Урок внеклассного чтения по русской литературе (по сказу Н.С. Лескова «Левша»)
Урок внеклассного чтения по русской литературе (по сказу Н.С. Лескова «Левша»)
Урок внеклассного чтения по русской литературе (по сказу Н.С.Лескова «Левша»)
Цель:
помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей; попытаться продолжить тему урока «Левша- это…», основываясь на осмысленном чтении произведения и разговоре о прочитанном.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по русской литературе (по сказу Н.С. Лескова «Левша») »
Урок внеклассного чтения по русской литературе
( по сказу Н.С.Лескова «Левша»)
«У него хоть и шуба Овечкина, так душа человечкина».
Учитель русского языка и литературы первой категории Покорская О.А.
Там, где стоит «левша», надо
читать «русский народ».
Н.С.Лесков.
Цель:
помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей; попытаться продолжить тему урока «Левша- это…», основываясь на осмысленном чтении произведения и разговоре о прочитанном.
Задачи:
Образовательные:
ребята раскроют образ главного героя ( талант, мастерство, патриотизм );
будут учиться анализировать литературное произведение;
попытаются выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством;
будут вырабатывать навыки комментированного чтения.
Развивающие:
учащиеся будут развивать навыки аналитического чтения произведения;
развивать умение выделять главное в художественном произведении;
развивать творческие способности учащихся и устную речь;
развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;
расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами;
Воспитывающие:
воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.
Оборудование:
портрет Н. С. Лескова;
иллюстрации детей к сказу;
на доске - эпиграфы к уроку;
презентации (исследовательские работы) детей.
презентация к уроку
Тип урока: урок-беседа с использованием интерактивного оборудования.
Ход урока
Организационный момент. Эвокация.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас урок - праздник и, надеюсь, урок - открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие оттого, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где "баснословный" склад легенды, яркая игра со словом поражают с первых её строк.
Цель нашего урока - попытаться продолжить тему урока "Левша - это:", основываясь на осмысленном чтении произведения и глубоком разговоре о прочитанном, а также постараться доказать слова Лескова, вынесенные в эпиграфы урока.
(Тема и эпиграфы записываются учащимися в тетради).
3. Работа по произведению. Реализация.
- В нашей литературе есть авторы, чье творчество, вроде бы вписываясь в общий процесс, всё же стоит особняком, как бы поодаль. Я думаю, к числу этих немногих можно отнести Николая Семёновича Лескова.(слайды № 1,2, 3,4 )
- в 1881 году Н.С.Лесков пишет сказ «Левша».Давайте вспомним, что же такое сказ?
Слайд
- Сказ передает особенности речи рассказчика. Поищем приметы сказа в 1 главе.
1. Это и просторечные, разговорные обороты ("через свою ласковость", "дерябнул хороший стакан"); каламбуры ("на свою сторону преклонять хотели" - "Платов... этого склонения не любил"); повторы ("проездиться" - "объездил"); интонационный, ритмический рисунок ("И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит..."); даже рифма (Платов "этого склонения не любил и... все государя домой манил"); наконец, необычное употребление слов ("междоусобные разговоры" вместо "междоусобные войны"), а также словообразование ("чужестранность").
- Кем мог быть рассказчик, повествователь?
(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи - АлександрI и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.)
- Объясните, что обозначают эти слова?
Слайд
-Главный герой сказа - тульский умелец левша. Что значит тульский?
Слайды
-О чем это произведение. Тему сформулируйте в одном предложении.
( О тульском умельце, подковавшем блоху, о таланте народных мастеров.)
-Идея произведения? Что хотел сказать своим произведением писатель?
( Вызвать в читателе чувство гордости за Россию, ее умельцев.)
- Перед вами портреты реальных людей, действующих в сказе. Догадайтесь, кто это ,
Расскажите, какую роль играют они в сказе.
Александр Павлович – русский царь, ценивший европейцев вместо русских
Николай Павлович – русский царь, доверявший русским, по мнению рассказчика
Матвей Иванович Платов – участник войны 1812 года, ездивший с Александром за границу
-Перед вами три героя сказа:
Александр Павлович Николай Павлович Платов
Назовите по три черты, характеризующие их, и докажите текстом.
равнодушие к русским талантам патриотизм патриотизм
интерес к иностранному настойчивость прямота и честность
мотовство, трата казны справедливость(?) грубость
пьянство
-Кому принадлежат слова?
1. "Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми"(Александр Павлович - АП)
2. "Государь на все это радуется"(АП)
3. "Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают"(Николай Павлович - НП)
4. "Мы, русские, со своим значением никуда не годимся"(АП)
5. "Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано"(НП)
6. "Государь и тут своей веры не потерял, а только сказал:"Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника"(НП)
7. "Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может"(АП)
8. "Зачем ты их очень скофузил, мне их теперь очень жалко"(АП)
9. "Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве"(АП)
10. "Государь был в своих людях очень уверенный"(НП)
11. "Пожалуйста, не порть мне политики"(АП)
12. "Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они ,шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали"(НП)
-В этом сказе два главных героя: блоха и левша. Сравните их. Что общего? Чем отличаются? (Диаграмма Венна).
Общее:
-у обоих имени нет
-оба бесправные мелкие существа
-обоих перевозили из страны в страну и обратно, не спрашивая согласия
-оба представляют национальное мастерство (английское и русское)
- каждый приобретает за границей свой секрет (подковки и тайна чистки ружей)
-оба погибают (блоха не пляшет, левша спивается)
Разное:
- левша –живой человек, блоха –вещь
- блоху сделали, левша сам мастер
- левша живёт чувством, блоха –продукт точного расчёта
- они представляют разные культуры(европейской и русской)
- отношение к ним властей разное (блоху купили за миллион и футляр за пять
тысяч, а левшу голодного и без документов, как пуделя везли).
-Левша едет в Англию. Почему Левша не остается здесь? Что ему мешает?
-Какой секрет хотел передать Левша государю?
-Какими качествами можно наделить левшу?
- Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой. (Обращение к эпиграфу)
- В современном мире тоже встречаются левши – искусные мастера, которые могут делать чудесные вещи. Давайте с ними познакомимся.
Юрий Деулин
из Екатеринбурга с детства мечтал заняться микроминиатюрой, прочитав рассказ Лескова о Левше. Еще учась в школе, он выточил из кости балалайку, прикрепил к ней струны и поместил ее внутрь маковой крошки.
Художник и архитектор Анатолий Коненко из Омска тоже увлекся микроминиатюрой с детства. Первой его работой стала подкованная блоха. Коненко имеет в своем арсенале кузнечика, играющего на скрипке. Длина скрипки – 12 миллиметров. Детали все настоящие. Он создал на человеческом волосе железную дорогу, по которой движется поезд. Книга сделана из лепестков роз. Омский художник Анатолий Кононенко разместил свои любимые произведения Александра Сергеевича Пушкина на 37-ти страницах-лепестках...
Московский умелец Николай Алдонин решил пойти дальше героя Лескова, подковавшего блоху. Он смастерил для блохи удобное транспортное средство. Двухмиллиметровый велосипед умещается на кончике иглы. Танк Т-34 по праву можно назвать чудом микротехники. Для его создания понадобилось около 250 деталей.
Удивительные изделия создает Владимир Анискин из Сибири, который занимается микроминиатюрой всего 10 лет, но уже вошел в десятку лучших микроминиатюристов России. Он трижды подковывал настоящих блох.
В обычной жизни он занимается научной работой.
Сегодня в его коллекции можно увидеть аэродром из 20 самолетов, которые расположены на срезе макового зернышка.
Мастеру удалось перенести фрагмент рассказа писателя Лескова о Левше на рисовое зернышко. Всего 2027 букв.
4. Итоги урока.
5. Показ иллюстраций Кукрыниксов к сказу.
- Многие художники обратились к сказу "Левша", создали свои произведения. Рассмотрим иллюстрации. ( показ слайдов).
- А вот как видите героев сказа Вы. Выставка работ на доске.
6. Рефлексия.
- Чем же для каждого из вас стал Левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы?
(Левша - главный герой, талантливый мастер, герой с "человечкиной душой" душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия).
Мы можем выделить четыре основных идейных мотива сказа "Левша".
-Поразительные способности русского народа.
-Истинный патриотизм Левши, народа.
-Невежество, ограничившее его возможности.
-Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей.
Учитель подводит итог и предлагает учащимся на стикерах дописать фразу «Левша- это…» ( На доске висит портрет левши, вокруг которого учитель прикрепляет стикеры с ответами ребят).