kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-экскурсия.Углубленное изучение творчества В.М.Шукшина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Погружение в творчество нашего земляка-Василия Макаровича ШУКШИНА.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия.Углубленное изучение творчества В.М.Шукшина.»

Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе.



Такой урок требует большой предварительной подготовки, в которой могут быть задействованы учащиеся 8 класса.

Задачи урока:

1. Образовательные: Знакомство с творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привитие интереса к его творчеству, желание заинтересовать его творчеством окружающих.

2. Формирование общеучебных умений и навыков:

учебно-интеллектуальные:
— умение "переносить" приобретенные знания в нестандартную ситуацию;
— сравнивать изученный и новый материал для анализа;
— классифицировать материал;
— устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
— пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров).

учебно-информационные:
— умение вести записи

— умение планировать свою работу;
— умение вникать в смысл учебной задачи.

3. Воспитательные:

-продолжить работу над культурным, грамотным построением речи и ее выразительностью;

-осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание творчества В.М.Шукшина.

-включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока;

-развивать интеллектуальные способности, требующие переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.



Тема: « Урок-встреча

С В.М.Шукшиным- писателем, актером , режиссером.»


(слайды)

Эпиграф: Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…

В.М.Шукшин.

ХОД УРОКА

I.Орг.момент

II.Слово учителя(слайд)

Сегодня у нас необычный урок. Урок презентация творчества знаменитого писателя, своеобразного драматурга, удивительного артиста В. М. Шукшина.

Очень хочу, чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одарённого человека и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными.


-Так, в чем же секрет современности творчества Шукшина?

(Ответы учащихся).

  • Прекрасная Алтайская земля, рождает талантливых людей, имена которых знает вся страна: Р. Рождественский- уроженец Косихинского района, М.Юдалевич- известный алтайский писатель, И. Савина- талантливая актриса и, наконец, В.М. Шукшин.

  • Он не только родился на Алтае, он воспел его в своих произведениях.

  • Со времён Ломоносова русская деревня посылала своих посланцев, смекалистых и умных, в большой мир. Они прославляли Землю Русскую, овладевали высотами мировой культуры, но навсегда оставались, верны земле, их породившей, своей «малой родине».

(Слайд5)

  • Село Сростки - «малая родина» Василия Макаровича Шукшина оно близко нам , как пушкинское Михайловское или есенинское Константиново.

  • Привольно раскинулось старинное сибирское село между Чуйским трактом и зелёной красавицей Катунью. Здесь родился и жил Василий Макарович Шукшин. Образование села связано с освоением русскими людьми алтайской земли вверх по Катуни. Первое упоминание села Сростки найдено в документах середины 18 столетия. Предполагается, что в те времена , здесь было что-то вроде заимки , где велись рыбные и звериные промыслы.

  • Чаще всего вновь возникающие населённые пункты называли в честь первопоселенцев их прозвищами или по каким-то внешним природным признакам. Существует версия, что в Сростках жил бедный каторжник Старостик на Пикете. Здесь он вырыл себе землянку, здесь умер и похоронен. По другой версии гора Пикет была сросша с Монаховой горой, что за Катунью. Потом река их разделила. И следующая версия основана на том, что река Катунь , в районе села Сростки , вниз и вверх по течению распадается на множество рукавов и протоков. И только в месте образования села срастается в единое русло. Ещё до образования села это место называлось Сростки.

  • Весь творческий путь Шукшина непосредственно связан с любовью к Родине, к родной земле, к людям родного села. Каждая его работа «вышла из Сростков и сюда же, в Сростки, вернулась на суровый и нелицеприятный суд его жителей.

  • «Малая родина» Шукшина стала живительным источником всех видов искусства, присущих творчеству писателя, кинорежиссера, актера. Опыт и мудрость земляков, любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, нес Шукшин в душе до последнего часа.

(Слайд6).

Шукшин об Алтае.

(Просмотр слайдов 7-8).

Воспоминания современников о Шукшине.

(Слайды 9-10).

Биография В.М.Шукшина.

(Просмотр слайдов с 11-16).

III.Новый материал.

В.М.Шукшин- писатель, актер, режиссер .

(Просмотр слайдов с 16-22).

В 1943 году он закончил сельскую семилетку, поступил в Бийский автотехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки. Какое-то время работал в колхозе, а в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить его в самостоятельную жизнь. И тут очень важно понять, каким он уходил из дома. Конечно, деревенский подросток, из «медвежьего угла», из беднейшей семьи. Но подросток, много прочитавший, по – настоящему читавший – все подробности в цикле рассказов «Из детских лет Ивана Попова».

  • Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках Подмосковья. Тогда рабочие требовались повсюду. Пробывал поступить в военное авиационное училище в Тамбове, в Рязанское автомобильное – не получилось. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу, он служил на флоте, в Севастополе, старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин сказал, уже став известным писателем. После демобилизации он вернулся в Сростки, очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: «Такого напряжение сил я больше никогда не испытывал». Потом недолгое время преподавал в вечерней школе русский язык, литературу и сохранил, светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки. Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну деньги на дорогу, продала тёлочку, кстати, тоже Райку. О том, как Шукшин поступил в Институт кинематографии (ВГИК), существует немало легенд. Тем более что он и в самом деле пришел в этот, по-нынешнему говоря, элитарный вуз в гимнастерке и сапогах, уже внешне выделялся среди абитуриентов, столичных мальчиков и девочек из семейств, причастных к искусству. И конечно, ему пришлось наверстывать то, что он пропустил в юности. А потом он уже понимал, каковы его силы, но не спешил о себе заявить, изображал простака: вы тут все гении, а я уж как-нибудь. По его собственным словам, «хоронил в себе от посторонних глаз неизвестного человека, какого-то тайного борца, нерасшифрованного».

  • Еще студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал.


IV. Вопросы классу:


1. Вступительное слово преподавателя по теме урока.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся вспомнить и ответить на вопрос:

«Вечные темы и актуальные проблемы в творчестве В.М.Шукшина?»


2. Беседа с классом

-Какие основные мотивы пронизывают творчество Шукшина?

-Какие главные темы Шукшинской прозы?


Первый свой роман Шукшин писал ночами в студенческом общежитии, в комнате, где живили еще два студента. Писали рассказы, но они не воспринимались им как что-то большое и настоящее. Писал и стихи. Первые написанные рассказы Шукшина были о детстве, а также о разных деревенских проблемах, о которых спорили сельские жители. Этот вывод подтверждается и составом, тематикой его рассказов, вошедших в первую его книгу – «Сельские жители», - которая увидит свет в 1964 году.

«Меня охватывает тупое странное ликование. Я пишу. Время летит незаметно. Пишу! Может, завтра буду горько плакать над этими строками, обнаружив их постыдную беспомощность, но сегодня я счастлив...»

(слайды 23-24).

Шукшин-актер и режиссер.

  • Режиссерскую деятельность он начал на киностудии им.Горького, снял фильм «Живет такой парень», при этом являясь его сценаристом. И в дальнейшем по своим киноповестям он снял еще 4 фильма. Снимая «Печки-лавочки» он задействовал много своих земляков, так как создавать этот фильм он приехал на свою родину в Сростки.

  • Фильмы «Печки-лавочки» и «Калина красная»-крупнейшие победы режиссера, завоевавшие огромный успех у зрителя. Поставлены они по специально написанным сценариям- киноповестями, как называл их Василий Макарович. Фильм «Печки-лавочки» -это рассказ Шукшина об отчем доме, о земляках и родной земле. Красота Алтая, многообразие народных характеров и обычаев представлены зрителю во всей полноте. Показан нынешний день, со всеми его насущными заботами и тревогами, увиденный острым взглядом писателя, режиссера и актера Шукшина. Картина снималась в селе Шульгин Лог, находящемся недалеко от Сросток - через Катунь.

  • В последнем кадре фильма «Печки-лавочки» на горе Пикет сидит босой Иван Расторгуев-главный герой фильма. Многими теперь этот кадр воспринимается как «житейская»фотография Василия Макаровича.

  • Последний фильм «Калина красная» снимался в окрестностях Белоозерска. В нем показана острейшая нравственная трагедия человека, нарушившего связи с отчим домом, преступившего законы жизни общества.

  • Его режиссерская деятельность оценена по заслугам и во время жизни и после смерти.


(слайды с 25-28).

Шукшин-писатель.

(слайды с 29-32).


  • Литературный путь Шукшина продолжался 15 лет. В своих произведениях он поднимает извечные проблемы о смысле жизни, духовных ценностях. Ведущее место в его произведениях занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых чудиков, стремящихся постичь смысл жизни.

  • За время своей писательской деятельности Василий Макарович создал 5 киноповестей «Печки-лавочки», «Живет такой парень», «Два Федора», «Калина красная» и «Ваш сын и брат».

  • Большой мастер слова, глубокий знаток народной жизни, Шукшин был предан крестьянской теме, но никогда не сводил её к чисто сельской Проблематике. Его интересовали Большие социально-нравственные и гуманистические проблемы. В его книгах мы видим многообразие типов народных характеров. За внешне нескладными, как говорят в народе, непутёвыми судьбами многих героев Шукшина скрыта их неутомлённая жажда прекрасного, добра, справедливости.

  • Таковы Бронька Пупков с его мечтой о подвиге («Миль пардон, мадам.»), почтальон Макар Жеребцов, всем желающий добра, но не знающий, как помочь людям («Макар Жеребцов»), чистый душой и помыслами «неудачник» Василий Князев («Чудик») и др.

  • Драматург людских судеб в стране, развороченной войной и социальными экспериментами; бесприютность человека, потерявшего естественный для него образ жизни. Обида за человека, сломавшегося обстоятельствами.

  • Шукшин болеет душой за человека, за наших современников, особенно людей «с мятежной душой».

Степан Разин-главный шукшинский герой.

(Просмотр слайдов с 33-36).

Стихотворения о Шукшине.


В искусстве уютно
быть сдобною булкой
французской,
но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
С калиною красной
Вприкуску,
Черняшкою той,
Без которой немыслим народ…
Когда мы взошли,
На тяжёлой закваске мужицкой,
Нас тянет к природе,
К есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться,
В уюте ужей не ужиться,
И сердце как сокол,
Как связанный Разин Степан.
Е. Евтушенко. "Памяти Шукшина".


V. Итог.

(слайд 40).


  • В.М. Шукшин-явление уникальное. Его творчество не понять вне пространства земли и воздуха родного Алтая. Самой личностью своей, самой внешностью «Он был похож на свою Родину».

  • Ежегодно в июле на горе Пикет в селе Сростки собираются писатели, художники, режиссеры, тысячи почитателей таланта Василия Шукшина. Едут со всех концов страны, едут самые разные люди, едут группами, едут по одному.

  • Едут, чтобы поклониться памяти человека и той земле, которая его взрастила. Я горжусь тем, что родилась и живу в Алтайском крае, думаю, что мне повезло больше, чем другим почитателям таланта Шукшина. Я живу на земле, которую воспел Шукшин, дышу ее воздухом. Свою работу хочу закончить стихотворением Б. Рахманинова «Алтайка».


  • Ваше слово не кануло в Лету,

  • Не рассыпалось золото в медь,

  • Смотрим , дух затаив, киноленту

  • Под названием: жизнь или смерть.

  • Пусть идет этот фильм без экрана-

  • На просмотре его вся страна.

  • Как талантливо, нет, гениально

  • Вы сыграли в нем роль Шукшина.

  • То веселый, то хмурый, то грустный,

  • Скрыв за смехом сердечную боль,

  • Вы остались собою в искусстве…

  • Быть собою – труднейшая роль!

  • Вот ваш край,…неисхоженный, дальний,

  • С паутиною трактов и троп…

  • Раскрывает себя нам Алтайка,

  • Обещает обрадовать Обь.

  • Все нам дорого здесь, потому что

  • Шукшина мы во всем узнаем.

  • Ошибиться ничуть не рискуя-

  • Ах, не выдай волненья слеза!-

  • Узнаем ваши тюрские скулы,

  • Ваши русские с небом глаза.

  • Нашу память ничто не остудит,

  • Мы навек вас в сердце занесли…

  • Вот герой ваш доблестный чудик,

  • Чудотворец алтайской земли.


Рефлексия: Поднимите руку те, кому захотелось прочитать рассказы Шукшина или посмотреть фильмы с его участием?


Домашнее задание: Прочитать рассказы В.М.Шукшина (по выбору учащихся).


Тибейкина Нелли Николаевна, учитель русского языка и литературы

МОУ Зональной СОШ Зонального района

Проект урока с использованием ИКТ по предмету «Литература»

Предмет, класс

Литература, 9класс

Тема урока, № урока по теме

Урок внеклассного чтения «Встреча

С В.М.Шукшиным- писателем, актером , режиссером»


Актуальность использования средств ИКТ

- обогащение учебного материала визуальным представлением через демонстрацию,

Цели урока:

Создать условия для…

обучающие

развивающие

воспитательные

Знакомства с творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привития интереса к его творчеству, желания читать его произведения.


учебно-интеллектуальные:
— умение "переносить" приобретенные знания в нестандартную ситуацию;
— сравнивать изученный и новый материал для анализа;
— классифицировать материал;
— устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
— пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров).

учебно-информационные:
— умение вести записи

— умение планировать свою работу.

-

-продолжить работу над культурным, грамотным построением речи и ее выразительностью;

-осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание творчества В.М.Шукшина.

-включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока;

-развивать интеллектуальные способности, требующие переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.






Используемые ресурсы ИКТ

  1. мультимедийный проектор;

  2. доска;

  3. компьютер;


Тип урока

Новых знаний на основе ИКТ

Организационная структура

I этап

Знакомство с новым материалом

Цель

Подробное знакомство с творчеством В.М.Шукшина.


Длительность этапа

Обычный урок (40 минут).

Основной вид деятельности с ресурсами ИКТ

Демонстрация (мультимедийная коллекция):

1. Презентация

2. Вопросы для обсуждения.

Форма организации деятельности учащихся

- погружение в проблему

- постановка проблемного задания

- просмотр демонстрируемой коллекции;

- анализ просмотра по вопросам проблемного задания

Функции преподавателя

- организующая, инструктивная

Основные виды деятельности преподавателя

- определение темы урока;

- совместно с детьми обсуждение темы, постановка целей и задач урока, определение средств их разрешения;

- постановка проблемного задания;

- демонстрация;

- анализ просмотра по вопросам проблемного задания

II этап


Промежуточный контроль

Вопросы классу:

-Какие основные мотивы пронизывают творчество Шукшина?

-Какие главные темы шукшинской прозы?












III этап

Домашнее задание

Прочитать рассказ Шукшина (по выбору учащегося).

V1 этап

Подведение итогов

  • что нового вы узнали сегодня на уроке;

  • достигли ли мы с вами, поставленных в начале урока, целей и задач;







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-экскурсия.Углубленное изучение творчества В.М.Шукшина.

Автор: Нелли Николаевна Тибейкина

Дата: 24.09.2024

Номер свидетельства: 656722


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства