kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Е.И. Носова "Красное вино победы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен по произведению Е.И. Носова «Красное вино победы». Это третий урок внеклассного чтения в теме «Литература XX века». В содержании отражена нравственная проблематика произведения о войне. Урок соответствует ФГОС ООО, имеет практическую направленность: готовит к написанию экзаменационного сочинения и части С в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Большая часть работы на уроке выполняется учениками, учитель выступает в роли тьютора. На уроке используются межпредметные связи, интеграция с предметной областью «Искусство» (Музыка, изобразительное искусство). Ученики имеют возможность высказать своё мнение как в устной, так и в письменной форме (опережающее домашнее задание). Таким образом, диалог с учителем проходит живо, динамично, интересно. В уроке присутствуют элементы дискуссии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Е.И. Носова "Красное вино победы" »

Е.И. Носов «Красное вино победы» (урок внеклассного чтения)


Предмет литература Класс 9


Тема урока: Тема войны на страницах произведения Е.И.Носова.


Цель урока: углубление знаний о нравственных заповедях через знакомство с рассказом Е.И.Носова «Красное вино победы» .

Задачи урока: познакомить с нравственным эталоном как нормой жизни; выявить основную идею рассказа, проявляющуюся в любви к ближнему; отрабатывать навык осознанного чтения ;продолжить работу с текстом; подвести к выводу об уважении к человеку –защитнику отечества.

Тип урока: комбинированный (Формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями, применения предметных ЗУНов)

Необходимое оборудование: текст рассказа, музыкальный центр, портрет Е.И.Носова, тетради, рисунки учащихся, костюмы главврача и завхоза.


Конспект урока

1. Слово учителя:

Всё нынешней весной особое.

Живая воробьёв шумиха.

Я даже выразить не пробую,

Как на душе светло и тихо…

Смывает след зимы с пространства

И чёрные от слёз обводины

С заплаканных очей славянства…

17 мая 1944г. Это стихи Б. Пастернака.

В них Победа предстаёт как спасение самой нашей природы, спасение родного мира от полного уничтожения.

«Праздник Победы- это одно из просветлений народного духа, вершинное место в истории, с которого видно во все концы света», - сказал литературный критик Виктор Чалмаев, может быть, поэтому к двадцатилетию Победы Е. Носов и создаёт свой рассказ; попробуем с вершины Победы разглядеть наше прошлое, это поможет нам заглянуть в нас сегодняшних.

Сегодня, спустя 70 лет, многие говорят о войне, но можно ли им верить?

2. Визитная карточка Е. Носова. (сообщение учащегося)

3. Учитель: Сегодняшний зритель привык к американским боевикам, триллерам. А какая она, война, у Носова?

4. Образ войны. (сообщение учащегося)

А есть ли боевые действия? Носов изображает не сцены сражений. А «зловещий разлад» войны, когда от всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями; всё окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело её привкус. Автора интересует, что стало с душой русского народа, его соборностью, общинностью, состраданием, отзывчивостью. И он создаёт рассказ, который по жанру напоминает летопись, «летопись послефронтовых состояний народной души.»А где и когда это можно увидеть? Где происходит действие р-за?

5.В центре внимания автора народ, вернее то, что от него осталось.

Мед карта, подготовленная учениками (имя бойца, место рождения, вид ранения, как переносит)

1).«почему люди с ранами были загипсованы, ведь гипс накладывают на переломы»?

2). Война изломала их физически(цитата « и в меня…») А остался ли в них человек?

6. О чём они разговаривают? Что олицетворяет картина за окном? (жизнь!)

7. Каковы взаимоотношения между ранеными?

А какой «тридцатилетний ребёнок вызвал у них молчаливое созерцание»? (Михай). Значит, русский солдат сохранил в себе человека, раненые не о себе страдают, а сострадают другому. Но настоящая соборность (единение душ) проявляется в тот момент, которого все ждали, как ждут долгожданного ребёнка, ждали, как будто чуда.( Сценка «Главврач и завхоз»)

Этот праздник объединил не только врачей и раненых, мы видим, что происходит за окном! «Ночью в г. Серпухов.»

8. Одолели фашистов! И вот в первыйдень мира в палате появляется старичок-фотограф.

Это положительный или отрицательный герой? Почему «трупоед»?

Он делец с камерой, деловит, продуктивен, но есть в нём безразличие к орденам. Семейный кружок солдат Носова отвергает его «фальшивую, ложную» заботу. В нём нет правды, истинной любви к человеку. Совсем иное дело ветераны сегодня – нет плеча товарища, которое могло бы заслонить их от руки бандита, желающего с той же целью наживы награды взять силой. Общество разъединено!

9. Древо реальности в рассказе Носова постепенно обрастает неожиданными «ветвями» символов.

Белый цвет госпиталя, райская мягкость кроватей, гипсовые вериги переводят нас в плоскость духовного мира.

Можно сказать, что медсёстры Татьяна и тётя Зина - добрые ангелы этого мира?

10. А сцена празднования победы превращается в таинство причащения. (чтение эпизода)

Чем же они заслужили такую великую честь?

Нет, не просто клочок земли отстояли, а каждый из них сохранил идеальную вселенную. Вот он какой, центр мироздания Копёшкина («Полощутся белёсы и ракиты…»)

«Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими» - гласит одна из заповедей блаженства в Православии. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю! Но как щемит сердце, когда читаешь о смерти самого кроткого – Копёшкина. (чтение эпизода)

Неужели эта картинка и есть единственная реальность, оставшаяся после Копёшкина? (дом, дети… Иван? Отчество! Вечная тебе память! Победа!)

11. Вывод: «Как известно, после космических катастроф осколки, фрагменты небесных тел, даже пыль всё же движутся по тем орбитам, сбиваются к некоему центру, в бесформенное целое… Е. Носов в своих произведениях с весьма «одомашненным» пространством, с верой в защитную силу дома, то и дело упирается взглядом в осколки, жертвы войны, но всё же не сошедшие со своей орбиты»!

Домашнее задание (на выбор):

1) Миниатюра «Смысл названия «Красное вино победы».

2) Прочитать рассказ Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы» и написать отзыв.

3) Выучить стихотворение о войне.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Е.И. Носова "Красное вино победы"

Автор: Комягина Светлана Валентиновна

Дата: 21.08.2015

Номер свидетельства: 226209


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства