Урок внеклассного чтения по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Урок внеклассного чтения по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Без доброты и сострадания нет человека. 6 класс.
(по р. Б Л Васильева «Великолепная шестерка»).
Эпиграф: Зачем мы над бездной повисли,
Зачем поперек естества
Изводим высокие мысли
И дышащие существа?
Т. Жирмунская.
Цели:
Довести до сознания учеников уроки нравственности и толерантности, заложенные в идейном содержании произведения.
Ввести учеников в процесс познания.
Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.
Подвести ребят к сознанию того, что природа и человек едины, показать необходимость для человека осознанного отношения к своим поступкам и действиям, осмыслить понятие «милосердие».
Развивать искренность, честность, великодушие, гуманизм, т.е. качества толерантной личности.
Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка" »
Без доброты и сострадания нет человека. 6 класс.
(по р. Б Л Васильева «Великолепная шестерка»).
Эпиграф: Зачем мы над бездной повисли,
Зачем поперек естества
Изводим высокие мысли
И дышащие существа?
Т. Жирмунская.
Цели:
Довести до сознания учеников уроки нравственности и толерантности, заложенные в идейном содержании произведения.
Ввести учеников в процесс познания.
Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.
Подвести ребят к сознанию того, что природа и человек едины, показать необходимость для человека осознанного отношения к своим поступкам и действиям, осмыслить понятие «милосердие».
Развивать искренность, честность, великодушие, гуманизм, т.е. качества толерантной личности.
Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Познакомить с понятиями «толерантность», «комфортность».
Подготовить иллюстрации к рассказу «Великолепная шестерка».
Оборудование :
Иллюстрации к рассказу «Великолепная шестерка»
Ксерокопии рассказа
Портрет Б. Васильева
Музыкальное сопровождение урока
Ход урока:
Оргмомент.
Ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого «Лицо коня».
Животные не спят. Они во тьме ночной
Стоят над миром каменной стеной.
Лицо коня прекрасней и умней
Он слышит голос листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный.
И в ветхой роще рокот соловьиный.
И зная все, кому расскажет он
Свои чудесные виденья?
Ночь глубока. На темный небосклон
Восходят звезд соединенья.
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира.
Работа в группах.
Напишите слова – ассоциации, которые возникают у вас при слове «лошадь». Подберите к данным словам определения (или другие слова), чтобы получились словосочетания.
Выберите лучшие работы в группе, прочитайте их вслух.
(Доброе тепло, нежное животное, большое понимание, незаменимая помощь, умный жеребенок, восхитительная красота и т.п.).
Работа с иллюстрациями. Выберите любую иллюстрацию. Обоснуйте свой выбор.
Словарная работа.
Дайте определение к слову милосердие.
Высказывает свое мнение ученик от каждой группы.
(Милосердие- это понимание, умение чувствовать чужую боль. Слово «милосердие» образовалось из двух других слов : милый и сердце. Милосердный человек, который способен чувствовать чужое горе и радость. Он всегда вас выслушает, успокоит, разделит с вами и горе, и радость, и даст хороший совет).
Работа по карточке.
Сравните ваши высказывания с определением этого слова.
«Милосердие- готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванное такими чувствами; милосердие – способность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия».
( Словарь Ожегова)
От каждой группы прослушать выступление ученика.
К сожалению, мы не так уж часто употребляем это слово в нашей речи. Я прошу вас продолжить предложения, включив в них это замечательное слово:
В милосердии я чувствую… (способность сострадать чужому горю и радости)
В милосердии я слышу… ( два слова: милый и сердце)
Услышав слово милосердие я представляю… ( способность понимать, умение чувствовать чужую боль и радость).
Быть милосердным значит… (способность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.)
Актуализация знаний.
– Кто из вас умеет ездить верхом на лошади? Нравится ли вам верховая езда?
Внимательно прослушайте отрывок.
Чтение по ролям экспозиции рассказа: звучит на фоне музыки (звук топота лошадей)
- Из какого произведения взят этот отрывок? Кто его автор?
VI.Работа над новым материалом.
Тема нашего урока «Без доброты и сострадания нет человека» (по рассказу Б. Васильева «Великолепная шестерка»).
Наша цель – проникнуть в тайну мысли писателя, задуматься над тем, что человек несет ответственность за мир, в котором он живет, и поэтому он должен всегда оценивать последствия своих поступков.
Чтобы достичь цели нашего урока, мы продолжим работать в группах. Каждая группа получит задание.
Группы получают задание.
Iгруппа – нарисуйте обложку к рассказу Б.Васильева «Великолепная шестерка».
II группа- напишите отзыв на рассказ Б.Васильева «Великолепная шестерка».
III группа- заполните лист-опросник ( вставка №1)
IV группа – напишите сочинение-рассуждение по теме «Мои размышления после прочитанного» .
V группа- ответьте на вопросы.
Какое чувство вызывают у вас начальник лагеря, физрук, вожатая?
( Чувство негодования, за их внешним благополучием скрывается равнодушие).
Участковый милиционер и физрук принадлежат одному поколению, но это совершенно противоположные личности. Дайте им сравнительную характеристику.
(Лейтенант - стеснительный молодой человек, скромный, пришедший разобраться в беде совершенно чужого человека; он не равнодушен, терпелив, вежлив. Ему противопоставлен физрук – напористый грубоватый парень, уверенный в своей силе ).
Кого из них можно назвать толерантным? Почему?
(Лейтенанта, потому что он думает не о себе, а о других. Он умеет отстаивать свою точку зрения, он гуманен).
Для чего лейтенант и Петр Дементьевич Прокудов пришли в лагерь?
(Хотели поставить в известность людей, ответственных за воспитание душевных качеств в детях ( совести, сострадания, ответственности), что их подопечные полностью лишены этих качеств, - по их вине погибло шесть лошадей, ради которых еще жил П. Д. Прокудов.)
А почему для инвалида вместе со смертью коней померк свет? Кем для него были кони?
(Они спасли ему жизнь: лошади, по мнению старика, гуманнее некоторых людей, им не чуждо сострадание и самоотверженность)
Автор поднимает в рассказе важную проблему Памяти. Человеческой памяти. Речь идет не о государстве и о льготах ветеранам Великой Отечественной войны, а о молодежи, которая, не зная тягот войны и цены Победы, не проявляет уважения к тем, кто выстоял в страшные сороковые.
Рассказ закончился трагично. Что-нибудь или кого-нибудь изменила эта трагедия?
( Самое страшное, что нет. Кира Сергеевна выбросила фото и выкинула из головы окончившуюся смену; лошадей списали, дед умер; мальчики так ни о чем и не узнали).
Представитель I группы показывает обложку, обосновывает.
Представитель II группы читает отзыв.
А обобщит нашу работу группа, которая писала сочинение на тему «Мои размышления после прочитанного» .
Итог урока.
Прочитайте эпиграф к уроку. Подходит он к нашему уроку? Как вы его поняли?
Рефлексия
Какие виды работ вам понравились?
Какое открытие вы сделали сегодня?
Какой нравственный опыт приобрели? (Без доброты и сострадания нет человека).
Подошел к концу наш разговор, но не закончилось для вас детство. Пусть оно будет наполнено трепетным отношением к душе своей и других людей, пусть поступками вашими руководит Любовь, Добро и Сострадание.
Домашнее задание.
1). Выберите карточку (на обратной стороне напечатаны стихотворные строчки разных авторов, призывающие беречь природу), которая своим цветом будет отражать ваши чувства. Выучить строчки наизусть.
2). Сочинение – миниатюра (тема на выбор):
а) «Человек в ответе за тех, кого приручил».
б) «Мог бы я оказаться в подобной ситуации?»
вставка №1
Черты героев
Цитаты
Возраст и социальная принадлежность
Портреты героев. Чьими глазами он дается
Образование , любимое занятие
Черты характера героев
Оценка психологического состояния героя в ключевых моментах