Урок внеклассного чтения по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Урок внеклассного чтения по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Цель:
Образовательная - познакомить кратко с биографией Ф.М.Достоевского;
- дать первое представление о мире художественных произведений Ф.М.Достоевского;
- познакомить учащихся с поэтикой данной новеллы;
- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, о деятельном добре; - создав проблемную ситуацию, побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев, побудить учащихся увидеть примеры деятельного добра в нашем современном мире 21 века.
Воспитательная - актуализировать нравственные проблемы произведения: содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как сопереживание, сострадание, стремление к деятельному добру.
Развивающая - продолжить формирование у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наумовка муниципального района Стерлитамакский район РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Урок русского языка / литературы в свете требований ФГОС»
Учебно - методическая разработка урока литературы
Тема урока: «Спешите делать добрые дела…»
(Урок внеклассного чтения по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)
Класс: 7
Подготовила:
Хохлова Зинаида Владимировна,
учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Полный домашний адрес:453167 Республика Башкортостан
Стерлитамакский район
село Наумовка, улица Ленина, дом35, квартира 2
Телефоны: сотовый 89173687357 ,служебный 274216.
«Спешите делать добрые дела…»
(урок внеклассного чтения в 7 классе по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)
Цель:
Образовательная - познакомить кратко с биографией Ф.М.Достоевского;
- дать первое представление о мире художественных произведений Ф.М.Достоевского;
- познакомить учащихся с поэтикой данной новеллы;
- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, о деятельном добре; - создав проблемную ситуацию, побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев, побудить учащихся увидеть примеры деятельного добра в нашем современном мире 21 века.
Воспитательная - актуализировать нравственные проблемы произведения: содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как сопереживание, сострадание, стремление к деятельному добру.
Развивающая - продолжить формирование у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.
Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, альбом «Ф.М. Достоевский», текст рассказа, небольшая наряженная ёлочка; ноутбук, проектор, экран для презентации «Биография Ф.М.Достоевского» и материалов о святом Франциске Ассизском
На доске написаны высказывания:
Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось (И.Шевелев)
Не успокаиваться в случае неудачи, не приходить в отчаяние в беде (Сенека).
Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться ( И. Гете)
На доске записаны определения слов очерк, новелла и рассказ.
Новелла ( от итал.- новость)- вид эпической словесности, небольшое произведение с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
Очерк- вид эпической словесности. описание и осмысление реальных фактов.
Рассказ- вид эпической словесности. небольшое произведение. в котором повествуется об одном или нескольких событиях. происходящих с героями.
Ход урока
1.Орг. момент. Позитивный настрой на урок. Определение цели урока самими учащимися.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы обращаемся к творчеству великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, чьё творчество было посвящено познанию души человеческой. Наш сегодняшний урок- это дань уважение писателю. Мы попытаемся приблизиться к пониманию его мастерства через анализ одного из его рассказов «Мальчик у Христа на ёлке».
Жизнь людей на земле - и взрослых, и детей,- на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания выпадают на долю человека не только на войне, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.
Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, приходящая в ритический момент, воспринимается как чудо.
Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Каждому хочется верить в счастливое будущее! А вот всегда ли оно бывает таким?
Эти проблемы нередко возникают, когда читаешь классику. Сегодня мы обратимся к творчеству одного из самых сложных художников 19 века – Ф.М.Достоевского, конкретно к его рассказу «Мальчик у Христа на ёлке»
2. Демонстрация учащимися презентации о жизненном пути Ф.М.Достоевского.
-Ф.М.Достоевский – автор больших и нелёгких для чтения произведений. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Ф.М. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы он никогда не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижение и оскорбления.
-Посмотрите на портрет Ф.М.Достоевского. Что вы можете сказать об этом человеке? ( высказывания учащихся )
- А более подробно о нем расскажут…
( Сообщение подготовленных учеников 1 группы с просмотром презентации «Фёдор Михайлович Достоевский»
-Более подробно о жизненном и творческом пути Ф.М.Достоевского вы узнаете чуть попозже, когда будете учиться в 10 классе. А сегодня мы с вами поговорим о новелле «Мальчик у Христа на ёлке»
3. История возникновения новеллы. Сообщение учащихся 2 группы.
Прожив трудную жизнь, Федор Достоевский пришёл к выводу: если страдают и плачутдети, значит, что-то не так в этом мире, значит, неправильно, несправедливо, устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал своё детство с любовью и радостью! Так и сам он будет добрее, справедливее и милосерднее!
Чтобы не растерять увиденное и услышанное, Ф.М.Достоевский пишет «Дневникписателя» - произведение публицистическое, в котором горячо откликается на взволновавшие его события, отстаивая справедливость, защищая от жестокого обращения детей.
В рождественские дни он побывал на богатой детской ёлке в клубе художников» с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, электрическим освещением…», а затем в колонии для малолетних преступников на окраине Петербурга. Переживание от увиденного усугубила встреча с малышом, о которой Федор Достоевский рассказал в очерке «Мальчик с ручкой».
Вскоре в январской книжке «Дневника писателя» за 1876 год вслед за этим очерком появилась новелла «Мальчик у Христа на ёлке».
4. Комментированное чтение и обсуждение новеллы.
Чтение новеллы учителем или подготовленным учеником.
( Текст на парте перед каждым учеником или текст - на экране)
5.Музыкальная пауза.( Хор Валаамских монахов или др.)
Обсуждение новеллы:
-Какие произведения жанра рождественского рассказа вам известны?
(Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.Чехов «Ванька», Л Андреев «Ангелочек», А.Куприн «Чудесный доктор», «Тапёр»).
-В чём особенность рассказов этого жанра?
(Действие происходит под Рождество, в ходе действия совершается рождественское чудо).
-Определите тему и идею новеллы Ф.М.Достоевского.
1) Тема несостоявшегося рождественского чуда и детского страдания.
2) Идея христианского сострадания, призванного вызвать сочувствие, милосердие: «Как же вы, христиане, празднуете христианский праздник и не помогаете ребёнку?»- спрашивает нас автор.
Слышится упрёк: «Не ребёнка обидели, а Христа замучили в канун Рождества».
- Какие проблемы подняты в этом произведении?
Социальные, нравственно- философские проблемы, веры и безверия.
-В чём особенность сюжета? Какой смысл заключён в первом заглавии «Мальчик с ручкой»?
(Новелле предшествует небольшой рассказ «Мальчик с ручкой» (ребёнок, просящий милостыню). Затем идёт вторая часть- «Мальчик у Христа на ёлке».
Оба они в детском цикле. Если соотнести с рождественской фабулой, которая предполагает чудо, сюжет Достоевского включает в себя и трагическую концовку, т.е. происходит разрушение рождественской фабулы.
-Какова особенность композиции?
( Несловесный способ выражения идеи.
Рамочная композиция : в начале и конце рассказа- слова автора.
Происходит расширение пространства: подвал- улица.
Преодолеваются и земные границы - ёлка у Христа, т.е. на небесах, на том свете.
Рассказ двуплановый, первый - реальный, второй- сон, видение, по отношению друг к другу они контрастны. Двуплановости соответствует и двойная развязка.
В конце рассказа звучит самоирония и ирония над читателем: Что действительнее? Петербург, детский труп за дровами или ёлка на небе?).
-Перечислите образы произведения. Как они относятся к мальчику?
Работа с текстом в группах:
( Мальчик один среди множества людей.
1.Ему встречаются блюститель порядка (ничем ему не помог, отвернулся, чтоб не заметить),
2.барыня (открыла дверь и выпроводила),
3.большой злой мальчик (толкнул),
4.Христос.
- А кто пожалел?
Наверное, Христос, и то на небе, а не на земле.
-Как передаёт писатель положение мальчика во второй части?
( Вся вторая часть состоит из эмоционального восприятия окружающего мира мальчиком. Много элементов описательного характера, есть элементы драматизации, вызывающие жалость, например, градация в описании замерзающих пальчиков мальчика.
-Каков характер повествования? В чём его особенность?
( Рассказ в целом выдержан в форме безличного повествования, но точка зрения безличного повествования совмещается с детской точкой зрения. « Господи, какой город!, Никогда он не видал таких куколок!»- восклицает мальчик.
-Найдите и охарактеризуйте контрастные образы и детали.
(Пальчики, окно- 3 окна, 4 окно - небесная ёлка, увидел ёлку, туда не пустили; куколки, дети контрастны мальчику.
Контрастны: мрак- свет (город), подвал - богатые светлые окна, мороз- тепло. Вой собаки напоминает вой над мертвецом.
-Каковы особенности пространственной организации произведения?
(Действие происходит накануне Рождества, в каком- то огромном городе, в ужасный мороз).
-Обратите внимание на эпитеты, сравнения, повторы и т. д. Попытайтесь раскрыть их функцию.
( Эпитеты несут эмоциональный заряд (подвал сырой. холодный, улица широкая - мальчик маленький. огромный город и т.д.- вызывают жалость к мальчику.
Сравнения: старичок сидит, будто играет; куколки, как живые- такими их видит мальчик.
Антитеза: там было тепло, а здесь холодно.
Выстраивается ряд образов у Достоевского: символизация образа «дрожащая тварь» -божья тварь-Христос (так как мальчик- сын божий).
Всех своих героев, весь мир в целом Достоевский проверяет по отношению к «твари дрожащей».
Очень часто повторяется слово «вдруг» (20 раз!)- чудесный повтор, связанный с ожиданием чуда.
-Почему у мальчика нет имени?
( Этот мальчик не единственный, это обобщённый образ страдающих детей).
-Чем рассказ близок, а что отличает его от традиционного рождественского рассказа?
- « И зачем же я сочинил такую историю?» спрашивает и себя, и нас, читателей,Ф.М.Достоевский, завершая повествование.
-Как бы вы ответили на этот вопрос?
6. Работа над афоризмами, предложенными на доске.
- Как вы считаете, какой из трех афоризмов наиболее точно отражает основную мысль новеллы Ф.Достоевского? Почему? Объясните.
Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось (И.Шевелев)
Не успокаиваться в случае неудачи, не приходить в отчаяние в беде(Луций Анней Сенека).
Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться (И. Гете)
7. Демонстрация учащимися 3 группы небольшой презентации о святом Франциске Ассизском или небольшое сообщение: Святой Франциск Ассизский. Ок. 1181- 1226гг. Покровитель Италии, один из самых популярных и почитаемых святых в христианском мире)
-А теперь внимательно послушайте слова молитвы святого Франциска Ассизского и объясните его смысл. ( Текст – на экране. Читает учитель или подготовленный ученик)
Господи,
Сделай меня орудием твоего мира.
Где ненависть, позволь мне сеять любовь;
Где обида – прощение;
Где сомнение – веру;
Где отчаяние – надежду;
Где тьма – свет;
И где грусть – радость.
О владыка Божественный,
Сделай так, чтобы я не столько искал
Быть утешенным, сколько утешать;
Быть понятым, сколько понимать;
Быть любимым, сколько любить.
Ибо лишь отдавая, получаем;
Лишь прощая, себя прощаем;
Лишь умирая, рождаемся в вечную Жизнь.
8. Заключительное слово учителя. -Почти все произведения .М.Достоевского кончаются трагически, но нигде у писателя нет безысходного трагизма. Нет его и в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке». Ведь если в этом несправедливом мире страдают дети, то значит надо не только изменить жизнь, но и преодолевать её. Но единственное, чем можно преодолеть жизнь, учит Достоевский,- это любить её, как любят дети, которые у писателя обычно получают назначение непроизвольных проводников чистоты и искренности. Но любить жизнь- это значит всегда и везде делать людям добро!
- Ребята, приведите примеры деятельного добра в нашем современном яростном и всё же несмотря ни на что прекрасном мире.
(Учащиеся приводят примеры из жизни своей семьи, из СМИ, из интернета, вспоминают об смс-ках с коротким текстом «Добро»)
-Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать «обыкновенным чудом», естественным для каждого совестливого человека. Нередкие примеры таких «чудес» в нашей реальной жизни подсказывают, что «главное – никогда не падать духом», бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам. Спешите делать добрые дела…
9. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. Цель. Осознание учащимися своей деятельности и работы в группах.
10. Домашнее заданиена выбор:
Подготовить иллюстрацию к рассказу Ф.М.Достоевского
Составить тест или кроссворд по биографии Ф.М.Достоевского и рассказу «Мальчик у Христа на ёлке»
Написать сочинение на тему «Чудеса в нашей жизни»
Подготовить презентацию (можно с видео) «Чудеса в нашей жизни»
Учебно- методическая литература
Ф.М.Достоевский. Рассказы «Мальчик с ручкой», «Мальчик у Христа на ёлке»
«Наука воплощённого слова» Москва, Издательство «Сен Жермен», 1998
Биография Ф.М.Достоевского (Из интернета)
Хор Валаамских монахов (Из интернета)
Приложение. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ . МАЛЬЧИК С РУЧКОЙ
Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед рождеством я все встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, — значит, его все же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит — просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, — стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под
воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,
… и в рот мне водку скверную
Безжалостно вливал...
Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все — голод, холод, побои, — только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, нигде он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однако же, всё факты.
Ф.М. Достоевский «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»
Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.
Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло, и ему давали кушать, а здесь - Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
Вот и опять улица, — ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких
скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».
Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»
— Пойдем ко мне на елку, мальчик, -прошептал над ним вдруг тихий голос.
Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, — о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.
— Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их. — Это «Христова елка», — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то-они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо...
А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе.
И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.