Урок внеклассного чтения "Портрет А. И. Приставкина"
Урок внеклассного чтения "Портрет А. И. Приставкина"
Знакомство с биографией и творчеством писателя 20 века А. И. Приставкина. Оборудование урока: портреты А. И. Приставкина, мультимедийная презентация, тексты произведений, материал для сообщений.
Учебник: «Литература. 6 класс» под ред. О. В. Кубасовой (после изучения раздела «Никто не забыт, ничто не забыто»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Портрет А. И. Приставкина" »
Урок внеклассного чтения (6 класс)
«Портрет А. И. Приставкина»
Разработала: учитель русского языка и
литературы МОБУ СОШ
с. Октябрьское Попова Е. И.
Цели:
Образовательные:
1) знакомство с жизнью и творчеством писателя второй половины 20 века А. И. Приставкина;
2) обучение работе с текстом
Развивающие:
1) развитие связной монологической речи учащихся, логического мышления и творческих способностей;
2) развитие навыка выразительного чтения
Воспитательные:
1) формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
2) воспитание интереса к языку художественной литературы, творчеству Анатолия Игнатьевича Приставкина.
Оборудование урока: портреты А. И. Приставкина, мультимедийная презентация, тексты произведений, материал для сообщений.
Учебник: «Литература. 6 класс» под ред. О. В. Кубасовой (после изучения раздела «Никто не забыт, ничто не забыто»)
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя
- Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством писателя 20 века Анатолия Игнатьевича Приставкина. Я думаю, что его имя известно не всем вам. Так ли это? Хорошо, тогда начинаем…(Учитель или подготовленный ученик читает рассказ А. Приставкина «Портрет отца»)
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Как вы думаете, автобиографичное это произведение?
- Попробуем это выяснить.
- Сегодня на уроке мне будут помогать Биограф и Литературовед. Они постараются подробно рассказать о жизни и творчестве известного писателя А. И. Приставкина. А задача остальных ребят заключается в следующем: на столах находится «Летопись жизни и творчества А. И. Приставкина», вторую часть которой придётся заполнять по ходу урока. Не забывайте также о том, что в рабочих тетрадях необходимо записывать слова, которые будут важными для характеристики писателя А. Приставкина и его творчества.
Основные события в жизни
А. И. Приставкина (1931-2008 гг)
Мои заметки об услышанном
II. Выступление Биографа и Литературоведа
Биограф: Приставкин Анатолий Игнатьевич родился 17 октября 1931 года в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище. Трудиться начал с 12 лет.
Литературовед: После войны стал участвовать в самодеятельности, начал писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете.
Биограф: В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом. После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и окончил его в 1959 году.
Литературовед: В 1958 году Анатолий Игнатьевич дебютировал как прозаик: в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал корреспондентом «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков. С 1981 года преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; являлся доцентом кафедры литературного мастерства.
Литературовед: В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967). В 1970-е годы писатель напечатал военный рассказ «Солдат и мальчик». Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации (изгнание) чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году повесть была отмечена Государственной премией СССР, получив и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков. В 1989 году появилась повесть «Кукушата», затем выходили другие его произведения — «Рязанка» (1991), «Радиостанция `Тамара`» (1994), «Долина смертной тени» (2000), «Золотой палач» (2005).
Биограф: В 1991 году А. И. Приставкин возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина». Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России.
С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник президента РФ по вопросам помилования.
В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.
Литературовед: В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Произведение рассказывает об исторических событиях.
Биограф: За десять лет — с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.
Скончался писатель 11 июля 2008 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
III. Работа над рассказом «Фотографии»
1. - Спасибо юным исследователям творчества А. Приставкина, а мы обратимся к рассказу писателя «Фотографии». Слушаем внимательно…
(Чтение рассказа).
2. Анализ произведения:
- Прошло более 66 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне – одного из памятных событий 20 столетия, а произведение А. Приставкина не утратило своего значения. Детство военной поры – что может быть трогательнее и печальнее?
- Так о чём это произведение?
- От чьего имени написан этот рассказ?
- Какими ты представляешь себе детей (брата и сестру)?
- Как вы думаете, почему автор не даёт мальчику имя?
- Какими словами автор характеризует детей? Как это выражает его отношение к ним?
- Как вы полагаете, это произведение полностью автобиографичное или же повествует о судьбах других детей военной поры?
- Вы, наверное, успели заметить, что в рассказе много многоточий. Как вы думаете, почему?
- Как вы понимаете заключительные слова рассказа: «Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?»
- Чему учит нас, внимательных читателей, это произведение?
IV. Итог урока, выставление оценок.
- Итак, давайте подведём черту увиденному, услышанному, пережитому нами на уроке: прочитайте слова, которые вы записывали в тетради и которые могут, по вашему мнению, охарактеризовать личность и произведения А. И. Приставкина.
(Мнения детей).
V. Домашнее задание: подготовьте отзыв об одном из произведений, прочитанных на уроке (См. памятку №5 и инструкцию №5 на стр. 340, 344)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
А. Приставкин «Портрет отца»
Это случилось в войну. В нашей детдомовской библиотеке я случайно наткнулся на маленькую книжку. На обложке ее была фотография человека в меховой шапке, полушубке и с автоматом. Этот человек был очень похож на моего отца. Стащив книжку, я забрался в самый темный угол, оторвал обложку и засунул под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал, чтобы посмотреть. Конечно же, это должен быть мой отец. Третий год шла война, а я не получал от него даже писем. Я почти забыл его. И все равно я знал: это мой отец. Я поделился открытием с Вовкой Акимцевым, самым сильным парнем в нашей спальне. Он вырвал портрет из моих рук и решил:
— Ерунда! Это не твой отец!
— Нет, мой!
— Пойдем спросим воспитательницу…
Ольга Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала:
— Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, чтобы это был твой отец. Зачем его будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель?
— Нет. Но это мой отец!
Володька Акимцев не отдал портрет. Он спрятал его и сказал, что я просто хочу похвастать и он не отдаст мне обложку, чтобы я не занимался ерундой.
Но мне нужен был отец. Я перерыл всю библиотеку, отыскивая вторую такую книжку. А книжки не было. И я плакал по ночам.
Однажды Володька подошел ко мне и заявил, усмехаясь:
— Если это твой отец, ты должен за него ничего не жалеть. Не пожалеешь?
— Нет.
— Нож свой отдашь?
— Отдам.
— И компас?
— Отдам.
— А новый костюм поменяешь на старый?..— И протянул измятую обложку.
— Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может, и вправду...— В глазах у Володьки была зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Летопись жизни и творчества Анатолия Игнатьевича Приставкина
Основные события в жизни
А. И. Приставкина (1931-2008 гг)
Мои заметки об услышанном
1952 год – А. И. Приставкин окончил Московский авиационный техникум.
1958 год – был напечатан цикл рассказов «Военное детство» в журнале «Юность»
1959 год – окончание Литературного института имени М.Горького
1959 год – «Мои современники», «Маленькие рассказы»
1960 год – повесть «Страна Лэпия»
1964 год – повесть «Костры в тайге»
1965 год – «Селигер Селигерович» (очерки)
1967 год – роман «Голубка»
1975 год – «На Ангаре» (очерки)
1977 год – повесть «Мальчик и солдат», очерки «Ангара-река» и др.
1981 год – А. Приставкин преподаёт в Литературном институте
1987 год – повесть «Ночевала тучка золотая…»
1989 год – повесть «Кукушата» и др.
2005 год – «Золотой палач»
2008 год – «Король Монпасье Мармелажка Первый»
1991 год – А. Приставкин возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР
1992 год – А. Приставкин — Председатель Комиссии по помилованиям при Президенте РФ, а с декабря 2001 года — Советник Президента РФ по вопросам помилования
НАГРАДЫ:
1988год – повесть «Ночевала тучка золотая...» была отмечена Государственной премией СССР
2002 год - А. И. Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
А. Приставкин «Фотографии»
Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
— Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.
— Болеет...— повторяла девочка.
— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
— Бьет...
— Вот это тетя.
— А здесь?
— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я...»
Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка...
— А мама?
— Мама? Где же мама? Наверное, затерялась... Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.
Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я.
— А где же папа?
— Папа? Сейчас посмотрим.
— Затерялся, да?
— Ага. Затерялся.
И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
— Насовсем затерялся?
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...
Мне зачитали ответ.
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.
— Вот Людочка. А вот я.
— А еще?
— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?