Урок-анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Казачья колыбельная песня", "На севере диком стоит одиноко.", "Утес".
Урок-анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Казачья колыбельная песня", "На севере диком стоит одиноко.", "Утес".
Урок-анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Казачья колыбельная песня", "На севере диком стоит оодиноко.", "Утес". Интересные и продуктивные методы, применяемые на уроке, а также разнообразные и творческие виды работ должны помочьученикам увидеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю. Лермонтова; а также в развитии коммуникативных навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- развивать коммуникативные и речевые навыки, интерес к изучению стихотворений;
- воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: музыка природы, презентация по творчеству М.Ю. Лермонтова, распечатки переводов стихотворения Гейне М.Ю.Лермонтовым; их портреты; репродукция картины И.И. Шишкина «На севере диком стоит одиноко…», выставка репродукций картин М.Ю.Лермонтова, Толковый словарь С.И. Ожегова, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I.Эмоциональное слово учителя
-Как называется регион страны России, где мы с вами проживаем? (Пермский край, Урал)
-А вот многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, "где люди вольны, как орлы". Кавказ называли "Тёплой Сибирью"; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ уезжали и молодые люди в жажде побывать в "настоящем деле", туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.Лермонтов и Л.Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов. Ставрополье посетили многие известные люди России: военные и ученые, поэты и медики, писатели и музыканты. Среди них выдающиеся полководцы Александр Васильевич Суворов, Алексей Петрович Ермолов, писатели Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Лев Николаевич Толстой, композитор Михаил Иванович Глинка и др. Величественная природа Кавказа, бурные события Кавказской войны стали источником вдохновения для Александра Сергеевича Пушкина. (Показ учителем иллюстрации Кавказа)
-Вы дома познакомились со стихотворениями поэта, у которого жизнь и творчество связаны с Кавказом. Это...(Михаил Юрьевич Лермонтов)
-Какова тематика этих стихотворений? (Грусть и одиночество)
II.Целеполагание
-Какую цель поставим перед собой на основе тематики прочитанных вами дома стихотворений Михаила Юрьевича? (Выяснить, почему стихи у М.Ю. Лермонтова грустные и на тему одиночества?)
III.Анализирующее наблюдение
1.Актуализация знаний по творчеству поэта (Показ слайдов из презентации) рассказы детей
-Для того чтобы смогли ответить на самый главный вопрос, мы должны поговорить о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
-Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче?
-Где прошло его детство? (В усадьбе бабушки Е.А.Арсеньевой в имении Тарханы Пензенской губернии) — показ на физической карте мира.
-Почему? (После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца)
-С чем связаны его поездки на Кавказ, в Пятигорск? (Он был хилым, больным, поэтому бабушка возила его на Кавказ лечить, на воды)
-Что можете сообщить о его получении образования? (Домашнее образование, Московский университет благородного пансиона, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
Дополнения учителя: В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П.X.Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р.Валерик. В 1837 году на смерть А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», за что был сослан на Кавказ. Там он написал еще несколько произведений, в том числе стихотворение «Бородино».
-Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на самом Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали. В 1817 году царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 года, то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой. «Казачья колыбельная песня» написана Лермонтовым под впечатлением песни казачки, которую поэт слышал в станице Червленой на Тереке. в) беседа
-Какими словами описывает автор место, где живут казаки? («струится Терек», «злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», «возьмешь ружье», «горькие слезы»)
-Обычно какого содержания бывает колыбельная песня? (О спокойной ночи, о счастье, о ребенке, об играх)
-Почему? (Дитя — это счастье, радость, мы ребенка колыбелью успокаиваем)
-А в этой колыбельной песне о чем поется? (О войне) -О чем мечтает казачка у колыбели сына?(Ее сын станет богатырем и уйдет на войну, она его будет ждать. Также говорит, чтобы ее сын всегда в опасном бою помнил о маме. Это и кажется странным.)
-Почему мама поет не о спокойном, а наоборот о жестоком и взволнованном? (Кавказ в то время был самым опасным местом, мать очень любит своего сыночка и уже сейчас боится за его жизнь, всеми силами оберегает его. Она не хочет оставаться одна) -Какой вы представляете мать-казачку? -Каким вы представляете казака — отца ребенка?
г) иллюстрирование стихотворения (работа в парах)
-Каждой паре одна строфа, и вы должны эту строфу проиллюстрировать. Вам дается 5 минут, после чего вы должны будете выразительно прочитать свою строфу и показать иллюстрацию.
3.Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко».
а) выразительное чтение стихотворений Г.Гейне «Сосна»и М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко».
-Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 г. Лермонтов написал стихотворение. «На севере диком…». Это был перевод стихотворения великого немецкого поэта Г.Гейне, “Der Fichtenbaum” («Сосна»), написанного в 1822 году. Это произведение входило в большой цикл стихотворений о любви: к любви героя причастен весь мир, вся природа пронизана любовью
б) сравнительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова и Г.Гейне
-Определите темы этих стихотворений (Оба стихотворения об одиночестве, о далекой неисполнимой мечте, которая тоже одинока)
-Сопоставим образы стихотворений Гейне и Лермонтова. (запись на доске, правая часть и левая части закрыты и постепенно открываются)
«на холодной вершине» -
« на голой вершине» (сильнее выражена обездоленность, бесприютность);
«на утесе горючем» (эпитет «горючий» фольклорный, соединяет два значения – «горячий» и «горестный»).
-Удалось ли М.Ю. Лермонтову передать настроение первоисточника? (Да, удалось)
-Чем отличаются образы двух поэтов? (У Михаила Юрьевича проникновеннее Глубже, выразительнее)
в)анализ языковых средств выразительности стихотворения «На севере диком стоит одиноко»
- Как, с помощью чего удалось сделать М.Ю. Лермонтову стихотворение более выразительным и проникновенным? (С помощью языковых средств выразительности. Эпитеты: север дикая, вершина голая, пустыня далекая, горючий утес, прекрасная пальма. Сравнения: «одета, как ризой, она». Олицетворения: сосна дремлет, снится ей.
-Можем ли мы утверждать, что образы сосны и пальмы аллегоричны? (Да, потому что за этими образами мы имеем в виду людей. Значит, автор показывает одиночество не только пальмы и сосны, но и людей.
г) рассматривание репродукции картины И.И. Шишкина «На севере диком...»
-Как вы думаете, есть ли какая-то связь между стихотворением Лермонтова и репродукцией картины И.И.Шишкина «На севере диком…? -Что изображено на картине?( Изображена сосна) -Какова ее композиция? -Каков колорит?(Сверху и справа тень, которую отбрасывает сосна, что и усиливает ощущение одиночества) - Какое настроение выразил художник?(Настроение грусти, тоски)
В центре картины изображена могучая, одинокая сосна на мрачно-тревожном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства, она как - будто погружена в вечный сон – мечту о другом, светлом и радостном мире. Колорит картины темный, мрачный, это подчеркнуто контрастом постепенно сгущающегося голубовато - черного цвета и серебристо-блестящего холодного белого, оттененного светло-зеленым.
-Таким образом, можно было бы предположить, что замерзающая и страдающая от одиночества сосна мечтает о другой - ве- селой и счастливой - пальме. Но пальма, которая снится сосне, похожа на нее; она так же несчастлива на своем юге, как сосна на своем севере. Герой Лермонтова стре- мится не к благополучию, а к преодолению одиночества, он мечтает о другом одиноком существе, которое так же, как и он, рвется к общению.
V. Устное рисование. (В концептуальном).
-Попробуем устно нарисовать картину к этому стихотворению. Как бы вы ее проиллюстрировали?! Почему.
4.Анализ стихотворения «Утес»
а) выразительное стихотворение наизусть учеником;
б) словарная работа (Толковый словарь С.И. Ожегова)
-Вы знакомились со стихотворением самостоятельно, поэтому какие слова вам были непонятны, какие слова предлагаете прокомментировать? -ЛАЗУРЬ - светло- синий цвет. Небесная лазурь. -УТЕС- высокая скала. Гранитный утес. Как утес стоит кто-то (твердо, непоколебимо)
в) беседа с выборочным чтением -Найдем рифмы. Какая рифма? (Опоясывающая) -Какие образы создает поэт? (Образ тучки и утеса) -Какие картины вы представили, читая произведение? (Увидели маленькую тучку, которую пронизывают солнечные лучи)
-Тучка какая? (Она ярко- желтая, будто из золота)
-А рядом в пустыне какой еще образ вырисовывается? (Огромный утес)
-Погода какая? (Утреннее сверкающее голубое небо, свежий ветерок подбрасывает маленькую тучку, словно кораблик в бескрайнем океане небес) - Вы представили красивый пейзаж. - Почему тучка золотая? (Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым цветом, а желтый цвет – цвет золота. А может, она такая красивая, что глаз нельзя отвести) -Прочтем, какие действия совершала тучка. Учитель. Только ли о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти действия?(Человек) - Почему ночевала на груди утеса- великана?(Ближе к сердцу. Ей, наверное, было плохо) - Почему утеса - великана? (Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту) -Почему остался влажный след в морщине старого утеса? Может, это слезы ?(Да. Встреча оставила след в его душе. Влажный след, напоминающий об облаке)
-Почему задумался глубоко? (Он не может забыть о тучке, все время думает о ней) - Почему тихонько плачет? (Ему стыдно плакать. Он большой, сильный. Великан! Он не хочет, чтобы его слезы еще кто-нибудь видел. Стыдно плакать) г)письменная работа в парах: нахождение языковых средств выразительности
-В парах выписываете языковые средства выразительности и противопоставления (Эпитеты: тучка золотая, влажный след, старый утес. Олицетворения: ночевала тучка, тучка умчалась, тучка умчалась играя, утес стоит, утес задумался, утес плачет. Противопоставления: Тучка – великан, Тучка золотая - старый утес. Умчалась рано – одиноко он стоит. Весело играя - тихонько плачет. Играет в лазури – стоит в пустыне. IV.Концептуальное осмысление
1.Беседа
-На какую тематику были все три стихотворения М.Ю. Лермонтова? (Об одиночестве)
-Как вы думаете, почему? (Может быть, потому, что сам был одинок)
-Значит, лирическим героем является сам кто? (Сам поэт)
-Лирический герой Лермонтова , как и сам поэт, бездеятелен и нет (Он все-таки стремится к обретению душевной гармонии. Пусть это нелегко, дорога дальняя и трудная, но герой не отчаивается)
2.Творческая работа
-Закончите фразу:
Одиночество — это...(Письменно отвечает каждый)
V.Рефлексия
-Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?