kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения. Л.Улицая "Капустное чудо"( особенности жанра рождественского рассказа).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения. Л.Улицкая "Капустное чудо" (Особенности жанра рождественского рассказа). Цель урока: расширить знания учащихся о рождественском рассказе. Задачи урока: образовательная: познакомить учащихся с рассказаом Л.Улицкой "Капустное чудо", продолжить работу над жанрообразущими признаками рождественского рассказа; развивающая: продолжить работу творческого подхода к анализу текста, умением задавать вопросы и отвечать на на них; воспитательные: воспитывать у учащихся чувство сопереживания к чужой беде, уверенность в том, что чудо можно совершить своими руками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения. Л.Улицая "Капустное чудо"( особенности жанра рождественского рассказа). »

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 109"



Автор: Макаренко Ирина Викторовна

Урок внеклассного чтения: "Особенности жанра рождественского рассказа ( на материале рассказа Л.Улицкой "Капустное чудо"). Класс: 6 Цель урока: углубить понятие рождественского рассказа. Задачи: Образовательные: - познакомить учащихся с рассказом Л.Улицкой "Капустное чудо"; - уметь находить основные жанрообразующие признаки рождественских текстов.



Развивающие:

- творчески подходить к анализу текста;

- умение задавать вопросы и отвечать на них.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся чувство сопереживание к чужой беде, уверенность в том, что чудо можно совершить своими руками, имея доброе сердце.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Рождество - это время милосердия, доброты и всепрощения. Это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца, когда люди ждут чуда или делают его своими руками.

Учитель: Отмечают ли Рождество в вашей семье?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Да. Рождество в нашей семье отмечается.

- Нет. Мы отмечаем только Новый год.

Учитель: Что вы ждёте от этих праздников? Праздников Рождества и Нового года?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Ёлку, подарков, весёлого празднования Нового года.

- Гости, друзья, много света, огни на ёлке, огни на улице, свечи, бенгальские огни.

-Ждём, что исполнятся все наши желания.

- Ждём чуда.

Учитель: Какие рассказы вы читали, в которых герои тоже ждут чуда, которые мечтают об исполнении всех их желаний, потому что скоро придёт самый добрый праздник, праздник Рождества.

Ответы учащихся: "Мальчик у Христа на ёлке" Ф.М.Достоевского, "Ангелочек" Л.Андреева

Учитель: А рассказ Л.Улицкой, который вы прочитали дома, можно отнести к жанру рождественского рассказа?

Предполагаемые ответы учащихся:

-Нет, нельзя.

- Действие в рождественском рассказе происходит в канун Рождества.

- В рассказе Л.Улицкой время - поздняя осень, ноябрь: "Позднее ноябрьское утро, ещё не убрали тяжёлые, тёмно-красные от сырости флаги...".

Учитель: А какие ещё жанрообразующие признаки рождественского рассказа вы знаете.

Ответы учащихся:

- Действие рассказа происходит в канун Рождества: и в рассказе Ф.М.Достоевского, и в рассказе Л.Андреева.

- Одним из героев является ребёнок (Сашка "Ангелочек", маленький мальчик "Мальчик у Христа на Ёлке".

- Счастливый финал: в прочитанных нами рассказах финал несчастливый.

- Ожидание чуда: Сашка мечтает об ангелочке, и получает его в подарок, мальчик из рассказа Ф.М.Достоевского мечтает попасть на ёлку, он попадает туда, но, к сожалению, после смерти.

- Двоемирие : мир праздника и мир действительности, в которой живут герои рассказов Ф.М.Достоевского и Л.Андреева.

Учитель: Всё правильно, хочу добавить: нравственная христианская проблематика.

Учитель: И всё же рассказ Л.Улицкой - рождественский. И на уроке мы с вами найдём жанровые признаки рождественского рассказа.

Расскажите о героях прочитанного вами рассказа.

Ответы учащихся:

- Две маленькие девочки, обутые в городские ботинки, по-деревенски повязанные толстыми платками. Первое время они боялись всего, что их окружало, но постепенно они обжились, привыкли к новому жилью и старуху Ипатьеву стали называть бабой Таней.... " Господь с ними, пусть живут", - решила старуха Ипатьева.

- Один признак есть - главные герои-дети.

-В конце сорок пятого девочек привезли к старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, они сироты. Отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. Ипатьева оставила их у себя, но без большой радости.

- Главным атрибутом рождественских ( новогодних) праздников является ёлка: Сашка приглашён на Рождественскую ёлку; мальчик из рассказа Ф.М. Достоевского видит дерево, - это ёлка, на ёлке огни, золотые игрушки, яблоки... А в рассказе Л.Улицкой ни ёлки, ни какого- либо другого дерева нет.

- Зато во всех трёх рассказах герои-дети мечтают о чуде: Сашка мечтает об ангелочке, и " все мысли и мечты были только о нём", мальчик из другого рассказа мечтает согреться и что-нибудь поесть. Девочки из рассказа Л.Улицкой мечтают, чтобы не было так холодно, чтобы очередь за капустой была меньше.

- Чтобы тётка не прогнала их из дома"Горе ты моё! Что теперь с нами будет! прогонит она нас, и куда мы пойдём?"

- "Дуся всё думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала".

- Второй признак рождественского рассказа есть - герои в ожидании чуда, хотя чудом трудно назвать то, о чём мечтают девочки.

Учитель: Почему совсем маленькие девочки мечтают совсем не о том, о чём обычно мечтают дети в канун Рождества?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Девочки в своей жизни видели много горя.

- Они сироты, и Ипатьева - это их надежда на тепло, уют , семью.

Учитель: Какой ещё один жанровый признак рождественского рассказа мы можем видеть?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Двоемирие .

Учитель: В Рождество (Новый год) люди ждут чуда. Происходит ли чудо в рассказе Л.Улицкой?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Нет, чуда не происходит.

- Чудо, но какое-то... "Машина вильнула возле них , рванулась и проехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана. Один распался на двое, второй покатился, слегка подпрыгивая, прямо к ногам Ольги".

- Рассказ назван "Капустное чудо", чудо ведь.

- Чудо происходит, ведь они потеряли деньги, не смогли купить капусту, за которой их послала в ларёк Ипатьева, Слониха могла рассердиться и отдать девочек в детский дом, а тут как будто с неба свалились на девочек два кочана, и есть надежда, что их не выгонят из дома. Это и будет ещё одним жанровым признаком рождественского рассказа.

Учитель: В момент рождение Христа воссияла на небе Вифлеемская звезда. И пришли на её свет Волхвы и принесли младенцу Иисусу дары. Поэтому принято в Рождество ходит со звездой и дарить подарки. Поэтому красавицу ёлку венчают звездой, и она сверкает под потолком наших домов, напоминая людям о рождестве Христовом. И свет это волшебный есть и в рассказе Л.Улицкой. Давайте найдём его.

Ответы учащихся:

- "Под фонарём машины сверкнул бледно-голубым сиянием её груз..."

- "...Два светло-голубых изумлённых глаза смотрели в другие, точно такие же..."

Учитель: А как заканчивается рассказ? Видим мы счастливы финал?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Счастливый финал не столь очевиден. Горестное сожаление Ипатьевой по поводу исчезнувших девочек : "...Как же они без меня? А я-то, я-то как без них ?- проговаривается , когда ещё никому не известно, что произошло на самом деле.

- Согласен, финал пока нельзя считать счастливым: последняя фраза рассказа начинается с союза "а" и заканчивается многоточием: "А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали..."

Учитель: Почему автор не делает финал счастливым?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Не всё в жизни заканчивается счастливо и радостно.

- Всё теперь в руках Ипатьевой. От того, какой она человек, зависит судьба девочек.

- А я не считаю, что финал грустный. Ипатьева переживает за девочек, она несколько раз бегала к ларьку, плакала, называла девочек "своими", "золотыми", "ласковыми".

Учитель: Такой финал в литературе называют "открытым". Читатель на основании всего предшествующего повествования может сам предположить, "домыслить" тот или иной вариант завершения сюжета.

Учитель: Какое главное чудо, которое ждут не только девочки, но и читатели, может совершиться в рассказе?

Предполагаемые ответы учащихся:

-Ипатьева примет девочек в свою семью.

-Оля и Дуся обретут в лице Ипатьевой новую семью, которую потеряли во время войны.

- Всё зависит от Ипатьевой. Если она добрый, хороший человек, чудо совершиться и девочки обретут семью.

Учитель: Чему учит рассказ? Зачем автор взялся за перо?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Милосердию, состраданию, доброте, сопереживанию

-Чудо можно совершить своими руками.



Домашнее задание: Придумайте сами концовку рассказа (письменно).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Макаренко Ирина Викторовна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 131066


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства