинским чистым стихам. Нам с ложью не сжиться, В уюте ужей не ужиться, И сердце как сокол, Как связанный Разин Степан. Е. Евтушенко. "Памяти Шукшина".
V. Итог.
(слайд 40).
В.М. Шукшин-явление уникальное. Его творчество не понять вне пространства земли и воздуха родного Алтая. Самой личностью своей, самой внешностью «Он был похож на свою Родину».
Ежегодно в июле на горе Пикет в селе Сростки собираются писатели, художники, режиссеры, тысячи почитателей таланта Василия Шукшина. Едут со всех концов страны, едут самые разные люди, едут группами, едут по одному.
Едут, чтобы поклониться памяти человека и той земле, которая его взрастила. Я горжусь тем, что родилась и живу в Алтайском крае, думаю, что мне повезло больше, чем другим почитателям таланта Шукшина. Я живу на земле, которую воспел Шукшин, дышу ее воздухом. Свою работу хочу закончить стихотворением Б. Рахманинова «Алтайка».
Ваше слово не кануло в Лету,
Не рассыпалось золото в медь,
Смотрим , дух затаив, киноленту
Под названием: жизнь или смерть.
Пусть идет этот фильм без экрана-
На просмотре его вся страна.
Как талантливо, нет, гениально
Вы сыграли в нем роль Шукшина.
То веселый, то хмурый, то грустный,
Скрыв за смехом сердечную боль,
Вы остались собою в искусстве…
Быть собою – труднейшая роль!
Вот ваш край,…неисхоженный, дальний,
С паутиною трактов и троп…
Раскрывает себя нам Алтайка,
Обещает обрадовать Обь.
Все нам дорого здесь, потому что
Шукшина мы во всем узнаем.
Ошибиться ничуть не рискуя-
Ах, не выдай волненья слеза!-
Узнаем ваши тюрские скулы,
Ваши русские с небом глаза.
Нашу память ничто не остудит,
Мы навек вас в сердце занесли…
Вот герой ваш доблестный чудик,
Чудотворец алтайской земли.
Рефлексия: Поднимите руку те, кому захотелось прочитать рассказы Шукшина или посмотреть фильмы с его участием?
Домашнее задание: Прочитать рассказы В.М.Шукшина (по выбору учащихся).
Тибейкина Нелли Николаевна, учитель русского языка и литературы
МОУ Зональной СОШ Зонального района
Проект урока с использованием ИКТ по предмету «Литература»
Предмет, класс
Литература, 9класс
Тема урока, № урока по теме
Урок внеклассного чтения «Встреча
С В.М.Шукшиным- писателем, актером , режиссером»
Актуальность использования средств ИКТ
- обогащение учебного материала визуальным представлением через демонстрацию,
Цели урока:
Создать условия для…
обучающие
развивающие
воспитательные
Знакомства с творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привития интереса к его творчеству, желания читать его произведения.
учебно-интеллектуальные: — умение "переносить" приобретенные знания в нестандартную ситуацию; — сравнивать изученный и новый материал для анализа; — классифицировать материал; — устанавливать причинно-следственные связи, аналогии; — пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров).
учебно-информационные: — умение вести записи
— умение планировать свою работу.
-
-продолжить работу над культурным, грамотным построением речи и ее выразительностью;
-осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание творчества В.М.Шукшина.
-включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока;
-развивать интеллектуальные способности, требующие переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.
Используемые ресурсы ИКТ
мультимедийный проектор;
доска;
компьютер;
Тип урока
Новых знаний на основе ИКТ
Организационная структура
I этап
Знакомство с новым материалом
Цель
Подробное знакомство с творчеством В.М.Шукшина.
Длительность этапа
Обычный урок (40 минут).
Основной вид деятельности с ресурсами ИКТ
Демонстрация (мультимедийная коллекция):
1. Презентация
2. Вопросы для обсуждения.
Форма организации деятельности учащихся
- погружение в проблему
- постановка проблемного задания
- просмотр демонстрируемой коллекции;
- анализ просмотра по вопросам проблемного задания
Функции преподавателя
- организующая, инструктивная
Основные виды деятельности преподавателя
- определение темы урока;
- совместно с детьми обсуждение темы, постановка целей и задач урока, определение средств их разрешения;
- постановка проблемного задания;
- демонстрация;
- анализ просмотра по вопросам проблемного задания
II этап
Промежуточный контроль
Вопросы классу:
-Какие основные мотивы пронизывают творчество Шукшина?
-Какие главные темы шукшинской прозы?
III этап
Домашнее задание
Прочитать рассказ Шукшина (по выбору учащегося).
V1 этап
Подведение итогов
что нового вы узнали сегодня на уроке;
достигли ли мы с вами, поставленных в начале урока, целей и задач;