kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 7 классе "Литературный образ-персонаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема - Литературный образ-персонаж. Цель урока:Формирование знаний учащихся об авторской характеристике образо-персонажей.Основные виды деятельности: чтение статьи учебника, составление кластера по теме, состаление характеристики образ-персонажа по плану в группах. Учащиеся работают по произведениям Тургенева, Набокова, Айтматова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе "Литературный образ-персонаж"»

Тема: Литературный образ-персонаж

Класс:7

Учитель: Журтукова Ж.Г.

Цель:  

Образовательная: способствовать формированию знаний учащихся об авторской характеристике образов-персонажей, роли диалога  и речевых характеристик персонажей;

Развивающая:способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательная:продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности, нравственных качеств.

Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; ответы на вопросы учебника; составление кластера, составление характеристики образа-персонажа по предложенному плану.
Тип урока: Изучение теоретического материала

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник «Русская словесность»Савельева В.В. Лукпанова Г.Г. Шашкина Г.З. – Алматы. 2012.


Ход урока:

1)Орг. момент. Приветствие. Тема. Целеполагание

2)Вступительное слово об образе – персонаже в литературе.

    3)  Словарная работа

Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных.

Понятие «персонаж» шире понятия «образ». Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий.

Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражают авторское мировосприятие; это художественный «двойник» автора, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Это не автобиографический образ, хотя и воплощает в себе духовный мир автора. Например, лирический герой М.Ю. Лермонтова – это «сын страдания», разочарованный в действительности, романтичный, одинокий, постоянно ищущий свободу.

4)Чтение статьи учебника «Литературный герой - образ-персонаж» с 229-231

 Составление опорной схемы. (по группам). Представление кластеров.(Учитель предлагает свой вариант)

Образ – персонаж занимает центральное место среди других образов

К ним не относят автора

Образы-персонажи: → человек

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Существа животные насекомые птицы предметы явления природного мира

человеко одушевленные

подобные

образ-персонаж


↓ ↓ ↓

Жизнеподобные условные нежизнеподобные(фантастические)

↓ ↘

Вымышленные исторически достоверные


СИСТЕМА образов – персонажей представляет мир персонажей каждого литературного произведения

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Главные антагонист реальные жизнеподобные добрые прекрасные комические

Второсте- протагонист вымышленные условные злые Безобразные трагические

пенные фантастические трагикомические

главные и эпизодические


5)Беседа по вопросам учебника:

. Определите место образа- персонажа в художественном мире.

Может ли автор быть литературным персонажем?

Что такое прототип образа -персонажа?

Может ли любой человек стать прототипом художественного образа?

Определите понятие « исторический образ-персонаж»

Почему важно рассматривать образы-персонажи в системе?


    6) Дополнительные вопросы и задания:
      1. Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека. Найдите репродукции таких картин в учебнике. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце?

2. Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей. С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы?


     7)  Выполнение творческой работы. Составление характеристики образа-персонажа по плану (по группам)

По произведениям Тургенева «Бежин луг», Набокова «Рождество», Айтматова «Белый пароход»
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

8)Выступление групп. Оценивание.

9)Итог урока

 10) Домашнее задание: характеристика образа персонажа произведения Стругацких «Малыш» по плану

Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете? Как это его характеризует?

Речь героя. Каковы особенности речи и о чём они говорят?

Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нём говорит и что именно? Как он относится к разным людям?

Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении?

Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок в 7 классе "Литературный образ-персонаж"

Автор: Журтукова Жанна Галихановна

Дата: 03.04.2016

Номер свидетельства: 314404


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства