kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - диалог по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок построен в форме диалога учащихся с автором о проблемах, поднятых в рассказе В.Г.Распутина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - диалог по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор"»



Урок – диалог по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»



Цели урока: 

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя;

  • развивать критическое мышление, воображение учащихся; обучение умению анализировать эпическое произведение, вести диалог, умение выслушивать других, отстаивать свою точку зрения;

  • воспитывать нравственность и чувство уважения к старшему поколению, любовь к родным и близким.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя.

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич. Детство Валентин провел в деревне Аталанка (Усть –Удинский район, Иркутская область). Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ “Уроки французского” — 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком “Я забыл спросить у Лёшки” был опубликован в альманахе “Ангара” (1961 год).

В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии “Литературные памятники Сибири” Восточно – Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала “Роман – газета”.

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники “Костровые новых городов” и “Край возле самого неба”.

С 1966 года Распутин – профессиональный литератор. С 1967 года – член Союза писателей. В полную силу талант писателя раскрылся в повести “Последний срок” (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали рассказ “Уроки французского” (1973), повести “Живи и помни” (1974) и “Прощание с Матёрой”” (1976).

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ “В ту же землю”; очерки “Вниз по Лене-реке”; в 1996 году — рассказы “Поминный день”; в 1997 — “Нежданно-негаданно”; “Отчие пределы” (“Видение” и “Вечером”).

В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты “Литературный Иркутск”, входит в совет литературного журнала “Сибирь”.

Слово учителя.

Писатель В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия как нравственность, человечность, искренность и целеустремленность. Сегодня мы поговорим о рассказе «Женский разговор». В центре урока будут понятия: «разговор», «правда», «любовь». Тема разговора, диалога, стремления быть услышанным и понятым, поиска той опоры в себе, которая не даёт растерять лучшее на дороге жизни, задаётся самим названием рассказа.

Работа с текстом.

- Прочитаем первую фразу рассказа: «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей воле». Останавливаемся после каждого слова, чтобы дать возможность сменить бешеный ритм городской жизни, понять, что разговор пойдёт неспешный – ведь он в деревне, у бабушки, посреди зимы. И зима завораживает с первых страниц «…мягким пологом лежала по белому полю нежная синева», «…искристо играли тугие снега, берущиеся в наст…». Разговор пойдёт о любви, поэтому нужен особый душевный настрой, сердечное понимание, потому что жизнь прожить – не поле перейти.

- Почему разговор происходит ночью? ( Как мало у нас в жизни таких ночей, когда можно пооткровенничать, излить душу собеседнику).

- Какие синонимы вы можете подобрать к слову «разговор»? (размышление, раздумья, обмен мнениями, беседа, сопереживание, диалог.)

- Почему бабушка Наталья затеяла этот разговор? Какой вопрос не даёт ей спать спокойно?

- Что мешает понять друг друга бабушке и внучке? Почему диалог переходит в полилог? Как он раскрывается в контексте рассказа?

( Разговор бабушки и внучки, прошлого и настоящего, города и деревни, разговор двух поколений, автора и читателя, бабушки и других героев, разговор читателя с самим собой.)

Диалог с героями и автором.

(Класс разделим на три группы, одна группа составляет вопросы о Вике, вторая – о бабушке Наталье, третья – об авторской позиции.

Вопросы о Вике.

- Дать психологическую оценку характеру Вики ( «затаённая какая-то девка, тихоомутная».



- Какой вопрос больше всего волнует Вику, не даёт ей заснуть?

- С какой интонацией говорит Вика: «Всё теперь не так»?

- Есть ли у Вики своя правда? Какая она?

Вопросы о бабушке Наталье.

- Легко ли вспоминать бабушке? Почему она не торопится с ответом?

- Что определяет возраст человека, почему бабушка говорит: «Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит»?

- Почему с осуждением рассказывает Наталья историю Дуси?

- Что, с точки зрения бабушки, должно сохраняться в женской судьбе, несмотря на перемену всех устоев жизни?

- Какой вы представляете себе Наталью в молодости и старости?

(« Молодая совсем, аккуратная, улыбистая», «солнышко играет», «сноровистая, трудолюбивая, ласковая». «Забавная» - несуетная, со своей философией жизни, работящая, суровая, много пережившая, одинокая, праведная.)

Вопросы об авторской позиции.

- Какую роль в рассказе автор отводит пейзажу «лунной морозной ночи»?

- Как оценивает две женские «правды» автор?

-Почему наделяет главную героиню – бабушку Наталью таким особым «своим» языком?

- О какой традиции, ушедшей из современной жизни, жалеет автор?

- Удалась ли Распутину бабушка Наталья ( в ряду его литературных персонажей – «старух», мудрых, значительных, праведных, самобытных)?

Импровизация такого разговора обращает к тексту, помогает перечитать отдельные эпизоды, вернуться к деталям.

И конечно, самое сложное – это прикосновение к теме любви, для одиннадцатиклассников вопрос «о смысле любви» - самый хрупкий, и золотое сечение между литературой и жизнью проходит по этому вечному вопросу, который обсуждается.

- Как быть «любее любой»?

-В чём секрет «бабьей породы», способной её «светить искриночкой, звёздочкой»?

-Что значит в русской традиции жить «за ним»? Что оценила, увидела женским сердцем Наталья в Николае?

- Почему фраза «Во всём белом свете не найду я бабу лучше и добрее, чем ты» звучит, как сказочный, фольклорный оборот речи?

- Какой закон «ранешной любви» открывает бабушка внучке?

(Это я ему нужна, что без меня он долго не протянет». – Это милосердие, поэтому заботиться, жалеть, отдавать, терпеть, сберегать и сохранять – это и значит любить.)

- Как показывает Наталья обусловленность «приласки» духовной близостью, ощущением родства?

-Почему бабушка Наталья поднялась до высокого тона философских размышлений об устоях жизни?

(Весь ход её воспоминаний подводит читателя к пониманию нравственных устоев жизни – основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле.)

- Послушайте отрывок из книги А.Ухтомского «Интуиция совести»:

«…Любовь сама по себе есть величайшее счастье изо всех доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обязательств человека, мобилизующее все его мировые задачи, как существа посреди мира. Сама о себе любовь говорит: «Приближающийся ко мне приближается к огню, но тот, кто уходит от меня, не достоин жизни». В этом тексте выражение величайшей правды о том, чем мы живём и чем жив человек. Истинная радость, и счастье, и смысл бытия для человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает, как никакая другая из сил мира»

«…С тихим звоном билась в стеклину звёздная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни. И только небо, разворачиваясь, всё играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость».

Домашнее задание: написать сочинение – эссе «Разговор с самим собой»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - диалог по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор"

Автор: Данилко Зоя Анатольевна

Дата: 18.03.2018

Номер свидетельства: 462395


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства