kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                              Без доброты и сострадания нет человека.        6 класс.

                                                                         (по р. Б Л Васильева «Великолепная шестерка»).

Эпиграф:                           Зачем мы над бездной повисли,

                                            Зачем поперек естества

                                            Изводим высокие мысли

                                            И дышащие существа?

                                                                Т. Жирмунская.

Цели:  

  1. Довести до сознания учеников уроки нравственности и толерантности, заложенные в идейном содержании произведения.
  2. Ввести учеников в процесс познания.
  3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
  4. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.
  5. Подвести ребят к сознанию того, что природа и человек едины, показать необходимость для человека осознанного отношения к своим поступкам и действиям, осмыслить понятие «милосердие».
  6. Развивать искренность, честность, великодушие, гуманизм, т.е. качества толерантной личности.
  7. Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с текстом рассказа.
  2. Словарная работа :  «пионерский лагерь», «бюро райкома», «знамя соц. соревнования»,  «круп», « каурый»,  «гнедой», «чубарый», «сивый».
  3. Познакомить с понятиями «толерантность», «комфортность».
  4. Подготовить иллюстрации к рассказу «Великолепная шестерка».

Оборудование :

  1. Иллюстрации к рассказу «Великолепная шестерка»
  2. Ксерокопии рассказа
  3. Портрет Б. Васильева
  4. Музыкальное сопровождение урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка" »

Без доброты и сострадания нет человека. 6 класс.

(по р. Б Л Васильева «Великолепная шестерка»).

Эпиграф: Зачем мы над бездной повисли,

Зачем поперек естества

Изводим высокие мысли

И дышащие существа?

Т. Жирмунская.

Цели:

  1. Довести до сознания учеников уроки нравственности и толерантности, заложенные в идейном содержании произведения.

  2. Ввести учеников в процесс познания.

  3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.

  4. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.

  5. Подвести ребят к сознанию того, что природа и человек едины, показать необходимость для человека осознанного отношения к своим поступкам и действиям, осмыслить понятие «милосердие».

  6. Развивать искренность, честность, великодушие, гуманизм, т.е. качества толерантной личности.

  7. Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с текстом рассказа.

  2. Словарная работа : «пионерский лагерь», «бюро райкома», «знамя соц. соревнования», «круп», « каурый», «гнедой», «чубарый», «сивый».

  3. Познакомить с понятиями «толерантность», «комфортность».

  4. Подготовить иллюстрации к рассказу «Великолепная шестерка».

Оборудование :

  1. Иллюстрации к рассказу «Великолепная шестерка»

  2. Ксерокопии рассказа

  3. Портрет Б. Васильева

  4. Музыкальное сопровождение урока

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого «Лицо коня».



Животные не спят. Они во тьме ночной

Стоят над миром каменной стеной.

Лицо коня прекрасней и умней

Он слышит голос листьев и камней.

Внимательный! Он знает крик звериный.

И в ветхой роще рокот соловьиный.

И зная все, кому расскажет он

Свои чудесные виденья?

Ночь глубока. На темный небосклон

Восходят звезд соединенья.



И конь стоит, как рыцарь на часах,

Играет ветер в легких волосах,

Глаза горят, как два огромных мира,

И грива стелется, как царская порфира.



  1. Работа в группах.

  1. Напишите слова – ассоциации, которые возникают у вас при слове «лошадь». Подберите к данным словам определения (или другие слова), чтобы получились словосочетания.

Выберите лучшие работы в группе, прочитайте их вслух.

(Доброе тепло, нежное животное, большое понимание, незаменимая помощь, умный жеребенок, восхитительная красота и т.п.).

  1. Работа с иллюстрациями. Выберите любую иллюстрацию. Обоснуйте свой выбор.



  1. Словарная работа.

  1. Дайте определение к слову милосердие.

Высказывает свое мнение ученик от каждой группы.

(Милосердие- это понимание, умение чувствовать чужую боль. Слово «милосердие» образовалось из двух других слов : милый и сердце. Милосердный человек, который способен чувствовать чужое горе и радость. Он всегда вас выслушает, успокоит, разделит с вами и горе, и радость, и даст хороший совет).

  1. Работа по карточке.

Сравните ваши высказывания с определением этого слова.

«Милосердие- готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванное такими чувствами; милосердие – способность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия».

( Словарь Ожегова)

От каждой группы прослушать выступление ученика.

  1. К сожалению, мы не так уж часто употребляем это слово в нашей речи. Я прошу вас продолжить предложения, включив в них это замечательное слово:



В милосердии я чувствую… (способность сострадать чужому горю и радости)

В милосердии я слышу… ( два слова: милый и сердце)

Услышав слово милосердие я представляю… ( способность понимать, умение чувствовать чужую боль и радость).

Быть милосердным значит… (способность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.)



  1. Актуализация знаний.

  1. – Кто из вас умеет ездить верхом на лошади? Нравится ли вам верховая езда?

  2. Внимательно прослушайте отрывок.

Чтение по ролям экспозиции рассказа: звучит на фоне музыки (звук топота лошадей)

- Из какого произведения взят этот отрывок? Кто его автор?

VI.Работа над новым материалом.

Тема нашего урока «Без доброты и сострадания нет человека» (по рассказу Б. Васильева «Великолепная шестерка»).

Наша цель – проникнуть в тайну мысли писателя, задуматься над тем, что человек несет ответственность за мир, в котором он живет, и поэтому он должен всегда оценивать последствия своих поступков.

Чтобы достичь цели нашего урока, мы продолжим работать в группах. Каждая группа получит задание.

Группы получают задание.

Iгруппа – нарисуйте обложку к рассказу Б.Васильева «Великолепная шестерка».

II группа- напишите отзыв на рассказ Б.Васильева «Великолепная шестерка».

III группа- заполните лист-опросник ( вставка №1)

IV группа – напишите сочинение-рассуждение по теме «Мои размышления после прочитанного» .

V группа- ответьте на вопросы.

  • Какое чувство вызывают у вас начальник лагеря, физрук, вожатая?

( Чувство негодования, за их внешним благополучием скрывается равнодушие).

  • Участковый милиционер и физрук принадлежат одному поколению, но это совершенно противоположные личности. Дайте им сравнительную характеристику.

(Лейтенант - стеснительный молодой человек, скромный, пришедший разобраться в беде совершенно чужого человека; он не равнодушен, терпелив, вежлив. Ему противопоставлен физрук – напористый грубоватый парень, уверенный в своей силе ).

  • Кого из них можно назвать толерантным? Почему?

(Лейтенанта, потому что он думает не о себе, а о других. Он умеет отстаивать свою точку зрения, он гуманен).

  • Для чего лейтенант и Петр Дементьевич Прокудов пришли в лагерь?

(Хотели поставить в известность людей, ответственных за воспитание душевных качеств в детях ( совести, сострадания, ответственности), что их подопечные полностью лишены этих качеств, - по их вине погибло шесть лошадей, ради которых еще жил П. Д. Прокудов.)

  • А почему для инвалида вместе со смертью коней померк свет? Кем для него были кони?

(Они спасли ему жизнь: лошади, по мнению старика, гуманнее некоторых людей, им не чуждо сострадание и самоотверженность)



  1. Нравственная проблематика рассказа Б.Васильева «Великолепная шестерка».



Настал момент поговорить о той самой великолепной шестерке.

  1. Выступает III группа, которая работая с листом- опросником, давала характеристику мальчикам.

  2. Познакомьтесь с афоризмами (у каждой группы лежат на столе). Какой из них вы могли бы использовать для оценки поступка детей?

Афоризмы :

«Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев».

(Чарльз Бакстон, английский писатель)

«Мы есть плод наших собственных деяний».

(Мигель Сервантес де Сааведра, испанский писатель).

«Смерть – зло для всех».

(Иоганн Вольфгант Гете, немецкий поэт и мыслитель).

  • Кто все-таки виноват в случившемся?

(Те, кто воспитал мальчишек – умных, всесторонне развитых, начитанных, смелых – равнодушными, безответственными и бессердечными).

Заранее подготовленный ученик читает эпилог рассказа.

  • Кто виноват в смерти П.Д. Прокудова?



Автор поднимает в рассказе важную проблему Памяти. Человеческой памяти. Речь идет не о государстве и о льготах ветеранам Великой Отечественной войны, а о молодежи, которая, не зная тягот войны и цены Победы, не проявляет уважения к тем, кто выстоял в страшные сороковые.

  • Рассказ закончился трагично. Что-нибудь или кого-нибудь изменила эта трагедия?

( Самое страшное, что нет. Кира Сергеевна выбросила фото и выкинула из головы окончившуюся смену; лошадей списали, дед умер; мальчики так ни о чем и не узнали).

  1. Представитель I группы показывает обложку, обосновывает.

  2. Представитель II группы читает отзыв.

А обобщит нашу работу группа, которая писала сочинение на тему «Мои размышления после прочитанного» .



  1. Итог урока.



Прочитайте эпиграф к уроку. Подходит он к нашему уроку? Как вы его поняли?

Рефлексия

  • Какие виды работ вам понравились?

  • Какое открытие вы сделали сегодня?

  • Какой нравственный опыт приобрели? (Без доброты и сострадания нет человека).

Подошел к концу наш разговор, но не закончилось для вас детство. Пусть оно будет наполнено трепетным отношением к душе своей и других людей, пусть поступками вашими руководит Любовь, Добро и Сострадание.

Домашнее задание.

1). Выберите карточку (на обратной стороне напечатаны стихотворные строчки разных авторов, призывающие беречь природу), которая своим цветом будет отражать ваши чувства. Выучить строчки наизусть.

2). Сочинение – миниатюра (тема на выбор):

а) «Человек в ответе за тех, кого приручил».

б) «Мог бы я оказаться в подобной ситуации?»











вставка №1

Черты героев

Цитаты

  1. Возраст и социальная принадлежность







  1. Портреты героев. Чьими глазами он дается





  1. Образование , любимое занятие







  1. Черты характера героев







  1. Оценка психологического состояния героя в ключевых моментах






  1. Поступки







  1. Оценка, данная другими персонажами






  1. Авторская оценка











8





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Автор: Серкова Светлана Владимировна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187742


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства