Урок: № 2 «Голос совести в рассказе В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». Раздел: № 4 Мораль, этика, ценности | Школа: ГУ Потанинская СОШ |
Дата: 30.06.2017 | Ф.И.О. учителя: Оспанова Анара Жарылгаповна |
Класс: 7 | Количество Присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | 1) пересказывать (выборочно) содержание произведения, выражая своё мнение о героях и событиях ПО5 2) характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста АИ5 3) писать творческие работы, выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка |
Цели урока | Все учащиеся смогут 1) выборочно пересказывать содержание произведения. 2) характеризовать героев произведения. 3)Писать творческие работы. |
Большинство учащихся смогут 1) Пересказывать содержание произведения 2) характеризовать героев произведения на основе деталей текста. 3) писать творческие работы, выражая своё отношение к прочитанному, |
Некоторые учащиеся смогут 1) Пересказывать выборочно содержание произведения выражая свою оценку о героях и событиях. 2) характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста 3) писать творческие работы, выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка |
Языковая цель | умение анализировать информацию, выделять главное, сравнивать, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, вести диалог, формулировать мысль в разных формах |
Ключевые слова и фразы | Куркуль, банка с молоком, люди в сквере, шкилетники |
Предыдущее обучение | Знакомство с творчеством В.Тендрякова и произведением «Хлеб для собаки». Данный урок основывается на умении определять жанровые особенности произведения. |
План |
Планируемое время | | Ресурсы |
Начало 5минут | 1.Оргмомент. 2.Создание коллаборативной среды Позитивный настрой. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Выход на тему. Задание 1. Учащиеся открывают карточки с фразеологизмaми (на столе у каждого учащегося). Без зазрения совести - без стеснения, не испытывая стыд. Для очистки совести - в оправдании своих поступков. По совести - честно, справедливо. На совесть - добросовестно сделано не за страх, а за совесть - очень добросовестно совесть зазрила - стало стыдно со спокойной совестью - уверенным в своей правоте с чистой совестью - ничем не терзаясь, с полной уверенностью в своей правоте ФО самооценивание правильности составления фразеологизмов (ИД) ОС - какое ключевое слово во всех фразеологизмах? - что такое совесть? . Как ты понимаешь выражение «жить по совести Для чего дана человеку совесть? Надеюсь, что размышления над этими вопросами помогут понять вам рассказ Владимира Фёдоровича Тендрякова «Хлеб для собаки».
| ИД Приложение1 |
Середина 8мин. 12 мин. 8мин 7минут | Задание 2 Деление на группы по геометрическим фигурам Прием «Сжатие текста». В группах читают части текста, по готовым ключевым словам, по ним сжимают текст куркуль, банка с молоком, люди в сквере, шкилетники 1группа- начало 2 группа- середину 3 группа – конец ФО Светофор Зеленый - отличная работа, Желтый- требует дополнений, Красный- фактические ошибки, требует доработки Задание 3 Органайзер «Персонаж на стене» 1 группа Вовка 2 группа начальник станции 3 группа собака критерии | дескрипторы | характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста | Кратко характеризует героев (3-4 предложения)-1б | характеризует героев произведения на основе цитат-2б | характеризует героев произведения на основе художественных деталей и цитат -из текста-3б | Формулирует вопросы для героя | Простые вопросы – 1 б. | Сложные вопросы – 2 б. | задание 4 органайзер «Письмо от имени героя» Творческая работа по группам 1 группа – написать от имени Вовки 2 группа - написать от имени брата 3 группа – Написать от имени Дыбакова ФО: «+», « - » , интересно. Задание5 используя органайзер «Облако мыслей», проанализировать эпизод «Встреча мальчика и собаки» Мальчик Вывод:Мальчик считает, что он обязан помогать собаке , потому что у них дома всё есть ,они обеспеченные люди. Собака Вывод: Собака боится встречи с мальчиком, а вдруг её съедят люди, так же как и других собак. | Учебник Бумага –А4 |
Конец 5 минут | Рефлексия «Все в твоих руках». На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. - Большой – для меня было важным и интересным… - Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. - Средний – мне было трудно (мне не понравилось). - Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. - Мизинец – для меня было недостаточно Слово учителя. Домашнее задание: напишите сочинение – размышление по уроку. – Ребята, мы плодотворно работали на уроке. – До свидания. Спасибо за урок! | Бумага –А4 |
Дополнительная информация |
Дифференциация – По уровню самостоятельности: работа с информационными источниками текст. По уровню познавательной активности: – «Упражнение по эффективному слушанию», По уровню усложнения задач: от простого к сложному: 1) индивидуальная – парная – групповая; 2) от репродуктивных вопросов к вопросам высокого порядка; 3) групповая рефлексия – индивидуальное самооценивание. | Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся? Формативное оценивание: будет Словесным, по критериям, Обратная связь: словесная поддержка учителя, взаимная (в паре, группе). | Межпредметные связи: история . Здоровье и безопасность поддержка: учитель следит за позой, посадкой учеников, ИКТ не более 10 минут. ИКТ: слайды Ценности: Воспитание умения дружить, уважения к старшим, развитие общения в социуме. |
Рефлексия Были ли цели обучения/урока достижимыми? Чему сегодня научились учащиеся? Какой была атмосфера обучения? Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися? Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему? | Цели обучения и языковые цели урока достижимы. В ходе урока учащиеся научатся правильно формулировать вопросы, относящиеся к содержанию текста. Атмосфера на уроке должна быть творческой, ребятам должно быть интересно и комфортно работать в группах. Они должны на уроке чувствовать позитивное соперничество и уважение к учащимся других групп. Дифференцированные задания были подобраны по принципу познавательной активности, о уровню усложнения, по уровню самостоятельной работы. Все они подобраны успешно. В течение урока учитывается хронометраж. График планируемого времени выдержан. |
Главный герой рассказа маленький мальчик, которому было стыдно быть сытым, в то время как за его окном умирали от голода ссыльные. Он часто передавал им остатки своей пищи, но когда число нуждающихся и просящих непрерывно возрастало, у маленького ребенка случился эмоциональный срыв: он прогнал от своего двора людей, крича им вслед, чтобы больше не возвращались к нему.
Куркули ушли, а непреодолимое чувство стыда и жалости так и остались в душе маленького человека. Он воспринимал свой поступок как проявление той не человечности, которая была присуща людям, отправивших в ссылку невиновных.
Исцелить совесть мальчика, помогла собака, которая случайно забрела в его двор. Ребенок начинает кормить собаку хлебом, чтобы хоть как то загладить чувство вины он не смог помочь людям, то хотя бы заботится о таком же несчастном и потерянном живом существе.
Но на этом рассказ не заканчивается, автор описывает еще одного героя начальника железнодорожной станции, который также не мог вынести страдания людей, ежедневно сотнями в маленьких закрытых вагонах проезжающими мимо поселка.
Этому человеку повезло меньше, нежели мальчику, ему не встретилась собака, которую он смог бы накормить. Единственным выходом исцелить свою совесть для начальника стало самоубийство.
После прочтения рассказа, читателя еще долго не покидает чувство морального и духовного опустошения. Все ужасы того времени, мы словно переживаем вместе с героями. Читая рассказ, трудно поверить в то, что такие события происходили в цивилизованном двадцатом веке, а не на заре средневековья, однако это наша история, помнить которую священный долг каждого.