Урок внеклассного чтения «Пока не стало поздно» по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" (8 класс)
Урок внеклассного чтения «Пока не стало поздно» по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" (8 класс)
В 1937-ом году Паустовским был написан цикл небольших рассказов " Летние дни" ( на материале повести " Золотая роза"), в 1939-ом году повесть " Мещёрская сторона", о природе и жителях рязанской земли. Материал о судьбе дочери художника, лёгший в основу рассказа " Телеграмма", мы находим в повести " Золотая роза" в главе " Зарубки на сердце". В этой главе автор делится с читателем тем, что послужило написанию "Телеграммы". Таким образом можно предположить, что это произведение было создано Паустовским в 30-е годы прошлого столетия, в период его жизни на рязанской земле, в мещёрском крае, хотя конкретную дату создания этой психологической новеллы, занимающей особое место в период развития в советской литературе метода социалистического реализма, мне так и не удалось разыскать.
Рассказ К.Г.Паустовского " Телеграмма" не изучался в советской школе и был включён только немногим более десяти лет тому назад в некоторые программы по литературе современной российской школы для учащихся восьмых классов.
Сюжет рассказа прост: старая больная женщина, не дождавшись приезда своей дочери-ленинградки к ней, в далёкую рязанскую деревню, умирает. Дочь, Настя, получившая телеграмму о плохом состоянии матери и ещё не знающая о её смерти, добирается до Заборья только на второй день после похорон Катерины Петровны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения «Пока не стало поздно» по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" (8 класс)»
Урок внеклассного чтения
«Пока не стало поздно»
по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" (8 класс)
Форма: урок-размышление.
Метод: проблемный (беседа).
Цели:
1. Познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»; выяснить его композиционные и художественные особенности; выяснить, как в рассказе выражается авторское «я».
2. Формировать устную речь учащихся; образное мышление.
3. Способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, милосердие, чувство долга.
Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.
Отчий дом – дом, где живут родители; родительский.
2. Эпиграфы:
Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись, Мы с тобою в долгу неоплаченном Свято помни об этом всю жизнь. (М.Рябинин)
За добро плати добром…(К.Г.Паустовский)
Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать. (А.М.Горький)
3. Проблемный вопрос:
Почему с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения К.Г.Паустовского?
І. Вступительное слово учителя.
(Фото – встреча Марлен Дитрих и Константина Паустовского)
"Прежде, чем обратиться к истории о встрече Марлен Дитрих и Константина Паустовского, я бы хотела привести одну из шести заповедей Иосифа Бродского выпускникам Мичиганского университета 1988 года: «И сейчас, и в грядущем постарайтесь по-доброму относиться к родителям. Не бунтуйте против них, ибо они умрут раньше вас, и таким образом вы избавите себя, если не от горя, то от чувства вины». К чему это я? Широко известна фотография, на которой Константин Паустовский, а перед ним на коленях стоит Марлен Дитрих! Этот снимок сделан во время гастролей Дитрих в России в начале 1960-х. Она не раз признавалась: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!» Мировая звезда – и какой-то Паустовский?! И всё же Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой больнице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался. Потребовали! Не вышло. Пришлось – с непривычки неумело – умолять. Умолили... И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, подруга Ремарка и Хемингуэя, – и вдруг, не сказав ни единого слова, молча встала перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала ее целовать и долго потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал беззвучно застонал и замер. И только потом вдруг – медленно, неуверенно, оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! – начал вставать. И встали все. И чей-то женский голос вдруг негромко выкрикнул что-то потрясенно-невнятное, и зал сразу прорвало просто бешеным водопадом рукоплесканий! А потом, когда замершего от страха Паустовского усадили в старое кресло и блестящий от слез зал, отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг как бы немало, но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского писателя Константина Паустовского «Телеграмма», который она случайно прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому юношеству. И, быстро утерев последнюю слезу, Марлен сказала – очень просто: «С тех пор я чувствовала как бы некий долг – поцеловать руку писателя, который это написал. И вот – сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо вам всем – и спасибо России!»
-Что же было такого в этом рассказе? Сегодня мы попытаемся в этом разобраться, размышляя над рассказом К.Г.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями.
Вы видите на доске несколько эпиграфов. Постараемся к концу урока выбрать один, который бы раскрывал основную мысль не только рассказа, но и нашего урока.
ІІ. Беседа по тексту.
- Ребята, почему люди посылают телеграммы?
- Рассказ Паустовского называется «Телеграмма». Как бы вы её охарактеризовали, о чём она?
- Кто из героев нуждается в помощи, поддержке?
- Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Сейчас вы услышите музыку Петра Ильича Чайковского и пейзажную зарисовку из рассказа «Телеграмма».
(На фоне музыки Чайковского П.И. «Времена года» - «Октябрь» учитель читает начало рассказа).
- Подумайте, как с помощью картины природы автор передаёт состояние Катерины Петровны? Каково оно? Помогла ли вам музыка, понять это состояние?
(Увядание природы, даже омертвение её; эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны)
- Какие изобразительные средства при этом использует автор рассказа? На доске вы видите своеобразный “листочек” из литературоведческого словаря, если вы что-то подзабыли, вы можете им воспользоваться.
- Обратите внимание, как тонко Паустовский проводит параллель между тем, что происходит в природе и состоянием человека. (Доцветал и всё не мог доцвести один маленький подсолнечник; она (К.П.) доживала свой век).
Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера об этом свидетельствуют? (Запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе).
- На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник? Найдите, пожалуйста, описание в тексте. (Указывает на безмерность одиночества К.П.)
- Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для Паустовского не только предметы быта, но ещё с их помощью передаётся настроение, психологическое состояние героини.
- Автор является непосредственным участником событий, которые он описывает в рассказе «Телеграмма». Это он посылает Насте телеграмму, это он закрывает глаза и заботится о погребении Катерины Ивановны (имя героини изменено). Это с ним Екатерина Ивановна выходит в сад в последний раз в своей жизни. Послушайте, пожалуйста, воспоминания К.Г. Паустовского из повести «Золотая роза».
«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.
Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!»
- А теперь обратимся к тексту рассказа и прочитаем этот же эпизод.
- Как вы думаете, ребята, почему автор совершенно по-другому описывает эту сцену в рассказе?
(Чтобы ещё острее чувствовалось одиночество К.П.)
- В воспоминаниях мы чётко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем его присутствие. Кстати, глава, в которой автор поместил свои воспоминания, называется «Зарубки на сердце». Какие изобразительно - выразительные средства указывают на глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине?
(Метафора – «позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю». «Позабытые»- автор употребляет это слово, чтобы подчеркнуть одиночество К.П.; ведь и её как бы позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.
Несколько раз повторяется слово холодный: холодный воздух, холодная ветка.
В судьбе клёна тоже видна неустроенность, одиночество: «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает (опять параллель).
- Именно после этой встречи с клёном она решается написать письмо дочери. Сейчас вы прослушаете письмо Катерины Петровны. Сядьте поудобнее, закройте глаза или просто опустите голову. Существует такой приём «открытой ладони». Когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства, вы будете поднимать ладошку. Цель этого задания я вам объясню позже.
(Учитель читает письмо Катерины Петровны к Насте)
- Используя этот приём, мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, которые по программе должны обсуждать какую-то определённую тему, и совсем не обязательно, чтобы наше мнение совпадало, или мы люди, которые смотрим на очень важные вещи одинаково, и мы не участники, а соучастники очень не простого разговора. Спасибо вам за неравнодушие. Я думаю, что мы можем продолжить дальше.
- Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живёт и работает Настя. Что мы узнаём о Насти из 1 части? Как мы к ней относимся?
(Нигде мы не увидели осуждения К.П., её жалоб на Настю, наоборот, она оправдывает дочь. “У них, у молодых свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье”. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе)
- А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?
(- Большой город, отсутствие уголков природы.
- Настя – равнодушный, чёрствый человек, такие обычно не видят природу, она не нужна им в жизни).
- Но можно ли говорить о равнодушии, чёрствости Насти, зная об её участии в судьбе Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки этого талантливого скульптора?
(Настойчива, требовательна)
- Как оценили деятельность Насти художники?
- А каково авторское отношение к Насте?
(Он подчёркивает самолюбование Насти). Найдите подтверждение в тексте.
- На какую деталь портрета Насти вы сразу обратили внимание?
(Холодные глаза)
- Л.Н.Толстой говорил, что “глаза – зеркало человеческой души”, а здесь такой разоблачающий эпитет. Нужно ли что-то ещё говорить о характере Насти?
- Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Катерины Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь; и одним эпитетом он выписал характер Насти, сказав, что у неё “холодные глаза”.
-Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в её сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше 3-х лет? Обратимся к тексту.
- И великий сатирик, и автор видят Настю изнутри: доброта её показная, ненастоящая. Паустовский постоянно развивает эту мысль. Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Найдите в тексте.
- “А с кафедры неслось….”. Обратите внимание на резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы. И это осуждающее Гоголя: “Эх ты”.
Снова перенесёмся в старинный заброшенный опустевший дом. Каково состояние Катерины Петровны?
(Она доживала последние дни, - и ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь)
Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?
- В каких поступках Тихона проявляется его доброе отношение к Катерине Петровне? Какие слова из текста характеризуют его жизненные принципы?
- Такой пустельгой оказалась Настя. А среди нас нет пустельг? Посмотрите на себя со стороны, подумайте.
- Итак, ребята, вернёмся к нашему вопросу: почему же с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения Паустовского?
- Какой из эпиграфов раскрывает идейный замысел рассказа и основную мысль нашего разговора? Докажите.
- Я думаю, ребята, что в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. «Будь человеком! - напоминает Паустовский. – За добро плати добром. Не будь пустельгой». Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.
Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.
ІІІ. Домашнее задание.
1. Написать сочинение на одну из тем:
«Что значит для меня отчий дом?»
«Какой я сын (дочь)?»
«О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского “Телеграмма».