Урок-беседа «О строительстве Уфа-Златоустовской железной дороги в очерке Н.Г.Гарина-Михайловского «Вариант»
Урок-беседа «О строительстве Уфа-Златоустовской железной дороги в очерке Н.Г.Гарина-Михайловского «Вариант»
В данной разработке рассказывается о строительстве железной дороги между Уфой и Златоустом. Н.Г.Гарин-Михайловский по профессии был инженером. Он проектировал и участвовал в строительстве железных дорог в России. Очерк "Вариант" - это история очень сложной и непростой прокладки дороги в горных районах Южного Урала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-беседа «О строительстве Уфа-Златоустовской железной дороги в очерке Н.Г.Гарина-Михайловского «Вариант»»
Урок-беседа
«О строительстве Уфа-Златоустовской железной дороги в очерке
Н.Г.Гарина-Михайловского «Вариант»
Выполнила Алашова Т.В.
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №8
О строительстве Уфа-Златоустовской железной дороги в очерке Н.Г.Гарина-Михайловского «Вариант»
Тип урока: урок-беседа
Универсальные учебные действия:
познавательные: Познакомить учащихся с очерком, активизировать познавательную деятельность при изучении курса «Я - златоустовец», развивать мыслительную деятельность учащихся; умение анализировать.
коммуникативные: формировать умение работать в паре, отвечать на поставленные вопросы.
личностные: способствовать формированию чувства гордости и любви к родному городу.
Формы учебно-познавательной деятельности:
Фронтальная работа.
Работа в парах.
Оборудование:
Презентация
Карта железной дороги «Уфа-Златоуст».
Текст очерка Н.Г.Гарина-Михайловского «Вариант».
Урал – край богатых возможностей и перспектив,
где расцвел и засверкал во всем блеске его талант
инженера и писателя, оставившего будущему поколению
чудесное техническое сооружение
и неувядаемые художественные произведения.
А.Шмаков
И работаю я как, что мой час - день у другого.
Н.Г.Гарин-Михайловский
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация имеющихся знаний о Н.Г.Гарине-Михайловском.
Какие книги писателя вы читали?
Каких героев его произведений вы знаете?
Объяснение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Историческая справка
Гарин-Михайловский Николай Георгиевич. Известный русский писатель, инженер, автор проекта и строитель Уфа-Златоустовской железной дороги. Под его руководством построено здесь 150 километров полотна, 40 мостов, три узловых станции. Столб «Европа-Азия» Гарин-Михайловский сложил собственноручно.
Большой патриот, Н.Г.Гарин-Михайловский мечтал о том времени, когда его Родина покроется сетью железных дорог, и не видел большего счастья, как работать во славу России и приносить «не воображаемую, а действительную пользу». Сооружение железных дорого он рассматривал как необходимое условие развития экономики и безопасности государства, будущего расцвета и могущества своей страны. Учитывая недостаток средств, отпускаемых казной, он настойчиво выступал за удешевление постройки линии
за счет разработки новых, наиболее выгодных вариантов и внедрения более совершенных методов строительства.
На его пути было немало новаторских проектов. На Урале это сооружение туннеля на перевале Сулея, который сократил железнодорожную линию на 10 км и дал экономии 1 млн. рублей; изыскания от станции Вязовой до станции Сатки сократили линию на 7,5 верст и сберегли около 400 тысяч рублей; новый вариант линии вдоль реки Юрюзань дал экономии до 600 тысяч рублей.
Своеобразным «Дневником строителя» можно считать письма Гарина-Михайловского. В письме от 22 июня 1891 года он пишет жене: «Я действительно знаю это дело – изыскания – и люблю его. Если бы мне поручили бы отыскать подходящего человека для изысканий с ответственностью за него головой, я без всякого страха выбрал бы для этого знаете кого, мое счастье? Вашего мужа, моя радость, и был бы уверен в успехе…».
Повторим теорию литературы
Псевдоним - имя, используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).
Очерк– небольшое литературное произведение об определенных лицах, событиях.
Литературная деятельность Н.Г.Гарина-Михайловского.
Закономерен был приход Гарина-Михайловского в литературу (как писатель он выступал под псевдонимом Н.Гарин: от имени сына – Георгий, или как звали семье, Гаря). Богатство жизненных впечатлений, стремление обличать косность и несправедливость, негодование при виде нищеты, забитости народа заставили его взяться за перо.
Неуемная натура Н.Г.Гарина-Михайловского постоянно искала действия в практической инженерной деятельности и в своем творчестве. Каждодневно ему хотелось активно вмешиваться в окружающую действительность, преобразовывать ее на основах цивилизации и прогресса. И лучшее тому доказательство – очерк «Вариант» (1888 г.), в герое которого много от самого писателя.
История написания очерка.
В неопубликованных воспоминаниях жена писателя, Н.М.Михайловская раскрывает обстановку, в какой писался очерк «Вариант». Она указывает, что в основу произведения положен действительный факт биографии Гарина. При изысканиях Уфа-Златоустовской железной дороги Николай Георгиевич разработал вариант, предусматривающий прокладку тоннеля на одном труднопроходимом участке. Этот вариант намного сокращал ранее намеченную изыскателями трассу.Однако заправилами и дельцами из Главного управления строительства новый вариант был встречен в штыки, и только благодаря настойчивости Михайловского он все же был принят. «Про меня говорят, - сообщал Гарин в одном из своих уфимских писем к жене,- что я чудеса делаю, и смотрят на меня большущими глазами, а мне смешно. Так мало надо, чтобы все это делать. Побольше добросовестности, энергии, предприимчивости, и эти с виду страшные горы расступятся и обнаружат свои тайные, никому не видимые ходы и проходы, пользуясь которыми, можно удешевлять и сокращать значительно линию». История этой борьбы и легла в основу очерка «Вариант». Писателю не удалось закончить свое произведение, в котором проявились самые сильные стороны творчества Гарина. Очерк чем-то не понравился автору, и Николай Георгиевич разорвал рукопись. Жена, склеив разорванные листы, сохранила их и уже после смерти писателя передала в редакцию журнала «Русское богатство», где он и был опубликован в 1910 году.
Историю очерка помогают полнее воссоздать сохранившиеся в Челябинском государственном архиве бумаги, рассказывающие о постройке Уфа-Златоустовской железной дороги, о работе и жизни инженера Михайловского. Эти документы дополняют картины, описанные в «Варианте», интересными подробностями, раскрывающими перед нами большую душу русского инженера Николая Георгиевича.
Обобщение и систематизация знаний.
Беседа по прочитанному.
- С какой целью инженер Кольцов затеял изменить направление линии будущей дороги? Найдите цитаты, подтверждающие ваш ответ.
(«Это изменение обещало серьезные сбережения». (для государственной казны)
- Как инженер относился к своей работе? Найдите цитаты, подтверждающие ваш ответ. «… ведь интересно же сделать так дело, чтоб не стыдно на него посмотреть. Ведь обидно же даром бросать сотни тысяч»)
Работа в паре.
Прочитайте отрывок из очерка. Подчеркните ключевые предложения.
- Какое значение имеет этот эпизод при раскрытии характера главного героя.
И фантазия перенесла Кольцова в далекое прошлое.
«Сюда приходили, – думал он, – наши предки искать себе славы. Только в таких местах, под впечатлением этой дикой природы, могли сложиться наши чудные сказки, только здесь могла появиться та дикая, непреклонная воля, какою одарил народ своих героев. Здесь пролагали себе путь в панцирях и шлемах богатыри русской земли. Здесь прошли орлы Всеволода III, здесь Ермак нечеловеческими усилиями проложил себе путь к славе. Прошли века, и вот мы пришли докончить великое дело. Проведением дороги мы эти необъятные края сделали реальным достояниемрусской земли. Это будет второе завоевание края. И, как Ермак некогда с ничтожными силами приобрел его, так и мы должны употребить все силы, чтоб уменьшить стоимость постройкидороги. Нельзя строить дорого, у нас нет средств на такие дороги, а нам они необходимы как воздух, как вода. Восток гибнет оттого, что на имеет дорог. Общество право в своем раздражении на нас, инженеров. Оно не выяснило себе еще причины, ищет ее там, где ее нет, но история выяснит именно причины в нашем неуменье дешево строить. Мы как заимствовали тридцать лет тому назад способ постройки у наших дорогих соседей, так при нем и остались. Разве наша бедная русская жизнь может сравниться с богатой западной? Если бы русский изобрел железные дороги, а не Стефенсон, разве дошли бы мы до той роскоши, какая царит на наших дорогах? И что бы его могло вдохновить на бархат, зеркала, дворцы-будки, дворцы-вокзалы? Наши перекладные? Наши бывшие почтовые станции, наши нищие деревни? Наши грязные города с гостиницами-клоповниками? Именно здесь, когда мы приступаем к этому великому пути, когда все окружающее, вся история должна напоминать нам, что мы – русские, – мы, инженеры, обязаны поставить на совершенно новую почву постройку дороги, мы должныпоказать Западу, что мы, русские инженеры, способны не только воспринимать его великие идеи, но и культивировать их в условиях русской жизни. А это, в свою очередь, покажет на достаточную подготовку к самостоятельному творчеству. И, как некогда Ермак искупил свою и товарищей своих вину, так и мы, инженеры, дешевой постройкой должны искупить нашу невольную вину перед родиной…»
Кольцову стало жарко. Он снял шапку и провел рукой по лбу. Его глаза горели и усиленно смотрели вдаль. Он точно видел себя лицом к лицу со всеми обитателями своей необъятной родины.
«Да, нет выше счастья, как работать на славу своей отчизны и сознавать, что работой этой приносишь не воображаемую, а действительную пользу. Это – жизнь, это напряжение. Пусть проходит молодость с ее радостями любви; что жалеть о них, когда радости эти сменяются более высшими наслаждениями, сознанием приносимой пользы, сознанием, что заслужил право на жизнь!»
- Как автор показывает объединенность молодых инженеров Татищева и Стражинского со своим руководителем инженером Кольцовым?
- С какой целью Кольцов поехал в Петербург во Временное управление казенных железных дорог?
(Инженер Кольцов, чтобы доказать выгодность своего варианта, отвергнутого на месте, едет в Петербург во Временное управление казенных железных дорог. Между работником этого управления Никольским и инженером Кольцовым происходит перепалка. Никольский, рассмотрев представленные бумаги, указывает на допущенные ошибки в расчете профиля. Кольцов едко бросает: «- А еще в моем варианте вы ничего не заметили? - Больше, кажется, ничего, - ответил Никольский тоном, говорившим, что и этого довольно. - А экономии этого варианта против прежней линии на миллион сто тысяч рублей не заметили? - желчно спросил Кольцов… )
- Как выражена в очерке авторская позиция?
Слово учителя.
В 1890 году строительство Уфа-Златоустовской железной дороги закончилось. Все работы на этом участке прекратились. Сентябрьским днем в Златоуст прибыл первый поезд из Уфы, и в старом уральском городе состоялись торжества. С пламенной речью выступил Н.Г.Гарин-Михайловский. Он говорил о значении дороги, о том, что строители провели большие объемы земляных, скальных взрывных и других работ, что их труд заслуживает всенародного признания и похвалы.
Это была речь вдохновленного инженера-строителя и писателя- патриота, видевшего, какие экономические преобразования несла построенная дорога в эти богатейшие районы страны, остававшиеся оторванными от центральной России.
3.Творческое применение знаний.
Прочитайте восточную мудрость: «Не золотом, не серебром прославлен человек. Своим талантом, мастерством прославлен человек».
Раскройте смысл этого афоризма на примере очерка Н.Г.Гарина-Михайловского «Вариант».
Напишите сочинение-миниатюру.
4.Рефлексия.
- Как имя Н.Г.Гарина-Михайловского связано с г. Златоустом?
Интернет-ресурсы:
http://silver-ktulhu.livejournal
http://wwwetoretro.ru
http://fotki.yandex.ru
http://all-biography.ru
az.lib.ru
Литература:
«Уральский исток Транссиба». Издательство «Автограф» Челябинск. 2004
В.Черноземцев «Письма с дороги». «Златоустовский рабочий» №165 1991 г.
Н.Верзаков, В.Черноземцев, В.Понуров «Златоуст». Челябинск ЮУКИ, 1984 г.
«Златоустовская энциклопедия» том 1, Златоуст. 1994 г.
«Наше литературное вчера»: ист.-биогр. очерки/А.А.Шмаков, Челябинск 1962 г.
«Гарин-Михайловский Николай Георгиевич» Шмакова Т.А.// Календарь знаменательных дат. Челябинская область, 2002. Челябинск., 2002