|   Тема: Литературный образ-персонаж  Класс:7  Учитель: Журтукова Ж.Г.  Цель:    Образовательная: способствовать формированию знаний учащихся об авторской характеристике образов-персонажей, роли диалога  и речевых характеристик персонажей;  Развивающая:способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.  Воспитательная:продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности, нравственных качеств.  Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; ответы на вопросы учебника; составление кластера, составление характеристики образа-персонажа по предложенному плану. Тип урока: Изучение теоретического материала  Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник «Русская словесность»Савельева В.В. Лукпанова Г.Г. Шашкина Г.З. – Алматы. 2012.      Ход урока:  1)Орг. момент. Приветствие. Тема. Целеполагание  2)Вступительное слово об образе – персонаже в литературе.      3)  Словарная работа  Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных.  Понятие «персонаж» шире понятия «образ». Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий.  Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражают авторское мировосприятие; это художественный «двойник» автора, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Это не автобиографический образ, хотя и воплощает в себе духовный мир автора. Например, лирический герой М.Ю. Лермонтова – это «сын страдания», разочарованный в действительности, романтичный, одинокий, постоянно ищущий свободу.  4)Чтение статьи учебника «Литературный герой - образ-персонаж» с 229-231   Составление опорной схемы. (по группам). Представление кластеров.(Учитель предлагает свой вариант)  Образ – персонаж занимает центральное место среди других образов  ↓  К ним не относят автора  ↓  Образы-персонажи: → человек  ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓  Существа животные насекомые птицы предметы явления природного мира  человеко одушевленные  подобные  образ-персонаж      ↓ ↓ ↓  Жизнеподобные условные нежизнеподобные(фантастические)  ↓ ↘  Вымышленные исторически достоверные      СИСТЕМА образов – персонажей представляет мир персонажей каждого литературного произведения  ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓  Главные антагонист реальные жизнеподобные добрые прекрасные комические  Второсте- протагонист вымышленные условные злые Безобразные трагические  пенные фантастические трагикомические  ↓  главные и эпизодические      5)Беседа по вопросам учебника:  . Определите место образа- персонажа в художественном мире.  Может ли автор быть литературным персонажем?  Что такое прототип образа -персонажа?  Может ли любой человек стать прототипом художественного образа?  Определите понятие « исторический образ-персонаж»  Почему важно рассматривать образы-персонажи в системе?          6) Дополнительные вопросы и задания:       1. Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека. Найдите репродукции таких картин в учебнике. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце?  2. Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей. С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы?        7)  Выполнение творческой работы. Составление характеристики образа-персонажа по плану (по группам)    По произведениям Тургенева «Бежин луг», Набокова «Рождество», Айтматова «Белый пароход» Вступление. Место персонажа в системе образов произведения. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа. 1. Социальное и материальное положение. 2. Внешний облик. 3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия). 4. Область чувств: а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний. 5. Авторское отношение к персонажу. 6. Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью предыстории или биографии; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через «соседство» с другими персонажами; з) через окружающую обстановку. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.  8)Выступление групп. Оценивание.  9)Итог урока   10) Домашнее задание: характеристика образа персонажа произведения Стругацких «Малыш» по плану  Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете? Как это его характеризует?  Речь героя. Каковы особенности речи и о чём они говорят?  Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нём говорит и что именно? Как он относится к разным людям?  Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении?  Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит?       |