kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения "Оглядись вокруг..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урокb внеклассного чтения по книгам В.Бурлака "Спроси травы и звёзды" и Н.Омелюсика "Рябина у окна"   развивают чувство любви к природе, к Родине,помогают раскрывать творческий потенциал учеников, прививают им интерес к разным видам искусства. Творческие задания (создание литературного этюда на основе образного мышления и личных впечатлений) можно проводить в форме конкурса,что также будет интересно учащимся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Оглядись вокруг..." »


Урок 1 – 2.

Тема: Внеклассное чтение.

Этюды о природе «Оглядись вокруг …» по книгам Вадима Бурлака

«Спроси травы и звезды » и Николая Омелюсика «Рябина у окна ».


Цель: Образовательная. Обучить созданию этюда на основе образного мышления

и личных впечатлений.

Развивающая. Развитие образного ассоциативного мышления.

Воспитательная. Вызвать чувство восхищения красотой природы, стремление

к открытиям через личное общение с миром природы, чтение произведений

русских и зарубежных писателей; помочь осознать свою причастность

ко всему живому.

.

Ход урока.


Это то, что видели наши отцы,

Это то, что будут видеть потомки.

Манилий


Как тесно дням твоим в борьбе,

Земля – привал в твоей судьбе,

Лишь Космос – истинный твой дом,

Ты вечно в нем, а он – в тебе …

Аль – Фараби,

поэт и ученый


Если я затеряюсь,

Окутанный пылью земной,

Облака в небесах

Пусть подскажут, проплыв надо мной.

А потом окажусь

Среди рек и озер полноводных,

Вся одежда моя

Пропитается светлой луной …

Су – Ши,

китайский поэт


Травы лечат печаль,

Смех даруют цветы …

Бо Пу,

китайский поэт


И сладко знать, идешь ли ты лесами,

Спускаешься ли горною тропой:

Твоими ненасытными глазами

Природа восхищается собой.

С. Щипачев,

русский поэт



(Можно выбрать один или несколько эпиграфов.)


  1. На доске дано лексическое толкование слов:

ЭТЮД – 1.Рисунок, картина или скульптура, выполненная с натуры, обычно часть будущего большого произведения.

2.Небольшое произведение (научное, критическое, художественное и т. п.), посвященное частному (отдельному) вопросу. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭТЮД.


АССОЦИАЦИЯ «соединение» (лат.) -1.(В психологии) связь, образующаяся при определенных условиях между ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями и т.п.

2.Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.


2.Тема урока закрыта.

- Ребята, как называется то, что записано на доске справа?

- Это эпиграфы.

- В словаре С.И.Ожегова так разъясняется лексическое значение этого термина

«Изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее». Как вы понимаете «предпосланное произведению?»

- Эпиграф расположен перед произведением.

- Как вы считаете, перед какой частью нашего урока мы познакомимся с

эпиграфами?

- Перед темой, которую мы будем изучать.

- А в чем нам помогут эпиграфы?

- Они помогут определить главную мысль в конце урока.

- Хорошо, спасибо. Продолжим работу.

Вдумайтесь в содержание эпиграфов, данных на доске, и определите тему урока.

(Учитель читает эпиграфы.)

- Тема урока посвящена природе.

(Возможны другие варианты ответов, близкие по смыслу.)

- Скажите, пожалуйста, в каких произведениях литературы мы встречаем описание природы, и как такое описание называется?

- Описание природы называется «пейзаж».

- Пейзаж встречается в стихотворениях, рассказах, повестях.

- Молодцы, вы правильно определили содержание темы, а теперь запишем ее название.

(Учитель открывает тему на доске, читает, затем ученики пишут.)

- Какую запись нужно сделать сейчас?

- Нужно записать эпиграф и продолжить изучение темы.

- Запишите 1-2 эпиграфа и объясните свой выбор.

(Учащиеся читают и аргументируют свой выбор.)

- Ребята, мы не сказали еще о чем-то важном.

- Для чего изучать эту тему?

(Постановка детьми целей урока, после чего учитель еще раз называет их.)

- На какое слово в названии темы вы обратили внимание и почему?

- На слово «этюд», потому что на уроках литературы, когда нет красок и картин, оно звучит непривычно, так как связано с живописью.

- Какие же значения имеет слово «этюд»?

(Учитель читает записанные на доске значения.)

- Ребята, сколько значений имеет это слово, и как мы называли такие слова, когда изучали ЛЕКСИКУ?

(Для более слабых ребят может быть вопрос-подсказка.)



- Слово «этюд» имеет два значения, это многозначное слово.

- Какое значение этого слова соответствует нашей теме?

- Значение № 2.

- Запишите его в тетради.


3.Работа с кроссвордом.

- Что вы включаете в значение слова «природа»?

- Это и растения, и животные, и насекомые, и сама земля, и наша планета.

- Это живой мир, без которого не может быть человека.

- А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд.

(Смотри файл «Природа».)

- Какое ключевое слово связано с темой «Осень»?

- Листопад.

- Найдите слово в кроссворде. А сейчас посмотрим, какой ряд справится быстро и правильно с заданием.

(Ответы и эмоциональная оценка работы.)


Работа с текстами.

(Тексты могут прозвучать в исполнении учителя или заранее подготовленных учеников.)

- Ребята, название каждого этюда вы будете записывать;

Во время чтения запишите наиболее яркие, необычные, трудные слова, словосочетания, фразы, объясните ваш выбор.

Подумайте, как автор относится к тому, о чем пишет?

Какой этюд вам понравился больше всего и почему?

Что важное вы открыли для себя в этих маленьких произведениях?

Чему учат нас писатели, учит каждое произведение о природе?

(Во время обсуждения каждый вопрос перерастает еще в несколько. Основные вопросы можно записать на доске.)




Чтение этюдов Н.Омелюсика «Рябина у окна»:


«Мой колючий знакомый» «Бабушкин гриб»

«Цветет вереск» «Предчувствие весны»

«Мартовский снегопад» «Калина»

«Веселый перезвон» «Бабье лето»

«Подарки для белок» «Подарили радость журавли»

«Петушки-задиры» «Слезы»

«Лесные трофеи» «Бубенчики»

«Таежная гостья»

«Одинокий журавль»

«Журавлиный крик»

«Одуванчики»

«До свиданья, снегири»









Чтение этюдов В.Бурлака «Спроси травы и звезды»:


«Ночь под белой луной» «Дрозды лето стряхнули»

«Прислушайся душой» «Шла по тайге осень»

«Переполох» «Самый редкий журавль»

«Кланялись тополя» «Плыли два серебристых облака»

«Ворон» «Котенок из моего детства»

«С чего начинается Родина?» «Вместо эпилога»


(Этюды выбирает учитель, беседа может быть как после чтения группы зарисовок, так и после чтения одного этюда.)


4.После беседы по этюдам - знакомство с понятием «ассоциация».

- Так что же такое ассоциации?

- Это то, что мы видим, чувствуем, представляем, ощущаем, понимаем, видя и слыша какое-то слово, сочетание слов.

(Можно рассмотреть на каком-либо примере.)


.Письменная работа в классе (по выбору учащихся или по группам, вариантам):


а) ответить на вопросы по одному из этюдов

( раздаточный материал),


б) выбрать один из эпиграфов, объяснить свое понимание,


в) словесное изображение ассоциаций на одну из тем (по выбору):

- Ждет их небесная дорога…

- Крик журавля …

- Ромашка полевая …

- Следы …

- Желтый лист …

- Живые звезды …

- Лесная картинка …

- Зима, зима …

- Старый еж …

- Живая вода …

- Бабочка …


Тему можно выбрать самим.


Часть работ каждой группы зачитывается (дается эмоциональная оценка).


Итог урока:

  1. Связь понятий «Природа и Родина».

  2. Как вы ощущаете связь «Я и природа»?

  3. Раскрыть тему «Оглядись вокруг».


Домашнее задание:


Написать этюд о природе к теме «Оглядись вокруг…», озаглавив и подобрав эпиграф.

















.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения "Оглядись вокруг..."

Автор: Иванова Светлана Александровна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237694


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства