kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения "О страдании о сострадании" (Военное детство в повести А. Лиханова «Последние холода»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит с жизнью и творчеством А.А.Лиханова, повестью «Последние холода», способствует развитию навыков аналитического чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "О страдании о сострадании" (Военное детство в повести А. Лиханова «Последние холода»)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

с. Березник Куменского района Кировской области








«О страдании о сострадании

(Военное детство в повести А. Лиханова «Последние холода»)













Урок внеклассного чтения

в 6 классе

учитель русского языка и литературы

1 категории

Лебедева Лариса Аркадьевна





Технологическая карта урока

Учитель: Лебедева Лариса Аркадьевна

Класс: 6

Тема: Военное детство в повести А. Лиханова «Последние холода»

Место урока: Проводится после изучения произведений о Великой Отечественной войне

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления

повести А.А.Лиханова «Последние холода»

Триединая цель урока


1. Образовательная:

  • познакомиться с жизнью и творчеством А.А.Лиханова, повестью «Последние холода»


2. Развивающие:

  • развивать навыки аналитического чтения;

  • развивать творческие способности детей.

3. Воспитательные:

  • воспитывать такие нравственные качества, как доброта, сострадание, уважение к людям, чувство милосердия, доброты, честности, человеческого достоинства, гордости за своих предков, сопереживания и уважения к детям войны – нынешним ветеранам.

  • способствовать повышению мотивации к урокам литературы.

- воспитывать интерес к литературе малой родины.


Технологии: ИКТ, технология развития критического мышления


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Средства обучения:

  • Компьютерная презентация

  • портрет писателя

  • выставка книг(«Русские мальчики», «Мужская школа», «Семь холмов над рекой»), цикл видеопередач«Уроки нравственности»

  • диск «От Кремля до Рейхстага»

  • листы бумаги

  • цветные фломастеры

Предварительное домашнее задание:

  • прочитать повесть Альберта Лиханова «Последние холода»

  • побеседовать с людьми, чье детство пришлось на военные годы, записать их воспоминания.



1 блок. Вызов

Оргмомент. Мотивация. Целеполагание

10 мин.

2 блок. Осмысление







ООсмысление



процессуальный

Основная часть

30 мин.




3 блок Рефлексия


5 мин.







Ход урока

1. СТАДИЯ ВЫЗОВА

1.1.Объявление темы урока, постановка целей учащимися.

1.2. Биография писателя ( с использованием презентации)

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 г. в г. Киров, по старому Вятка, по названию реки, на котором стоит город. Отец работал на заводе слесарем, мать – лаборантка. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета в 1958 г.
Творчество писателя многогранно. Журналист по профессии он очень много сил отдает работе в молодежной печати.
В 1961 г. опубликовал первую книгу – историческую повесть о польском художнике Андриолли «Да будет солнце!». Затем он пишет рассказы, повести, романы для детей, юношества и для  взрослых.
Период «созревания» таланта Лиханова можно условно обозначить 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение».
Автор обращается к теме становления подрастающего поколения. Эта тема станет основной в его творчестве.
Важную особенность прозы Лиханова критики усматривают в одновременной обращенности к юной читательской аудитории и к взрослым.
Большое место в творчестве писателя занимают произведения о войне. Военная тема в произведениях приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представление о жизненных ценностях, о чести, о достоинстве, долге, подвиге. Произведения о военном детстве созданы Лихановым на жизненной основе – памяти о детстве военного времени. И герои его книг родом оттуда.
Учителя в повестях Лиханова – его учителя. Всех он помнит. И самые светлые воспоминания, вынесенные из детства – об Аполлинарии Николаевне Тепляшиной, у которой Лиханов учился со второго по четвертый класс. Это она покупала в те голодные годы на свои деньги витамин «С» – единственное, что можно было купить без карточек, и раздавала своим ученикам в классе на серебряной ложечке каждому в рот, чтобы при ней съели. А когда кончились деньги, заваривала в ведре витаминный напиток из хвои, жутко горький, но ребята его пили – вот, как она их берегла.
Память о той войне стала одной из определяющих черт русского народного самосознания, русской души.
Очень много внимания Лиханов в своих произведениях уделяет теме сиротства. Творчество он успешно сочетает с активной общественной деятельностью. В 1987 г. по инициативе писателя был создан Советский детский фонд им. В.И. Ленина, который он возглавил. С 1991 г. Лиханов – председатель Российского детского фонда, а с 1992 г. – президент Международной ассоциации детских фондов.


 1.3. Главная тема творчества А Лиханова - ДЕТСТВО

Какие ассоциации у вас возникают при слове «Детство?

  • Составление кластера ( на экране - слайд с изображением детских лиц, музыка «Пусть всегда будет солнце!»)

Но детство самого Лиханова пришлось на годы Великой Отечественной войны. А с этим словом какие ассоциации у вас возникли?

  • Составление кластера

Но война – это не только взрывы, сражения, кровь и смерть на поле боя. Не легче людям было и в тылу.

  • Демонстрация медиафрагмента (с 26 кадра) «Будни тыла» ( диск «От Москвы до Рейхстага»)



2.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

2.1.Повесть «Последние холода» (1984 г.) – одно из наиболее драматичных произведений о военном детстве. Рассказ в произведении ведется от имени мальчика Коли, ученика 3-го класса. Повесть написана в форме раздумий мальчика самом себе, о жизни, о родителях, друзьях, школьных учителях.



  • Почему книга называется «Последние холода»? (Конец войны. Чувствуется приближение победы, но еще очень тревожно, страшно, трудно жить.)

  • Что вы можете сказать о герое книги? (Герой книги наблюдателен, умен, в меру самолюбив, готов к пониманию других. Он рано начинает осознавать причины, порождающие добро и зло.)

Что вы узнали о военном детстве героев?

• Кто такие «шакалы»? Как к ним относились ребята? («шакалами» называли детей, отбиравших у более слабых еду в столовке; их презирали, к ним совсем не испытывали жалости; лучше отдать воробьям недоеденный хлеб или съесть через силу самому, чем отдать его «шакалам»)

• Почему Коля испытывал к желтолицему такие противоречивые чувства «восхищения» и «отвращения»? (он победил Носа, не струсил, вступил с ним в драку, но ведь он украл у девочки хлеб, и это низко)

• Почему именно Вадька и Маша поразили Колю? (в Вадьке привлекала его непохожесть на других ребят; он бережно относился к своей младшей сестре Маше, думая, прежде всего, о том, как ее накормить, и это тоже его отличало от других «шакалов». «Я чувствовал, что желтолицый парень какой-то совсем другой, чем все остальные знакомые мне люди. Даже если сравнивать его со взрослыми!»)

• Что имел в виду Коля, говоря о том, что Вадька «притягивал его как магнит»? (Коля чувствовал, что Вадька другой, ему  хотелось поближе с  ним познакомиться, а вообще, по утверждению Лиханова, «маленькие люди ведь вообще, много не зная, умеют чувствовать. Умеют ощущать. Вот, может, и во мне было такое ощущение»)

• Зачем брат с сестрой в письмах к маме писали неправду? (они не хотели ее расстраивать, потому что она была очень больна)

• Как вы думаете, почему Вадим не обратился к взрослым за помощью, когда с сестрой они остались одни без карточек и денег? (Вадька считал, что он достаточно взрослый, чтобы справиться с проблемой самостоятельно)

• Какие черты характера отличают Вадима и Машу? (несмотря на свой возраст, они рано повзрослели, стали самостоятельными, Вадька чувствует ответственность за младшую сестру).

• Почему Коля после посещения госпиталя, в котором лежала мама Марии и Вадима, почувствовал себя другим человеком? (постепенно узнавая жизнь своих новых друзей, ему открывается другая жизнь, о которой он даже и не догадывался, он повзрослел: «внешне все оставалось таким же, наверное. Но в душе моей много чего произошло за какие-нибудь десять минут»)

• Почему Коля считал, что маленькая Марья и ее брат учили его, и знания эти были «из неписаных учебников».  (Коля рос в благополучной семье, мама и бабушка заботились о нем, оберегали от невзгод: «Я был зеленым сопляком по сравнению даже с Машкой. Вадим и даже маленькая Машка знали горького гораздо больше, чем я». Марью и Вадима жизнь научила справляться с трудностями)



  • Каким словами заканчивается книга? Почему автор подчеркивает, что «Все это правда, все это было»? Можете ли вы подтвердить слова писателя?

2.2.Учащиеся знакомят с записанными ими воспоминаниями ветеранов об их военном детстве.

3.СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Что вы поняли из фильма, воспоминаний, из книги? С сегодняшнего урока?

  • Написание синквейна

IV. Заключение

В заключение мне хотелось бы вам привести слова Альберта Лиханова: «О войне пишут для того, чтобы не забывали ее новые люди. А еще для того, чтобы эти новые люди, спотыкаясь о тяготы своих собственных дней знали: они не первые, кто-то жил до них на этом свете. А потому стоит посмотреть в прошлое, когда не знаешь, как идти в будущее.
В повести «Последние холода» нет боевых эпизодов. И в то же время герои очень даже сражаются, потому что их враг не в каске и с автоматом, он чаще безлик, как безликим бывает голод. И незрим, как бывает незримой подступающая смерть.
Детям той войны немало досталось горьких уроков. Слова со-страдание, со-чувствие, со-переживание не только воспитывают людей, но и делают людей их мудрее.
Дети войны взрослели раньше ребятишек иных, новых поколений. Своя собственная и чужая боль как бы распахивала крылья наших вовсе не маленьких душ и готовила к взрослой жизни. Все это в полной мере относится и к детям нынешним».


Д.З. Написать мини-сочинение «О чем меня заставила задуматься повесть «Последние холода?»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Лебедева Лариса Аркадьевна

Дата: 22.08.2016

Номер свидетельства: 340299


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства