Тема: Литературный образ-персонаж Класс:7 Учитель: Журтукова Ж.Г. Цель: Образовательная: способствовать формированию знаний учащихся об авторской характеристике образов-персонажей, роли диалога и речевых характеристик персонажей; Развивающая:способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. Воспитательная:продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности, нравственных качеств. Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; ответы на вопросы учебника; составление кластера, составление характеристики образа-персонажа по предложенному плану. Тип урока: Изучение теоретического материала Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник «Русская словесность»Савельева В.В. Лукпанова Г.Г. Шашкина Г.З. – Алматы. 2012. Ход урока: 1)Орг. момент. Приветствие. Тема. Целеполагание 2)Вступительное слово об образе – персонаже в литературе. 3) Словарная работа Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных. Понятие «персонаж» шире понятия «образ». Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий. Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражают авторское мировосприятие; это художественный «двойник» автора, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Это не автобиографический образ, хотя и воплощает в себе духовный мир автора. Например, лирический герой М.Ю. Лермонтова – это «сын страдания», разочарованный в действительности, романтичный, одинокий, постоянно ищущий свободу. 4)Чтение статьи учебника «Литературный герой - образ-персонаж» с 229-231 Составление опорной схемы. (по группам). Представление кластеров.(Учитель предлагает свой вариант) Образ – персонаж занимает центральное место среди других образов ↓ К ним не относят автора ↓ Образы-персонажи: → человек ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ Существа животные насекомые птицы предметы явления природного мира человеко одушевленные подобные образ-персонаж ↓ ↓ ↓ Жизнеподобные условные нежизнеподобные(фантастические) ↓ ↘ Вымышленные исторически достоверные СИСТЕМА образов – персонажей представляет мир персонажей каждого литературного произведения ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ Главные антагонист реальные жизнеподобные добрые прекрасные комические Второсте- протагонист вымышленные условные злые Безобразные трагические пенные фантастические трагикомические ↓ главные и эпизодические 5)Беседа по вопросам учебника: . Определите место образа- персонажа в художественном мире. Может ли автор быть литературным персонажем? Что такое прототип образа -персонажа? Может ли любой человек стать прототипом художественного образа? Определите понятие « исторический образ-персонаж» Почему важно рассматривать образы-персонажи в системе? 6) Дополнительные вопросы и задания: 1. Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека. Найдите репродукции таких картин в учебнике. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце? 2. Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей. С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы? 7) Выполнение творческой работы. Составление характеристики образа-персонажа по плану (по группам) По произведениям Тургенева «Бежин луг», Набокова «Рождество», Айтматова «Белый пароход» Вступление. Место персонажа в системе образов произведения. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа. 1. Социальное и материальное положение. 2. Внешний облик. 3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия). 4. Область чувств: а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний. 5. Авторское отношение к персонажу. 6. Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью предыстории или биографии; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через «соседство» с другими персонажами; з) через окружающую обстановку. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа. 8)Выступление групп. Оценивание. 9)Итог урока 10) Домашнее задание: характеристика образа персонажа произведения Стругацких «Малыш» по плану Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете? Как это его характеризует? Речь героя. Каковы особенности речи и о чём они говорят? Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нём говорит и что именно? Как он относится к разным людям? Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении? Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит? |