kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок сострадания. Ф.М.Достоевский "Мальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по произведению Ф.М.Достоевского "Мальчики"

Ход урока.

   «Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во-первых и прежде всего, добры, честны, а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»

     - Ребята, кто автор этих строк? А что вы можете сказать о человеке, который написал это?

     - Любая река имеет свои истоки. Истоки человека – это его семья, детство. Каким оно было у Ф.М. Достоевского? Во время прослушивания биографии Достоевского, вам нужно выполнить задание и выступить  с его защитой.

     1 группа – составить кластер (1 из группы работает у доски)

     2 группа – провести линию жизни Достоевского, распределив цитаты на каждом этапе.

     3 группа – составить толстые и тонкие вопросы.

     4 группа – синквейн «Ф.М.Достоевский».

Выступление уч-ся с биографией и презентацией «Ф.М.Достоевский».

Выступления групп.

     - Какой вывод о Достоевском вы можете сделать?

     - Тьюторы групп оценят вклад каждого в группе, поставив в листе контроля «+» рядом с фамилиями работавших.

     На слайде – высказывания Ф.М.Достоевского.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением  между нами…

 

Дети – странный народ, они, снятся и мерещатся…»
                                         

…ребенок что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.
             

                    

- Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем. Какую? (Тему детства, роли детей в жизни человека)

  - Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся ко второму эпиграфу. О чем же писал Достоевский, говоря о детях?

(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных этой теме.)

- На доске записаны слова ЧУВСТВОВАТЬ, СТРАДАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ.  Как они связаны с произведением Достоевского? Что изменится, если мы добавим приставку СО к этим словам? Что означает эта приставка? (Вместе, сообща) А получившиеся слова имеют отношение к прочитанным главам? Сочувствие, сострадание, сопереживание были доступны детям с самого начала? (Нет.) Значит, они прошли какой-то путь к этому? Как же сформулируем тему урока? (Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»). А какие вопросы нам с вами предстоит раскрыть на уроке, исходя из этой темы? Запишите тему урока. Мы тоже сегодня работаем с вами в группах, и совместно, сообща будем постигать те тайны, которые раскрыл перед нами Достоевский, тайны человеческой души.

Достоевский – сложный писатель. Но он считал, что и в самых сложных его книгах есть эпизоды, доступные детскому пониманию. Он хотел выбрать такие отрывки и издать их отдельной книгой. Смерть помешала писателю, но остались записи о том, что хотел включить Федор Михайлович в эту книгу. Такой сборник подготовил и издал Миллер, хорошо знавший Достоевского. Туда вошли и главы из большого и серьезного романа «Братья Карамазовы». С отрывками из этого произведения вы и познакомились дома.

- Попробуем восстановить логическую цепочку.

На доске – иллюстрации к роману. Восстановите последовательность, озаглавьте каждую иллюстрацию. Можно использовать цитаты. (2 мин – проверка)

 - Ребята, кто из героев проходит путь к состраданию, к добру? Кого из героев мы можем назвать проводником в этом пути?

- Рассмотрим сюжетную линию произведения. Найдите сюжетные элементы.

- В какой момент происходит завязка действия?

- Кульминация?

- Развязка?

- Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит свое задание. Результаты работы нужно будет представить классу.

     1 группа – характеристика Илюши Снегирева.

     2 группа – Характеристика Коли Красоткина

     3 группа –  «языковеды»

    4 группа – ментальная карта «Путь к состраданию»

 (Время подготовки – 7-10 минут)

1 группа - Характеристика Илюши Снегирева

 

1. Каким предстает перед нами Илюша в начале произведения? Какие чувства к нему мы испытываем? Меняется ли герой на протяжении прочитанных глав?

2. Взаимоотношения Илюши с мальчиками.

3. Почему автор называет мальчика Илюшей, а не Ильей?

4. Рассмотрите взаимоотношения Илюша         отец, отец         Илюша.

5. Какова роль главы «Жучка»?

6. Роль Илюши в пути мальчиков к состраданию и добру.

- Перед вами картина Перова «Мальчик, готовящийся к драке». Совпадает ли ваше впечатление от картины с представлением о «мальчике за канавкой»? В чем сходство и различие?

2 группа - Характеристика Коли Красоткина

1. Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина?

2. Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним?

3. Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли?

4. Сопоставьте эпизоды «Коля Красоткин до встречи с Алешей Карамазовым» и Коля Красоткин у Илюшиного камня». Каков герой?

Перед встречей с Алешей

У Илюшиного камня

 

 

5. Кто повлиял на изменения, которые произошли в Коле?

 

   (При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

     В истории с Жучкой проявились, казалось бы, противоположные черты характера Коли. С одной стороны, он был очень самолюбив, любил «что-нибудь намудрить, начудесить, задать шику, порисоваться». Это ему удалось: он добился желаемого эффекта. С другой стороны, Коля проявил самоотдачу, доброту, сострадание к Илюше, понимая, каким счастьем для смертельно больного мальчика будет встреча с Жучкой, которую он считал погибшей из-за него.)

 

Мастерство Достоевского в изображении детей в произведении.

(задание для «языковедов»)

 

1.Прочитайте описание мальчиков в начале произведения. Найдите эпитеты, рисующие их облик. Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры. О чем это говорит? Соотнесите эти описания с поступком мальчиков.

2.С помощью каких языковых средств автор вызывает сочувствие к Илюше? (главы «Связался со школьниками», «У Илюшиной постельки»):

«С бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхое старенькое пальтишко, из которого уродливо вырос».

«Совершенно озлился, как зверенок»

«Бросился он вдруг ко мне, обнял обеими ручонками шею, стиснул меня…»

«Где же Жучка?» - надорванным голоском спросил Илюша.»

«Это … Жучка!» - прокричал он вдруг надтреснутым от страдания и счастия голоском»

«Он (Илюша) смотрел на Колю своими большими и как-то ужасно выкатившимися глазами, раскрыв рот и побледнев, как полотно»

3.Прочитайте названия глав. В какие названия глав автор вынес тему, а в какие – идею главы? В чем особенности слов, вынесенных в названия глав?

4.В конце произведения Алеша Карамазов произносит речь у камня, возле которого похоронили Илюшу. Какие слова выбирает Алеша, чтобы проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками?

 

4 группа - Составьте ментальную карту «Путь к состраданию», подготовьтесь к ее защите.

 Камень как символ в произведении. Можем ли мы сказать, что мальчики прошли путь от камня к камню? Покажите изменения в этом пути. 

 Используйте цитаты, необходимые для понимания идеи произведения.

 

Выступления групп с дополнением учащихся из других групп.

 

- Какая глава, по-вашему является основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами он говорит это?

(Роман «Братья Карамазовы – последний роман Достоевского. «Смерть Илюши – его заключительная глава. Следовательно, речь у камня – это последнее слово писателя, его завещание нам.)

 - Какие слова Алеши вам кажутся самыми значительными?

«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во-первых и прежде всего, добры, честны, а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»

    (Достоевский был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва, исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.)

 

     Рефлексия.

 

На листочках самоконтроля есть графа «Мои чувства». Пустите листок по кругу внутри группы и пусть каждый напишет чувства, какие пробудило в нем произведение Достоевского.

   - Какие чувства вызвали у вас главы из этого романа? Тьюторы зачитают. Есть ли у вас сострадание, сочувствие, сопереживание? Значит, благодаря произведению Достоевского, и мы с вами прошли этот путь вместе с героями, путь к состраданию. Писатель Круглов сказал: «На книгу капнут слезы, но не слезы злобы и отчаяния, а сочувствия, сострадания, любви».

 

Запишем домашнее задание.

1.Письменный ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие, сострадание?» (привести аргументы)

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок сострадания. Ф.М.Достоевский "Мальчики" »

Урок литературы по произведению Ф.М.Достоевского "Мальчики"

Ход урока.

«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во-первых и прежде всего, добры, честны, а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»

- Ребята, кто автор этих строк? А что вы можете сказать о человеке, который написал это?

- Любая река имеет свои истоки. Истоки человека – это его семья, детство. Каким оно было у Ф.М. Достоевского? Во время прослушивания биографии Достоевского, вам нужно выполнить задание и выступить с его защитой.

1 группа – составить кластер (1 из группы работает у доски)

2 группа – провести линию жизни Достоевского, распределив цитаты на каждом этапе.

3 группа – составить толстые и тонкие вопросы.

4 группа – синквейн «Ф.М.Достоевский».

Выступление уч-ся с биографией и презентацией «Ф.М.Достоевский».

Выступления групп.

- Какой вывод о Достоевском вы можете сделать?

- Тьюторы групп оценят вклад каждого в группе, поставив в листе контроля «+» рядом с фамилиями работавших.

На слайде – высказывания Ф.М.Достоевского.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…


Дети – странный народ, они, снятся и мерещатся…»

ребенок что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.

- Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем. Какую? (Тему детства, роли детей в жизни человека)

- Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся ко второму эпиграфу. О чем же писал Достоевский, говоря о детях?

(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных этой теме.)

- На доске записаны слова ЧУВСТВОВАТЬ, СТРАДАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ. Как они связаны с произведением Достоевского? Что изменится, если мы добавим приставку СО к этим словам? Что означает эта приставка? (Вместе, сообща) А получившиеся слова имеют отношение к прочитанным главам? Сочувствие, сострадание, сопереживание были доступны детям с самого начала? (Нет.) Значит, они прошли какой-то путь к этому? Как же сформулируем тему урока? (Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»). А какие вопросы нам с вами предстоит раскрыть на уроке, исходя из этой темы? Запишите тему урока. Мы тоже сегодня работаем с вами в группах, и совместно, сообща будем постигать те тайны, которые раскрыл перед нами Достоевский, тайны человеческой души.

Достоевский – сложный писатель. Но он считал, что и в самых сложных его книгах есть эпизоды, доступные детскому пониманию. Он хотел выбрать такие отрывки и издать их отдельной книгой. Смерть помешала писателю, но остались записи о том, что хотел включить Федор Михайлович в эту книгу. Такой сборник подготовил и издал Миллер, хорошо знавший Достоевского. Туда вошли и главы из большого и серьезного романа «Братья Карамазовы». С отрывками из этого произведения вы и познакомились дома.

- Попробуем восстановить логическую цепочку.

На доске – иллюстрации к роману. Восстановите последовательность, озаглавьте каждую иллюстрацию. Можно использовать цитаты. (2 мин – проверка)

- Ребята, кто из героев проходит путь к состраданию, к добру? Кого из героев мы можем назвать проводником в этом пути?

- Рассмотрим сюжетную линию произведения. Найдите сюжетные элементы.

- В какой момент происходит завязка действия?

- Кульминация?

- Развязка?

- Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит свое задание. Результаты работы нужно будет представить классу.

1 группа – характеристика Илюши Снегирева.

2 группа – Характеристика Коли Красоткина

3 группа – «языковеды»

4 группа – ментальная карта «Путь к состраданию»

(Время подготовки – 7-10 минут)

1 группа - Характеристика Илюши Снегирева


1. Каким предстает перед нами Илюша в начале произведения? Какие чувства к нему мы испытываем? Меняется ли герой на протяжении прочитанных глав?

2. Взаимоотношения Илюши с мальчиками.

3. Почему автор называет мальчика Илюшей, а не Ильей?

4. Рассмотрите взаимоотношения Илюша отец, отец Илюша.

5. Какова роль главы «Жучка»?

6. Роль Илюши в пути мальчиков к состраданию и добру.

- Перед вами картина Перова «Мальчик, готовящийся к драке». Совпадает ли ваше впечатление от картины с представлением о «мальчике за канавкой»? В чем сходство и различие?

2 группа - Характеристика Коли Красоткина

1. Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина?

2. Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним?

3. Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли?

4. Сопоставьте эпизоды «Коля Красоткин до встречи с Алешей Карамазовым» и Коля Красоткин у Илюшиного камня». Каков герой?

Перед встречей с Алешей

У Илюшиного камня



5. Кто повлиял на изменения, которые произошли в Коле?


(При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

В истории с Жучкой проявились, казалось бы, противоположные черты характера Коли. С одной стороны, он был очень самолюбив, любил «что-нибудь намудрить, начудесить, задать шику, порисоваться». Это ему удалось: он добился желаемого эффекта. С другой стороны, Коля проявил самоотдачу, доброту, сострадание к Илюше, понимая, каким счастьем для смертельно больного мальчика будет встреча с Жучкой, которую он считал погибшей из-за него.)


Мастерство Достоевского в изображении детей в произведении.

(задание для «языковедов»)


  1. Прочитайте описание мальчиков в начале произведения. Найдите эпитеты, рисующие их облик. Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры. О чем это говорит? Соотнесите эти описания с поступком мальчиков.

  2. С помощью каких языковых средств автор вызывает сочувствие к Илюше? (главы «Связался со школьниками», «У Илюшиной постельки»):

«С бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхое старенькое пальтишко, из которого уродливо вырос».

«Совершенно озлился, как зверенок»

«Бросился он вдруг ко мне, обнял обеими ручонками шею, стиснул меня…»

«Где же Жучка?» - надорванным голоском спросил Илюша.»

«Это … Жучка!» - прокричал он вдруг надтреснутым от страдания и счастия голоском»

«Он (Илюша) смотрел на Колю своими большими и как-то ужасно выкатившимися глазами, раскрыв рот и побледнев, как полотно»

  1. Прочитайте названия глав. В какие названия глав автор вынес тему, а в какие – идею главы? В чем особенности слов, вынесенных в названия глав?

  2. В конце произведения Алеша Карамазов произносит речь у камня, возле которого похоронили Илюшу. Какие слова выбирает Алеша, чтобы проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками?


4 группа - Составьте ментальную карту «Путь к состраданию», подготовьтесь к ее защите.

Камень как символ в произведении. Можем ли мы сказать, что мальчики прошли путь от камня к камню? Покажите изменения в этом пути.

Используйте цитаты, необходимые для понимания идеи произведения.


Выступления групп с дополнением учащихся из других групп.


- Какая глава, по-вашему является основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами он говорит это?

(Роман «Братья Карамазовы – последний роман Достоевского. «Смерть Илюши – его заключительная глава. Следовательно, речь у камня – это последнее слово писателя, его завещание нам.)

- Какие слова Алеши вам кажутся самыми значительными?

«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во-первых и прежде всего, добры, честны, а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»

(Достоевский был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва, исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.)


Рефлексия.


На листочках самоконтроля есть графа «Мои чувства». Пустите листок по кругу внутри группы и пусть каждый напишет чувства, какие пробудило в нем произведение Достоевского.

- Какие чувства вызвали у вас главы из этого романа? Тьюторы зачитают. Есть ли у вас сострадание, сочувствие, сопереживание? Значит, благодаря произведению Достоевского, и мы с вами прошли этот путь вместе с героями, путь к состраданию. Писатель Круглов сказал: «На книгу капнут слезы, но не слезы злобы и отчаяния, а сочувствия, сострадания, любви».


Запишем домашнее задание.

  1. Письменный ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие, сострадание?» (привести аргументы)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок сострадания. Ф.М.Достоевский "Мальчики"

Автор: Досова Любовь Николаевна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства