kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Казачья колыбельная песня", "На севере диком стоит одиноко.", "Утес".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Казачья колыбельная песня", "На севере диком стоит оодиноко.", "Утес". Интересные и продуктивные методы, применяемые на уроке, а также разнообразные и творческие виды работ должны помочьученикам увидеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю. Лермонтова; а также в развитии коммуникативных навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Казачья колыбельная песня", "На севере диком стоит одиноко.", "Утес".»

Исламиева Айгуль Раифовна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 16» г.Кунгура

Пермского края

Класс: 5

Урок - анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Казачья колыбельная

песня", "На севере диком стоит одиноко", "Утес" (5 класс, УМК Т.Ф.Курдюмовой)

Цель: анализ и осмысление стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

- учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю. Лермонтова;

- продолжать формировать навыки выразительного чтения и умения интонацией передавать настроение;

- развивать коммуникативные и речевые навыки, интерес к изучению стихотворений;

- воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование: музыка природы, презентация по творчеству М.Ю. Лермонтова, распечатки переводов стихотворения Гейне М.Ю.Лермонтовым; их портреты; репродукция картины И.И. Шишкина «На севере диком стоит одиноко…», выставка репродукций картин М.Ю.Лермонтова, Толковый словарь С.И. Ожегова, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I.Эмоциональное слово учителя

-Как называется регион страны России, где мы с вами проживаем? (Пермский край, Урал)

-А вот многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, "где люди вольны, как орлы". Кавказ называли "Тёплой Сибирью"; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ уезжали и молодые люди в жажде побывать в "настоящем деле", туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.Лермонтов и Л.Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов. Ставрополье посетили многие известные люди России: военные и ученые, поэты и медики, писатели и музыканты. Среди них выдающиеся полководцы Александр Васильевич Суворов, Алексей Петрович Ермолов, писатели Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Лев Николаевич Толстой, композитор Михаил Иванович Глинка и др.
Величественная природа Кавказа, бурные события Кавказской войны стали источником вдохновения для Александра Сергеевича Пушкина. (Показ учителем иллюстрации Кавказа)

-Вы дома познакомились со стихотворениями поэта, у которого жизнь и творчество связаны с Кавказом. Это...(Михаил Юрьевич Лермонтов)

-Какова тематика этих стихотворений? (Грусть и одиночество)

II.Целеполагание

-Какую цель поставим перед собой на основе тематики прочитанных вами дома стихотворений Михаила Юрьевича? (Выяснить, почему стихи у М.Ю. Лермонтова грустные и на тему одиночества?)

III.Анализирующее наблюдение

1.Актуализация знаний по творчеству поэта (Показ слайдов из презентации) рассказы детей

-Для того чтобы смогли ответить на самый главный вопрос, мы должны поговорить о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

-Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче?

-Где прошло его детство? (В усадьбе бабушки Е.А.Арсеньевой в имении Тарханы Пензенской губернии) — показ на физической карте мира.

-Почему? (После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца)

-С чем связаны его поездки на Кавказ, в Пятигорск? (Он был хилым, больным, поэтому бабушка возила его на Кавказ лечить, на воды)

-Что можете сообщить о его получении образования? (Домашнее образование, Московский университет благородного пансиона, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров

Дополнения учителя: В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П.X.Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р.Валерик. В 1837 году на смерть А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», за что был сослан на Кавказ. Там он написал еще несколько произведений, в том числе стихотворение «Бородино».

2.Анализ стихотворения «Казачья колыбельная песня»

а) выразительное чтение;

б) сообщение ученика

-Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на самом Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали. В 1817 году царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 года, то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой. «Казачья колыбельная песня» написана Лермонтовым под впечатлением песни казачки, которую поэт слышал в станице Червленой на Тереке.
в) беседа

-Какими словами описывает автор место, где живут казаки? («струится Терек», «злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», «возьмешь ружье», «горькие слезы»)

-Обычно какого содержания бывает колыбельная песня? (О спокойной ночи, о счастье, о ребенке, об играх)

-Почему? (Дитя — это счастье, радость, мы ребенка колыбелью успокаиваем)

-А в этой колыбельной песне о чем поется? (О войне)
-О чем мечтает казачка у колыбели сына?(Ее сын станет богатырем и уйдет на войну, она его будет ждать. Также говорит, чтобы ее сын всегда в опасном бою помнил о маме. Это и кажется странным.)

-Почему мама поет не о спокойном, а наоборот о жестоком и взволнованном? (Кавказ в то время был самым опасным местом, мать очень любит своего сыночка и уже сейчас боится за его жизнь, всеми силами оберегает его. Она не хочет оставаться одна)
-Какой вы представляете мать-казачку?
-Каким вы представляете казака — отца ребенка?

г) иллюстрирование стихотворения (работа в парах)

-Каждой паре одна строфа, и вы должны эту строфу проиллюстрировать. Вам дается 5 минут, после чего вы должны будете выразительно прочитать свою строфу и показать иллюстрацию.

3.Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко».

а) выразительное чтение стихотворений Г.Гейне «Сосна»и М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко».

-Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 г. Лермонтов написал стихотворение. «На севере диком…». Это был перевод стихотворения великого немецкого поэта Г.Гейне, “Der Fichtenbaum” («Сосна»), написанного в 1822 году. Это произведение входило в большой цикл стихотворений о любви: к любви героя причастен весь мир, вся природа пронизана любовью

б) сравнительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова и Г.Гейне

-Определите темы этих стихотворений (Оба стихотворения об одиночестве, о далекой неисполнимой мечте, которая тоже одинока)

-Сопоставим образы стихотворений Гейне и Лермонтова.
(запись на доске, правая часть и левая части закрыты и постепенно открываются)

«на холодной вершине» -

« на голой вершине» (сильнее выражена обездоленность, бесприютность);

«белым покрывалом окутывает ее снег и лед» -

« снегом сыпучим одета, как ризой…» (усиленно великолепие убранства, возвышенная торжественность);

«на пылающей скале» -

«на утесе горючем» (эпитет «горючий» фольклорный, соединяет два значения – «горячий» и «горестный»).

-Удалось ли М.Ю. Лермонтову передать настроение первоисточника? (Да, удалось)

-Чем отличаются образы двух поэтов? (У Михаила Юрьевича проникновеннее Глубже, выразительнее)

в)анализ языковых средств выразительности стихотворения «На севере диком стоит одиноко»

- Как, с помощью чего удалось сделать М.Ю. Лермонтову стихотворение более выразительным и проникновенным? (С помощью языковых средств выразительности. Эпитеты: север дикая, вершина голая, пустыня далекая, горючий утес, прекрасная пальма. Сравнения: «одета, как ризой, она». Олицетворения: сосна дремлет, снится ей.

-Можем ли мы утверждать, что образы сосны и пальмы аллегоричны? (Да, потому что за этими образами мы имеем в виду людей. Значит, автор показывает одиночество не только пальмы и сосны, но и людей.

г) рассматривание репродукции картины И.И. Шишкина «На севере диком...»

-Как вы думаете, есть ли какая-то связь между стихотворением Лермонтова и репродукцией картины И.И.Шишкина «На севере диком…?
-Что изображено на картине?( Изображена сосна)
-Какова ее композиция?
-Каков колорит?(Сверху и справа тень, которую отбрасывает сосна, что и усиливает ощущение одиночества)
- Какое настроение выразил художник?(Настроение грусти, тоски)

В центре картины изображена могучая, одинокая сосна на мрачно-тревожном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства, она как - будто погружена в вечный сон – мечту о другом, светлом и радостном мире. Колорит картины темный, мрачный, это подчеркнуто контрастом постепенно сгущающегося голубовато - черного цвета и серебристо-блестящего холодного белого, оттененного светло-зеленым.

-Таким образом, можно было бы предположить,  что замерзающая и
страдающая от одиночества сосна мечтает о другой -  ве-
селой и счастливой - пальме.  Но пальма, которая снится
сосне,  похожа на нее;  она так же несчастлива на своем
юге,  как сосна на своем севере. Герой Лермонтова стре-
мится не к благополучию,  а к преодолению  одиночества,
он мечтает о другом одиноком существе,  которое так же,
как и он,  рвется к общению. 

V. Устное рисование. (В концептуальном).

-Попробуем устно нарисовать картину к этому стихотворению. Как бы вы ее проиллюстрировали?! Почему.

4.Анализ стихотворения «Утес»

а) выразительное стихотворение наизусть учеником;

б) словарная работа (Толковый словарь С.И. Ожегова)

-Вы знакомились со стихотворением самостоятельно, поэтому какие слова вам были непонятны, какие слова предлагаете прокомментировать?
-ЛАЗУРЬ - светло- синий цвет. Небесная лазурь.
-УТЕС- высокая скала. Гранитный утес. Как утес стоит кто-то (твердо, непоколебимо)

в) беседа с выборочным чтением
-Найдем рифмы. Какая рифма? (Опоясывающая)
-Какие образы создает поэт? (Образ тучки и утеса)
-Какие картины вы представили, читая произведение? (Увидели маленькую тучку, которую пронизывают солнечные лучи)

-Тучка какая? (Она ярко- желтая, будто из золота)

-А рядом в пустыне какой еще образ вырисовывается? (Огромный утес)

-Погода какая? (Утреннее сверкающее голубое небо, свежий ветерок подбрасывает маленькую тучку, словно кораблик в бескрайнем океане небес)
- Вы представили красивый пейзаж.
- Почему тучка золотая? (Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым цветом, а желтый цвет – цвет золота. А может, она такая красивая, что глаз нельзя отвести)
-Прочтем, какие действия совершала тучка.
Учитель. Только ли о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти действия?(Человек)
- Почему ночевала на груди утеса- великана?(Ближе к сердцу. Ей, наверное, было плохо)
- Почему утеса - великана? (Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту)
-Почему остался влажный след в морщине старого утеса?
Может, это слезы ?(Да. Встреча оставила след в его душе. Влажный след, напоминающий об облаке)

-Почему задумался глубоко? (Он не может забыть о тучке, все время думает о ней)
- Почему тихонько плачет? (Ему стыдно плакать. Он большой, сильный. Великан! Он не хочет, чтобы его слезы еще кто-нибудь видел. Стыдно плакать)
г)письменная работа в парах: нахождение языковых средств выразительности

-В парах выписываете языковые средства выразительности и противопоставления (Эпитеты: тучка золотая, влажный след, старый утес. Олицетворения: ночевала тучка, тучка умчалась, тучка умчалась играя, утес стоит, утес задумался, утес плачет.
Противопоставления: Тучка – великан, Тучка золотая - старый утес. Умчалась рано – одиноко он стоит. Весело играя - тихонько плачет. Играет в лазури – стоит в пустыне.
IV.Концептуальное осмысление

1.Беседа

-На какую тематику были все три стихотворения М.Ю. Лермонтова? (Об одиночестве)

-Как вы думаете, почему? (Может быть, потому, что сам был одинок)

-Значит, лирическим героем является сам кто? (Сам поэт)

-Лирический герой Лермонтова , как и сам поэт, бездеятелен и нет (Он все-таки стремится к обретению душевной гармонии. Пусть это нелегко, дорога дальняя и трудная, но герой не отчаивается)

2.Творческая работа

-Закончите фразу:

Одиночество — это...(Письменно отвечает каждый)

V.Рефлексия

-Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?

-Что показалось вам наиболее трудным?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Исламиева Айгуль Раифовна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376159


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства