kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-взгляд "Духовная капитуляция доктора Старцева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рассказе «Ионыч», героем которого является Дмитрий Ионыч Старцев, Антон Павлович Чехов исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Урок-взгляд предполагает интеграцию музыки, живописи, литературы, а также развитие умений взаимодействовать в группе, анализировать художественный текст, работать с опорной таблицей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-взгляд "Духовная капитуляция доктора Старцева" »

Урок - взгляд

Тема: Духовная капитуляция доктора Старцева.

Цель: Анализ рассказа А.П.Чехова «Ионыч».

Задачи: Формирование понятия о творческом почерке А.П. Чехова, использовании им подтекста в раскрытии духовной капитуляции человека.

Развитие умений ра­ботать с опорной таблицей.

Воспитание активной жизненной позиции, культуры чувств, умного, вдумчивого читателя.

Оборудование: Портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу «Ио­ныч», запись песни «Лучинушка», романс «Ночь» на слова А.Дельвига.

Словарь: капитуляция, деградация, обыватель, подтекст, пассаж.

Ход урока.

Организационный момент. Постановка цели и задач.

... глухая тоска небытия.

А.П. Чехов.

Времена не выбирают, в них живут и умирают. А мы в этом мире только гости. Немного погостили, и станем уходить: кто раньше, кто поздней... Но есть вещи, которые никогда не умрут. Есть то, что радует глаз, живет вечно, что взято из глубин души, из недр мастера, то, что воплотил он в музыке, в слове, в живописи...

Почему эти творения вечны, что вкладывает мастер в них?

(...Душу!)

Что такое душа?

(Ответы учащихся)

Причина ты, и ты начало;

Всё, всё бы без тебя увяло.

Порядок в мире, связь вещей,

Ты цель всему, душа людей!

Одна ты только мир устрой.

Гармония живёт тобой

Тобою движутся все чувства,

Тебя приветствуют искусства!

Литература - это искусство слова. И сегодня на уроке мы рабо­таем над одним из самых глубоких рассказов А.П. Чехова – «Ионыч» (1898 г.).

Какие произведения Чехова вам знакомы?

(Записать тему, эпиграф)

Антон Павлович средствами подтекста показывает нам путь моло­дого человека в небытие.

Что такое подтекст?

Основными средствами подтекста в рассказе является отношение героя с искусством, природой, любовью.

Мы работает методом КМД. Каждая группа соответствует ступени в судьбе Дмитрия Старцева.

I гр. - Весна жизни Дмитрия Старцева. (Прибыл в город).

II гр. - Доктор Старцев. (Знакомство с Туркиными).

III гр. – Ионыч. (Небытие - уже нет доктора, звание не называют).

Опорная карта деятельности (ОКД) такова:

Отношение к любви Д.Старцева.

Музыка в жизни героя.

Природа в рассказе.

Цветовая гамма.

Чтение эпизода.

По ходу работы заполняем опорную таблицу; в каждой группе ра­ботают лидеры: их задача - организовать работу, оценить деятельность каждого

(ребята работают 5-7 минут, ответ 5-7 мин, по завершении рабо­ты заполняют таблицу). (За три минуты до завершения деятельности звучит "Лучинушка").

Что это за песня? Как она связана с рассказом? Когда звучала?

Вы узнали её сразу, но самая талантливая, интеллигентная семья губернского города С. не замечала её, не слышала. - Почему?

(Слово I-ой группе - Слушаем фрагмент романса. Строки из него являются эпиграфом к I теме.)

Весна жизни Дмитрия Старцева.

Когда ещё я не пил слез из чаши бытия...

А. Дельвиг.

ВЫВОД:

Молодой человек, врач, бедный разночинец, "дьячковский сын", полон сил, увлечён работой. Лучшее для него впереди. Его интере­сует литература, искусство. Он чувствует себя одиноким среди дру­гих жителей города: они раздражали его "своими взглядами на жизнь и даже своим видом". Весна в природе - весна в душе!

(работа с иллюстрацией, таблицей).

Слово II группе. - Доктор Старцев.

В начале поприща мы вянем без борьбы.

М. Лермонтов.

(Слушаем фрагмент).

Что это романс или пассажи?

Что такое пассаж?

(словарь)

Вывод: Главное - любовь!

Процесс нравственного падения ранее всего проявляется в люб­ви. Ему нравится Котик (умна, интеллигентна). Но любовь, едва возникнув, уже пугает его: «К чему приведёт этот роман?» - «Что скажут товарищи, когда узнают?» - страх перед жизнью! Гово­рит о любви и думает о приданом!

Свидание в саду: осень, грусть, темные листья - чувства начи­нают умирать.

Свидание на кладбище - доктор понимает, что Котик дурачится, но душа еще жива, он откликается, подхватывает.

Любовь на фоне кладбища - смерть любви! Угасание надежд! Ду­шевной искры!

Получив отказ, потягивается и говорит: «Сколько хлопот, одна­ко!» Старцев страдал ровно три дня!? Но эта неполноценная любовь удерживала доктора от духовной деградации.

Что такое деградация? Капитуляция?

(работа с иллюстрацией, таблицей).

Женитьба не состоялась!? Почему? Кто виноват? Доктор Старцев превращается в Ионыча. Когда в жизни мы обращаемся к человеку по отчеству... (по-свойски!)

Слово III группе. - Ионыч.

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Некрасов.

Прошло 4 года, что изменилось? Главный герой живет или сущест­вует?

Вывод: работа не интересна, живет скучно, ничего не интересует его.

Звучит ли музыка? - Нет (звон бубенчиков, стук палки!)

Есть ли природа? - Да, но душа умерла.

Не видит, не замечает, не чувствует. Тина обывательщины засо­сала, чувства погасли, доктор Старцев умер. (Кто такой обыватель?)

На перечёт сердца благие.

Которым родина свята.

Бог помочь им! ...а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Одни стяжатели и воры,

Другие - сладкие певцы,

А третьи - третьи мудрецы:

Их назначенье - разговоры.

Свою особу оградя

Они бездействуют кряхтя.

(Иллюстрация, таблица).

Итог нашей деятельности - опорная таблица.

Прослеживаем ли духовную капитуляцию доктора Старцева?





Группы

Любовь

Музыка


Природа

Цвет

I

К жизни,

к труду

Душа поёт...

(романсы)

Весна,

пробуждение

Зеленый, желтый, голубой

II

К Котику

Душа еще поет

(но звучат пассажи)

Осень. Ночь. Кладбище.

Черный, белый

III

Любовь - страсть

к деньгам

Звон бубенчиков,

стук палки.


Серый, зеленый, красный



Так почему же интеллигентные, образованные жители губернского города не слышали "Лучинушки"?

А куда привели ступени нашего героя? (небытие!)

Вывод: Вверх по лестнице, ведущей вниз!

Почему это произошло? И так быстро свершилось? (Среда, ко­торая окружала и других. Но не все превращались в Ионычей (А.П. Чехов!)

Не было ли в самом Д. Старцеве чего-то того, что способс­твовало духовному перерождению? (Все начинается с недостатков в характере: неглубоко любит, непоследователен в своих убеждениях, не способен их отстаивать, раздражителен, недостаточно чуток к людям, а кончается нравственным отступничеством, полной духовной капитуляцией!)

Я обращаюсь к вам, ребята, всегда помните слова А.П. Чехова: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабаты­вайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок-взгляд "Духовная капитуляция доктора Старцева"

Автор: Черняева Ирина Сергеевна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160736


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства