Урок внеклассного чтения по повести «Живи и помни» Валентина Распутина.
Урок внеклассного чтения по повести «Живи и помни» Валентина Распутина.
Урок.
Тема: Урок внеклассного чтения по повести «Живи и помни» Валентина Распутина.
Цели: 1) Обогащение багажа знаний по теме «Война и мир». 2)Совершенствование навыков анализа прозаического произведения. 3)Воспитание чувства долга в содеянном.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг о Великой Отечественной войне и книги В. Распутина, эпиграф к уроку:
«Война – это повод поговорить о хорошем и плохом в человеке, т.е. войной должны заниматься историки, а писатели – осмыслить нравственные истоки в военных событиях и в человеке».
В.Быков.
Ход урока.
I. Объяснение формы проведения и целей урока.
- Решили провести урок-конференцию по книге «Живи и помни» В.Распутина. Так как книг очень мало было, возможно, не все смогли прочитать ее. Я надеюсь, что те, кто прочитал, помогут дойти до основного смысла произведения.
Беседа с учениками о приближении праздника – Победы в Великой Отечественной войне. Вы уже взрослые и знаете по многим источникам, что пришлось пережить старшему поколению, вашим бабушкам и дедушкам. Около 700 человек ушло, возвратились немногие. Что очень скорбно, их остается все меньше и меньше. В нашей деревне – 6 ветеранов. Как вы думаете, что мы можем им сделать: 1)поговорить, но почувствовать, как раз пора весенних работ – помочь. 2) не дать осквернять Парк Победы, святыню ни днем, ни ночью. Не забудьте!
А сейчас давайте вспомним те произведения о войне, которые мы знаем. К.Воробьев «Убитые под Москвой», «Сашка» В.Кондратьева, «Живи и помни» В.Распутина, «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Навеки – девятнадцатилетние» Г.Бакланова, «Живые и мертвые» К.Симонова, «Судьба человека» М.Шолохова и т.д.
Слово учителя: Как ни странно, о Великой Отечественной войне настоящей правды до сих пор не сказано. Зазвучало даже определение «неизвестная война». Писатели «поколения лейтенантов» возродили достоверность, подлинность описаний и характеров. Без «оконной правды» нельзя, наверное, подступиться к теме «Война и мир» (1941-1945 гг.). Все меньше авторы заняты описанием сражений и наступлений. В центре большинства книг – психология поведения человека на войне. К таким повестям относится «Живи и помни» Распутина.
- Заранее попросила просмотреть сведения о жизни и творчестве В.Распутина. (Выступления учеников). Более подробней поговорим о повести Распутина «Живи и помни».
Анализ. 1)Когда происходят действия?
2)Почему Андрей Гуськов, ранее хороший солдат, стал дезертиром? (Писатель не сразу выносит приговор. Он позволяет Гуськову выговориться и оправдаться. Слушателем стала его жена Настена, которая добровольно берет на себя часть вины мужа).
3)Давайте попробуем разобраться. Как же воевал Гуськов?
4)История жизни Гуськова и Настены. а) отношение Настены к мужу, к родителям мужа и односельчанам.
5)Какой предстает Настена перед вами? На что обращает автор, когда о ней говорит (подчеркивает (14 стр.) ее терпение «Настена терпела: в обычая русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадает). Светлая, трудолюбивая, скромная, ясная, любящая, «покладистая» - такой предстает она перед нами.
6) Что изменилось в судьбе Настены после появления мужа беглеца? Верит ли, что у них дальнейшая жизнь сложиться?
7)Расскажите или прочитайте самые интересные эпизоды в жизни наших героев (Делая вывод, почему этот эпизод?) 1. Первая встреча 2.Атамановка близка,но мне-то нельзя. 3.Хищный зверь охотится за добычей.
8)Обратите внимание на конец повести. (Самоубийство Настены вместе с долгожданным, но так и не родившимся на свет ребенком. Она, а не Андрей, добровольно и самой высшей мерой платит за вину. Трагедия не личная, ибо к ней не остаются безучастными жители всей Атамановки.
9)Каково ваше отношение к Гуськову и Настене.
10)Каково авторское отношение. Хотя по старинному славянскому обычаю самоубийц хоронят за оградой кладбища, но похоронить так Настену недали женщины – его боль о ней и сочувствие к ее горькой судьбе.
11)В чем же конечный смысл повести? Что хотел сказать Распутин? Идея повести: «Живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое – рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, неразумением ли оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть и – для тебя».
Д/задание: 1. Просмотрев, напишите письменный ответ на любой вопрос урока
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по повести «Живи и помни» Валентина Распутина. »
Урок.
Тема: Урок внеклассного чтения по повести «Живи и помни» Валентина Распутина.
Цели: 1) Обогащение багажа знаний по теме «Война и мир». 2)Совершенствование навыков анализа прозаического произведения. 3)Воспитание чувства долга в содеянном.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг о Великой Отечественной войне и книги В. Распутина, эпиграф к уроку:
«Война – это повод поговорить о хорошем и плохом в человеке, т.е. войной должны заниматься историки, а писатели – осмыслить нравственные истоки в военных событиях и в человеке».
В.Быков.
Ход урока.
Объяснение формы проведения и целей урока.
- Решили провести урок-конференцию по книге «Живи и помни» В.Распутина. Так как книг очень мало было, возможно, не все смогли прочитать ее. Я надеюсь, что те, кто прочитал, помогут дойти до основного смысла произведения.
Беседа с учениками о приближении праздника – Победы в Великой Отечественной войне. Вы уже взрослые и знаете по многим источникам, что пришлось пережить старшему поколению, вашим бабушкам и дедушкам. Около 700 человек ушло, возвратились немногие. Что очень скорбно, их остается все меньше и меньше. В нашей деревне – 6 ветеранов. Как вы думаете, что мы можем им сделать: 1)поговорить, но почувствовать, как раз пора весенних работ – помочь. 2) не дать осквернять Парк Победы, святыню ни днем, ни ночью. Не забудьте!
А сейчас давайте вспомним те произведения о войне, которые мы знаем. К.Воробьев «Убитые под Москвой», «Сашка» В.Кондратьева, «Живи и помни» В.Распутина, «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Навеки – девятнадцатилетние» Г.Бакланова, «Живые и мертвые» К.Симонова, «Судьба человека» М.Шолохова и т.д.
Слово учителя: Как ни странно, о Великой Отечественной войне настоящей правды до сих пор не сказано. Зазвучало даже определение «неизвестная война». Писатели «поколения лейтенантов» возродили достоверность, подлинность описаний и характеров. Без «оконной правды» нельзя, наверное, подступиться к теме «Война и мир» (1941-1945 гг.). Все меньше авторы заняты описанием сражений и наступлений. В центре большинства книг – психология поведения человека на войне. К таким повестям относится «Живи и помни» Распутина.
- Заранее попросила просмотреть сведения о жизни и творчестве В.Распутина. (Выступления учеников). Более подробней поговорим о повести Распутина «Живи и помни».
Анализ. 1)Когда происходят действия?
2)Почему Андрей Гуськов, ранее хороший солдат, стал дезертиром? (Писатель не сразу выносит приговор. Он позволяет Гуськову выговориться и оправдаться. Слушателем стала его жена Настена, которая добровольно берет на себя часть вины мужа).
3)Давайте попробуем разобраться. Как же воевал Гуськов?
4)История жизни Гуськова и Настены. а) отношение Настены к мужу, к родителям мужа и односельчанам.
5)Какой предстает Настена перед вами? На что обращает автор, когда о ней говорит (подчеркивает (14 стр.) ее терпение «Настена терпела: в обычая русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадает). Светлая, трудолюбивая, скромная, ясная, любящая, «покладистая» - такой предстает она перед нами.
6) Что изменилось в судьбе Настены после появления мужа беглеца? Верит ли, что у них дальнейшая жизнь сложиться?
7)Расскажите или прочитайте самые интересные эпизоды в жизни наших героев (Делая вывод, почему этот эпизод?) 1. Первая встреча 2.Атамановка близка ,но мне-то нельзя. 3.Хищный зверь охотится за добычей.
8)Обратите внимание на конец повести. (Самоубийство Настены вместе с долгожданным, но так и не родившимся на свет ребенком. Она, а не Андрей, добровольно и самой высшей мерой платит за вину. Трагедия не личная, ибо к ней не остаются безучастными жители всей Атамановки.
9)Каково ваше отношение к Гуськову и Настене.
10)Каково авторское отношение. Хотя по старинному славянскому обычаю самоубийц хоронят за оградой кладбища, но похоронить так Настену недали женщины – его боль о ней и сочувствие к ее горькой судьбе.
11)В чем же конечный смысл повести? Что хотел сказать Распутин? Идея повести: «Живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое – рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, неразумением ли оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть и – для тебя».
Д/задание: 1. Просмотрев, напишите письменный ответ на любой вопрос урока