Урок-экскурсия
«Острова любви Марины Цветаевой»
11 класс
(Горовая Т.П.)
Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.А.Цветаевой.
Задачи:
Показать исключительность дарования, трагическое величие М.Цветаевой, для которой вся жизнь – это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви».
Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству М.И.Цветаевой и к литературе в целом, их творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, навыки выразительного чтения лирического произведения, исследовательской работы, интеллект.
3.Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.
Форма урока: заочная экскурсия с элементами исследования
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Учитель:
Имя человека – тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и не разгаданное, хотя многие учёные и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени человека и его характера.
Слайд 2. Чтец: А.С.Пушкин «Что в имени тебе моём?»
Учитель: Каким видит поэт своё имя? (негромким, печальным, навевающим грусть, тоску)
«Имя человека – главная составляющая его личности, быть может, даже часть его души», – писал Зигмунд Фрейд в своем эссе «Тотем и табу».
Слайд 3. Я произношу: «Марина Цветаева…» Что слышите вы в этом имени?
Задание: Чтобы ответить на этот вопрос, составьте слова из букв имени и фамилии, какие ассоциации они вызывают.
Обучающиеся составляют таблицу:
Ключевые слова | Рана | Ветер | Царевна | Мать | Море |
Ассоциации | Трагизм | Ураган | Величие | Женственность | Таинственность |
| Боль | Вихрь | | Любовь | Необозримость |
| Смерть | Полёт | | Нежность | |
| Нерв | Страсть | | | |
| | Риск | | | |
Слайды 4-7. Великолепную характеристику своего имени дала сама М.Цветаева в стихотворении «Кто создан из камня…»
Чтец: Стихотворение «Кто создан из камня»
Учитель:
Кто, по вашему мнению, является лирическим героем этого стихотворения? (Марина Цветаева и обыкновенные люди)
Чем они отличаются? (составление таблицы)
Марина Цветаева | Обыкновенные люди |
Серебрюсь, сверкаю, измена, бренная пена | Камень, глина |
Крещена, поёт, непрестанно разбита | Плоть, надгробные плиты |
Кудри беспутные, своеволие | Сердце, сети, земная соль |
Дробясь, воскресаю | Гранитные колени |
Учитель: О чем заставляют задуматься эти различия? (об особенностях характера М.Цветаевой)
Учитель: Действительно, эти различия заставляет задуматься над особенностью характера М.Цветаевой. В чем эта особенность? (непохожесть, ранимость, трагизм, движение, жизнь, свобода)
Так какое же это имя – Марина Цветаева? (элементы исследования, проверка заранее предложенного домашнего задания)
Слайд 8. Цветочное: ей дано краткое время цветения, жизни, трагически мгновенное, быстротечное, но оригинальное и яркое.
Слайд 9. Царское: она могущественная, всесильная, властная, гордая, одинокая, «одна из всех, одна на всех, одна противу всех», необычная, избранница Бога
Слайд 10. Летящее: она ветер, стихия, свобода, сверкание таланта, страсть, полёт, ритм
Слайд 11. Морское: зеленоглазая гениальная поэтесса Марина Цветаева всю жизнь гордилась и подчеркивала «морское» происхождение своего имени, ощущала себя безгранично принадлежащей морской стихии. Многие мгновения детства и юности Марины Цветаевой дышали морем. Именно на море, в Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина, произошла ее встреча с мужем Сергеем Эфроном.
Слайд 12. Трагическое: ее жизнь – ринг, рана, борьба за «право быть и созидать»
Слайд 13. Загадочное: тайна, мечта
Слайд 15. Вечное: поэт, чьё отчество не принято упоминать, она и сейчас – просто Марина Цветаева, вечная молодость, энергия, огонь
Чтец: Стихотворение собственного сочинения
Уход во мрак, полёт страстей,
Трагическая безысходность...
Стать понятой, родной, своей
Ей не дана была возможность.
Её несломленная стать,
И царственность, и величавость,
Любимая, жена и мать…
И боль душевная, усталость,
И крик души, и мир в душе,
И кровоточащая рана,
И риск, и ураганный вихрь –
Всё это в имени – МАРИНА.
Но всё же главное – ЛЮБОВЬ!
К родителям, к Отчизне, к детям,
К поэтам, к мужу…Без неё
Ей не прожить бы в мире этом…
Учитель: Итак, что же главное в жизни М.Цветаевой? (любовь)
Слайд 15. Действительно, ничего не искала М.Цветаева в жизни, кроме Бога земной любви. И потому вся ее жизнь – это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви». Остров любви – это всё ее творчество, события, факты, имена, встречи и расставания, «вёрсты, мили», ее жизнь…Таких островов в жизни поэтессы было много, и на каждом из них она разная: дочь, мать, патриот своей Родины, жена, поэтесса, любимая, просто женщина…Наш урок – это экскурсия на острова любви М.Цветаевой. Мы увидим, что быть самой собой, не отступать от своих жизненных принципов – таким было ее жизненным кредо. Только сильная личность способна стать Поэтом с большой буквы. Ее жизнь, как и поэзия, пронизана чувственностью, эмоциональной яркостью и личными переживаниями.
Слайд 16. Вот эти острова:
Москва
Коктебель
Революция и Гражданская война
Эмиграция
Елабуга
Слайд 17. Наш первый остров – Москва.
Слайды 18-19 . (Звучит «Воскресный колокольный звон») http://helphealer.ru/kolokol.htm
Чтец ( в роли М.Цветаевой ): Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…»
Слайд 20. Экскурсовод 1: 26 сентября 1882 года в Москве, в небольшом уютном доме по Трёхпрудному переулку, в семье И.В.Цветаева и М.А.Мейн родилась дочь Марина. В пору её рождения – на изломе осени и в преддверии зимы, жарко плодоносит пылающая высоким багряным костром рябина, ставшая символом судьбы М.Цветаевой, горькой, надломленной.
Слайд 21. Ученик (в роли И.В.Цветаева):Отец М.Цветаевой – сын священника Владимирской губернии, российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III
( Л.Бетховен «Лунная соната») http://www.notamusic.net/music/id/1575
Слайд 22. Ученица ( в роли М.А.Мейн):
Мать Марины Цветаевой –Мария Александровна Мейн, блистательная пианистка, ученица Рубинштейна. Свою недолгую жизнь она посвятила музыке и детям, открыла им глаза на вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок, дала им в руки лучшие книги. В этом радостном мире и росла Марина, не зная, чему отдать предпочтение – музыке или поэзии. После смерти матери был сделан окончательный выбор –
стихи.
Слайд 23. Чтец: Стихотворение «Стихи растут, как звёзды и как розы…»
Экскурсовод 2: Первые книги любого поэта почти всегда подражательные. Марина Цветаева – исключение. В 1910 году тайком от родителей она выпускает свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Здесь она была полностью сама собой и такой осталась навсегда. Некоторые стихотворения Цветаевой уже предвещали будущего поэта. В первую очередь –
безудержная и страстная «Молитва»
Слайды 24-25. Чтец ( в роли М.Цветаевой): Стихотворение «Христос и Бог! Я жажду чуда…»
Экскурсовод 1:Первая книга стихотворений принесла М.Цветаевой известность, её заметили, одобрили влиятельные и взысканные критики: Николай Гумилёв, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Александр Блок. Стихи юной поэтессы были ещё очень незрелые, но подкупали своей талантливостью, своеобразием, непосредственностью.
Слайд 26. Ученик ( в роли В.Брюсова):«Марина Цветаева, несомненно, очень талантлива. Она может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той лёгкости, с какой она пишет стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки»
Слайд 27. Ученик ( в роли Н.Гумилёва):«Марина Цветаева внутренне талантлива, своеобразна. Эта книга – не только милая книга девичьих признаний, но и книга прекрасных стихотворений»
Слайд 28. Ученик ( в роли М.Волошина):
К вам душа так радостно влекома,
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»
(Почему альбом, а не тетрадь?)
Ваша книга – это весть оттуда,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко видеть: чудо есть!
Слайд 29. Экскурсовод 2: Следующий остров – Коктебель
Слайд 30-31. Экскурсовод 1: По приглашению М.Волошина М.Цветаева приехала в Коктебель. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческое вдохновение, часы одиночества стали для неё счастливыми моментами жизни.
Слайд 32. Чтец ( в роли М.Цветаевой): Стихотворение «На прощанье»
Слайд 33. ( Песня на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной…») http://music.yandex.ru/#/track/814952/album/91132
Экскурсовод 2:
Здесь, в Коктебеле, Марина Цветаева встретила свою любовь, будущего мужа – Сергея Эфрона, которому тогда едва исполнилось 17 лет.
(И.Крутой «Только для тебя») http://www.audiopoisk.com/index.php?q
Слайд 34. Ученик ( в роли С.Эфрона):
Сергей и Марина встретились на пустынном морском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый и грустный, почти мальчик с поразительными огромными глазами. Марина тогда загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, она выйдет за него замуж….Конечно, он нашёл его тотчас же, на ощуп, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, и вложил его ей в ладонь.
Слайды 35-36 . Чтец: Стихотворение «Вот опять окно…»
Слайд 37. Экскурсовод 1:Чувства, связавшие двух людей, сильны и прочны. Здесь и нежность, и дружба, и единомыслие. Двухмесячное пребывание в Коктебеле явилось для Марины и Сергея поистине пребыванием в раю. Природа тех мест стала на всю жизнь «местом её души». Именно ему, Сергею Эфрону, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихотворения М.Цветаевой.
Слайд 38. Чтец (в роли М.Цветаевой): Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…»
Слайд 39. Экскурсовод 2: В январе 1912 года Марина и Сергей обвенчались в Палашевской церкви Рождества Христова.
Слайды 40-41
1913 год…Крым…Коктебель…Рядом с Мариной Цветаевой её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Ариадна. Тихо плещет море…Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды…И стихи…
Чтец (в роли М.Цветаевой): Стихотворение «В огромном липовом саду…»)
Слайд 42. Экскурсовод 1:Талант М.Цветаевой развивался под влиянием замечательных поэтов. Особенный интерес она проявила к творчеству А.Ахматовой, найдя в ее поэтической манере родственную душу.
Слайд 43. Экскурсовод 2:Осип Мандельштам пленил М.Цветаеву высокой степенью словесного совершенства.
Слайд 44. Экскурсовод 1:Но особенной любовью проникнуты стихи, посвященные её поэтическому кумиру А.А.Блоку.
Чтец: Стихотворение «Имя твоё –птица в руке…»
Следующий остров – остров революции и Гражданской войны.
Годы революции и Гражданской войны были для М.Цветаевой трудными и драматичными. Её терзала вынужденная разлука с дочерьми и мужем, который вступил в Добровольческую армию Корнилова. М.Цветаева вынуждена была жить, как и миллионы других, среди голода и нищеты, холода и смерти. Всё, что можно было продать, было продано, всё, что можно было сжечь, было сожжено. Спасало одно – поэзия. Все силы стиха, жившие в ней, словно бросились ей на помощь. Появляются мудрые строки, полные воли, из каких-то глубинных, неисчерпаемых душевных родников. В декабре 1920 года в переполненном зале Политехнического музея М.Цветаева читала свои стихи:
Слайд 46. Чтец: Стихотворение «Пригвождена к позорному столбу…»
Экскурсовод 1:Зал негодовал, не соглашался, молча сочувствовал и….преклонялся перед силой духа и таланта поэтессы. Её душа разрывалась от тревоги за то, как сложится её дальнейшая жизнь, за будущее России, раздираемой Гражданской войной, которую М.Цветаева не понимала и не принимала. Она вглядывалась в окружающую новь без враждебности и раздражения, но не смогла смириться с насилием и террором. За короткое время М.Цветаева создала немало лирических произведений, которые можно отнести к шедеврам русской поэзии. Но возможности «выкрикнуть» свои стихи она, за редким исключением, не имела.
Слайд 47 . Экскурсовод 2:
Следующий остров – остров Эмиграция.
Слайд 48. В мае 1922 года М.Цветаева вместе с дочерью едет в Берлин, где находится её муж, обратный путь которому в Россию был заказан и невозможен. Начались долгие годы эмиграции. Берлин…Прага…Париж…Но духовное одиночество, частичная изоляция, трудное существование не сломили М.Цветаеву. Гораздо тяжелее было переносить тоску по Родине.
Слайд 49. Чтец (в роли М.Цветаевой): Стихотворение «Тоска по Родине…»
Экскурсовод 2: Стихи кричат об одиночестве и сиротстве, о болезни чужбины, собственной ненужности и невостребованности. От России ни скрыться, ни уединиться, ни спрятаться не дано.
Слайд 50 . Экскурсовод 1:
Огромную поддержку поэтессе оказал Б.Пастернак, который восторженно откликнулся на её новый сборник «Вёрсты». 13 лет длилась их переписка:
М.Цветаева: «Вы для меня – истинное открытие, световой ливень, явление редкой лирической силы…»
Б.Пастернак: «Марина! Золотой мой друг! Какие удивительные стихи вы пишете!»
Экскурсовод 2:Тяжело дались М.Цветаевой 17 лет на чужбине. Но она выстояла. Эмиграция обострила чувство Родины. М.Цветаева поняла, что вне России творчество художника невозможно, а в России оно не нужно.
Слайд 52. Экскурсовод 1:В марте 1937 года в Россию возвращаются дочь Аля и муж Сергей Эфрон, разоблачённый парижской полицией за участие в убийстве советского разведчика. Цветаеву называют большевичкой, эмигрантские круги с презрением отвернулись от неё.
Слайд 53. Экскурсовод 2:В 1939 году М.Цветаева восстанавливает советское гражданство и вместе с сыном возвращается в Россию. Но тяжёлые удары судьбы вновь обрушились на неё: арест сестры Анастасии, дочери Ариадны, расстрел мужа. Цветаева боролась за жизнь в одиночку, без работы, без друзей, без жилья. Спасение было в творчестве. Бездомная, потерявшая близких, ощущая себя никому не нужной, она несла свой крест. Надо было держаться ради сына. И она держалась, из последних сил, но держалась.
Слайд 54. Экскурсовод 1:
Последний остров, который мы посетим, - это остров Елабуга.
Слайд 55. (А. Александров, Лебедев-Кумач «Священная война»)
http://www.9maya.ru/686-pesni_pobedy_mp3.html
Грянула Великая Отечественная война…
Слайд 56. 8 августа 1941 года Б.Пастернак и В.Боков отправили М.Цветаеву в эвакуацию в Елабугу. Органы НКВД не спускали с неё глаз, пытались шантажировать, склонять к сотрудничеству. Через несколько дней М.Цветаева в состоянии, близком к отчаянию, уехала в Чистополь на поиски работы. Но получила отказ.
Слайд 57. Жизнь обрушилась лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться. Тут и настиг М.Цветаеву ее «одиночества верховный час» - она решила уйти из жизни. 31 августа 1941 года, в свою рябиновую пору, накануне листопада…
(А.Пугачева «Уж сколько их упало в эту бездну…») http://www.musicmegabox.net/content/get_song/2277/Uzh_skolko_ih_upalo_v_etu_bezdnu/
Экскурсовод 2:В начале своего творчества М.Цветаева писала: 2Моим стихам, написанным так рано…»
Слайды 58-60. А.Журбин, М.Цветаева «Идёшь, на меня похожий…» ( песня в исполнении Ж.Рождественской) http://kkre-40.narod.ru/rozdest-2.htm
Экскурсовод 1:«Я тоже была, прохожий, прохожий, остановись…» В этой строчке весь смысл творчества М.Цветаевой. Она была и творила, любила и жила…
Учитель:Наша заочная экскурсия подошла к концу. Мы с вами побывали на островах любви замечательной поэтессы М.Цветаевой. На них вся жизнь ёё, творчество, события, факты, встречи и расставания. И на каждом острове – своя Марина Цветаева:
Слайды 61-66
Дочь
Любимая
Жена
Мать
Поэт
И просто женщина…
Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем труднее оценить его вклад в духовную жизнь страны, раскрыть глубоко и всесторонне грани его дарования – высокий патриотизм, чувство гражданственности, проявление большого человеческого сердца. Он безмерен. Такова и М.Цветаева.
Рефлексия:
Понравился ли вам урок?
Что вам понравилось больше всего?
Кого бы вы хотели поблагодарить?
Кто вас сегодня больше всех удивил?
Домашнее задание:
Выучить наизусть любимое стихотворение М.Цветаевой и сделать его анализ.
Список использованной литературы:
Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе xx века. 11 класс. – Москва: «Вако», 2003.
Интернет-источники:
http://helphealer.ru/kolokol.htm
http://www.notamusic.net/music/id/1575
http://www.audiopoisk.com/index.php?q=%C8%E3%EE%F0%FC%20%CA%F0%F3%F2%EE%E9&page=10
http://www.9maya.ru/686-pesni_pobedy_mp3.html
http://www.musicmegabox.net/content/get_song/2277/Uzh_skolko_ih_upalo_v_etu_bezdnu/
http://kkre-40.narod.ru/rozdest-2.htm
http://music.yandex.ru/#/track/814952/album/91132