Учитель: | Учитель русского языка и литературы II категории III(базового)уровня: Вдовина Татьяна Александровна |
Класс: | 5 русский |
Предмет: | Русская литература |
Дата: | 5 03 15 |
Тема урока: | Урок внеклассного чтения по циклу стихотворений "Фейные сказки" Константина Бальмонта |
Цели урока: | знакомство с поэтом, циклом стихотворений "Фейные сказки", |
Задачи урока: | повторение темы " художественные средства языка", закрепить знания учащихся о тропах, их роли в тексте, развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать чарующую красоту русского слова). |
Результаты обучения: Оборудование | развиваются умения исследования поэтического текста, воспитание любви к природе, к близким людям. |
учебники , тетради, кружочки для настроя на урок, бабочки для рефлексии, учебник "Литературное чтение" 2 класс, автор Свиридова В.Ю. репродукция И. Билибина музыкальные фрагменты : А.К.Лядова " Баба Яга", М.П. Мусоргский " Картинки с выставки" часть №9, П.И. Чайковский " Баба Яга" фрагменты мультфильма "Летучий корабль", "Там на неведомых дорожках:" |
Содержание урока |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Организационный момент | Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок и проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует детей - Здравствуйте! Садитесь, ребята! | Ученики проверяют наличие своих учебных принадлежностей. |
Эмоциональный настрой класса на урок «Настроение» | Дорогие ребята! У нас сегодня необычный урок и мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на него. Перед вами лежат кружочки, прошу изобразить на них настроение перед началом урока | изображают настроение и показывают учителю |
Реализация дом задания | Учитель называет ребят, которые хорошо справились с работой, кому еще необходимо поработать над темой Также целью проверки проверить знания прошедшего материала использую прием «Толстые и тонкие вопросы » | проверка дом задания |
II. Стадия вызова | |
Мотивация учебной деятельности | 1. Вступительное слово. - Многие ли из вас слышали имя этого поэта? В наши дни трудно поверить в то, что Константин Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России начала 20-го века. Его стихи не только читали, учили, знали, но и посвящали свои стихи ему. Каждый день регулярно писал, изучал языки. Зачем? - Много ли это? Константин Бальмонт - русский поэт Поэзия Константина Бальмонта через много-много лет вернулась к нам, и сегодня мы познакомимся с книгой его стихов "Фейные сказки". - О чём говорит название этой книги? В Москве в 1905 году была напечатана эта книга, в ней 71 стихотворение. Посвящена она Нине Константиновне, дочери К.Бальмонта. - Какой писатель посвящал свои произведения дочке? (Д.Родари) | внимательно слушают учителя |
Словарная работа: | Троп, эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, стихотворные размеры (ямб, хорей), лирическая проза, лирика, лиризм | |
Знакомство с эпиграфом урока | Мои первые шаги, вы были шагами среди цветов и песнопений... К. Бальмонт | пишут эпиграф урока |
Сообщение ученика об авторе | Бальмонт оставил огромное литературное наследство. Бальмонт был неутомимым тружеником, больше всего в жизни он ценил учебные занятия, причём всегда занимался самообразованием. Ежегодно прочитывал целые библиотеки, читал запоем с детства. В 5 лет он самостоятельно научился читать, и отец, очень радостный и растроганный, подарил ему первую книгу, что-то о дикарях-океанийцах. С тех пор Бальмонт читает Пушкина и Жуковского, Лермонтова и Некрасова, Андерсена и, конечно, Жюль Верна и Майн Рида. В своей жизни он много путешествовал, объездил весь мир, совершил кругосветное путешествие: Канарские острова, Африка, Зеландия, Гвинея, Цейлон, Индия и много других мест. Но больше всего он любил Россию: "Нет для меня ничего прекраснее и священнее её. Верю в неё - и жду." Когда Бальмонт писал эти строки, он был за границей. А хотелось ему в Россию, и он возвращается. Много путешествует и по России. После 1917 года пришлось покинуть Россию, и уже навсегда, так как на Родине для него настали трудные времена: После отъезда о нём забудут в России почти на 40 лет. А Константин Бальмонт до самой смерти мечтал о России: И мне в Париже ничего не надо, Одно лишь слово нужно мне: Москва. Даже похоронить завещал в Москве в Новодевичьем монастыре и строки А.С.Пушкина приписал: И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать. Но ближе к милому пределу Мне всё ж хотелось почивать. Умер Бальмонт в декабре 1942 года, в Париже, во Франции, оккупированной фашистами. В Россию и мёртвым ему не удалось вернуться: шла война. На его надгробной плите по-французски написано: | слушают сообщение об авторе |
Чтение стихотворения "Посвящение" (или подготовленный ученик). | Солнечной Нинике, с светлыми глазками - Этот букетик из тонких былинок. Ты позабавишься Фейными сказками, После блеснёшь мне зелёными глазками, - В них не хочу я росинок. Вечер далёк, и до вечера встретится Много нам, гномы, и страхи, и змеи. Чур, не пугаться, - а если засветятся Слёзки, пожалуюсь Фее. - Какими чувствами проникнуто посвящение? (любовь, нежность) - Как Бальмонт называет свою дочку? (ласково - Ниника) - А какие ещё слова помогли вам определить, что поэт очень любит девочку? (глазки, букетик, росинки, слёзки) - С чем сравнивает слёзы? (росинки) - Какой это приём? (сравнение) - Давайте подумаем, какая она, Фея? | слушают стих и отвечают на вопросы |
Чтение стихотворения "Фея" (читает ученик). | Говорили мне, что Фея, Если даже и богата, Если ей дарит Лилея Много снов и аромата, - Всё ж, чтоб в замке приютиться, Нужен ей листок один, Им же может нарядиться С головы до ног. Да, иначе быть не может, Потому что всё в ней нежно, Ей сама луна поможет, Ткань паук сплетёт прилежно. Так как в мире я не знаю Ничего нежнее фей, Ныне Фею выбираю Музою моей. - Какой мы видим Фею? - Почему волшебница? - Как вы думаете, почему поэт выбрал именно Фею в свои помощницы? (нежная, добрая) - А какими мы видим фей в других произведениях? (всегда добрые, готовы прийти на помощь) - Как выглядит Фея? | слушают стих и описывают фею |
Читаем стихотворение "Наряды Феи". | У Феи - глазки изумрудные, Всё на траву она глядит. У ней наряды дивно-чудные, Опал, топаз и хризолит. Есть жемчуга из света лунного, Каких не видел взор ничей. Есть поясок покроя струнного Из ярких солнечных лучей. Ещё ей платье подвенечное Дал колокольчик полевой, Сулил ей счастье бесконечное, Звонил в цветок свой голубой. Росинка, с грёзой серебристою, Зажглась алмазным огоньком. А ландыш свечкою душистою Горел на свадьбе с Светляком. - Какие наряды носит Фея? Кто ей помогает? (колокольчик, росинка, трава, солнечные лучи, лунный свет) - Чтобы описать красоту нарядов Феи, какие приёмы использует поэт? (эпитеты: дивно-чудные, голубой, алмазный, душистый) - Изумрудный - это какой цвет? | слушают стих и анализируют |
III.Стадия осмысления | |
IV.Стадия Рефлексии | |
Подведение итогов | Что вы узнали о жизни и творчестве К.Д. Бальмонта? Понравились ли вам стихотворения? Что представляли, когда читали? | подводят итоги урока |
Дом задание | выучить наизусть одно стихотворение из книги "Фейные сказки" сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта. | записывают Д\з |
Рефлексия «Бабочка» | Раздаю бабочки, картинки и прошу написать на них рефлексию урока. Я благодарю вас за урок. | рисуют смайлики |
Литература | Константин Бальмонт. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи./М.: Правда, 1991. учебник "Литературное чтение" 2 класс, автор Свиридова В.Ю. |
.