Урок-взгляд "Духовная капитуляция доктора Старцева"
Урок-взгляд "Духовная капитуляция доктора Старцева"
В рассказе «Ионыч», героем которого является Дмитрий Ионыч Старцев, Антон Павлович Чехов исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Урок-взгляд предполагает интеграцию музыки, живописи, литературы, а также развитие умений взаимодействовать в группе, анализировать художественный текст, работать с опорной таблицей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Времена не выбирают, в них живут и умирают. А мы в этом мире только гости. Немного погостили, и станем уходить: кто раньше, кто поздней... Но есть вещи, которые никогда не умрут. Есть то, что радует глаз, живет вечно, что взято из глубин души, из недр мастера, то, что воплотил он в музыке, в слове, в живописи...
Почему эти творения вечны, что вкладывает мастер в них?
(...Душу!)
Что такое душа?
(Ответы учащихся)
Причина ты, и ты начало;
Всё, всё бы без тебя увяло.
Порядок в мире, связь вещей,
Ты цель всему, душа людей!
Одна ты только мир устрой.
Гармония живёт тобой
Тобою движутся все чувства,
Тебя приветствуют искусства!
Литература - это искусство слова. И сегодня на уроке мы работаем над одним из самых глубоких рассказов А.П. Чехова – «Ионыч» (1898 г.).
Какие произведения Чехова вам знакомы?
(Записать тему, эпиграф)
Антон Павлович средствами подтекста показывает нам путь молодого человека в небытие.
Что такое подтекст?
Основными средствами подтекста в рассказе является отношение героя с искусством, природой, любовью.
Мы работает методом КМД. Каждая группа соответствует ступени в судьбе Дмитрия Старцева.
I гр. - Весна жизни Дмитрия Старцева. (Прибыл в город).
II гр. - Доктор Старцев. (Знакомство с Туркиными).
III гр. – Ионыч. (Небытие - уже нет доктора, звание не называют).
Опорная карта деятельности (ОКД) такова:
Отношение к любви Д.Старцева.
Музыка в жизни героя.
Природа в рассказе.
Цветовая гамма.
Чтение эпизода.
По ходу работы заполняем опорную таблицу; в каждой группе работают лидеры: их задача - организовать работу, оценить деятельность каждого
(ребята работают 5-7 минут, ответ 5-7 мин, по завершении работы заполняют таблицу). (За три минуты до завершения деятельности звучит "Лучинушка").
Что это за песня? Как она связана с рассказом? Когда звучала?
Вы узнали её сразу, но самая талантливая, интеллигентная семья губернского города С. не замечала её, не слышала. - Почему?
(Слово I-ой группе - Слушаем фрагмент романса. Строки из него являются эпиграфом к I теме.)
Весна жизни Дмитрия Старцева.
Когда ещё я не пил слез из чаши бытия...
А. Дельвиг.
ВЫВОД:
Молодой человек, врач, бедный разночинец, "дьячковский сын", полон сил, увлечён работой. Лучшее для него впереди. Его интересует литература, искусство. Он чувствует себя одиноким среди других жителей города: они раздражали его "своими взглядами на жизнь и даже своим видом". Весна в природе - весна в душе!
(работа с иллюстрацией, таблицей).
Слово II группе. - Доктор Старцев.
В начале поприща мы вянем без борьбы.
М. Лермонтов.
(Слушаем фрагмент).
Что это романс или пассажи?
Что такое пассаж?
(словарь)
Вывод: Главное - любовь!
Процесс нравственного падения ранее всего проявляется в любви. Ему нравится Котик (умна, интеллигентна). Но любовь, едва возникнув, уже пугает его: «К чему приведёт этот роман?» - «Что скажут товарищи, когда узнают?» - страх перед жизнью! Говорит о любви и думает о приданом!
Свидание в саду: осень, грусть, темные листья - чувства начинают умирать.
Свидание на кладбище - доктор понимает, что Котик дурачится, но душа еще жива, он откликается, подхватывает.
Любовь на фоне кладбища - смерть любви! Угасание надежд! Душевной искры!
Получив отказ, потягивается и говорит: «Сколько хлопот, однако!» Старцев страдал ровно три дня!? Но эта неполноценная любовь удерживала доктора от духовной деградации.
Что такое деградация? Капитуляция?
(работа с иллюстрацией, таблицей).
Женитьба не состоялась!? Почему? Кто виноват? Доктор Старцев превращается в Ионыча. Когда в жизни мы обращаемся к человеку по отчеству... (по-свойски!)
Слово III группе. - Ионыч.
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Некрасов.
Прошло 4 года, что изменилось? Главный герой живет или существует?
Вывод: работа не интересна, живет скучно, ничего не интересует его.
Звучит ли музыка? - Нет (звон бубенчиков, стук палки!)
Есть ли природа? - Да, но душа умерла.
Не видит, не замечает, не чувствует. Тина обывательщины засосала, чувства погасли, доктор Старцев умер. (Кто такой обыватель?)
На перечёт сердца благие.
Которым родина свята.
Бог помочь им! ...а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни стяжатели и воры,
Другие - сладкие певцы,
А третьи - третьи мудрецы:
Их назначенье - разговоры.
Свою особу оградя
Они бездействуют кряхтя.
(Иллюстрация, таблица).
Итог нашей деятельности - опорная таблица.
Прослеживаем ли духовную капитуляцию доктора Старцева?
Группы
Любовь
Музыка
Природа
Цвет
I
К жизни,
к труду
Душа поёт...
(романсы)
Весна,
пробуждение
Зеленый, желтый, голубой
II
К Котику
Душа еще поет
(но звучат пассажи)
Осень. Ночь. Кладбище.
Черный, белый
III
Любовь - страсть
к деньгам
Звон бубенчиков,
стук палки.
Серый, зеленый, красный
Так почему же интеллигентные, образованные жители губернского города не слышали "Лучинушки"?
А куда привели ступени нашего героя? (небытие!)
Вывод: Вверх по лестнице, ведущей вниз!
Почему это произошло? И так быстро свершилось? (Среда, которая окружала и других. Но не все превращались в Ионычей (А.П. Чехов!)
Не было ли в самом Д. Старцеве чего-то того, что способствовало духовному перерождению? (Все начинается с недостатков в характере: неглубоко любит, непоследователен в своих убеждениях, не способен их отстаивать, раздражителен, недостаточно чуток к людям, а кончается нравственным отступничеством, полной духовной капитуляцией!)
Я обращаюсь к вам, ребята, всегда помните слова А.П. Чехова: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека.