kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения "Портрет А. И. Приставкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с биографией и творчеством писателя 20 века А. И. Приставкина. Оборудование урока: портреты А. И. Приставкина, мультимедийная презентация, тексты произведений, материал для сообщений. Учебник: «Литература. 6 класс» под ред. О. В. Кубасовой (после изучения раздела «Никто не забыт, ничто не забыто»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Портрет А. И. Приставкина" »














Урок внеклассного чтения (6 класс)

«Портрет А. И. Приставкина»



Разработала: учитель русского языка и

литературы МОБУ СОШ

с. Октябрьское Попова Е. И.



















Цели:

Образовательные:

1) знакомство с жизнью и творчеством писателя второй половины 20 века А. И. Приставкина;

2) обучение работе с текстом


Развивающие:

1) развитие связной монологической речи учащихся, логического мышления и творческих способностей;

2) развитие навыка выразительного чтения


Воспитательные:

1) формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;

2) воспитание интереса к языку художественной литературы, творчеству Анатолия Игнатьевича Приставкина.


Оборудование урока: портреты А. И. Приставкина, мультимедийная презентация, тексты произведений, материал для сообщений.

Учебник: «Литература. 6 класс» под ред. О. В. Кубасовой (после изучения раздела «Никто не забыт, ничто не забыто»)


Ход урока:

I. Вступительное слово учителя

- Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством писателя 20 века Анатолия Игнатьевича Приставкина. Я думаю, что его имя известно не всем вам. Так ли это? Хорошо, тогда начинаем…(Учитель или подготовленный ученик читает рассказ А. Приставкина «Портрет отца»)

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

- Как вы думаете, автобиографичное это произведение?

- Попробуем это выяснить.

- Сегодня на уроке мне будут помогать Биограф и Литературовед. Они постараются подробно рассказать о жизни и творчестве известного писателя А. И. Приставкина. А задача остальных ребят заключается в следующем: на столах находится «Летопись жизни и творчества А. И. Приставкина», вторую часть которой придётся заполнять по ходу урока. Не забывайте также о том, что в рабочих тетрадях необходимо записывать слова, которые будут важными для характеристики писателя А. Приставкина и его творчества.


Основные события в жизни

А. И. Приставкина (1931-2008 гг)

Мои заметки об услышанном




II. Выступление Биографа и Литературоведа

Биограф: Приставкин Анатолий Игнатьевич родился 17 октября 1931 года в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище. Трудиться начал с 12 лет.

Литературовед: После войны стал участвовать в самодеятельности, начал писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете.

Биограф: В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом. После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и окончил его в 1959 году.

Литературовед: В 1958 году Анатолий Игнатьевич дебютировал как прозаик: в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал корреспондентом «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков. С 1981 года преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; являлся доцентом кафедры литературного мастерства.

Литературовед: В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967). В 1970-е годы писатель напечатал военный рассказ «Солдат и мальчик». Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации (изгнание) чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году повесть была отмечена Государственной премией СССР, получив и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков. В 1989 году появилась повесть «Кукушата», затем выходили другие его произведения — «Рязанка» (1991), «Радиостанция `Тамара`» (1994), «Долина смертной тени» (2000), «Золотой палач» (2005).

Биограф: В 1991 году А. И. Приставкин возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина». Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России.

С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник президента РФ по вопросам помилования.

В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.

Литературовед: В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Произведение рассказывает об исторических событиях.

Биограф: За десять лет — с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

Скончался писатель 11 июля 2008 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.


III. Работа над рассказом «Фотографии»

1. - Спасибо юным исследователям творчества А. Приставкина, а мы обратимся к рассказу писателя «Фотографии». Слушаем внимательно…

(Чтение рассказа).

2. Анализ произведения:

- Прошло более 66 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне – одного из памятных событий 20 столетия, а произведение А. Приставкина не утратило своего значения. Детство военной поры – что может быть трогательнее и печальнее?

- Так о чём это произведение?

- От чьего имени написан этот рассказ?

- Какими ты представляешь себе детей (брата и сестру)?

- Как вы думаете, почему автор не даёт мальчику имя?

- Какими словами автор характеризует детей? Как это выражает его отношение к ним?

- Как вы полагаете, это произведение полностью автобиографичное или же повествует о судьбах других детей военной поры?

- Вы, наверное, успели заметить, что в рассказе много многоточий. Как вы думаете, почему?

- Как вы понимаете заключительные слова рассказа: «Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?»

- Чему учит нас, внимательных читателей, это произведение?


IV. Итог урока, выставление оценок.

- Итак, давайте подведём черту увиденному, услышанному, пережитому нами на уроке: прочитайте слова, которые вы записывали в тетради и которые могут, по вашему мнению, охарактеризовать личность и произведения А. И. Приставкина.

(Мнения детей).


V. Домашнее задание: подготовьте отзыв об одном из произведений, прочитанных на уроке (См. памятку №5 и инструкцию №5 на стр. 340, 344)





















ПРИЛОЖЕНИЕ №1



А. Приставкин «Портрет отца»


Это случилось в войну. В нашей детдомовской библиотеке я случайно наткнулся на маленькую книжку. На обложке ее была фотография человека в меховой шапке, полушубке и с автоматом. Этот человек был очень похож на моего отца. Стащив книжку, я забрался в самый темный угол, оторвал обложку и засунул под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал, чтобы посмотреть. Конечно же, это должен быть мой отец. Третий год шла война, а я не получал от него даже писем. Я почти забыл его. И все равно я знал: это мой отец. Я поделился открытием с Вовкой Акимцевым, самым сильным парнем в нашей спальне. Он вырвал портрет из моих рук и решил:

— Ерунда! Это не твой отец!

— Нет, мой!

— Пойдем спросим воспитательницу…

Ольга Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала:

— Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, чтобы это был твой отец. Зачем его будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель?

— Нет. Но это мой отец!

Володька Акимцев не отдал портрет. Он спрятал его и сказал, что я просто хочу похвастать и он не отдаст мне обложку, чтобы я не занимался ерундой.

Но мне нужен был отец. Я перерыл всю библиотеку, отыскивая вторую такую книжку. А книжки не было. И я плакал по ночам.

Однажды Володька подошел ко мне и заявил, усмехаясь:

— Если это твой отец, ты должен за него ничего не жалеть. Не пожалеешь?

— Нет.

— Нож свой отдашь?

— Отдам.

— И компас?

— Отдам.

— А новый костюм поменяешь на старый?..— И протянул измятую обложку.

— Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может, и вправду...— В глазах у Володьки была зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Летопись жизни и творчества Анатолия Игнатьевича Приставкина


Основные события в жизни

А. И. Приставкина (1931-2008 гг)

Мои заметки об услышанном

1952 год – А. И. Приставкин окончил Московский авиационный техникум.


1958 год – был напечатан цикл рассказов «Военное детство» в журнале «Юность»


1959 год – окончание Литературного института имени М.Горького


1959 год – «Мои современники», «Маленькие рассказы»


1960 год – повесть «Страна Лэпия»


1964 год – повесть «Костры в тайге»


1965 год – «Селигер Селигерович» (очерки)


1967 год – роман «Голубка»


1975 год – «На Ангаре» (очерки)


1977 год – повесть «Мальчик и солдат», очерки «Ангара-река» и др.


1981 год – А. Приставкин преподаёт в Литературном институте


1987 год – повесть «Ночевала тучка золотая…»


1989 год – повесть «Кукушата» и др.


2005 год – «Золотой палач»


2008 год – «Король Монпасье Мармелажка Первый»


1991 год – А. Приставкин возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР


1992 год – А. Приставкин — Председатель Комиссии по помилованиям при Президенте РФ, а с декабря 2001 года — Советник Президента РФ по вопросам помилования


НАГРАДЫ:

1988 год – повесть «Ночевала тучка золотая...» была отмечена Государственной премией СССР


2002 год - А. И. Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.



ПРИЛОЖЕНИЕ №3

А. Приставкин «Фотографии»

Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

— Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.

— Болеет...— повторяла девочка.

— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.

— Бьет...

— Вот это тетя.

— А здесь?

— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я...»

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка...

— А мама?

— Мама? Где же мама? Наверное, затерялась... Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я.

— А где же папа?

— Папа? Сейчас посмотрим.

— Затерялся, да?

— Ага. Затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

— Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.

— Вот Людочка. А вот я.

— А еще?

— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок внеклассного чтения "Портрет А. И. Приставкина"

Автор: Попова Елена Ивановна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140094

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация к уроку внеклассного чтения "Портрет А. И. Приставкина" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-k-uroku-vnieklassnogho-chtieniia-portriet-a-i-pristavkina"
    ["file_id"] => string(6) "140107"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417877458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства