Урок теории литературы.
Понятие о ритме, рифме и строфе.
На этом уроке ученики осваивают новые для себя теоретические сведения, необходимые для анализа лирического произведения. Учитель знакомит с целями урока. Далее создается словарь терминов к уроку: ритм, стихотворный размер, стопа, пиррихий, строфа, рифма (см. раздел « Словарь».) Ученики записывают эти термины в свой словарь. Урок-тренинг состоит из двух этапов: первый – объяснение учителя, второй – тренировочные упражнения, которые ученики вначале выполняют под руководством учителя, затем самостоятельно. Первый этап объяснение учителя. Для примера учитель на доске записывает строки стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит…
Вначале предлагаем разделить слова на слоги и расставить ударения. Далее следует составление схемы и нумерация слогов двух строк.
_ _ _ _ _ _ _ _ _
12 3 4 5 6 78 9
_ _ _ _ _ _ _ _
1 2 3 4 5 6 7 8
Пятиклассники видят, что это ямб с ударением на четных слогах: _ _
Затем учитель объясняет, как выделить стопы. Первая граница стопы в начале строки, вторая граница после ударного слога, т.к. в стопе – один ударный. Далее считаем количество стоп. Их в данной строке четыре. В каждой из четырех стоп по два слога, а это значит, что стихотворение написано четырехстопным ямбом, который является двухсложным размером. Далее ученики производят разбивку двух оставшихся строк самостоятельно, используя для образца записанный на доске ход работы.
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
_ _ _ _ _ _ _ _ _
1 2 3 4 5 6 7 8 9
_ _ _ _ _ _ _ _
1 2 3 4 5 6 7 8
Учащиеся видят, что третья стопа состоит из двух безударных слогов - это пиррихий. Учитель на этом этапе корректирует работу, помогает, отвечает на вопросы. Второй этап - самостоятельное выполнение разбивки стихотворной строки и определение размера.
Можно предложить ученикам определить стихотворный размер баллады В.А.Жуковского «Светлана». Для этого обратимся к строфе на стр.96
Все утихло… вьюги нет …
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится.
_ _ _ _ _ _ _ _ _
1 2 3 4 5 6 7 8 9
В стопе два слога. Это двухсложный стихотворный размер – хорей, т.к. ударение на первом слоге и на всех последующих нечетных слогах.
Далее знакомим учеников с понятием «строфа» на практике, объясняя, что самая распространенная строфа состоит из четырех строк. Можно на этих же примерах, можно подобрать другое стихотворение.
Затем ученики под руководством учителя учатся определять рифму стихотворения. Для наглядности лучше на доске или на ярких карточках записать схемы:
АВАВ – перекрестная рифма
ААВВ – парная или параллельная
АВВА _ кольцевая или опоясывающая.
На первом этапе учитель предлагает пятиклассникам тренировочные упражнения. В записанной на доске строфе первую строчку обозначим А и найдем созвучную ей строку: мгновенье – виденье (1 -3); две оставшиеся строки отметим буквой В: ты – красоты (2-4 строчки).
А.С. Пушкин «К…»
Я помню чудное мгновенье: А 1
Передо мной явилась ты, В 2
Как мимолетное виденье, А 3
Как гений чистой красоты В 4
Далее записываем на доске получившуюся схему АВАВ. Это перекрестная рифма. Затем учитель читает строфы из стихотворений, а ученики записывают последнее слово каждой строки. Записаны слова: куст – хруст, звон – он. Слово первой строки всегда условно обозначаем буквой А, далее созвучное ему слово «хруст» также обозначаем А, два других слова, созвучных между собой, отметим буквами В. Получилась схема ААВВ. Это говорит нам, что рифма парная (параллельная).
Н.Заболоцкий «Можжевеловый куст».
Я увидел во сне можжевеловый куст. А
Я услышал вдали металлический хруст, А
Аметистовых ягод услышал я звон В
И во сне, в тишине, мне понравился он. В
ААВВ – парная (смежная или параллельная).
Второй этап - самостоятельное выполнение тренировочных упражнений. Учитель читает строфу стихотворения Н.Заболоцкого «Воздушное путешествие».
Я посмотрю в окно, и сквозь прозрачный дым А
Блистательных хребтов суровые вершины, В
Торжественно скользя под грозный рев машины В
Дохнули мне в лицо дыханьем ледяным. А
Ученики самостоятельно записывают последние слова в строках, определяют по схеме рифму. АВВА – кольцевая (опоясывающая).
Можно предложить ученикам определить рифму на слух, не записывая слова, а сразу по схеме.
Н.Заболоцкий « Весна в лесу».
Каждый день на косогоре я А
Пропадаю, милый друг. В
Вешних дней лаборатория А
Расположена вокруг В
АВАВ – перекрестная.
Ф.Тютчев «Полдень».
Лениво дышит полдень мглистый; А
Лениво катится река; В
И в тверди пламенной и чистой А
Лениво тают облака В
АВАВ – перекрестная.
Если кто-то из учеников уже научился определять стихотворный размер и рифму стихотворения, можно предложить стихотворение К.Сучевского для самостоятельной работы. Лучше подготовить карточку с правильными ответами, по которой ученики после выполнения задания могут произвести самопроверку.
К.Сучевский.
Смотрит тучка в вешний лед, А
Лед ее сиянье пьет. А
Тает тучка в небесах, В
Тает льдина на волнах. В
Карточка для самопроверки: Двусложный стихотворный размер – хорей.
Рифма по схеме: ААВВ – парная (смежная или параллельная).
С остальными учениками учитель продолжает тренировку. Каждому ученику дается карточка со схемой и названием рифмы. Учитель читает отрывок из стихотворения, а ученики поднимают необходимую карточку.
М.Ю.Лермонтов «Утес».
Ночевала тучка золотая А
На груди утеса-великана, В
Утром в путь она умчалась рано, В
По лазури весело играя. А
АВВА – кольцевая (опоясывающая).
К.Н.Батюшков «Судьба Одиссея».
Средь ужасов земли и ужасов морей
Блуждая, бедствуя, искал своей Итаки
Богобоязненный страдалец Одиссей;
Стопой бестрепетной сходил Аида в мраке.
АВАВ – перекрестная.
Учитель делает вывод об уровне усвоения теоретического материала, который впоследствии станет основой для более глубоко и грамотного анализа лирического произведения. Это урок – тренинг, поэтому оценить учеников очень сложно, лучше провести рефлексию