kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения в 9 классе на тему: "Ю. Куранов «Тепло родного очага». Тема любви, семьи, верности в произведении".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен теме семьи, что очень важно для нашего современного общества. Дети должны знать, какие нравственные ценности лежили в основе семьи. Произведение призвано воспитывать любовь к отчему дому, ближним, своей стране.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 9 классе на тему: "Ю. Куранов «Тепло родного очага». Тема любви, семьи, верности в произведении".»



Ю. Куранов «Тепло родного очага». Тема любви, семьи. верности в произведении .

Цели урока: знать содержание произведения; понять, какие духовно-нравственные ценности утверждаются автором; формировать интерес к творчеству писателя.  воспитывать любовь к семье, отчему дому, родной стране.

Словарь:

Честь  – достойные уважения и гордости моральные качества  и этические принципы личности
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом. 
Достоинство – сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе. 
Принцип – убеждение, взгляд на вещи.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Теория литература: эссе.

Оборудование урока: презентация, компьютер.

Перед уроком ребята получили задание:

Всем прочитать Ю.Н.Куранова «Тепло родного очага».

Индивидуальные задания

  1. Сообщение о Ю. Куранове.

  2. .Анализ миниатюры «Семь –я»

  3. «Зачем люди женятся»

  4. «Великая прекрасная княгиня»

  5. «Столь многотрудная идиллия»

  6. «Ода генералу Раевскому»

  7. 7.Стихи о семье. любви, верности.


ХОД УРОКА

2. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы начинаем путешествие по замечательной книге Юрия Николаевича Куранова «Тепло родного очага».. Нас ждут многие открытия, мы увидим красоту  духовных ценностей, почувствуем силу курановского слова. Удивительные страницы книги связаны с историей нашей Родины, с историей православия, с историей культуры. Без высших, духовных ценностей человек, «народ теряет своё лицо», «испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным». Взоры многих и многих людей с надеждой и вниманием обращены нынче к семье. Почему? Эта маленькая частица, ячейка в разной мере и с различной активностью сосредоточивает в себе все интересы и ценности общества — политические, социальные, нравственные. Именно поэтому строки многих публикаций о семье несут в себе такой накал полемики (1)Литература, в том числе наследие Ю.Н. Куранова – это наши духовные корни, самые  великие сокровища – в ней!

«Тепло родного очага» Юрия Куранова — это размышления о любви, семье, супружеской верности. Сопрягая жизненный опыт так удаленных во времени друг от друга князя Дмитрия Донского и генерала Раевского, Пушкина и простой костромской колхозницы, ,автор выстраивает исторические факты и судьбы, осмысляет и утверждает культурные и нравственные ценности, сохранить которые — наш гражданский долг перед историей, перед настоящим и будущим

Очень исповедально, личностно подошел Куранов к теме любви, семьи. Все самим пережитое, перечувствованное, осмысленное складывается, выстраивается как диалог с читателем: берешь в руки книгу и ощущаешь, что автор беседует именно с тобой. О чем? О нравственных ценностях человеческого бытия.


3. Беседа с учащимися

– Какие же это ценности? Духовные ценности

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ                                           ДОСТОИНСТВО, ЧЕСТЬ, КРАСОТА, 
ДОБРО     
РОДИНА, ОТЧИЙ ДОМ, СЕМЬЯ                                    ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ  
КНИГА
МУЖЕСТВО, ДОБЛЕСТЬ                                                 СИЛА ДУХА, ТВЁРДОСТЬ ХАРАКТЕРА
ЧИСТОТА, ЦЕЛОМУДРИЕ                                              ВЕРНОСТЬ, ТЕРПЕНИЕ





– Этот ряд можно продолжать до бесконечности.
– А что мы знаем о Ю.Н. Куранове?

4. Реализация домашнего задания

1) Сообщение о Ю. Н. Куранове

Юрий Николаевич Куранов родился в 1931 году в Ленинграде. Так дано было ему судьбой, что через все его детство прошел мир прекрасного. Отец его был заместителем директора Эрмитажа, мать работала в Русском музее. Любовь к живописи Юрий Куранов сохранил на всю свою жизнь. Безмятежное детство было оборвано арестом отца, который вместе с другими музейными работниками пытался препятствовать разграблению музеев большевистскими правителями.

Вместе с родителями Юрий Куранов познал тяжесть бытия политических ссыльных, голод и сибирские морозы, гнёт и унижения... И в то же время вокруг были люди высокого интеллектуального уровня, люди высокой культуры, и от них он перенимал эстафету. Окончив школу, он устремился в Москву, к тому времени уже было написано много стихов. Жил у друзей, иногда приходилось ночевать и на вокзалах. Мужественно воспринимал отказы издателей. Неожиданно легко поступил в престижный ВГИК, потом в университет. Но нужны были другие учителя. Уже были написаны лирические миниатюры.

Первым, кто поддержал молодой талант, был известный писатель Эммануил Казакевич, затем Вениамин Каверин. И наконец, в 1959 году в самом престижном и уважаемом журнале “Новом мире” вышли лирические рассказы. Эти рассказы тотчас перепечатала газета “Правда”, и это было уже признание на государственном уровне.

В 1961 году вышла книга рассказов “Лето на Севере”, и была она такой яркой, такой первозданной, что по ней Куранова сразу приняли в Союз писателей. Подряд выходят его книги, включившие в себя циклы лирических миниатюр, в Москве увидели свет сборники “Белки на дороге”, “Колыбельные руки”, “Дни сентября”, новеллы его переводятся и издаются за рубежом. Куранов становится известным и признанным мастером лирической миниатюры, продолжателем тургеневской традиции - стихов в прозе, его считает своим любимым учеником Паустовский. Проза Куранов засияла в литературе своим особым светоносным словом. Слова вмещались в упругие фразы, создавая свой радостный мир, свое глубокое ощущение жизни. Вокруг были нищета, бесправие, а здесь, в курановских новеллах, оживало сердце, природа наполнялась сочувствием и гармонией. Он сумел, как и его самый любимый писатель Александр Грин, тяжесть жизни преобразить в непрерывное чудо и каждое мгновение наполнить освежающим дыханием романтики.

Известный литературный критик Валентин Курбатов так характеризует этот этап творчества Куранова в статье “Светлый голос в сумерках” ( “Литературная Россия”, 12.06.98 г.): “ Куранов не прятался от жизни. Теперь я начинаю думать, что он копил свет для того, чтобы позднее встретить подступающую тьму познания достаточно защищенным и не впасть в ожесточение “ при виде всего, что совершается дома”, чего боялся когда-то Тургенев, спасаясь за чудом и светом русского языка. Вот и Юрий Николаевич ограждался им же и в нем, и в красоте жизни, и в спасительной силе искусства искал мужества…”

Куранов не остался в столице, он жил поначалу в Костроме, а потом на Псковщине, жил жизнью творца, жил в общении с русской природой. Там создает он свои романы “Заозерные звоны” и “Глубокое на Глубоком”. Ещё одним самым любимым местом на земле становится для него Михайловское. С хранителем пушкинского заповедника Семеном Гейченко его связывала долгая дружба. В книге “Мороз и солнце”, изданной в Москве в 1981 году, основной становится пушкинская тема. Куранов хочет соразмерить свои слова со словами великого поэта, попытаться в прозе воссоздать то, что было заложено в стихе. Он подхватывает поэтические строки, разворачивает их и восторгается и природой, и звуком. То, что не может сделать слово продолжает кисть. Куранов не только большой знаток живописи, он и сам пытается воспроизвести дорогие сердцу пейзажи.

Творчество Куранова все время в движении, он ищет новые формы, работает над сюрреалистическими новеллами, вновь возвращается к стиху, пишет эссе. Мысли о семье в России разворачиваются в книге “Тепло родного очага”.

Что побудило писателя обратиться к теме семьи.?

Из воспоминаний Зои Алексеевны Курановой, жены писателя

«.. у него был счет к женщинам еще по примеру своей матери. Она была очень красивой женщиной, у нее было 4 мужа и 5 детей. Юра, после того как родители расстались, остался с отцом, ему было тогда 4 года. В 6 лет ссылка в Сибирь с родственниками отца. И мать даже не пыталась его разыскивать. Он сам ее нашел через 17 лет. И вот это все отложилось в его отношении к женщинам вообще. Но, конечно же, не только это, мы все свидетели того, что происходит сейчас с семьей, с нравами, с институтом брака, с разгулом похоти, безнравственности, с количеством брошенных беспризорных детей. И он написал об этом.

А была и другая женщина в жизни писателя, жена Ю.Куранова-Зоя Алексеевна. В которой он увидел от идеал русской женщины.. Зоя Алексеевна была главной помощницей писателя и посвятила всю свою жизнь мужу. Это ей посвящены строки лирического произведения «Мы с тобою две робкие птицы»

Мы с тобою две робкие птицы,
Две затепленных Богом свечи,
Мы склонили усталые лица 
И на таинстве Божьем молчим.
Мы, как две избяные лампады,
Под святою иконой замрём
Под Христовым напутственным взглядом, 
Перед вечным Его алтарём, 
В позднем храме, в тиши, на коленях – 
Пусть душа утопает в слезах
Благодатных ночных песнопений,
Что, как слёзы, горят на устах,
Что, как росы, поют на ресницах
И над сердцем взлелеяли свет,
А поклоны, как мудрые птицы,
Распростёрлись молитвам вослед.
Наши души венчаются в Боге
Тишиною церковных огней
На пустынной осенней  дороге
Под прощальный полёт журавлей.
Мы две птицы в полях на рассвете,
Мы два сердца, горящих в одном,
Поднебесные Божии дети
Перед горним его алтарём.
Вседержитель, о Господи Боже, 
Пред тобою распластанных ниц
Благодатью твоею умножи
Души кротко молящихся птиц

. Юрий Куранов внутренне был целомудренным человеком, стоял за крепкую семью, сам был образцом семьянина. У него одна дочь, но пятеро внуков. Последний внук Федор родился через год после смерти Юрия Алексеевича Куранова.

Конечно, писателю в жизни очень повезло в том, что рядом с ним была замечательная женщина, жена и друг, хранительница домашнего очага Зоя Алексеевна, его Муза, помощница, первый читатель и критик.





Книга «Тепло родного очага»,светлая, теплая, вызвала живой отклик в сердцах читателей. Реакция читателей и критики была очень бурной. Пришла масса писем, где читатели благодарили за актуальность темы, за художественные достоинства книги, но было много и противников, которые упрекали его чуть ли не за домостроевские взгляды на семью, на взаимоотношения между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми.



С 1982 года он живет в Светлогорске, в тихом городке у моря, его называют “светлогорский отшельник”. Однако, это не совсем так, где бы ни жил Юрий Николаевич, везде он, не страшась, вступается за справедливость, идет на конфликт с власть предержащими. Когда в начале перестройки распался Союз писателей СССР, Куранов становится одним из основателей демократического Союза российских писателей. Казалось бы, наступило его время, но по-прежнему его не издают в Калининграде, по-прежнему дозированы издания в столице. Лишь в журнале “Запад России” появляются его резкие исповедальные рассказы и сюрреалистические миниатюры.

Юрий Николаевич увлечен и российской историей, он большой знаток войны 1812 года, там, в XIX веке, он ищет корни сегодняшних событий. В 1998 году в Москве выходит его роман “Дело генерала Раевского”, сразу же ставший бестселлером и вызвавший порой ожесточенные споры. Ибо это роман не только о судьбе Раевского, он о судьбах всех талантливых людей и о том, как в России оттирается и преследуется талант и правит бал серость.

В последние 20 лет жизни Куранов ушел в православную лирику.

Эта лирика отмечена стихами короткой формы, она интересна тем, что носит ярко выраженный православный характер.



Куранов закончил свои земные дни в 2001 году, прожив последние свои месяцы в страшном напряжении, борясь с тяжелой болезнью и стараясь высказать все свои сокровенные мысли. Его публичные выступления на “Днях славянской письменности” и на вечере памяти писателя Снегова надолго запомнятся нам , став последним напутствием для людей.

.

  1. 2. Вступительное слово учителя.

Семья, её История, её Традиции, Отчий Дом – это ценности, которые всегда были в зоне пристального внимания писателя Юрия Куранова, недаром одна из его книг называется «Тепло родного очага



Мне нравится мой небогатый дом,

Его заботы грусти и лишенья,

Мне любы и нужда, и поношенья,

Которыми обставлен он кругом.

И крыша, протекающая в дождь,

Полуживые старенькие стены,

Чердак без теремка и без антенны,

А за стеной осенних клёнов дрожь.

О, бедности спасительный недуг

От жадности, от спеси, от гордыни

Да сень берёз, осенних бдений друг,-

Здесь мой приют, часовня и пустыня.

Ю.Н.Куранов.



Это стихотворение Юрия Куранова, я думаю, можно считать ключом к пониманию идеи книги лирических миниатюр ''Тепло родного очага''.

В ней отразился взгляд православного человека на жизнь, мир, семью.







– Случайно ли обращение Юрия Николаевича к теме духовных ценностей?
Писателя как никого другого очень волновали духовные, нравственные вопросы. Не случайно его книга называется «Тепло родного очага», а миниатюры, новеллы, зссе носят названия: «О красоте человеческих лиц», «Образ возвышенной любви», «Что такое целомудрие», «Брак и любовь», «Семья», «Тепло родного очага»…(Рассказ сопровождается слайдами презентации)




Обратимся к произведению. В повести -11 глав. каждая из которых состоит из отдельных рассказов, миниатюр, зарисовок ,эссе, воспоминаний. На первый взгляд, разрозненных , но читаешь их и ощущаешь, что все они – единое цело о семье. любви, нравственных началах жизни человека.





3) Беседа с учащимися

Беседу хочу начать с миниатюры «Семь –я»(Реализация домашнего задания) После ответа ученика опрос- уточнение:

-Какие объяснения дает понятию семья простой крестьянин из костромской области?

-Почему такое жизненное толкование понятия «семья» приводит в восторг и недоумение?

А какую формулу семьи выводит автор в главе «Возжигание огня»( «Семья- это удивительное образование. Сообщество. Группа. Социальный организм, через который проходят все наиболее влиятельные воздействия жизни на человеческую личность» )

-Кто из них, по-вашему, прав?

Да, у каждого из нас есть свое представление о семье. и Куранову , по –моему, хочется заставить читателя поразмышлять над данным вопросом.

Слово учителя:

Ю.Куранов , беседуя с читателем, задает вопрос: «А зачем люди женятся?»Вы прочитали ответ на вопрос в одноименной главе. ( Реализация дом. задания)(Выразительное чтение миниатюры « Зачем люди женятся)

«… в старые времена возвращались с войны гребенские казаки».

«Возвращаясь с войны, казаки подгадывали так, чтобы к станице родной им выйти под вечер. Уже в виду родных куреней они затягивали свою походную песню. И пели её как только могли. И, не входя в станицу, прямо перед нею останавливались они, но с коней не сходили.

И вот их жёны, в сопровождении матерей, сестёр, детей и прочих родственников, выходили за станицу в поле с водой и чистыми, специально к этой встрече, славной и сердечной, приготовленными полотенцами. Жёны становились перед конями на колени, мыли им копыта, вытирали полотенцем и целовали их, многотрудные, принёсшие к родному порогу из дальней да из жуткой небывалости родного человека. И не было тогда в станице человека, который бы, пусть не наяву, но сердцем, сердцем бы своим не прослезился. Да и конь казацкий со слезою клонил свою верную голову.

Вот такая бывает на свете весть от одного сердца к другому, а то и ко всем сразу, и весть такую никаким огнём не спалить».

- Есть ли ответ на вопрос- зачем люди женятся.( Да, чтобы знать, что тебя любят.ждут, в тебя верят, что ты- опора и защита семьи, а она –верность и преданность , что есть дом ,место,

куда всегда возвращаются..)

Слово учителя: А как люди женятся? Ответ нахожу у Ю.Куранова:по- разному. Свадьбы пышные, венчание в церкви, клятвы. А вот на острове Полинезии в южной части Тихого океана есть обычай : если девушка согласна соединить свою жизнь с полюбившимся ей человеком, то она выбирает момент,когда он уходит в море рыбачить, приходит к нему в хижину , разводит в очаге огонь, и счастливец, возвращаясь из трудного плаванья, издали видит его в стенах своего дома. Тепло и свет огня говорят ему , что жизнь его меняется, что преданное сердце готово разделить с ним радость и горе, он стал богаче. Огонь горит, значит жизнь продолжается.

-А долго ли горит огонь любви? Не погаснет ли? Ю.Куранов отвечает, что зависит это только от самих людей, и приводит в пример семьи. в которых огонь любви не только не погас ,но и осветил своим светом и согрел теплом окружающих людей.

(Реализация дом. задания)Анализ главы «Великая прекрасная княгиня»

– В чём его особенность?

«Великая прекрасная княгиня» написана в жанре эссе. Юрий Николаевич обращается к истории жизни святого благоверного князя и его жены, цитируя житие древнерусского автора, вместе с тем он размышляет о вопросах нравственности, духовной жизни нашего времени.
Ю.Н. Куранова печалит то, что сегодняшнее поколение теряет многие духовные, нравственные ценности, забывает о них. К сожалению, старомодными становятся многие слова и понятия: Любовь, Целомудрие, Чистота, Верность

-Каким предстает перед читателями Д.Донской ?( Великий, могучий.победивший врага)

-А что поставлено автором особо в заслугу Донскому?( Умение построить семью, воспитать сыновей и дочерей, прожить двадцать два года в благочестии с о своей княгиней)

– В чём видел его герой (Дмитрий Донской) залог успешной жизни своих детей? (В прочной и дружной семье, живущей в мире и согласии).


Гениальность произведения в том, что славя сильного, мужественного, доблестного князя, автор славит и хрупкую маленькую женщину, хранительницу домашнего очага. Это ода и в её честь. Как часто в нашей жизни сильным мужчинам порой не хватает надёжного плеча, заботы, доброго, тихого, сердечного слова, которые бы смогли уберечь семью, сохранить домашний очаг.
– Какие черты характера несёт в себе светлый облик Великой княгини Авдотьи?  
Великая княгиня несёт в себе Чистоту и Целомудрие, Верность и Терпение, Любовь и умение прощать, именно в этом её величие и красота. Она хранительница домашнего очага.– А нам с вами важно помнить об этом?
– Почему Юрий Николаевич в первую очередь думает о девочках? Почему печалится об их нравственности?
Это будущие матери, жёны, хранительницы домашнего очага. Печалясь о нашей духовности, Юрий Николаевич показывает идеал женщины, семьи, отношений между мужем и женой. 


Читая о жизни семьи Донского и княгини Евдокии, мы несколько раз встретили слово «целомудрие» И автору хотелось, чтобы мы на жизненном примере поняли значение его.

Реализация дом задания :Анализ главы «Что такое целомудрие?»

( «А душу твою я люблю еще более твоего лица»,- такое может сказать мужчина, любящий человек, который в жене увидел не красавицу. Пушкин А.С. своим поэтическим сердцем ощутил в Наталье Гончаровой больше, нежели видели и видят окружающие.. Для него она- мадонна, чистейшей прелести чистейший образец,

Слово учителя: Не бывает любви и без верности, преданности , без духовного труда. Жизнь сложна. Но когда двое становятся одним целым, то для каждого опасностей вдвое меньше, а сложностей вдвое увеличивается.

Реализация дом задания :Анализ главы «Столь многотрудная идиллия»

-Таким вы представляли великого Баха?

-Состоялся бы он как величайший композитор без Анны Магдалины?

-Что лежало в основе данной семьи? ( труд)



Слово учителя: А из каких семей вышли преданные жены и матери, отважные воины и защитники? Ответ нахожу в главе «Ода генералу Раевскому»

(Реализация дом. задания) Анализ главы .

Обратим внимание на несколько замечаний автора: «Этот генерал сделан из материала, из которых делают маршалов»

«Он был в Смоленске щит, в Париже – меч России». Кого они характеризуют.Почему раевский не мог поступить иначе.?

Каковы нравственные устои семьи Раевского.

Каков подвиг совершила дочь Раевского Мария Волконская?

Согласны ли вы с мнением ее мужа, генерала Волконского, что смысл ее жизни в самопожертвовании?

Мысль семейная или государственная лежит в основе данной главы?

Слово учителя:

Давайте вспомним, что же лежит в основе понятия семья?

(Ответы)Верность.Преданность.Целомудрие. Труд. Долг. Преданность. Терпение.Понимание.

А где же любовь-счастье. Любовь-радость?

Обращусь опять к строкам произведения Ю.Куранова.

За окном пасмурно. Каплет дождь. Вода по желобу стекает в бочку. Кап.Кап. Нудно, Долго. Вот так вроде бы уныло падают в будни домашних событий капли часов, минут.

Но вот дождь закончился, бочка полна. И вдруг радуга отразилась на ее поверхности. И выглянувшее солнце заискрилось, как на блюде. И себя разглядишь в этой воде, как в зеркале, и улыбку любимого, если он рядом. Но все это увидишь, если воды в бочке много и капала она долго.







Вывод. По мнению писателя Куранова, хранитель нравственных ценностей – СЕМЬЯ, , основа благополучного существования любого государства В книге ''Тепло родного очага'' отразились взгляды Юрия Куранова на семью, те идеалы, которыми он жил, поэтому в любом доме становится теплее от слова Куранова, если в нем появилась книга ''Тепло родного очага''.

Домашнее задание: 

Литература:

  1. Куранов Ю. Вот моя музыка. Стихи, поэмы, гимны. – Калининград, 2005.

  2. Куранов Ю.Н. Великая прекрасная княгиня. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003.

  3. Троицкий В.Ю. Русское слово как наследие. // Литература в школе. –  2009.  – № 9. – с.21

  4. Воскобойников В.М. Иллюстрированная православная энциклопедия. –  М., ЭКСМО, 2007.

.



  • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности

  • Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.

  • Достоинство – сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе.

  • Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

  • Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

  • Целомудрие – строгая нравственность, чистота.

  • Благочестие – истинное богопочитание.

  • Благочестивый – строго соблюдающий заповеди Божии.

Домострой – 1. Русский письменный памятник ХVI века, содержащий свод житейских правил и наставлений, требующий беспрекословного повиновения главе семьи

Вспомним главные этапы жизненного пути княгини, перечитаем курановские страницы.







Список литературы.



  1. Куранов Юрий. Перевала. Новеллы, рассказы, повести. М., Современник, 1973.

  2. Куранов Юрий. Сердце ключей. Короткие рассказы. Эссе. Миниатюры. М., Советский писатель, 1977.

  3. Куранов Юрий. Озарение радугой. М., Детская литература, 1984.

  4. Куранов Юрий. Избранное. Рассказы и повести. М., Советский писатель, 1984.

  5. Куранов Юрий. Мороз и солнце. Лирические миниатюры и повести. М., Детскаялитература, 1984

  6. Куранов Юрий. Роман – газета № 14, 1987. Тепло родного очага.

  7. Дуновение дюн. Альманах. Выпуск первый. Калининград, 2004.

  8. Дуновение дюн. Альманах. Выпуск второй. Калининград, 2005

  9. Горбачёва Наталья. Переживая горечь расставанья. Калининградская правда, 9 февраля 2005 год.

  10. .

  11. «.

  12. .

Урок литературы в 9–10-х классах по теме "Две жизни – два подвига" (подвиг русских женщин по произведениям Ю.Н. Куранова "Великая прекрасная княгиня" и "Ода генералу Раевскому")

Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 430


Пластовец Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цели урока: знать содержание произведений; увидеть красоту подвига героев, духовно-нравственные ценности, утверждаемые автором; воспитывать любовь к семье, отчему дому, родной стране.

Словарь:

  • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности

  • Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.

  • Достоинство – сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе.

  • Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

  • Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

  • Целомудрие – строгая нравственность, чистота.

  • Благочестие – истинное богопочитание.

  • Благочестивый – строго соблюдающий заповеди Божии.

  • Домострой – 1. Русский письменный памятник ХVI века, содержащий свод житейских правил и наставлений, требующий беспрекословного повиновения главе семьи.

Оборудование урока:

  1. Презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

  2. Распечатки вопросов для микроисследования.

Перед уроком ребята получили задания в группах. Всем: прочитать Ю.Н. Куранова: «Великая прекрасная княгиня», «Ода генералу Раевскому». 1-3 группы готовят дом. задание по тексту «Великой прекрасной княгини». 4-я группа – по содержанию «Оды генералу Раевскому».

1-я группа.

  1. Рассказ о Великой княгине Авдотье и Дмитрии Донском.

  2. Словарь: подвиг, целомудрие, нравственность, благочестие, Домострой.

  3. Чтение гл. 25 из первой части Домостроя (духовного строения).

2-я группа.

  1. Рассказ «Главные этапы жизни Дмитрия Донского».

  2. Словарь: честь, совесть, достоинство.

  3. Выразительное чтение эпизода «Завет великого князя детям»

3-я группа.

  1. Чтение наизусть эпизода «Плач княгини Авдотьи».

  2. Рассказ по картине М.Нестерова «Великий постриг» (индивид. задание).

  3. Индивид. задание «Жизнь Великой княгини после смерти мужа, деятельность по увековечиванию его памяти» (по кн. К. Ковалёва «Савва Сторожевский»).

4-я группа.

  1. Рассказ «Жизненный подвиг М.Н. Волконской».

  2. Художественный пересказ эпизода «Пушкин в декабре 1926 года, через пять с половиной лет, встретился с Марией Волконской в доме Зинаиды Волконской».

Ход урока

1. Определение темы урока. Постановка целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

«Для всех, кто хочет быть личностью: матерью, отцом, настоящим гражданином своей страны, для всех нас Ю. Куранов – неиссякаемый огонь». (1)Сегодня мы вновь обращаемся к его творчеству. Дома вы прочитали два замечательных произведения «Великая прекрасная княгиня» и «Ода генералу Раевскому», познакомились с удивительными судьбами двух необыкновенных женщин.

– Назовите их.

– Как вы думаете, почему писателя так привлекала женская тема?

– Что больше всего ценил Юрий Николаевич в женщине?

Словарь: подвиг.

– Сегодня мы будем говорить о судьбах двух княгинь и их жизненном подвиге.

3. Реализация домашнего задания 1-й группы.

1) Рассказ о Великой княгине Авдотье (Евдокии) и Дмитрии Донском по плану:

  1. Замужество Великой княгини.           

  2. Отношение к браку – дело государственной важности.

  3. Долгая совместная жизнь – духовный союз супругов.

  4. Предсмертное завещание князя. Завет детям.

  5. Смерть князя. Плач княгини.

  6. Жизнь после смерти мужа.
    – Воспитание детей.
    – Жизнь в веригах.
    – Пострижение.

2) Беседа по тексту.

Слайд. «Ю.Н. Куранов славит Дмитрия Донского, великого государственного деятеля и полководца, отца и мужа».

– Вспомним главные этапы жизненного пути Великой княгини.

  1. «Прекрасная и верная отроковица» «из земли Суздальской».

  2. Великая княгиня. («Целомудренная жизнь». «Нравственное знамя перед лицом всего народа». «Прекрасное русское сердце»).

  3. Вдова. («Детям за отца и мать». «Воспитательница пятерых детей – прекрасных детей, которые никогда не проявят малодушия, жестокости, жадности». «Советчица сыну, Великому князю Василию».)

  4. Монахиня Ефросинья.

  5. Святая.

Словарь: целомудрие, нравственность, благочестие.

– Чем прекрасна Великая княгиня?

– Почему это «нравственное знамя перед лицом всего народа» и «прекрасное русское сердце»?

– Что необычного, на первый взгляд, можно увидеть в обычной жизни княгини?

Словарь: Домострой.

3) Чтение гл. 25 из первой части Домостроя (духовного строения) «Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует жить».

Вопрос перед чтением: какие правила предписывались членам семьи Домостроем?

– Видите ли вы теперь необычное в поведении и жизни княгини?

– Могла ли Великая княгиня жить по-другому?

Вывод. Великая княгиня Авдотья – это идеальный образ древнерусской жены. Она свято выполняет долг Жены, Матери, Государыни, потому-то и был «велик и прекрасен» Великий князь Дмитрий Донской.

Слайд «По мнению Ю.Н. Куранова, в стране благополучно, если на благополучии зиждется семья. Полная гармония была в отношениях Великого князя и его жены- княгини.

4. Реализация домашнего задания 2-й группы.

1) Вспомним главные этапы жизни Великого князя Дмитрия. Сравним жизненный путь княгини и её мужа.:

  1. «Княжение великое держал, отчину свою (29 лет и 6 месяцев).

  2. «Многие славные деяния совершил, победы одержал». (Мужество и победа в Мамаевом побоище).

  3. Дружба с великим наставником Земли Русской Сергием Радонежским.

  4. Мудрость государственная.

  5. Жизнь в целомудрии (22 года).

  6. Воспитание сыновей и дочерей в благочестии.

– Что общего в судьбах великого князя и его жены? Что их объединяет?

Словарь: честь, совесть, достоинство.

2) Выразительное чтение эпизода «Завет великого князя детям».

Вопрос перед чтением: как завет Великого князя характеризует его?

«…Сказал сыновьям своим: «Вы же сыны мои, плод мой, Бога бойтесь, помните сказанное в писании: «Чти отца и мать, и благо тебе будет». Мир и любовь между собой храните. Я же вручаю вас Богу и матери вашей, и в страхе перед нею пребудьте всегда. Повяжите заветы мои на шею себе и вложите слова мои в сердце ваше».

«И далее наставляет князь детей своих: «Если же послушаете – будете долго жить на земле, и в благоденствии пребудет душа ваша, и умножится слава дома вашего, враги ваши падут под ногами вашими, и иноплеменники побегут пред лицом вашим, избавится от невзгод земля ваша, и будут нивы ваши изобильны. Бояр своих любите, честь им воздавайте по достоинству и по службе их, без согласия их ничего не делайте. Приветливы будьте ко всем и во всём поступайте по воле родителя вашего».

2) Беседа по прочитанному.

– Как же этот завет характеризует Великого князя?

– Назовите, чем «велик и прекрасен Великий князь Дмитрий.

– Как вы понимаете слова Ю. Н. Куранова, что «Великий князь» «был велик и прекрасен» и тем, «что была за ним прекрасная и верная жена?»

Вывод. Успехи и достижения Великого князя – это успехи и его жены. Ведь они вместе «нравственное знамя перед лицом всего народа» и к браку относятся как к делу государственной важности, поэтому их совместная жизнь переросла в глубокий духовный союз. Труд жены и матери тоже подвиг.

5. Реализация домашнего задания 3-й группы.

1) Чтение наизусть эпизода «Плач княгини Авдотьи».

Вопрос перед чтением: в чём заключался смысл жизни Великой княгини Авдотьи?

– Ваши впечатления от этого эпизода?

– Что вам рассказал плач княгини?

6. Исследование.

«Как в плаче Великой княгини можно увидеть идеальный образ древнерусской жены и счастливой семейной жизни?»

– Что говорят обращения княгини в плаче об образе жизни, о взаимоотношениях в семье Великого князя?

Господин мой милый
Царь мой милый
Господин мой дорогой

Эти слова указывают на господствующее положение мужа в семье, жена должна была во всём подчиняться ему, быть терпеливой, скромной. Но согласно Домострою и муж тоже нёс ответственность за свою семью: должен был «воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, чтобы могла дом свой получше устроить и всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг обучать, а самой – трудиться». Именно такой женой и была Великая княгиня.

– Что подчеркивают эпитеты «милый», «дорогой»? (Они говорят о любви к мужу).

– Что стоит за словами: «Царь мой милый, как встречу тебя и как обниму тебя или как послужу тебе»?

По ним можно судить о «прекрасном русском сердце княгини»: о её доброте, любви, милосердии, о её бескорыстии и умении «раствориться в жизни князя». Благодаря жене Великий князь мог быть спокоен за свой домашний очаг и всецело посвятить себя делам государственным.

– Какие метафоры помогают понять силу любви княгини? Какова их роль в тексте? Почему они привлекли внимание автора?

«Солнце моё, – рано заходишь, месяц мой светлый, – скоро померкнешь, звезда восточная, почему к западу отходишь»? «Свет мой светлый, почему ты померк?»

Муж – солнце, муж – месяц, муж – звезда, муж – свет… Это метафоры, несущие свет. А «свет, по мнению Ю.Н. Куранова, – «это прежде всего любовь, … освещающая и … наполняющая смыслом любую человеческую жизнь. Свет – это красота, без которой жизнь теряет всё, и особенно свою значимость». «Без света жизнь человеческая бессмысленна да и невозможна…» (2)

Муж – «гора высокая», гора, которая «так рушится». Эта метафора о потере защищённости, надёжной жизни с Великим князем, потере любви. (Сравним с пословицей «как за каменной стеной»).

Муж – «жизнь» княгини, «сердце» её, духовный союз двух очень близких и любящих людей.

Смыслом её существования было бескорыстное служении своей семье, в первую очередь Великому князю, выдающемуся государственному деятелю.

– Судьба отняла это, что же произошло?

Жизнь потеряла всякий смысл. «…Вместе с тобою жила, вместе с тобою и умру ныне, юность не оставила нас, и старость ещё не настигла».

Вывод. Плач Великой княгини Авдотьи – это рассказ об идеальной древнерусской жене.

7. Реализация домашнего задания 3-й группы (продолжение).

2) Индивидуальное домашнее задание « Жизнь Великой княгини после смерти мужа, деятельность по увековечиванию его памяти».

– Закономерен ли финал земного жизненного пути Великой княгини Авдотьи (уход в монахини)?

Со смертью мужа княгиня чувствует себя умершей, и пока она нужна детям, выполняет наказ Великого князя, когда же дети вырастают, принимает постриг.

3) Индивидуальное домашнее задание. Рассказ по картине М.Нестерова «Великий постриг».

– Закономерно ли то, что монахиня Евфросиния причислена РПЦ к лику святых?

– Можно ли жизнь Великой княгини назвать подвигом?

Это самоотверженная жизнь во имя сохранения семейных ценностей, традиций, любви к Родине.

Слайд «Страна может быть благополучной и сильной, если основу общества составляет семья. Семья, построенная на высоких нравственных опорах: любви, добре, чести. Семья, сохраняющая и передающая из поколение в поколение лучшие традиции. Семья, дающая корни самому государству».

8. Реализация домашнего задания 4-й группы.

1) Рассказ по тексту «Жизненный подвиг княгини М.Н. Волконской».

Мы побывали с вами в веке XIV, а теперь перенесёмся в век XIX. Перечитаем страницы «Оды генералу Раевскому».

2) Рассказ «Жизненный подвиг М.Н. Волконской» по плану.

  1. Юность.

  2. Замужество Марии Николаевны.

  3. Отношение к браку.

  4. Вместе с мужем и в радости и в беде. Духовный союз.

  5. Князь С. Волкнский о подвиге жены.

2) Беседа по содержанию «Оды…»

– Вспомним главные этапы жизненного пути княгини, перечитаем курановские страницы.

  1. Счастливая, светлая, солнечная, беззаветная юность. Встреча с А.С. Пушкиным. - Чтение эпизода «О ком же это? О ком писал Пушкин… ».3) Художественный пересказ эпизода «Пушкин в декабре 1926 года, через пять с половиной лет, встретился с Марией Волконской в доме Зинаиды Волконской».

  2. Замужество по настоянию отца. («Она… вышла замуж не столько из-за любви, сколько из уважения к отцу и повиновения ему, будучи на семнадцать лет моложе своего жениха»). Жизнь «в изобилии», «изнеженной прихотливости».

  3. С мужем в Сибири. («Тем возвышеннее подвиг этой замечательной женщины, которая , может быть, единственно из чувства супружеского долга и человеческого сострадания, принадлежа к высочайшему сословию. Познав изобилие и, казалось бы, изнеженную прихотливость, с мужеством, далеко превышающим всё, что можно себе представить даже для храбреца из храбрецов, на многие десятилетия обрекла себя на нищету, притеснения, унижения и надругательства со стороны государственных бюрократов. И только ради соучастия в подвиге, может быть, уже любимого ею человека. Видно, дочь великого солдата тоже была создана из материала особого, пусть не из того, из которого «делают маршалов», но из такого, который по многолетней прочности и несгибаемости выше маршальского»).

  4. «Мария Николаевна умирала летом 1863 года… в семье дочери». («Сам князь, скованный параличом и подагрой …был в семье сына. Он не смог приехать к жене, чтобы проститься с нею, но детям своим писал: «…как жена, как мать – это неземное существо, или, лучше сказать, она уже праведная в сем мире. Смысл её жизни в самопожертвовании для нас…»

4) Чтение эпизода. О чём говорит фотография (второй портрет) княгини? («Эта фотография страшна. Перед нами утёс. Эта женщина окаменела в своём величии, окаменела в своём несгибаемом мужестве, окаменела в своей незыблемой мощи жены, матери, подруги. С таким человеком сделать ничего нельзя, его можно сделать только сильнее…Ещё мгновение и этот человек превратится в сталь… Такой становится любовь, когда перерастает в подвиг».

9. Беседа с классом.

– Был ли выбор жизненного пути у княгини М.Н. Волконской?

– Почему она выбрала тяжёлую дорогу? («Наша сила произрастает на обочине наших слабостей» – А.В. Солонский).

– В чём видела смысл своей жизни княгиня?

– Подвиг ли это?

Вывод. Жизненный путь М. Волконской – любовь, самопожертвование для семьи, которые переросли в подвиг.

– Что общего в судьбах Великой княгини Авдотьи и княгини М.Н. Волконской?

Вывод. Они обе посвятили свою жизнь семье, мужу, детям; сумели подчинить свои интересы супружескому долгу. Главные их качества: любовь, доброта, преданность отчему дому, защита домашнего очага – нравственные основы, на которых держится жизнь, в том числе жизнь страны. Это курановский идеал женщины.

Таковой была его собственная супруга – З.А. Куранова, благодаря которой он стойко переносил испытания судьбы.

Домашнее задание: прочитать «Осенние рассказы» Ю.Н. Куранова.

  1. Горбенко Л. Куранов со мной. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. – с.515.

  2. Куранов Ю. Н. Озарение радугой. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. – с. 391.

Литература.

  1. Ковалёв Константин. На горе Сторожи у Москвы-реки. // Савва Сторожевский. ЖЗЛ. - М., Молодая гвардия, с 73.

  2. Куранов Ю. Н. Великая прекрасная княгиня. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. – с.81.

  3. Куранов Ю. Н. Ода генералу Раевскому. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. – с. 106

  4. Куранов Ю. Н. Озарение радугой. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. – с. 391.

  5. Обернихина Г. А. Домострой. //. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе. Владос, 2001.

  6. Воскобойников В. М. Иллюстрированная православная энциклопедия. – М., ЭКСМО, 2007.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никодимова Галина Андреевна

Дата: 30.08.2016

Номер свидетельства: 341510


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства