3. воспитывать дружелюбие, чувство ответственности друг за друга.
Ход урока
Вводно-мотивационный этап:
Релаксация.
Учитель приглашает всех в круг и предлагает поиграть в игру «Паутина». Один из учеников берет конец ниток, зажимает его в руке и бросает его другому со словами пожелания: «Я…бросаю клубок … ижелаю ему…» и т.д.
Получается паутина. Когда все ученики будут держаться за нить, учитель делает акцент на том, что все они связаны друг с другом и от поступков каждого зависит жизнь в классе.
Актуализация прежних знаний:
«Мозговой штурм»
Учитель задает вопрос: «Что такое счастье?» Учащиеся отвечают: Счастье-это-…
Учитель:
-Одним из показателей счастья будет тот, о чем мы узнаем из одного произведения Б.Заходера.
Беседа по вопросам:
-Какие произведения Заходера вы знаете?
-К какому жанру относится произведение «Отшельник и Роза»?
-Отличительные особенности жанра сказки?
-К какому виду сказок вы бы отнесли эту сказку?
Совместная деятельность:
Слайд 1: портрет, иллюстрации
Чтение сказки (начало)
? почему море казалось Раку совсем серым?
Песня Рыб
Слайд 2
Как жилось Раку? Какая была у него жизнь? Стр.72
Зачитайте, какую песню пел Рак? Сравните с песней Рыб
Почему Рака звали Отшельником? (зачитать)
Слово «отшельник». Как вы понимаете?
Ответы детей.
Слово «отшельник» в словаре Ожегова:
Кто дал Раку совет? (Дельфин) стр.76
Дискуссия: «Метод незаконченного предложения»
Дружба-это…
Пословицы о дружбе.
Составить синквейн со словом «дружба». Слайд-схема 3
? Кому еще море казалось серым?
Диалог Морской Розы и Отшельника. Дети читают выразительно по ролям. Стр.79-80
? Где живут друзья? Стр.83. Почему именно Алый город?
Что помогло Розе и Отшельнику в пути? (чувство взаимовыручки)
Описание Алого города (ученик зачитывает) стр.88
? что поняли Роза и Отшельник, когда очутились в Алом городе?
Слайд 4: «Я не хочу иметь…»
Можно назвать их друзьями? Почему?
Творческие работы учащихся. Дети представляют свои рисунки, объясняют, почему они нарисовали именно это.
Рефлексивно-оценочный этап:
Учитель: В начале урока мы говорили о счастье. Можно ли назвать дружбу одним из показателей счастья?
Определите идею сказки, подтвердите свои слова примерами из текста.
Рефлексия:
На уроке самопознания мы говорим о многом, читаем стихи, поем песни.
Какие песни созвучны теме нашего урока.:«Дорогою добра», «Совершите чудо».
Учащиеся поют песню.
Учитель предлагает учащимся встать в круг.
-Наш урок я хочу завершить стихотворением Ю.Ряшина:
Важнее что всего на белом свете?
Ответы ищут много-много лет.
Артисты, музыканты и поэты.
Наверное, ответа просто нет!
Зато мы знаем, что всего дороже,-
Дороже дружбы нету ничего!
И, если руку протянул прохожий,
Ты этот жест не отвергай его!
(Дети берутся за руки)
-(хором) Если ты идешь своей дорогой!-
Вот тогда тебе моя рука!
И пускай нелегок путь,
Все равно когда-нибудь
Друга ты найдешь наверняка!
Тема: Жизнь - бесценный дар (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Цель: научиться определять, в чем смысл жизни героя
Эпиграф: « Жизнь длится лишь мгновенье, сама по себе она – ничто. Ценность ее зависит от того, что удалось сделать . Только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит». (Ж.Ж.Руссо)
Ход урока
Вводно-мотивационный этап:
Психологический настрой: презентация «Как прекрасен этот мир»
Учитель предлагает прочитать притчу
Чтение притчи: В Сухомлинский «След на земле»
Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер ,а мальчик засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь к него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался.
Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал он на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию – никто не помнит его.
- Что ты оставил по себе? – спрашивают люди – есть ли у тебя сын или дочь?
- Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.
- может быть ты посадил дуб?
- Нет, не посадил я дуба.
- Может быть, взлелеял поле?
- Нет, не взлелеял я поля.
- Ну так значит, ты песню сложил?
- Нет, и песни я не сложил.
- Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь? – изумились люди.
Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил н след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера построили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. “ Вот и все, что остается после меня на земле! – с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало… Не так надо было жить!”
? Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(ответы учащихся)
О смысле жизни.
«Мозговой штурм». Жизнь - это-…
Деление на группы.
1 группа: Онегин, Татьяна, Ленский
2 группа: Печорин, Бэла, доктор Вернер
3 группа: Чичиков, Манилов, Плюшкин
Информационно - операционный этап:
Сегодня на уроке мы продолжим работу над романом «Отцы и дети».
? какую бы цель вы поставили?
(ответы учащихся)
Цель: определить, в чем смысл жизни главного героя?
Работа с текстом
Давайте еще раз перелистаем страницы жизни главного героя и выясним, в чем смысл жизни.
Составить кластер, ответить на вопросы (прилагаются)
группа: Базаров и родители (семья)
группа: Базаров и профессия (призвание)
группа: Базаров и Одинцова (любовь)
(Учитель предлагает вопросы 3-х аспектов)
Вопросы 1 группе:
- Как звали родителей, кто они по профессии?
-Докажите, что герой искренне любит своих родителей
- Считаете ли вы, что герой - хороший сын. Какой урок вы вынесли для себя ( ваше отношение к родителям.)
Вопросы 2 группе:
- Кто по профессии Б.?
-Докажите, что Б.- настоящий профессионал
-Смогли бы вы поступить, как Б.?
Вопросы 3 группе:
-Как звали Одинцову, ее семейное положение, сословная принадлежность
-Почему герой остановил свой выбор именно на ней:
-Как вы думаете, почему Б. несчастен в своей любви
Выступление учащихся
Стратегия «Карусель»
? можно ли сказать, что Б. прожил жизнь не зря? Приведите аргументы
(выступление от группы)
(Учитель предлагает прочитать отрывок из книги Д.Лихачева)
«В чем смысл жизни» Д.Лихачев
Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание…
Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются ауру добра вокруг себя. Творчество- оно беспрерывно. Так что жизнь - это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.
? А по вашему мнению, в чем смысл жизни человека.
(Учащиеся выступают с собственной точкой зрения)
Рефлексивно-оценочный этап:
Те, кто считает, что смысл жизни героя в его семье, прикрепляет (рисунок – изображение «Семья»)
Те, кто считает, что смысл жизни героя в его призвании, прикрепляет (рисунок – изображение «Профессия врача»)
Те, кто считает, что смысл жизни героя в любви, прикрепляет (рисунок – изображение «Сердце»)