kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-защита учебных проектов по литературе " Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная  методическая  разработка  представляет  собой  урок с применением  элементов  проектной  методики. Подготовительный  этап  урока (  за  неделю до  занятия) предполагает  выбор  учащимся  одного  из  предложенных  в  списке  адресата  любовной  лирики  А.С. Пушкина, поиск  материала , в  том  числе  и  иллюстративного ( портрет), подготовку  к  выразительному  чтению  наизусть стихотворения, посвящённого  адресату. Возможно выполнение учебного  проекта  как  индивидуально, так  и  мини-группой  в  2  человека ( в  зависимости  от  уровня класса). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-защита проектов»

Королева М.В. – учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ СОШ № 41 г. Ульяновска


УРОК – защита учебных проектов

по литературе в 9 классе на тему

«Адресаты любовной лирики Пушкина»

I. Вступительное слово учителя.

Любовная лирика Пушкина является общепризнанным образцом прекрасной поэзии. Шедевры пушкинского искусства не только волновали современников поэта, но и продолжают поражать душу и будоражить воображение современного читателя.

Чтобы по-настоящему понять Пушкина и его любовную лирику, необходимо помнить, что Пушкин начинал как романтик, а потому следовал многим канонам романтизма, в частности, тому, который предполагал, что поэт всегда и везде должен быть поэтом. Это означало, выполнение ритуала постоянной влюбленности, который заключался в рыцарственном отношении к даме. Так, поэт как истинный рыцарь должен был воспевать неземную красоту и всяческие добродетели своей дамы сердца. По законам романтической поэзии даже если такой дамы в реальности не существовало, ее должно было придумать. Пушкин отдал дань поэтическим традициям своего времени и создал в своих стихах, особенно раннего периода, идеализированный образ прекрасной возлюбленной, в котором нашли отражение мечты поэта, его представление о женственности и красоте.

Послушаем одно из таких стихотворений - «Ночь» (чтение учеником стихотворения наизусть).

Такое иллюзорное состояние влюбленности служило питательной почвой для творчества поэта. Источником вдохновения были также встречи поэта с великосветскими красавицами и просто красивыми женщинами.

По свидетельству современников Пушкина, «как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался... В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел». Поэтому за большинством пылких любовных поэтических признаний не следует искать серьезных, глубоких чувств поэта. И все же в жизни любого мужчины, в том числе и Пушкина, были женщины, которые оставили свой след в его жизни и творчестве. О них пойдет дальнейший разговор.


П. Защита проектов учащимися

( 1. Чтение наизусть стихотворения Пушкина

2. Сообщение учащегося об адресате данного стихотворения

3. Демонстрация слайда с портретом адресата

4. Оформление материала на бумажном носителе)

А) проект 1

НАТАЛЬЯ

Самым ранним дошедшим до нас поэтическим произведением Пушкина - лицеиста явилось стих. «К Наташе», написанное в духе любовных посланий того времени. Кто же та, кому посвящено стихотворение? Это была 15-летняя горничная старой княгини Волконской, фрейлины императрицы, с которой лицеисты часто встречались во время своих прогулок по парку. Она была широколица, черноглаза, стройна и, шествуя рядом со старухой, напоминала Психею, ведомую Прозерпиной. Однажды Пушкину приснилась Наташа, а проснувшись он помнил полстроки: «Свет-Наташа», Так он и не понял, что ему снилось в ту ночь - Наташа или стихи? Но записал на клочке: «Свет-Наташа». А спустя несколько дней появилось стихотворение «К Наташе»

(Выразительное чтение ученицей наизусть отрывка из стихотворения).

Б) проект 2

- М. Раевская и Б.Раевская -

В 1820 году Пушкин отправился в трехмесячное путешествие на Кавказ и Крым вместе с семьей генерала Н.Н.Раевского. Поэт был счастлив. Его настроение питалось не только красотой южной природы, но и неожиданно вспыхнувшей влюбленностью в 16-летнйю Марию Раевскую (будущую жену декабриста Волконского). Еще на берегу Азовского моря поэт восхищенно наблюдал ее шаловливую игру с прибрежными волнами:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам ...

Спустя 3 года, в 1823 г., в альманахе «Полярная звезда» была опубликована элегия «Редеет облаков летучая гряда ...» (чтение наизусть ученицей стихотворения).Это стихотворное воспоминание о кратком пребывании в

Крыму, в Гурзуфе, и о девушке в которую поэт был тогда влюблен. В одном из писем приятелю Пушкин написал о ней: «Признаюсь, одной мыслию этой женщины дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики». Долгое время биографы Пушкина считали, что эти слова относятся к Марии Раевской. Но исследователь Томашевский документально смог доказать, что «дева юная» и та, чием мнением Пушкин дорожит более всего -это старшая дочь Раевского - Екатерина. Пушкин ценил красоту и характер Екатерины Николаевны, но ни о какой серьезной влюбленности в нее с его стороны речи не имело. И все же ностальгией о своей юношеской любви к одной из сестер Раевских позднее написанное стихотворение 1829 г. «На холмах Грузии ...». (чтение учеником стихотворения наизусть). О ком эти строки? Марии или Екатерине? Наверное, это не столь уже и важно, главное, что мы можем наслаждаться этим чудесным поэтическим выражением сильного и противоречивого чувства.

В) проект 3

-РИЗНИЧ -

С Амалией Ризнич, 20-летней женой одесского коммерсанта Пушкин познакомился в июле 1823 года и пережил к ней сильное чувство. Молодая итальянка была хороша собой, высока ростом, с прекрасными выразительными глазами и огромной черной косой, одевалась экстравагантно, носила непомерно длинные платья и мужские шляпы с огромными полями. В 1824 году «Под небом голубым страны свой родной ...» (чтение учеником стихотворения наизусть).

А в 1830 г., в годовщину смерти возлюбленной, поэт создает другое стихотворение «Для берегов отчизны дальней ...», в котором вспоминает их мучительное расставание, надежды на новую встречу; его любовь не может примириться со смертью любимой женщины: ведь она обещала ему поцелуй при новом свидании - и не исполнила своего обещания! (чтение учеником стихотворения наизусть).


Г) проект 4

- Е.ВОРОНЦОВА -


Елизавета Ксавериевна Воронцова, жена начальника Пушкина по службе М.С.Воронцова, была на 7 лет старше поэта, что в его неполных 25 лет составляло существенную разницу. Однако она выглядела молодо, была хороша собой и отличалась утонченной любезностью полячки и светской дамы. По словам современника, писателя В. А .Соллогуба, Воронцова была «одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такой мягкою, очаровательной, женственною грацией, такой приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что легко себе объяснить, как такие люди, как Пушкин, без памяти влюблялись в Воронцову».? Пушкин познакомился с ней осенью 1823 года. Привычное внимание к красивой женщине скоро перешло в глубокое и серьезное чувство. Осенью 1824 года Пушкин был выслан из Одессы. Находясь в ссылке в селе Михайловском, поэт томился от разлуки со страстно любимой им женщиной. Воронцова изредка писала ему письма, которые он должен был по ее требованию немедленно сжигать. В стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г.) удивительно точно, поэтично рассказано, как сгорает брошенное в камин «письмо любви», как растапливается его сургучная печать, теряя сначала отпечаток ее перстня, и листы, принесшие столько радости одинокому поэту, превращается в пепел: «Прощай, письмо любви! Прощай ...». (чтение стихотворения наизусть).

Д) проект 5

- А.Вульф и А.Осипова –


1826 г.Пушкин провел в своем имении Михайловском. Общество поэта в этот период почти исключительно составляет многочисленное семейство
соседней тригорской помещицы Прасковьи Александровны Осиповой. Со всем этим шумным и молодым семейством у Пушкина завязались тесные дружеские отношения. Тригорским барышням Пушкин посвящал стихи, двумя из них - Анной Вульф (дочь Осиповой от 1 брака) и Александрой Осиповой (падчерицы Осиповой по 2 браку) - даже был по очереди увлечен. Так появилось на свет стихотворение «Признание». Это шутливое объяснение в любви, обращенное к 1 из барышень из Тригорского. Стихи удивительны своей легкостью, непринужденностью и в тоже время подлинной поэтичностью. Здесь и выражение чувства поэта, увлечение - не очень глубокое, и понимание бесплодности его признаний, и ревность по поводу ее таинственных прогулок, непонятных слез и поездок в ближайший городок - Опочку. Шутливая просьба поэта хотя бы притворно откликнуться на его чувство чудесно завершает стихотворение. (чтение ученицей стихотворения наизусть).


Е) проект 6

- А. КЕРН -


Во время ссылки в Михайловском, будучи в Тригорском у помещицы Осиновой, Пушкин встретился с родственницей хозяйки - Анной Петровной Керн,
необыкновенно привлекательной 24-летней женщиной. Красавицу Керн (в девичестве Полторацкую) 16 лет выдали замуж за пожилого генерала. К моменту приезда в
Тригорское она уже разошлась с мужем, и здесь у нее произошел бурный, хотя и кратковременный роман с Пушкиным. Именно к А.П.Керн обращено одно из самых лучших произведений любовной лирики Пушкина - «К ***» («Я помню чудное мгновенье»). В стихотворении много автобиографического. Так в 1 строфе Пушкин вспоминает о первой своей встрече с Керн. В первый раз 20-летний поэт увидел ее в 1819 г. на балу в Петербурге. Это была мимолетная встреча; поэт сравнивает ее с видением божественной красавицы. Спустя 6 лет, когда остались позади ссылка в Одессу, а затем в Михайловское, когда поэт пережил тяжелый кризис мировоззрения, едва не доведший его до самоубийства, Пушкин во второй раз встретил Крен. В письме к Анне Петровне поэт писал: «Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных. Лучшее, что я могу сделать в моей печальной деревенской глуши, - это стараться не думать о Вас ...»

«Я помню чудное мгновенье ...»- это лирический гимн любви, ее могучей силе, способной возродить и очистить человека, вернуть его к творческой жизни. (Прослушивание фонозаписи романса на стихи Пушкина).


Ж) проект 7

- А.Д.АБАМЕЛЕК -

Во времена Пушкина многие светские дамы имели альбомы, куда писались стихи, пожелания хозяйке, делались рирунки друзьями и знакомыми. Пушкина часто просили написать несколько стихотворных срок в такого рода альбомы. Некоторые стихотворные послания, записанные в альбомах светских красавиц, сохранились. Среди них стихотворение «В альбом княжне А.Д.Абамелек». Оно адресовано Анне Давыдовне Абамелек, которую Пушкин знал еще в лицейские годы совсем маленькой, двух-трехлетней девочкой. Стихотворение говорит не о влюбленности поэта, а об его дружеском восхищении ее расцветшей красотой и светскими успехами, (чтение стихотворения наизусть).

3) проект 8

- Н.ГОНЧАРОВА -


В декабре 1828 г. Пушкин приехал в Москву. Здесь он первый раз на балу с Натальей Николаевной Гончаровой, считавшейся первой красавицей Москвы. Красота ее поразила поэта: «в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической, царственной красотой». Поэт стал посещать семью Гончаровых, а в марте 1829 г. сделал предложение, не получив сначала определенного ответа на свое сватовство. В апреле 1830 г. Пушкин вновь сделал предложение Н.Н.Гончаровой, которое на этот раз было принято. 6 мая 1830 г. состоялась помолвка Пушкина с Натальей Николаевной, и он официально сделался женихом. Именно тогда поэт создает стихотворение «Мадонна», избрав для него старинную стихотворную форму сонета. (чтение стихотворения наизусть).

18 апреля 1831 г. в Москве в церкви Вознесения, у Никитинских ворот, состоялась свадьба Пушкина. Через несколько дней поэт писал П.А.Плетневу: «Я женат - -счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». В слове «счастье» для него в 1831 г. не заключалось романтического представления о «неземном блаженстве» или «убийственней страсти», оно подразумевало простоту и покой домашней жизни. Для счастья теперь нужна была не только любовь, но и Дом, свой очаг, «окончание кочевой жизни», как выразился хорошо понимавший душевной состояние Пушкина Плетнев, поздравляя друга с женитьбой.


Д) Заключительное слово учителя.

И в заключение прозвучит стихотворение, которое по праву считается гимном любви. Точно неизвестно , кому оно посвящено, но, наверное, это и к лучшему, потому что строками этого стихотворения можно обратиться ко всем любимым. (Чтение стихотворения «Я вас любил ...»).


III Домашнее задание

Наизусть ст. «Я вас любил» и его анализ

Просмотр содержимого презентации
«Портретный ряд»

Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина

Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина

Мария и Екатерина Раевские

Мария и Екатерина Раевские

Амалия Ризнич

Амалия Ризнич

Елизавета Ксавериевна Воронцова

Елизавета Ксавериевна Воронцова

Анна Вульф и Александра Осипова

Анна Вульф и Александра Осипова

Анна Давыдовна Абамелек

Анна Давыдовна Абамелек

Наталья Николаевна Гончарова

Наталья Николаевна Гончарова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Королёва Марина Валерьевна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 169083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства