Урок литературы по произведению Ф.М.Достоевского "Мальчики"
Ход урока.
«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во-первых и прежде всего, добры, честны, а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»
- Ребята, кто автор этих строк? А что вы можете сказать о человеке, который написал это?
- Любая река имеет свои истоки. Истоки человека – это его семья, детство. Каким оно было у Ф.М. Достоевского? Во время прослушивания биографии Достоевского, вам нужно выполнить задание и выступить с его защитой.
1 группа – составить кластер (1 из группы работает у доски)
2 группа – провести линию жизни Достоевского, распределив цитаты на каждом этапе.
3 группа – составить толстые и тонкие вопросы.
4 группа – синквейн «Ф.М.Достоевский».
Выступление уч-ся с биографией и презентацией «Ф.М.Достоевский».
Выступления групп.
- Какой вывод о Достоевском вы можете сделать?
- Тьюторы групп оценят вклад каждого в группе, поставив в листе контроля «+» рядом с фамилиями работавших.
На слайде – высказывания Ф.М.Достоевского.
Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…
Дети – странный народ, они, снятся и мерещатся…»
…ребенок что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.
- Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем. Какую? (Тему детства, роли детей в жизни человека)
- Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся ко второму эпиграфу. О чем же писал Достоевский, говоря о детях?
(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных этой теме.)
- На доске записаны слова ЧУВСТВОВАТЬ, СТРАДАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ. Как они связаны с произведением Достоевского? Что изменится, если мы добавим приставку СО к этим словам? Что означает эта приставка? (Вместе, сообща) А получившиеся слова имеют отношение к прочитанным главам? Сочувствие, сострадание, сопереживание были доступны детям с самого начала? (Нет.) Значит, они прошли какой-то путь к этому? Как же сформулируем тему урока? (Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»). А какие вопросы нам с вами предстоит раскрыть на уроке, исходя из этой темы? Запишите тему урока. Мы тоже сегодня работаем с вами в группах, и совместно, сообща будем постигать те тайны, которые раскрыл перед нами Достоевский, тайны человеческой души.
Достоевский – сложный писатель. Но он считал, что и в самых сложных его книгах есть эпизоды, доступные детскому пониманию. Он хотел выбрать такие отрывки и издать их отдельной книгой. Смерть помешала писателю, но остались записи о том, что хотел включить Федор Михайлович в эту книгу. Такой сборник подготовил и издал Миллер, хорошо знавший Достоевского. Туда вошли и главы из большого и серьезного романа «Братья Карамазовы». С отрывками из этого произведения вы и познакомились дома.
- Попробуем восстановить логическую цепочку.
На доске – иллюстрации к роману. Восстановите последовательность, озаглавьте каждую иллюстрацию. Можно использовать цитаты. (2 мин – проверка)
- Ребята, кто из героев проходит путь к состраданию, к добру? Кого из героев мы можем назвать проводником в этом пути?
- Рассмотрим сюжетную линию произведения. Найдите сюжетные элементы.
- В какой момент происходит завязка действия?
- Кульминация?
- Развязка?
- Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит свое задание. Результаты работы нужно будет представить классу.
1 группа – характеристика Илюши Снегирева.
2 группа – Характеристика Коли Красоткина
3 группа – «языковеды»
4 группа – ментальная карта «Путь к состраданию»
(Время подготовки – 7-10 минут)
1 группа - Характеристика Илюши Снегирева
1. Каким предстает перед нами Илюша в начале произведения? Какие чувства к нему мы испытываем? Меняется ли герой на протяжении прочитанных глав?
2. Взаимоотношения Илюши с мальчиками.
3. Почему автор называет мальчика Илюшей, а не Ильей?
4. Рассмотрите взаимоотношения Илюша отец, отец Илюша.
5. Какова роль главы «Жучка»?
6. Роль Илюши в пути мальчиков к состраданию и добру.
- Перед вами картина Перова «Мальчик, готовящийся к драке». Совпадает ли ваше впечатление от картины с представлением о «мальчике за канавкой»? В чем сходство и различие?
2 группа - Характеристика Коли Красоткина
1. Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина?
2. Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним?
3. Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли?
4. Сопоставьте эпизоды «Коля Красоткин до встречи с Алешей Карамазовым» и Коля Красоткин у Илюшиного камня». Каков герой?
Перед встречей с Алешей
У Илюшиного камня
5. Кто повлиял на изменения, которые произошли в Коле?
(При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.
В истории с Жучкой проявились, казалось бы, противоположные черты характера Коли. С одной стороны, он был очень самолюбив, любил «что-нибудь намудрить, начудесить, задать шику, порисоваться». Это ему удалось: он добился желаемого эффекта. С другой стороны, Коля проявил самоотдачу, доброту, сострадание к Илюше, понимая, каким счастьем для смертельно больного мальчика будет встреча с Жучкой, которую он считал погибшей из-за него.)
Мастерство Достоевского в изображении детей в произведении.
(задание для «языковедов»)
1.Прочитайте описание мальчиков в начале произведения. Найдите эпитеты, рисующие их облик. Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры. О чем это говорит? Соотнесите эти описания с поступком мальчиков.
2.С помощью каких языковых средств автор вызывает сочувствие к Илюше? (главы «Связался со школьниками», «У Илюшиной постельки»):
«С бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхое старенькое пальтишко, из которого уродливо вырос».
«Совершенно озлился, как зверенок»
«Бросился он вдруг ко мне, обнял обеими ручонками шею, стиснул меня…»
«Где же Жучка?» - надорванным голоском спросил Илюша.»
«Это … Жучка!» - прокричал он вдруг надтреснутым от страдания и счастия голоском»
«Он (Илюша) смотрел на Колю своими большими и как-то ужасно выкатившимися глазами, раскрыв рот и побледнев, как полотно»
3.Прочитайте названия глав. В какие названия глав автор вынес тему, а в какие – идею главы? В чем особенности слов, вынесенных в названия глав?
4.В конце произведения Алеша Карамазов произносит речь у камня, возле которого похоронили Илюшу. Какие слова выбирает Алеша, чтобы проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками?
4 группа - Составьте ментальную карту «Путь к состраданию», подготовьтесь к ее защите.
Камень как символ в произведении. Можем ли мы сказать, что мальчики прошли путь от камня к камню? Покажите изменения в этом пути.
Используйте цитаты, необходимые для понимания идеи произведения.
Выступления групп с дополнением учащихся из других групп.
- Какая глава, по-вашему является основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами он говорит это?
(Роман «Братья Карамазовы – последний роман Достоевского. «Смерть Илюши – его заключительная глава. Следовательно, речь у камня – это последнее слово писателя, его завещание нам.)
- Какие слова Алеши вам кажутся самыми значительными?
«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во-первых и прежде всего, добры, честны, а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»
(Достоевский был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва, исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.)
Рефлексия.
На листочках самоконтроля есть графа «Мои чувства». Пустите листок по кругу внутри группы и пусть каждый напишет чувства, какие пробудило в нем произведение Достоевского.
- Какие чувства вызвали у вас главы из этого романа? Тьюторы зачитают. Есть ли у вас сострадание, сочувствие, сопереживание? Значит, благодаря произведению Достоевского, и мы с вами прошли этот путь вместе с героями, путь к состраданию. Писатель Круглов сказал: «На книгу капнут слезы, но не слезы злобы и отчаяния, а сочувствия, сострадания, любви».
Запишем домашнее задание.
1.Письменный ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие, сострадание?» (привести аргументы)