kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Образовательная -  познакомить кратко с биографией Ф.М.Достоевского;

- дать первое представление о мире художественных произведений Ф.М.Достоевского;

- познакомить учащихся с поэтикой данной новеллы;

- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, о деятельном добре; - создав проблемную ситуацию, побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев, побудить учащихся увидеть примеры деятельного добра в нашем современном мире 21 века.

Воспитательная -  актуализировать нравственные проблемы произведения: содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как сопереживание, сострадание, стремление к деятельному добру.

Развивающая -  продолжить формирование у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наумовка муниципального района Стерлитамакский район РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



«Урок русского языка / литературы в свете требований ФГОС»

Учебно - методическая разработка урока литературы

Тема урока: «Спешите делать добрые дела…»

(Урок внеклассного чтения по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)

Класс: 7

Подготовила:

Хохлова Зинаида Владимировна,

учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Полный домашний адрес:453167 Республика Башкортостан

Стерлитамакский район

село Наумовка, улица Ленина, дом35, квартира 2

Телефоны: сотовый 89173687357 ,служебный 274216.





«Спешите делать добрые дела…»

(урок внеклассного чтения в 7 классе по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)

Цель:

Образовательная - познакомить кратко с биографией Ф.М.Достоевского;

- дать первое представление о мире художественных произведений Ф.М.Достоевского;

- познакомить учащихся с поэтикой данной новеллы;

- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, о деятельном добре; - создав проблемную ситуацию, побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев, побудить учащихся увидеть примеры деятельного добра в нашем современном мире 21 века.

Воспитательная - актуализировать нравственные проблемы произведения: содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как сопереживание, сострадание, стремление к деятельному добру.

Развивающая - продолжить формирование у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, альбом «Ф.М. Достоевский», текст рассказа, небольшая наряженная ёлочка; ноутбук, проектор, экран для презентации «Биография Ф.М.Достоевского» и материалов о святом Франциске Ассизском

На доске написаны высказывания:

Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось (И.Шевелев)

Не успокаиваться в случае неудачи, не приходить в отчаяние в беде (Сенека).

Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться ( И. Гете)

На доске записаны определения слов очерк, новелла и рассказ.

Новелла ( от итал.- новость)- вид эпической словесности, небольшое произведение с острым сюжетом и неожиданной концовкой.

Очерк- вид эпической словесности. описание и осмысление реальных фактов.

Рассказ- вид эпической словесности. небольшое произведение. в котором повествуется об одном или нескольких событиях. происходящих с героями.

Ход урока

1.Орг. момент. Позитивный настрой на урок. Определение цели урока самими учащимися.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы обращаемся к творчеству великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, чьё творчество было посвящено познанию души человеческой. Наш сегодняшний урок- это дань уважение писателю. Мы попытаемся приблизиться к пониманию его мастерства через анализ одного из его рассказов «Мальчик у Христа на ёлке».

Жизнь людей на земле - и взрослых, и детей,- на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания выпадают на долю человека не только на войне, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, приходящая в ритический момент, воспринимается как чудо.

Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Каждому хочется верить в счастливое будущее! А вот всегда ли оно бывает таким?

Эти проблемы нередко возникают, когда читаешь классику. Сегодня мы обратимся к творчеству одного из самых сложных художников 19 века – Ф.М.Достоевского, конкретно к его рассказу «Мальчик у Христа на ёлке»

2. Демонстрация учащимися презентации о жизненном пути Ф.М.Достоевского.

-Ф.М.Достоевский – автор больших и нелёгких для чтения произведений. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Ф.М. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы он никогда не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижение и оскорбления.

-Посмотрите на портрет Ф.М.Достоевского. Что вы можете сказать об этом человеке? ( высказывания учащихся )

- А более подробно о нем расскажут…

( Сообщение подготовленных учеников 1 группы с просмотром презентации «Фёдор Михайлович Достоевский»

-Более подробно о жизненном и творческом пути Ф.М.Достоевского вы узнаете чуть попозже, когда будете учиться в 10 классе. А сегодня мы с вами поговорим о новелле «Мальчик у Христа на ёлке»

3. История возникновения новеллы. Сообщение учащихся 2 группы.

Прожив трудную жизнь, Федор Достоевский пришёл к выводу: если страдают и плачут дети, значит, что-то не так в этом мире, значит, неправильно, несправедливо, устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал своё детство с любовью и радостью! Так и сам он будет добрее, справедливее и милосерднее!

Чтобы не растерять увиденное и услышанное, Ф.М.Достоевский пишет «Дневник писателя» - произведение публицистическое, в котором горячо откликается на взволновавшие его события, отстаивая справедливость, защищая от жестокого обращения детей.

В рождественские дни он побывал на богатой детской ёлке в клубе художников» с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, электрическим освещением…», а затем в колонии для малолетних преступников на окраине Петербурга. Переживание от увиденного усугубила встреча с малышом, о которой Федор Достоевский рассказал в очерке «Мальчик с ручкой».

Вскоре в январской книжке «Дневника писателя» за 1876 год вслед за этим очерком появилась новелла «Мальчик у Христа на ёлке».

4. Комментированное чтение и обсуждение новеллы.

Чтение новеллы учителем или подготовленным учеником.

( Текст на парте перед каждым учеником или текст - на экране)

5.Музыкальная пауза.( Хор Валаамских монахов или др.)

Обсуждение новеллы:

-Какие произведения жанра рождественского рассказа вам известны?

(Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.Чехов «Ванька», Л Андреев «Ангелочек», А.Куприн «Чудесный доктор», «Тапёр»).

-В чём особенность рассказов этого жанра?

(Действие происходит под Рождество, в ходе действия совершается рождественское чудо).

-Определите тему и идею новеллы Ф.М.Достоевского.

1) Тема несостоявшегося рождественского чуда и детского страдания.

2) Идея христианского сострадания, призванного вызвать сочувствие, милосердие: «Как же вы, христиане, празднуете христианский праздник и не помогаете ребёнку?»- спрашивает нас автор.

Слышится упрёк: «Не ребёнка обидели, а Христа замучили в канун Рождества».

- Какие проблемы подняты в этом произведении?

Социальные, нравственно- философские проблемы, веры и безверия.

-В чём особенность сюжета? Какой смысл заключён в первом заглавии «Мальчик с ручкой»?

(Новелле предшествует небольшой рассказ «Мальчик с ручкой» (ребёнок, просящий милостыню). Затем идёт вторая часть- «Мальчик у Христа на ёлке».

Оба они в детском цикле. Если соотнести с рождественской фабулой, которая предполагает чудо, сюжет Достоевского включает в себя и трагическую концовку, т.е. происходит разрушение рождественской фабулы.

-Какова особенность композиции?

( Несловесный способ выражения идеи.

Рамочная композиция : в начале и конце рассказа- слова автора.

Происходит расширение пространства: подвал- улица.

Преодолеваются и земные границы - ёлка у Христа, т.е. на небесах, на том свете.

Рассказ двуплановый, первый - реальный, второй- сон, видение, по отношению друг к другу они контрастны. Двуплановости соответствует и двойная развязка.

В конце рассказа звучит самоирония и ирония над читателем: Что действительнее? Петербург, детский труп за дровами или ёлка на небе?).

-Перечислите образы произведения. Как они относятся к мальчику?

Работа с текстом в группах:

( Мальчик один среди множества людей.

1.Ему встречаются блюститель порядка (ничем ему не помог, отвернулся, чтоб не заметить),

2.барыня (открыла дверь и выпроводила),

3.большой злой мальчик (толкнул),

4.Христос.

- А кто пожалел?

Наверное, Христос, и то на небе, а не на земле.

-Как передаёт писатель положение мальчика во второй части?

( Вся вторая часть состоит из эмоционального восприятия окружающего мира мальчиком. Много элементов описательного характера, есть элементы драматизации, вызывающие жалость, например, градация в описании замерзающих пальчиков мальчика.

-Каков характер повествования? В чём его особенность?

( Рассказ в целом выдержан в форме безличного повествования, но точка зрения безличного повествования совмещается с детской точкой зрения. « Господи, какой город!, Никогда он не видал таких куколок!»- восклицает мальчик.

-Найдите и охарактеризуйте контрастные образы и детали.

(Пальчики, окно- 3 окна, 4 окно - небесная ёлка, увидел ёлку, туда не пустили; куколки, дети контрастны мальчику.

Контрастны: мрак- свет (город), подвал - богатые светлые окна, мороз- тепло. Вой собаки напоминает вой над мертвецом.

-Каковы особенности пространственной организации произведения?

(Действие происходит накануне Рождества, в каком- то огромном городе, в ужасный мороз).

-Обратите внимание на эпитеты, сравнения, повторы и т. д. Попытайтесь раскрыть их функцию.

( Эпитеты несут эмоциональный заряд (подвал сырой. холодный, улица широкая - мальчик маленький. огромный город и т.д.- вызывают жалость к мальчику.

Сравнения: старичок сидит, будто играет; куколки, как живые- такими их видит мальчик.

Антитеза: там было тепло, а здесь холодно.

Выстраивается ряд образов у Достоевского: символизация образа «дрожащая тварь» -божья тварь-Христос (так как мальчик- сын божий).

Всех своих героев, весь мир в целом Достоевский проверяет по отношению к «твари дрожащей».

Очень часто повторяется слово «вдруг» (20 раз!)- чудесный повтор, связанный с ожиданием чуда.

-Почему у мальчика нет имени?

( Этот мальчик не единственный, это обобщённый образ страдающих детей).

-Чем рассказ близок, а что отличает его от традиционного рождественского рассказа?

- « И зачем же я сочинил такую историю?» спрашивает и себя, и нас, читателей, Ф.М.Достоевский, завершая повествование.

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

6. Работа над афоризмами, предложенными на доске.

- Как вы считаете, какой из трех афоризмов наиболее точно отражает основную мысль новеллы Ф.Достоевского? Почему? Объясните.

Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось (И.Шевелев)

Не успокаиваться в случае неудачи, не приходить в отчаяние в беде(Луций Анней Сенека).

Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться (И. Гете)

7. Демонстрация учащимися 3 группы небольшой презентации о святом Франциске Ассизском или небольшое сообщение: Святой Франциск Ассизский. Ок. 1181- 1226гг. Покровитель Италии, один из самых популярных и почитаемых святых в христианском мире)

-А теперь внимательно послушайте слова молитвы святого Франциска Ассизского и объясните его смысл. ( Текст – на экране. Читает учитель или подготовленный ученик)

Господи,

Сделай меня орудием твоего мира.

Где ненависть, позволь мне сеять любовь;

Где обида – прощение;

Где сомнение – веру;

Где отчаяние – надежду;

Где тьма – свет;

И где грусть – радость.

О владыка Божественный,

Сделай так, чтобы я не столько искал

Быть утешенным, сколько утешать;

Быть понятым, сколько понимать;

Быть любимым, сколько любить.

Ибо лишь отдавая, получаем;

Лишь прощая, себя прощаем;

Лишь умирая, рождаемся в вечную Жизнь.

8. Заключительное слово учителя. -Почти все произведения .М.Достоевского кончаются трагически, но нигде у писателя нет безысходного трагизма. Нет его и в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке». Ведь если в этом несправедливом мире страдают дети, то значит надо не только изменить жизнь, но и преодолевать её. Но единственное, чем можно преодолеть жизнь, учит Достоевский,- это любить её, как любят дети, которые у писателя обычно получают назначение непроизвольных проводников чистоты и искренности. Но любить жизнь- это значит всегда и везде делать людям добро!

- Ребята, приведите примеры деятельного добра в нашем современном яростном и всё же несмотря ни на что прекрасном мире.

(Учащиеся приводят примеры из жизни своей семьи, из СМИ, из интернета, вспоминают об смс-ках с коротким текстом «Добро»)

-Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать «обыкновенным чудом», естественным для каждого совестливого человека. Нередкие примеры таких «чудес» в нашей реальной жизни подсказывают, что «главное – никогда не падать духом», бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам. Спешите делать добрые дела…

9. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. Цель. Осознание учащимися своей деятельности и работы в группах.

10. Домашнее задание на выбор:

Подготовить иллюстрацию к рассказу Ф.М.Достоевского

Составить тест или кроссворд по биографии Ф.М.Достоевского и рассказу «Мальчик у Христа на ёлке»

Написать сочинение на тему «Чудеса в нашей жизни»

Подготовить презентацию (можно с видео) «Чудеса в нашей жизни»

Учебно- методическая литература

Ф.М.Достоевский. Рассказы «Мальчик с ручкой», «Мальчик у Христа на ёлке»

«Наука воплощённого слова» Москва, Издательство «Сен Жермен», 1998

Биография Ф.М.Достоевского (Из интернета)

Хор Валаамских монахов (Из интернета)





Приложение. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ . МАЛЬЧИК С РУЧКОЙ

Дети странный народ, они снятся и мере­щатся. Перед елкой и в самую елку перед рождеством я все встречал на улице, на из­вестном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, — значит, его все же кто-то снаряжал, посылая. Он хо­дил «с ручкой»; это технический термин, значит — просить милостыню. Термин вы­думали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завы­вал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, — стало быть, лишь начинал профессию. На рас­спросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и прав­да, но только я узнал потом, что этих маль­чишек тьма-тьмущая: их высылают «с руч­кой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвраща­ется с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует ка­кая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под

воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их го­лодные и битые жены, тут же пищат голод­ные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохо­чут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,

и в рот мне водку скверную

Безжалостно вливал...

Когда он подрастет, его поскорее сбыва­ют куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к ха­латникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенны­ми преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно пере­ночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не заме­чал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всяко­го сознания о преступности действия. Под конец переносят все — голод, холод, побои, — только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ни­чего, нигде он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слы­шать, и, однако же, всё факты.

Ф.М. Достоевский «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Но я романист, и, кажется, одну «исто­рию» сам сочинил. Почему я пишу: «кажет­ся», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и ког­да-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огром­ном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или да­же менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он выле­тает. Но ему очень хотелось кушать. Он нес­колько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяй­ку углов захватили еще два дня тому в по­лицию; жильцы разбрелись, дело празднич­ное, а оставшийся один халатник уже це­лые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь поми­равшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться под­ходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбу­дить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он поди­вился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», — подумал он, постоял нем­ного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, наша­рив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он при­ехал, по ночам такой черный мрак, один фо­нарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи со­бак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло, и ему да­вали кушать, а здесь - Господи, кабы поку­шать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рых­лый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется по­есть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо про­шел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вот и опять улица, — ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до по­толка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кру­гом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистень­кие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком тан­цевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него бо­лят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят паль­чики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комна­ту, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закри­чали и замахали! Одна барыня подошла пос­корее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испу­гался! А копеечка тут же выкатилась и заз­венела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поско­рей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-сов­сем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких

скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шеве­лятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как дога­дался совсем, что это куколки, — вдруг рас­смеялся. Никогда он не видал таких куко­лок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на ку­колок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бе­жать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и тем­но».

Присел он и скорчился, а сам отдышать­ся не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так теп­ло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут зас­нуть: «Посижу здесь и пойду опять посмот­реть на куколок, — подумал мальчик и ус­мехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»

— Пойдем ко мне на елку, мальчик, -прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не ви­дит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, — о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревь­ев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его ма­ма и смеется на него радостно.

— Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, ма­ма! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им пос­корее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спра­шивает он, смеясь и любя их. — Это «Христова елка», — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... — И узнал он, что мальчики эти и де­вочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к две­рям петербургских чиновников, другие за­дохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссох­шей груди своих матерей, во время самарс­кого голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то-они те­перь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает сво­его мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы свои­ми ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо...

А внизу наутро дворники нашли малень­кий трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок внеклассного чтения по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Автор: Хохлова Зинаида Владимировна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250232


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства