Урок внеклассного чтения по сказке
Антония Погорельского «Чёрная курица,
или Подземные жители»
для учащихся 5-ых классов
Файрушина Нина Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия № 76»,
г. Набережные Челны,
Республика Татарстан.
План-конспект урока
Цели и задачи: 1. Познавательные: уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала XIX в.
2. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению.
3. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее
мнение по проблеме урока.
4.Личностные: содействовать воспитанию доброты, прилежания, чувство долга, уважения к людям; пробуждать интерес к художественному слову.
Оборудование: магнитофон, компактная кассета с записью инсценировки сказки, ПК, проектор с экраном, презентация к сказке, иллюстрации к сказке.
Не для того дан вам ум,
чтобы вы во зло его употребили.
А.Погорельский
Ход урока
Учитель: Сегодня мы отправимся в сказочный мир, созданный Антонием Погорельским. Сказка о Чёрной курице и подземных жителях написана была давно и напечатана в 1829 году.
Более 200 лет отделяет нас от рождения сказочника. Два столетия – огромное расстояние. Попробуй, разгляди в этой дали времени, ощути сложную жизнь, какая была у Алексея Алексеевича Перовского. Ведь имя Антоний Погорельский вымышленное. (Слайд № 1)
Словарь. Антоний (греч.) – приобретающий взамен.
А фамилию Алексей Алексеевич взял в честь села Погорельцы, где он жил. Погорельский был одним образованнейших людей своего времени, участником Отечественной войны 1812 года.
Сказку о подземных жителях он написал для своего племянника Алёши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
Третье столетие живёт сказка. Её любил перечитывать своим детям Лев Толстой. Эта сказка осталась навсегда памятником любви к детям. Помните, что имя автора означает «приобретающий взамен», так вот взамен одиночеству Антоний приобрёл искреннюю привязанность племянника, славу сказочника, читательскую признательность на долгие годы.
Звучит запись инсценировки начала сказки до слов, где Алёша живёт в пансионе.
Вопрос. 1. Что же такое пансион?
2. Как жилось там Алёше, что спасало его от грусти?
Ответ. Помогало чтение рыцарских романов и волшебных повестей, а ещё дырки в заборе, через которые он мог смотреть на улицу. (Слайд № 2)
Вопрос. Чего же ждал Алёша? (Слайд № 3)
Ответ. А ещё он очень любил кормить курочек, наблюдать за ними.
Чтение. «Между курами он особенно любил … до слов … любила Алёшу более, нежели подруг своих».
Учитель. Так вот и шли дни. Но вот однажды учитель и его жена давали обед в честь директора училищ: суета, приготовления. Надо было прилично выглядеть, хозяева пригласили парикмахера, уж он показал своё искусство.
Вопрос. Как об этом пишет автор?
Словарная работа: тупей, шиньон, оранжерея, салоп. (Слайд № 4).
Шиньон – женская прическа с накладными волосами.
Салоп – широкое женское пальто, модное в XIX веке.
Оранжерея – тёплое помещение для выращивания цветов.
Тупей (фр.) – старинная мужская прическа: собранный на затылок пучок волос.
Учитель. Алёша тоже включился в работу, но вот горе: на обед решили приготовить блюдо из курицы, его любимой Чернушки. И Алёша спасает курочку от неминуемой гибели.
Вопрос. 1. Расскажите, как это произошло?
2. Как это характеризует мальчика?
Словарь. Империал – это целое состояние.
Ответ. Алёша добрый, благородный.
Учитель. Как назвал его автор?
Ответ. Избавитель.
Учитель. Назовите синонимы к этому слову.
Ответ. Заступник, освободитель, спаситель.
Учитель. Какой же великолепный обед устроил учитель. А Алёше это неинтересно. Ему показалось, что курочка звала его человеческим голосом: «Алёша, Алёша!» (Слайд № 5)
Да это была Чернушка, она повела Алёшу в Подземное царство. (Слайд № 6)
Но они туда не попали, так как Алёша нарушил запреты.
Вопрос. Какие запреты нарушил Алёша?
Ответ. Не трогай ничего
Учитель. Алёша с трудом дождался ночи и снова отправился в путь с Черной курочкой.
Рассказ о пути Алёши в Подземное царство по иллюстрациям: «Опять спустились они с лестницы…»
Вопрос. Какое условие ставит Чернушка? (Слайд № 7).
Ответ. Быть скромным, не хвастливым (т.е. хранить тайну),
Чтение по ролям. Много чудес увидел Алёша, он даже принял участие в охоте… (Слайд № 8)
Сценка. А каково же было удивление, когда мальчик предстал перед королём… (Слайд № 9)
Учитель. Заманчиво, неправда ли? Заслужил ли Алёша награду?
Ответ. Да.
Вопрос. О чём забыл Алёша, когда излагал свою просьбу?
Ответ. Только те знания, что добываются трудом, остаются в голове, только они на пользу. Учитель. Какое условие ставить король?
Ответ. Не быть нескромным.
Вопрос. Каким был Алёша до получения зернышка, и каким стал после? (Чтение записи в тетради.)
Вывод. Он становится плохим товарищем, капризничает, бездельничает, присваивает то, что ему не принадлежит.
Вопрос. Что же случилось с Алёшей, когда он потерял волшебное семечко?
Эпиграф. Действительно, «не для того вам дан ум…» (Слайд № 10)
Учитель. Чернушка дает зёрнышко снова, но просит Алёшу об одном: не быть неблагодарным. Алёша нарушил клятву, всё рассказал. Но был наказан 3 раза. Как же был наказан Алёша?
Слушание фрагмента сказки о последней встрече Алёши с Чернушкой.
Вопрос. Почему пострадал именно министр Черная курица?
Ответ. Всегда страдает тот, кто любит.
Вопрос. Но Алёшу курочка не обвиняет, только просит о чём?
Ответ. Снова быть прежним, добрым, трудолюбивым.
Учитель. Почему Чернушка говорит, что пороки входят в дверь, а выходят в окно?
Ответ. Очень трудно избавиться от пороков.
Вывод. Это только на первый взгляд заманчиво иметь волшебное семечко, освобождающее от труда. На самом же деле, как показывает Погорельский, только труд способен развить и укрепить в человеке высокие нравственные качества. (Вы же говорили, каким был Алёша.)
Алёша переболел злом, попавшим в его душу; переболев, стал душевно здоровым. Назовите лишнее слово, которое теперь не относится к Алёше: честность, трудолюбие, бахвальство, доброта. Это слово не войдёт в Кодекс чести: (Слайд №11)
Дополните, пожалуйста, этот кодекс.
Учащиеся дополняют пункта Кодекса чести.
Учитель. Как известно в пословицах содержится мудрость народа. Какие из записанных пословиц могли войти в Кодекс чести. (Слайд № 12)
Враньё не введёт в добро.
Сам погибай, а друга вручай.
Дал слово – сдержи его.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Учитель. Качества, которые формируют в Алёше выпавшие на его долю испытания, необходимы каждому из нас.
Сказка прочитана, немного грустно оттого, что министр Чёрная курица, подземные жители пострадали, но я знаю: вы написали продолжение сказки.
Слушаем продолжение сказки, написанные учащимися.
Домашнее задание. О чём я хотела бы спросить писателя. (Записать в читательский дневник).
4