kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок словесности в 6 классе на тему "Мифы и легенды об исчезнувших мирах и цивилизациях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект урока русской словесности в 5 классе на тему "Мифы и легенды об исчезнувших мирах и цивилизациях". Урок содержит теоретический материал по теме урока, анализ баллад о Робин Гуде и стихитворения "Вересковый мед". Урок построен на техниках критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок словесности в 6 классе на тему "Мифы и легенды об исчезнувших мирах и цивилизациях" »

Тема: Словообразование. Лексика.

Образовательная цель:

  1. актуализировать и систематизировать знания уч-ся по морфемике и словообразованию

  2. закрепить навык разбора слова по составу и выполнения словообразовательного разбора

  3. систематизировать и расширить знания уч-ся по лексическим темам

  4. выявить пробелы в знаниях уч-ся и довести их до стандарта

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда


  1. Постановка познавательных задач.

  2. Анализ словарных диктантов, сочинений, домашних заданий.

  3. Повторение правила приставок пре и при № 82 (комментированное письмо)

  4. Словообразовательный анализ слов № 99

  5. Самостоятельное повторение лексики, составление записи тетрадях для ЕНТ с. 40-89

    термин

    Определение

    Лексика

    Совокупность всех слов языка, словарный запас

    Этимология

    Происхождение и история слова, раздел, изучающий это

    Однозначное слово

    Имеющее одно ЛЗ

    Многозначное слово

    Имеющее несколько ЛЗ

    Прямое значение

    Значение, непосредственно отражающее предмет, признак, явление действительности

    Переносное значение

    Значение, возникшее в результате переноса наименования с одного предмета, явления или действия на другой

    метафора

    Употребление слова в переносном значении на основе сходства

    Синонимы

    Близкие по значению слова

    антонимы

    Противоположные по значению слова

    омонимы

    Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

    паронимы

    Слова, различающиеся значением, но сходные по звучанию и грамматическим признакам

    архаизмы

    Слова, утраченные русским языком в силу того, что в процессе развития языка были заменены синонимами

    историзмы

    Устаревшие слова, утраченные русским языком, поскольку исчезли обозначаемые ими предметы

    неологизмы

    Новые слова, не вошедшие в активный запас лексики

    Активная лексика

    Лексика, включающая слова, повседневно употребляемые и понятные всем носителям русского языка

    Пассивная лексика

    Включает переставшие употребляться слова и слова, еще не ставшие активно употребляемыми

  6. Закрепление по ЛЗС № 116

утиный – относящийся к утке; как у утки

каша – кушанье из сваренной крупы; нечто беспорядочное, путаница

блеск – яркий свет, отблеск; что-то хорошее, впечатляющее

белый – без рифм; цвета снега или мела

золото – драгоценный металл желтого цвета; имеющий большие достоинства, дорогой

собачий – относящийся к собаке; очень сильный

корень – начало, источник зла; подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и получения питательных веществ

волчий – сильный; относящийся к волку

  1. закрепление синонимии и антонимии № 142

    респектабельный

    важный, достойный, почтенный, представительный, солидный, степенный

    Простой, несолидный

    Прогресс

    развитие, реформа, улучшение

    Регресс, отсталость, консерватизм

    Персональный

    индивидуальный, личный, песколовушка, собственный, субъективный, субъектный

    Общий, объективный

    Ликвидация

    вытравление, вытравливание, глушение, завершение, искоренение, истребление, ликвидирование, оборка, окончание, отмена, погашение, прекращение, разгон, раскассирование, расторжение, тушение, уничтожение, упразднение, устранение

    Начало

    Эксклюзивный

    исключительный, отборный, элитарный, элитный

    Обычный, привычный

    Аморальный

    безнравственный, грязный, имморальный, испорченный, неморальный, порочный, развращенный, распущенный, растленный

    Нравственный, моральный, чистый, праведный

    Пессимист

    нытик

    оптимист

    банальный

    заезженный, затасканный, заурядный, избитый, истасканный, истертый, неоригинальный, обыденный, опошленный, плоский, пошлый, стандартный, стереотипный, стертый, трафаретный, тривиальный, шаблонный

    оригинальный

  2. Разграничение омонимии и многозначности № 156

град – 1,2 город, атмосферный осадки

крем – кушанье, мазь для обуви, косметическая мазь

язык – система словарных и грамматических средств, речь и т.д., орган в полости рта

стирать – 1. удалить, измельчить, повредить кожный покров трением. 2.мыть с мылом или другим моющим средством

класс – разряд, подразделение; ученическая группа, соответствующая возрасту обучения; степень, уровень

гнездо – место, устраиваемое птицами для кладки яиц; семья животных, скопление растений и т.п.; углубление, отверстие

губа – 1. кожно-мускульные подвижные складки, образующие крася рта; концы тисков 2. название морских, далеко вдающихся в сушу заливов и бухт. 3. гриб-трутовик. 4. территориальный округ в русском государстве 16-17 веков. 5. то же, что и гауптвахта

ядро – внутренняя часть плода, заключенная в оболочку; просто внутренняя часть чего-либо; сущность, основа; часть коллектива; снаряд оружейный; спортивный снаряд

  1. Самостоятельная работа с проверкой № 164.

  2. Работа с тестовыми заданиями по лексике.

Ключ: 1d 2c 3a 4c 5a 6b 7a 8e 9b 10b 11c 12c 13b 14a 15d 16e 17e 18d 19c 20c 21c 22d 23b 24b 25d 26c 27a

11. Обобщение и систематизация








Тестовые задания по лексике (10 класс)

1. Укажите ряд многозначных слов:

А) циновка, жюри, изморозь

В) негодование, невзгоды, пурга

С) конкурс, космос, обаяние

Д) кнопка, кисть, хлеб.

Е) вестибюль, доверие, каталог

2. Укажите многозначное слово:

А) лингвистика

В) интерьер

С) компания

Д) делегат

Е) договор

3. Укажите ряд многозначных слов:

А) колонна, полотно, акварель

В) персонаж, телеграмма, фестиваль

С) телевизор, планер, партер

Д) стадион, фойе, антракт

Е) делегат, интерьер, космос

4. Укажите многозначное слово:

А) кактус

В) желудок

С) спутник

Д) вареники

Е) насекомое

5. Укажите ряд многозначных слов:

А) колокольчик, перо, хвост

В) очертание, планер, пороша

С) гантель, брошюра, лексикон

Д) айсберг, бакен, кроссворд

Е) сувенир, флора, циновка

6. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

А) гипотенуза, Ом, бином

В) дорога, лист, стол

С) велосипед, мотоцикл, трамвай

Д) снегоход, снегирь, снегурочка

Е) автобус, пианино, гитара

7. Укажите однозначное слово:

А) обморок

В) авангард

С) море

Д) вечер

Е) глаз

8. Укажите ряд однозначных слов:

А) лавр, папирус, линейка

В) календарь, караван, литера

С) автомат, грамота, журавль

Д) лучина, праздник, ручка

Е) аккорд, вокализ, декламатор

9. Укажите ряд однозначных слов:

А) лента, чистый, тонкий

В) ноготь, айсберг, табуретка

С) известь, ветеран, корень

Д) время, звук, полотно

Е) ерш, торговец, заложить

10. Укажите ряд многозначных слов:

А) поликлиника, санаторий, творчество

В) игла, перо, земля

С) мираж, натюрморт, комиссия

Д) меркнуть, недруг, территория

Е) мираж, каникулы, ровесник

11. Укажите многозначное слово:

А) брошюра

В) каникулы

С) рукав

Д) вестибюль

Е) пиджак

12. Укажите однозначное слово:

А) плыть

В) разбить

С) договор

Д) легкий

Е) тонкий

13. Укажите многозначное слово:

А) стадион

В) полотно

С) натюрморт

Д) экспонат

Е) фестиваль

14. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

А) зеркало, праздник, ручка

В) авеню, ботфорты, жалюзи

С) аккорд, вокализ, девиз

Д) император, кафтан, кашпо

Е) мотоцикл, электровоз, монорельс

15. Укажите слово, имеющее омоним:

А) композитор

В) снег

С) цемент

Д) посол

Е) отель

16. Укажите словосочетания с омонимами:

А) русская печь – побелить печь

В) исполнение мечты – исполнение желаний

С) мечты о мире – мечтать о мире

Д) рубить дрова – дрова для печки

Е) топить печь – топить судно

17. Укажите слово, имеющее омоним:

А) куртка

В) ведро

С) невеста

Д) вилы

Е) лавка

18. Укажите синоним к слову «амбиции»:

А) пассивность

В) мониторинг

С) депортация

Д) самолюбие

Е) депрессия

19. Укажите ряд омонимов:

А) экстренная работа, экстренный вызов

В) новая редакция статьи, редакция газеты

С) лесной ключ, ключ от замка

Д) программа реконструкции города, программа по математике

Е) иглы ежа, хвойные иглы

20. Укажите ряд антонимов:

А) длительный – протяженный

В) осудить – обсудить

С) игнорировать – акцентировать

Д) демократичный – демократический

Е) дрожать – вибрировать

21. Укажите словосочетания с омонимами:

А) пришить пуговицу – пришить воротничок

В) доехать до села – отъехать от села

С) метать петли – метать гранату

Д) мести улицу – мести двор

Е) приезд на побывку – солдат на побывке

22 Укажите ряд омонимов:

А) учебный процесс, процесс в суде

В) памятник письменности, памятник герою

С) изобразительное искусство, искусство плетения кружева

Д) рубка радиста, рубка хвороста

Е) небрежный исполнитель, небрежный почерк

23. Укажите синоним к слову «надежный»:

А) верный, умный

В) преданный, верный

С) терпеливый, дружественный

Д) неутомимый, упорный

Е) талантливый, замечательный

24. Укажите предложение, в котором есть антонимы:

А) Рассказывал он свою историю с жаром, увлекательно.

В) Само сладкое – язык, самое горькое – язык.

С) Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом, победителем.

Д) Беседа с вежливым молодым человеком была живая и увлекательная.

Е) Солнце сияло, светило изо всех сил.

25. Синоним к слову «идентичный»:

А) привилегированный

В) ординарный

С) рентабельный

Д) тождественный

Е) ориентировочный

26. Слово, имеющее омоним:

А) запонка

В) ветер

С) рысь

Д) пиджак

Е) радуга

27. Укажите ряд, в котором нет синонимов:

А) весна, зима, утро, вечер

В) нелепость, вздор, чепуха, ерунда

С) противник, недруг, враг

Д) блестеть, сверкать, сиять.

Е) красный, алый, кумачовый, рубиновый



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок словесности в 6 классе на тему "Мифы и легенды об исчезнувших мирах и цивилизациях"

Автор: Брюховец Ольга Леонидовна

Дата: 11.10.2014

Номер свидетельства: 117992


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства