Урок-викторина по литературе в 5 классе. Тема: "В гостях у сказки".
Урок-викторина по литературе в 5 классе. Тема: "В гостях у сказки".
Данная разработка представляет собой урок-викторину по русской литературе. Цели урока: привить интерес к чтению, кратко познакомить с творчеством некоторых писателей-сказочников, углубить знания учащихся по литературным сказкам, расширить кругозор учащихся, развить познавательную активность, выявить одарённых, творчески мыслящих школьников, развить школьное содружество. В ходе урока учитель (ведущий) предлагает учащимся совершить путешествие по странам, назвать имена сказочников, порославивших свою родину, и их прекрвсные сказки, которые стали неотъемлемой частью отечественной детской литературы и детского чтения. Ведущий привлекает ребят к активной беседе, задавая вопросы об их читательских предпочтениях и любимых сказочных героях. Для проведения викторины класс делится на команды. Команда может придумать себе название, соответствующее теме урока. Звучит музыкальная композиция "В гостях у сказки", игра начинается. Вопросы составлены с учётом имеющихся у школьников знаний и в то же время расширяют их кругозор, дополняют знания по литературным сказкам и их авторам. По результатам игры отмечаются все учащиеся. Ребята самостоятельно делают выводы. Учитель рекомендует сайты по теме; проводит презентацию книжной выставки; отмечает учащихся, проиллюстрировавших сказки (делает обзор рисунков). В конце урока звучит стихотворение учителя "Сказка".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина по литературе в 5 классе. Тема: "В гостях у сказки". »
Итоговый урок-викторина по литературе в 5 классе по литературным сказкам.
Тема: «В гостях у сказки».
Цели мероприятия: привить интерес к чтению, кратко познакомить с творчеством некоторых писателей-сказочников, углубить знания учащихся по литературным сказкам, расширить кругозор учащихся, развить познавательную активность, выявить одарённых, творчески мыслящих школьников, развить школьное содружество.
Оборудование: выставка сборников русских и зарубежных литературных сказок, аудиозапись с музыкальной заставкой из передачи «В гостях у сказки», иллюстрации к сказкам, рисунки учащихся, песочные часы.
Ход мероприятия:
Вступительное слово ведущего: Дорогие ребята, я рада приветствовать сегодня всех любителей и ценителей сказок. Сказки, добрые, милые, забавные. Нет, я уверена, ни одного человека, который бы не знал сказок. Эти замечательные вымышленные истории хранят в себе чудо. Чудо, которое никого не оставляет равнодушным. Вместе со сказками мы взрослеем, вместе с ними учимся различать добро и зло, развиваем творческие способности, память, речь, внимание. Сказка открывает нам целый мир, полный тайн, приключений, волшебства, мир, где добро побеждает зло и всегда счастливый конец.
Беседа с учениками.
Ребята, а за что вы любите сказки?
Назовите ваши любимые литературные сказки.
Чем литературная сказка отличается от народной?
Какие сказочные герои вам особенно дороги и почему?
Сегодня я приглашаю вас в мир сказок. И прежде мы начнём играть, я хотела бы напомнить вам имена самых известных сказочников мира, чьи книги любят и читают и дети, и взрослые.
Итак, небольшое географическое путешествие. Перед вами страны и сказочники, прославившие своими произведениями свою родину.
(если ребята готовы помочь мне в этом путешествии, я буду очень рада).
Дания. Ганс Христиан Андерсен. Ребята, назовите, пожалуйста, самые известные сказки Андерсена.
Германия. Братья Гримм, Гофман, Гауф. Кстати, знаете ли вы, что братья Гримм (Якоб и Вильгельм) были лингвистами, крупнейшими знатоками немецкого фольклора. Они изучали грамматику германских языков, мифологию. А ещё, конечно, они писали сказки. Сказки братьев Гримм известны по всему миру: «Храбрый портняжка», «Бременские музыканты», «Госпожа Метелица» и др.
Эрнст Теодор Амадей Гофман. Немецкий писатель, композитор и художник, получивший известность благодаря сказкам, сочетающим мистику и реальность. «Щелкунчик и Мышиный король», «Золотой горшок», «Крошка Цахес» – самые известные сказки Гофмана.
Швеция. Астрид Линдгрен. Когда Астрид Линдгрен спрашивали, как ей удаётся настолько точно угадывать детские желания, она отвечала, что пишет так, чтобы было интересно читать ей самой.
Великобритания. Толкиен, О. Уальд, Р. Киплинг, Э. Хогарт, К. Грэхэм, М. Бонд, А. Милн.
Алан Милн прославился своими книгами о плюшевом мишке Винне-Пухе с опилками в голове, который при этом обладает житейской мудростью, искренней добротой и невероятным юмором. Для многих детей Винни-Пух, Пятачок, Сова и ослик Иа стали добрыми знакомыми. А появились эти герои благодаря маленькому мальчику, Кристоферу Робину, сыну писателя. Именно для него и была когда-то написана эта история. Имя Кристофера Робина нам тоже хорошо известно, ведь он принимает участие во всех описываемых сказочных событиях.
Франция. Шарль Перро, Марсель Эме.
Италия. Джанни Родари, Карло Коллоди.
Ирландия. Джонотон Свифт.
Финляндия. Туве Янссон, Сакариус Топелиус.
Россия. Александр Пушкин, Василий Жуковский, Павел Бажов, Александр Афанасьев, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Антоний Погорельский, Пётр Ершов, Владимир Одоевский, Николай Лесков, Евгений Шварц, Всеволод Гаршин. Алексей Толстой. Самуил Маршак, Валентин Катаев, Николай Носов, Александр Волков, Юрий Олеша, Эдуард успенский, Корней Чуковский. Какая золотая россыпь имён!
(ребята называют самые любимые русские литературные сказки).
А теперь викторина. Побываем в гостях у сказок, друзья, выясним, кто из нас по праву заслуживает звания «знаток сказок».
1. Известно, что в городе Швальм, что находится в Германии, есть памятник самым популярным персонажам сказки братьев Гримм. В этом городе и сегодня существует традиция – юноши и девушки наряжаются в костюмы персонажей сказки и разыгрывают представления. Назовите сказку. («Красная шапочка и серый волк).
2. Многие слова в русском языке, содержащие букву ф, пришли к нам из других языков. В сказке А. С.Пушкина о царе Салтане лишь одно слово начинается на букву ф, чем в своё время гордился поэт. Назовите это слово. (флот).
3. Замечательный русский писатель Николай Носов написал трилогию о Незнайке и его приключениях. Как называлась река, на берегу которой стоял Цветочный город? (Огурцовой).
4. Назовите настоящее имя и фамилию Корнея Чуковского, автора «Мойдодыра»,
«Краденого солнца», «Телефона» и многих других историй. (Николай Корнейчуков).
5. Редьярд Киплинг родом из Индии. Им было написано много стихов, но настоящую известность ему принесла книга, за которую он получил Нобелевскую книгу по литературе, став первым англичанином в этой номинации. Что же это за книга? («Книга джунглей»).
6. Писатель Аксаков вспоминал, как в детстве, когда он болел, ему пригласили ключницу Пелагею, которая была мастером рассказывать сказки. Маленький Аксаков был так потрясён одной из них, что долго не мог заснуть. Когда он вырос, то записал по памяти историю ключницы. Как только книга была издана, она сразу стала любимой у детей. Назовите книгу. («Аленький цветочек»).
7. В. Перми, у театра кукол, стоит скульптурная композиция «Цветик-Семицветик». Сказку эту написал Валентин Катаев. А как звали девочку, главную героиню сказки? (Женя).
8. В 1831 г. А. Пушкин и В. Жуковский вступают в некое поэтическое соревнование на тему «Пишем сказки в народном стиле». Результатом стали две сказки В. А. Жуковского: «О царе Берендее», «О спящей царевне». А. С. Пушкин ответил всего одной. Какой? («О царе Салтане»).
9. Назовите фамилию сказочника, которую носит высшая награда, присуждаемая детским писателям в Европе. (Андерсен).
10. С помощью какого предмета Оле-Лекойе навевал людям сны? (зонт).
11. Эдуард Успенский стал национальным героем Японии благодаря придуманному им персонажу, который очень полюбился японцам. А уж как мы любим этого героя и его верного друга Гену. Назовите его. (Чебурашка).
12. Как шутливо называют врача, имея в виду героя сказки К. Чуковского? (Доктор Айболит).
13. Кому принадлежали волшебные туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады? (Маленькому Муку В. Гауф).
14. Где
«Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?»
(На «Чудо-дереве» К. Чуковского).
15. Кто эти герои:
«Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши,
А ветер дует в щели,
А хлеб давно мы съели»?
(Котята из сказки С. Маршака «Кошкин дом»).
16. В г. Тобольск есть памятник, на котором написано «Автор народной сказки». Назовите сказочника и его знаменитую сказку. (П. Ершов «Конёк-горбунок»).
17. В 1791 г. в России появилась книга под названием «Не любо– не слушай, а лгать не мешай». Это название было дано переводчиком. А как книгу о самом правдивом человеке назвал автор? («Повествование барона Мюнхгаузена...»)
18. Скажите, с помощью чего можно распознать настоящую принцессу? (горошины, подложив её под перины).
19. В этом сборнике сказов, оставшемся, к сожалению, незаконченным, мы знакомимся и Хозяйкой Медной горы, и с Дарёнкой, и с Какованей и многими другими героями. Назовите сборник и его создателя. («Малахитовая шкатулка» П. Бажов).
20. В сказке-пьесе С. Я. Маршака их ровно 12. Назовите всех. Январь, февраль, март, апрель...)
Дорогие друзья, давайте подводить итоги. Я благодарю всех за игру. Уверена, что вы получили удовольствие и многое узнали. (Ведущий награждает участников).
Любите сказки, читайте сказки, не расставайтесь со сказками никогда. Будьте добрыми, весёлыми и верьте в чудеса!
Заключительное слово ведущего:
А сейчас прозвучит стихотворение, которое написал ваш учитель.