Урок внеклассного чтения по сказке О.Уальда "Мальчик-звезда"
Урок внеклассного чтения по сказке О.Уальда "Мальчик-звезда"
Цели урока:изучение литературной сказки английского писателя, обучение навыкам анализа художественного произведения. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки; помочь увидеть, как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по сказке О.Уальда "Мальчик-звезда"»
Цели урока: обучающая: изучение литературной сказки английского писателя, обучение навыкам анализа художественного произведения. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки; помочь увидеть, как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.
развивающая: развитие речи учащихся через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, участие в дискуссии; развитие мышления (загадки, подбор ассоциаций); развитие памяти, эмоциональной сферы.
воспитывающая: воспитание доброты, внимательного отношения к матери, уважительного отношения к чужому мнению, поощрение творчества.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Витальевна. Я приехала к вам из школы посёлка Мариец. Знаете, когда я к вам ехала, случилось чудо: мне на ладошку упала звездочка. И мне сразу вспомнилось стихотворение Александра Дольского «Исполнение желаний».
Мне звезда упала на ладошку.
Я её спросил: «Откуда ты?»
«Дайте мне передохнуть немножко,
Я с такой летела высоты».
А потом добавила, сверкая,
Словно колокольчик прозвенел:
«Не смотрите, что невелика я,
Может быть великим мой удел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить,
Путь неблизкий завершая этим».
Знаю я, что мне необходимо,
Мне не надо долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу, чтоб не болела мать.
- А почему это так важно для взрослого человека, чтобы не болела его мама?
(Потому что сколько бы ни было человеку лет (5,10,20,50) он всегда будет нуждаться в поддержке, помощи, сочувствии со стороны самого родного человека – мамы. Мама – это та звёздочка, которая освещает нам наш жизненный путь своей заботой, лаской, любовью и поддержкой.
- У вас у каждого на столе лежит своя звёздочка. (вырезанная из бумаги звезда лежит у каждого ученика на парте). Положите её себе на ладошку. Что вы чувствуете? Задумайтесь над словом «звезда». Какие слова, понятия, действия, эпитеты, ассоциации связаны у вас с этим словом?
У нас получилось, что звезда – это что-то загадочное, красивое, неземное, чудесное, светящееся, волшебное.
Таким образом, слово «звезда» напоминает о неземной красоте. Что может нести людям такая красота? (Может нести свет, вести за собой, быть «путеводной», может быть образцом красоты.)
- В названии какого произведения встречается слово «звезда»? (Сказка «Мальчик-звезда») Кто автор этого произведения? (Английский писатель Оскар Уальд.)
- Значит, мы сегодня будем говорить о сказке О.Уальда «Мальчик – звезда». Поговорим о том, в чём истинная красота человека и, конечно же, о внимательном и уважительном отношении к маме. А ещё, ребята, сегодня я вас научу писать стихи, но стихи не простые, а особенные, их называют синквейнами.
- Но это будет позже. А сейчас запишите тему урока. «В чём истинная красота человека?» В конце урока мы с вами попробуем ответить на этот вопрос.
- Мы сказали, что звезда напоминает нам о неземной красоте. А что, по-вашему, может обозначать сочетание слов «звезда» и «мальчик»? Каким вы ожидали увидеть Мальчика-звезду, когда только начали читать сказку? (Он обязательно должен был быть красивым, с ним должно быть связано что-то волшебное).
- А каким вы его увидели в сказке? Давайте найдём описание Мальчика-звезды. (Чтение сказки)
- Что принесла красота Мальчику-звезде? («Она принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым, жестоким».)
Словарная работа. Себялюбивый – любящий только себя, эгоистичный.
Себялюбивый и эгоистичный – слова-синонимы.
- Что принесла красота мальчика семье лесоруба, приютившей его, селению?
(Им красота мальчика тоже принесла зло, потому что у Мальчика-звезды – холодная, бездушная, бессердечная красота. Такая красота притягивает, но не радует, не «греет».)
- Какой, по вашему мнению, самый жестокий поступок совершил мальчик? (отказ от матери). Найдите этот эпизод в сказке и прочитайте его. Обратите внимание, насколько жесток его поступок по отношению к маме.
- Почему он так поступил? (Она была нищенкой, бедно одета. Он всегда думал, что его мать – это звезда на небе).
- Найдите описание матери.
- А как вы относитесь к людям в немодной, рваной или грязной одежде? Всегда ли видите в них людей, достойных уважения? Ну вот видите, в нас тоже есть что-то от Мальчика-звезды. Мы порой, к сожалению, думаем и поступаем так же как он. Как вы думаете, повлияли ли сверстники Мальчика-звезды на развитие в нём жестокости и себялюбия?
(Да, он чувствовал поддержку сверстников в своих безжалостных поступках, никто всерьёз его за жестокость не наказывал, даже не выражал неодобрения .)
- Оказывается, равнодушие, невмешательство, молчание тоже могут порождать зло. Тем более что злым ведь, ребята, быть намного легче. Внешне зло очень привлекательно. Мстить легче, чем простить. Прикрикнуть легче, чем промолчать, выдержать и сказать спокойно. И повиноваться легче, чем противостоять жестокости.
- А может ли красота помочь в борьбе со злом?
(Да, к мнению красивого человека могут прислушаться быстрее, ему подражают часто.)
- Получается, красота – это сокровище. Но распорядиться ею, как и любым сокровищем, можно по-разному. Очень важно, чтобы красота несла миру, людям свет и тепло, а не эгоизм, неблагодарность, зло и жестокость. Иначе красота разрушает сама себя и разрушает окружающий мир, перестаёт быть красотой. Так жизнь наказала Мальчика-звезду. Мальчик-звезда понёс наказание. За что он был наказан: за то, как он обошёлся со своей матерью или он был наказан за всё зло, что совершал и по отношению к другим людям? (Он был наказан за всё зло, что совершал и по отношению к другим людям?) Можно ли сказать, что он сам себя наказал? (Да). Как он был наказан? (Он стал безобразен, над ним все смеялись и обижали его, т.е. поступали с ним так же, как он с ними поступал раньше).
- Изменился ли Мальчик-звезда в конце сказки? (Да). Преображение нашего героя коснулось только его внешности? ( Нет, он изменился внутренне, стал добрее, отзывчивее, внимательнее). С чего начались изменения в его душе? ( Начались именно с того момента, когда он заплакал. Мальчик-звезда, научился плакать-страдать и сострадать, обрёл «живое» сердце, обрёл истинную красоту.)
- В чём заключается, по вашему мнению, истинная красота героя сказки? (Мальчик-звезда стал истинно красивым только тогда, когда изменился внутренне (и это сразу проявилось в выражении его глаз (чтение сказки) ), когда он стал бескорыстно совершать прекрасные поступки)
- Что, как вам кажется, больше всего ценит Мальчик-звезда в конце сказки? (Больше всего Мальчик-звезда в конце сказки ценит любовь и прощение родителей, а также возможность помогать людям. Мальчик-звезда, по сказке, правил недолго, но справедливо и милосердно. Он оставил по себе хорошую память. Люди помнят его не за необыкновенную красоту, а за его доброе сердце. И этот светлый образ – как прекрасная далёкая звезда – греет людям сердце.)
- Давайте вёрнёмся к вопросу, заданному в начале урока: «В чём истинная красота человека?».
Под истинной красотой человека подразумевает прежде всего сердце – не «каменное», а «живое», «тёплое» и страдающее. Это и прекрасные поступки человека.
Мальчик-звезда смог измениться внутренне, страдание «растопило» его сердце. И в конце концов он стал красив по-настоящему: он стал совершать благородные и бескорыстные поступки. Вот теперь он стал настоящей звездой, которая светит и помогает людям.
Мы тоже можем сегодня попытаться немного улучшить нашу жизнь и мир, в котором мы живём. Есть такая примета, что когда падает звезда с неба нужно успеть загадать желание. А сегодня эти звёздочки упали к вам прямо на парту, дав возможность вам загадать самое сокровенное своё желание. Запишите на этой звезде самое заветное своё желание и сохраните её, чтобы ваше желание исполнилось.
- В начале урока я обещала научить вас писать особенные стихи – синквейны. Давайте мы посвятим их нашим мамам.
Ваше стихотворение будет состоять из 5 строчек. На первой строчке записывается одно слово-существительное (у нас это будет слово «мама»).
На второй строчке надо написать два прилагательных, характеризующих вашу маму. На третьей строчке записываются три глагола, описывающие действия мамы. На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого вы выскажете своё отношение к маме. Это может быть какое-то крылатое выражение или цитата. Последняя строчка – это слово-вывод, позволяющее выразить личное отношение к маме. (записать в тетрадь с экрана)
Мама Звезда
Милая, родная Загадочная, неземная
Любит, верит, хранит Светит, ведёт, помогает
Я тебя так люблю Может быть образцом красоты
Любовь. Красота.
Урок внеклассного чтения
по УМК «Вокруг тебя – Мир...» в 5 классе
«В чём истинная красота человека?»
(по сказке О.Уальда «Мальчик-звезда»)
Самоанализ урока внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя – Мир...»
в 5 классе по сказке О.Уальда «Мальчик-звезда».
По тематическому плану это 5 урок внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя – Мир...» из 6, запланированных на этот учебный год.
По типу это урок-беседа. Этот тип урока был выбран потому что только в процессе беседы учащиеся чувствуют себя раскрепощённее, охотнее делятся своими мыслями, чувствами. А я именно этого хотела достичь на этом уроке.
Мною были поставлены следующие цели:
обучающая: изучение литературной сказки английского писателя, обучение навыкам анализа художественного произведения. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки; помочь увидеть, как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.
развивающая: развитие речи учащихся через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, участие в дискуссии; развитие мышления (подбор ассоциаций); развитие памяти, эмоциональной сферы.
воспитывающая: воспитание доброты, внимательного отношения к матери, уважительного отношения к чужому мнению, поощрение творчества.
Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей. При проведении организационного момента визуально проверена подготовка класса и каждого ученика к уроку.
На первом этапе урока знакомство с детьми плавно перешло во включение детей в урок. Проведена работа по развитию мышления учащихся – подбор ассоциаций, связанных со словом «звезда». (3 минуты)
На следующем этапе урока познакомила детей с целями и задачами урока и поставила проблемный вопрос (3 минуты), решению которого был посвящён следующий этап урока – аналитическая работа по тексту. (15 минут). На этом этапе урока дети были активны, высказывали свою точку зрения, подтверждали свои слова текстом рассказа. Во время аналитической работы по тексту была проведена словарная работа – знакомство со значением слов «себялюбивый» и «эгоистичный».
Во время подведения итогов урока возвратились к проблемному вопросу, поставленному в начале урока (3 минуты). С моей помощью ребята ответили на вопрос «В чём заключается истинная красота человека?»
Было дано домашнее задание, направленное на развитие творческих возможностей учащихся – составление синквейна.(приём технологии «Развитие критического мышления»). Дети познакомились со способом написания особенных стихов – синквейнов.(6 минут)
Цели урока были достигнуты, план реализован, расчётное время этапов совпало с реальным, применена презентация Power Point , проведена большая работа по развитию речи учащихся. Единственное, чего хотелось бы, это прослушать синквейны, которые придумают, сочинят учащиеся.
Думаю, что мне удалось на необходимом уровне решить все поставленные мной задачи и избежать при этом перегрузки учащихся.
Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащихся в течение урока обеспечивались за счёт того, что осуществлялся личностный подход, учтены возрастные особенности учащихся.