kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения по сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» для учащихся 5-ых классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки внеклассного чтения создают большие возможности для  расширения круга чтения школьников. Виды и формы их различны: парад сказочных героев с элементами костюмов, конкурента лучшего рассказчика, викторина по иллюстрациям. Она заставляет порыться в книге, поискать эпизод, который соответствует предложенной иллюстрации. Если просто попросить прочитать эпизод из сказки, то ребята найдут, но без особого желания. Но как эти же дети воодушевляются, если предложить к  слайдам  подобрать соответствующий эпизод.

            Однако некоторая часть школьников не умеет переносить знания, умения, полученные в классе, на самостоятельное чтение. Ученики, успешно овладевшие школьным курсом литературы, подчас оказываются беспомощными в выборе художественных произведений для личного чтения, в самостоятельной оценке их. Педагогическое руководство чтением должно обеспечить последовательные этапы читательской деятельности, органически связанные друг с другом: во-первых, необходимо сформировать интерес и привычку к чтению, научить выбору литературы; во-вторых, ученик-читатель должен глубоко воспринимать прочитанное,   в-третьих, выводы из прочитанного должны стать личностными, таким образом сказка  А.Погорельского«Чёрная курица, или Подземные жители»  способствует  развитию монологической речи и художественного воображения, содействует  воспитанию доброты, прилежания, чувство долга,   уважения к  людям;  пробуждает  интерес к художественному слову.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Plan uroka.»










Урок внеклассного чтения по сказке

Антония Погорельского «Чёрная курица,

или Подземные жители»

для учащихся 5-ых классов






Файрушина Нина Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 76»,

г. Набережные Челны,

Республика Татарстан.



























План-конспект урока


Цели и задачи: 1. Познавательные: уметь объяснять особен­ности текста литературной сказки начала XIX в.

2. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению.

3. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее

мне­ние по проблеме урока.


4.Личностные: содействовать воспитанию доброты, прилежания, чувство долга, уважения к людям; пробуждать интерес к художественному слову.


Оборудование: магнитофон, компактная кассета с записью инсценировки сказки, ПК, проектор с экраном, презентация к сказке, иллюстрации к сказке.

Не для того дан вам ум,

чтобы вы во зло его употребили.

А.Погорельский


Ход урока


Учитель: Сегодня мы отправимся в сказочный мир, созданный Антонием Погорельским. Сказка о Чёрной курице и подземных жителях написана была давно и напечатана в 1829 году.

Более 200 лет отделяет нас от рождения сказочника. Два столетия – огромное расстояние. Попробуй, разгляди в этой дали времени, ощути сложную жизнь, какая была у Алексея Алексеевича Перовского. Ведь имя Антоний Погорельский вымышленное. (Слайд № 1)


Словарь. Антоний (греч.) – приобретающий взамен.

А фамилию Алексей Алексеевич взял в честь села Погорельцы, где он жил. Погорельский был одним образованнейших людей своего времени, участником Отечественной войны 1812 года.

Сказку о подземных жителях он написал для своего племянника Алёши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

Третье столетие живёт сказка. Её любил перечитывать своим детям Лев Толстой. Эта сказка осталась навсегда памятником любви к детям. Помните, что имя автора означает «приобретающий взамен», так вот взамен одиночеству Антоний приобрёл искреннюю привязанность племянника, славу сказочника, читательскую признательность на долгие годы.

Звучит запись инсценировки начала сказки до слов, где Алёша живёт в пансионе.

Вопрос. 1. Что же такое пансион?

2. Как жилось там Алёше, что спасало его от грусти?

Ответ. Помогало чтение рыцарских романов и волшебных повестей, а ещё дырки в заборе, через которые он мог смотреть на улицу. (Слайд № 2)

Вопрос. Чего же ждал Алёша? (Слайд № 3)

Ответ. А ещё он очень любил кормить курочек, наблюдать за ними.

Чтение. «Между курами он особенно любил … до слов … любила Алёшу более, нежели подруг своих».

Учитель. Так вот и шли дни. Но вот однажды учитель и его жена давали обед в честь директора училищ: суета, приготовления. Надо было прилично выглядеть, хозяева пригласили парикмахера, уж он показал своё искусство.

Вопрос. Как об этом пишет автор?

Словарная работа: тупей, шиньон, оранжерея, салоп. (Слайд № 4).


Шиньон – женская прическа с накладными волосами.

Салоп – широкое женское пальто, модное в XIX веке.

Оранжерея – тёплое помещение для выращивания цветов.

Тупей (фр.) – старинная мужская прическа: собранный на затылок пучок волос.

Учитель. Алёша тоже включился в работу, но вот горе: на обед решили приготовить блюдо из курицы, его любимой Чернушки. И Алёша спасает курочку от неминуемой гибели.

Вопрос. 1. Расскажите, как это произошло?

2. Как это характеризует мальчика?

Словарь. Империал – это целое состояние.

Ответ. Алёша добрый, благородный.

Учитель. Как назвал его автор?

Ответ. Избавитель.

Учитель. Назовите синонимы к этому слову.

Ответ. Заступник, освободитель, спаситель.

Учитель. Какой же великолепный обед устроил учитель. А Алёше это неинтересно. Ему показалось, что курочка звала его человеческим голосом: «Алёша, Алёша!» (Слайд № 5)


Да это была Чернушка, она повела Алёшу в Подземное царство. (Слайд № 6)

Но они туда не попали, так как Алёша нарушил запреты.

Вопрос. Какие запреты нарушил Алёша?

Ответ. Не трогай ничего

Учитель. Алёша с трудом дождался ночи и снова отправился в путь с Черной курочкой.

Рассказ о пути Алёши в Подземное царство по иллюстрациям: «Опять спустились они с лестницы…»

Вопрос. Какое условие ставит Чернушка? (Слайд № 7).


Ответ. Быть скромным, не хвастливым (т.е. хранить тайну),

Чтение по ролям. Много чудес увидел Алёша, он даже принял участие в охоте… (Слайд № 8)


Сценка. А каково же было удивление, когда мальчик предстал перед королём… (Слайд № 9)


Учитель. Заманчиво, неправда ли? Заслужил ли Алёша награду?

Ответ. Да.

Вопрос. О чём забыл Алёша, когда излагал свою просьбу?

Ответ. Только те знания, что добываются трудом, остаются в голове, только они на пользу. Учитель. Какое условие ставить король?

Ответ. Не быть нескромным.

Вопрос. Каким был Алёша до получения зернышка, и каким стал после? (Чтение записи в тетради.)

Вывод. Он становится плохим товарищем, капризничает, бездельничает, присваивает то, что ему не принадлежит.

Вопрос. Что же случилось с Алёшей, когда он потерял волшебное семечко?

Эпиграф. Действительно, «не для того вам дан ум…» (Слайд № 10)

Учитель. Чернушка дает зёрнышко снова, но просит Алёшу об одном: не быть неблагодарным. Алёша нарушил клятву, всё рассказал. Но был наказан 3 раза. Как же был наказан Алёша?

Слушание фрагмента сказки о последней встрече Алёши с Чернушкой.

Вопрос. Почему пострадал именно министр Черная курица?

Ответ. Всегда страдает тот, кто любит.

Вопрос. Но Алёшу курочка не обвиняет, только просит о чём?

Ответ. Снова быть прежним, добрым, трудолюбивым.

Учитель. Почему Чернушка говорит, что пороки входят в дверь, а выходят в окно?

Ответ. Очень трудно избавиться от пороков.

Вывод. Это только на первый взгляд заманчиво иметь волшебное семечко, освобождающее от труда. На самом же деле, как показывает Погорельский, только труд способен развить и укрепить в человеке высокие нравственные качества. (Вы же говорили, каким был Алёша.)

Алёша переболел злом, попавшим в его душу; переболев, стал душевно здоровым. Назовите лишнее слово, которое теперь не относится к Алёше: честность, трудолюбие, бахвальство, доброта. Это слово не войдёт в Кодекс чести: (Слайд №11)




Дополните, пожалуйста, этот кодекс.


Учащиеся дополняют пункта Кодекса чести.


Учитель. Как известно в пословицах содержится мудрость народа. Какие из записанных пословиц могли войти в Кодекс чести. (Слайд № 12)




  1. Враньё не введёт в добро.

  2. Сам погибай, а друга вручай.

  3. Дал слово – сдержи его.

  4. Что посеешь, то и пожнёшь.

Учитель. Качества, которые формируют в Алёше выпавшие на его долю испытания, необходимы каждому из нас.

Сказка прочитана, немного грустно оттого, что министр Чёрная курица, подземные жители пострадали, но я знаю: вы написали продолжение сказки.

Слушаем продолжение сказки, написанные учащимися.

Домашнее задание. О чём я хотела бы спросить писателя. (Записать в читательский дневник).





4



Просмотр содержимого презентации
«Prezentachia k uroku»

Урок внеклассного чтения по сказке  Антония Погорельского  «Чёрная курица, или Подземные жители» Файрушина Нина Борисовна, Учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 76» г. Набережные Челны, Республика Татарстан 201 4 г.

Урок внеклассного чтения по сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Файрушина Нина Борисовна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 76»

г. Набережные Челны,

Республика Татарстан

201 4 г.

Антоний Погорельский (Алексей Алексеевич Перовский) (1787-1836)

Антоний Погорельский

(Алексей Алексеевич Перовский)

(1787-1836)

Через дырки в заборе он любил смотреть на улицу

Через дырки в заборе он любил

смотреть на улицу

А ещё он очень любил кормить курочек,  наблюдать за ними.

А ещё он очень любил кормить

курочек, наблюдать за ними.

Не для того дан вам ум, Чтобы вы во зло его употребили.   А. Погорельский Словарная работа   Шиньон – женская прическа с накладными волосами.  Салоп – широкое женское пальто, модное в XIX веке.  Оранжерея – тёплое помещение для выращивания цветов.  Тупей (фр.) – старинная мужская прическа: собранный на затылок пучок волос.

Не для того дан вам ум,

Чтобы вы во зло его употребили.

А. Погорельский

Словарная работа

Шиньон – женская прическа с накладными волосами.

Салоп – широкое женское пальто, модное в XIX веке.

Оранжерея – тёплое помещение для выращивания цветов.

Тупей (фр.) – старинная мужская прическа: собранный на затылок пучок волос.

Ему показалось, что курочка звала его человеческим голосом .

Ему показалось, что курочка

звала его человеческим голосом .

Да это была Чернушка, она повела   Алёшу в Подземное царство .

Да это была Чернушка, она повела Алёшу в Подземное царство .

Какое условие ставит Чернушка?

Какое условие ставит Чернушка?

Много чудес увидел Алёша.

Много чудес увидел Алёша.

Но каково же было его удивление, когда он предстал перед королем

Но каково же было его удивление,

когда он предстал перед королем

Не для того дан вам ум, Чтобы вы во зло его употребили.   А. Погорельский

Не для того дан вам ум,

Чтобы вы во зло его употребили.

А. Погорельский

Назовите лишнее слово, которое теперь не относится к Алёше :  честность, трудолюбие , бахвальство,  доброта.

Назовите лишнее слово, которое

теперь не относится к Алёше :

честность,

трудолюбие ,

бахвальство,

доброта.

Кодекс чести: Нельзя ставить себя выше других, даже если ты много знаешь.  Быть прилежным.  Сохранять чувство долга, уважение к людям.

Кодекс чести:

Нельзя ставить себя выше других, даже если ты много знаешь.

Быть прилежным.

Сохранять чувство долга, уважение к людям.

Какие из записанных пословиц могли войти в Кодекс чести.  Враньё не ведёт в добро. Сам погибай, а друга  вручай. Дал слово – сдержи его. Что посеешь, то и пожнёшь

Какие из записанных пословиц

могли войти в Кодекс чести.

Враньё не ведёт в добро.

Сам погибай, а друга вручай.

Дал слово – сдержи его.

Что посеешь, то и пожнёшь

Использованные источники

Использованные источники

  • http://www.oldbooks.ru/e-store/books/index.php?SECTION_ID=10&PAGEN_1=115
  • http://www.booksiti.net.ru/books/7308100
  • http://dreamworlds.ru/obzori/knigi/36285-skazka-iz-detstva-chernaya-kurica-ili-podzemnye.html
  • http://remochka.livejournal.com/2406.html
  • http://www.zhook-book.ru/item1464.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Файрушина Нина Борисовна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137373

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства