Урок открытых мыслей (урок литературы в 11 классе по теме «Своеобразие лирического повествования в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник») Используемая технология: диалог искусств на уроках литературы. Ведущий метод: сотрудничество, диалог. Оборудование: мультимедийная доска, видеоролики, презентация к уроку. Использование ТСО: компьютерная презентация. Оформление доски: 1. Дата. 2. Термины: утилитарный (прикладной, практический); урбанизм- направление в искусстве, изображающее жизнь больших современных городов; психологический параллелизм-равнозначность природной жизни и внутренних переживаний человека) Цели: 1.Содействовать воспитанию чувства эстетического наслаждения от литературного произведения и произведений искусства. 2. Продолжить работу по развитию связной речи, ассоциативного мышления. 3. Показать своеобразие рассказа, новизну в изображении психологического состояния человека; увидеть неоднозначность трактовок рассказа. Ход урока I Организационный момент. Сообщение цели и задач урока. Оформление тетради. СЛАЙД 1 II Вступительное слово учителя: На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над рассказом Бунина «Чистый понедельник», обратив особое внимание на своеобразие лирического повествования. III Повторение ранее изученного. Фронтальная беседа по вопросам; Когда было написано это произведение? Какое время показано? В чём состоит смысл названия этого рассказа? Какова главная тема этого рассказа? Идея? (Любовь мимолетна и неуловима. Герои его произведений никогда не обретают вечного счастья, они только могут вкусить запретный плод, насладиться им, а потом лишиться радостей, надежд и даже жизни). Слово учителя: СЛАЙД 2 В искусстве передачи темы любви И.А. Бунин предстает как писатель ошеломительного таланта, как филигранный мастер, психолог, умеющий тонко и точно передавать состояние души влюбленного человека. Писатель умеет так говорить о сложных, откровенных темах, что они ни в коем случае не выглядят пошлыми, а напротив, раскрывают удивительно достоверно самые интимные человеческие переживания. Как же достигается этот результат? В литературоведении этот вопрос обсуждается до сегодняшнего дня. Мы с вами рассмотрим только один из взглядов на эту проблему. IV. Изучение нового материала. Беседа об импрессионизме: Слово учителя: Проза Бунина очень самобытна, ее отличает множество особенностей, но главной особенностью, которая определяет все остальные, является ИМПРЕССИОНИСТИЧНОСТЬ. Это слово происходит от названия направления в искусстве, возникшем в конце XIX века во Франции, а позже, в начале ХХ века, пришедшее и в Россию. Итак, нам предстоит доказать, что это произведение ИМПРЕССИОНИСТИЧНО, что является одним из его его своеобразий. К сегодняшнему уроку некоторые из вас получили индивидуальное задание и подготовили сообщения, которые смогут нам помочь в работе. Слайд 3 Запишите определение импрессионизма в тетрадь. Сообщение учащегося. Слово «импрессионизм» произошло от французского слова «впечатление». Это направление в искусстве, по большей части в живописи, появилось благодаря изобретению фотографии, которая взяла на себя утилитарную (прикладной, практический) функцию запечатления явления или человека. Тогда живописи пришлось искать новые смыслы существования, преимущества относительно фотографии. Художнику-импрессионисту, чтобы создать картину, требуется уловить впечатление от пейзажа, человеческого облика или движения и мгновенно перенести его на полотно. Как действует художник при таком мгновенном впечатлении? На выписывание детали нет времени, поэтому художники-импрессионисты используют легкие мазки, полутона, не цвета, а оттенки. Самыми известными импрессионистами стали во Франции Эдуард Мане, Клод Моне , Огюст Ренуар ,Эдгар Дега, в России - Константин Коровин, Михаил Врубель. СЛАЙДЫ 4, 5, 6, 7, 8 Слово учителя Чтобы получить более полное впечатление от произведений импрессионистов, надо вглядываться в очертания их картин Действительно, многие чувства и эмоции, переживаемые человеком очень трудно уловить и подробно описать. И, пожалуй, самым неуловимым чувством, которым пронизан рассказ И.Бунина «Чистый понедельник, является ЛЮБОВЬ. Попробуем «вглядеться в очертания» лучшего, по заявлению самого писателя, рассказа «Чистый понедельник», вошедшего в сборник «Тёмные аллеи». Видео 1 Слово учителя: А теперь давайте подумаем, в чем особенность Бунина как писателя-импрессиониста. Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, а счастье часто становится недостижимым. "Чистый понедельник" - это рассказ о любви, понимаемой как "некий в высшем напряжённом моменте бытия", который озаряет всю человеческую жизнь. Коков фон, на котором происходят события рассказа? Об этом расскажет нам,,,. Слово учащегося : В начале рассказа перед нами урбанистический (урбанизм- направление в искусстве, изображающее жизнь больших современных городов ) пейзаж Москвы. (Зачитать отрывок рассказа «Темнел московский серый зимний день мутно чернеющие прохожие»). Особенность данного пейзажа в том, что он как кадры кинопленки, ничего не описывается подробно – пейзаж импрессионистичен. За пейзажем следует описание состояния влюбленного человека: «Чем все должно кончиться часом, проведенным возле нее». Это тоже импрессионистское описание. А почему описанию состояния влюбленного предшествует пейзаж? Это не новый прием в литературе, с помощью пейзажа раскрывается состояние героя – психологический параллелизм. Обратимся к героям рассказа. Автор не дает им имен, чтобы придать обобщенный смысл. Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев, а даёт обобщённую, но достаточно яркую картину, что перекликается с принципами импрессионизма. Запишите в тетрадь: Фон, на котором происходят события рассказа, ничего не описывается подробно – пейзаж импрессионистичен. Слово учителя: Загадочным русским характером обладает героиня «Чистого понедельника», которая в рассказе не имеет ни имени, ни истории жизни. Что же составляет секрет её женского обаяния и как этого добивается автор? "И прелести её секрет Разгадке жизни равносилен"... Б. Пастернак Послушаем сообщение, подготовленное учащимся... Сообщение учащегося: В центре повествования - образ героини, "непонятной" рассказчику. Это отражается в широком использовании в тексте рассказа неопределенных местоимений, наречий со значением неизвестности или неожиданности, лексических средств с семантическими компонентами "загадочный, "странный". Средства эти концентрируются в первой части рассказа. Так врывается трагическая нота мотива незнания, непонимания, бесполезности поисков причин и предугадания следствий - непостижимости окружающего мира, своей души и души другого. Образ героини создается при помощи портрета, очень обобщённого, так как портрет - одно из важнейших средств характеристики героя произведения. Внутренняя жизнь героини скрыта от повествователя, в тексте детально описывается ее внешность. Эти описания даются с точки зрения повествователя, они субъективны, динамичны и в то же время включают устойчиво повторяющиеся признаки. В ее облике подчеркивается мотив "восточной" красоты Слайд: "А у нее красота была какая-то индийская, персидская" Слайд "На висках полуколечками загибались к глазам черные лоснящиеся косички, придавая ей вид восточной красавицы" Слайд. Портрет главной героини рассказа связан с особенностями ее внутреннего мира, обращает внимание читателя на те детали внешнего облика, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях героини (это тоже признак импрессионизма). Видео 2 Запишите в тетрадь: детали внешнего облика, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях героини - это тоже признак импрессионизма). В рассказе есть ещё один герой – влюблённый рассказчик. Каково его место в повествовании? Чего достигает Бунин посредством созданного им героя? Выступление учащегося: Главное в характеристике героя - влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность. Бунин использовал художественный своеобразный прием – герой вспоминает о своей возлюбленной: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает. Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то "здесь и сейчас", то "по памяти". Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о наложении перспектив восприятия. Это тоже не противоречит импрессионизму. Запишите в тетрадь: Смена ракурсов приводит к наложению перспектив восприятия. Это тоже черта импрессионизма. Слово учителя: По большому счёту, "Чистый понедельник" - это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России. Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор пишет своеобразный штрих "золотом по бархату" Чём же достигается такое своеобразие лирического повествования в рассказе «Чистый понедельник»? В начале урока мы заявили, что это произведение ИМПРЕССИОНИСТИЧНО. Какие доказательства мы привели? (ЗАЧИТАТЬ). А теперь предлагаю вам самостоятельную работу: Напишите о своём впечатлении от этого рассказа (2 – 3 предложения). Д\З: Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар» «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации… В самом начале урока звучит песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. - Узнали ли вы песню, звучавшую на перемене? Можете ли назвать автора слов, композитора? - Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев. - Чем привлекает вас прослушанная вами песня? (Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу. Всё, о чём бы ни писал Ю Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя). Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их. Знакомство с биографией Ю. Яковлева - Несколько штрихов биографии писателя. Будьте внимательны, так как сразу же прозвучит вопрос по прослушанному материалу. Краткое сообщение Родился Юрий Яковлев 26.06.1922г. в Ленинграде в семье служащего. В 1940г. окончил школу, был призван в армию. Он был участником ВОВ: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г.: создавал как стихи, так и прозаические произведения – рассказы, повести. Беседа по прослушанному материалу - Вопрос на внимание: какую юбилейную дату Юрия Яковлева справляла литературная общественность летом 2002 года? (80-летие) - Мир писателя . Чтобы понять духовный мир талантливого писателя, порой достаточно перечесть его произведения. Я знаю, что из предложенного списка рассказов Ю. Яковлева вы прочли многое. Попробуете 1-2 предложениями сформулировать, о чем же его рассказы? Или о каких людях? (о смелых, благородных, бескорыстных) - Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества: «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье» - В качестве определяющих слов для урока я выбрала «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы? (людьми становятся, а не рождаются). Групповая работа над портретом Васи с последующим обсуждением - Как известно, все мы родом из детства. Яковлев внимательно вглядывался в каждого подростка: « Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек». Мог бы писатель так сказать о герое произведения «Рыцарь Вася» Васе Рыбакове? - А что нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою? (поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором). Задание: выбрать из произведения слова, характеризующие отношение к герою окружающих людей, автора, самооценку героя. Индивидуальная работа экспертам: работа со словами «рыцарь», «благородство» по толковому словарю. Окружающие | Сам Вася | Автор | 1. «Тюфяк» (одноклассники)– Какие этому доказательства? 2. Обжора (одноклассники) 3. «Слон в фарфоровой лавке» (мама) – Понимаете ли смысл этих слов? 4. Толстяк (друг) | - Ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность. - А каким вы представляете себе рыцаря? (рисунки, подготовленные к уроку) | В груди его билось благородное сердце рыцаря. - Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор? - О чем мечтал мальчик? (защищать слабых и обиженных) | Примерные вопросы для обсуждения Слово – экспертам. У слова « рыцарь » - 2 значения: 1. В феодальной Европе – военный человек. 2. Перен. Самоотверженный, благородный человек. - Какое из значений имел в виду автор, вынося в название рассказа слово «рыцарь»? (имя не подходило для рыцаря, да и внешность тоже). - Обратите внимание на рисунки. Определите самый яркий, запоминающийся эпизод по выбранным сюжетам. ( Спасение мальчика ). Каким изображён рыцарь на представленных рисунках? (на коне, в доспехах, вооружён). Что вы знаете о рыцарях Средневековья? - Объясним слово « благородство » (Самоотверженный человек и есть благородный) Чтобы защищать слабых и обиженных, надо меньше всего думать о себе и рисковать собой? Таков ли Вася? ( Вася действовал, как бесстрашный рыцарь: в минуту опасности он совершенно не думал о себе.) Лексическая работа сравнительного характера Индивидуальное задание: - Выписать все глаголы, которые характеризуют действия героя (Раскачивался. Ходил вразвалку. Плелся. С грохотом скатывался. Неуклюже сползал. Тяжело спрыгнул). Что подчёркивается этими глаголами? Остальные: выделить те глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке. (Шагал. Шагнул. Дошел. Схватил. А затем опять: поплелся) - Как называется этот прием и с какой целью автор его использует? (антитеза, чтобы ярче читатели увидели его добрую душу, его готовность к подвигу.) - По композиции эпизод спасения малыша занимает гораздо меньше места. Однако слово «ТЮФЯК» здесь же автор употребляет 7 раз! Почему? (чтобы читатель внутренне не согласился с этим словом). Действительно, поступок человека говорит о многом! 1. Что нужно, чтобы стать рыцарем? (не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, готовность прийти на помощь людям.) 2. Всегда ли мы до конца понимаем тех, кто рядом с нами? Размышление над концовкой рассказа - Согласны ли вы с таким концом? Нет ли внутреннего протеста? (Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя) - Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия? (не ступил бы на лед, трус, лгун, сродни подлецу) - Прав ли Вася, что смолчал о лжи? (С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок.). - На этот раз родители вместе с вами выполняли домашнее задание: книга Ю. Яковлева была выбрана на первом родительском собрании для домашнего чтения. Ю. Яковлев считал себя детским писателем. А вызывает ли интерес его творчество у взрослых читателей? (заслушать 5- 6учащихся: отзывы родителей на произведение Ю. Яковлева). - А теперь я раскрою секрет : произведение написано в 1967 году! - Состарилось ли оно? - Какие произведения не стареют? ( Те, где автор поднимает вечные вопросы, заставляет задуматься об истинных ценностях.) Выводы по уроку - Думаю, что урок открытых мыслей состоялся. Вы показали умение видеть основное в произведении, авторскую позицию, умело высказывали свое мнение о героях рассказа. Размышляли о добре и зле, благородстве и бесчестии. - Поднимитесь те, кому мы должны быть благодарны за сегодняшний урок (поблагодарить ребят за сотрудничество). - Каждое произведение чему-нибудь учит. Домашнее задание -Дома ответить на вопрос: «Какие уроки я получил, читая рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»?» к началу статьи |