kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок с презентацией к уроку по повести И. Бунина Чистый понедельник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытых мыслей по повести И. Бунина "Чистый понедельник" создан по технологии "Диалог искусств на уроках литературы" и предназначен для учащихся 10-х классов. Он включает в себя несколько элементов, одним из которых является презентация "О НЕЙ". Эта презентация включает в себя картины русских и зарубежных импрессионистов, сопровождается музыкой Бетховена. Данный материал помогает полнее раскрыть образ главной героини и, кроме того, что главной особенностью повести, которая определяет все остальные, является импрессионистичность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок открытых мыслей»

Урок открытых мыслей

(урок литературы в 11 классе по теме «Своеобразие лирического повествования в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»)  

Используемая технология: диалог искусств на уроках литературы.

Ведущий метод: сотрудничество, диалог.

Оборудование: мультимедийная доска, видеоролики, презентация к уроку.

Использование ТСО: компьютерная презентация.

Оформление доски:

1. Дата.

2. Термины: утилитарный (прикладной, практический); урбанизм- направление в искусстве, изображающее жизнь больших современных городов; психологический параллелизм-равнозначность природной жизни и внутренних переживаний человека)

Цели:

1.Содействовать воспитанию чувства эстетического наслаждения от литературного произведения и произведений искусства.

2. Продолжить работу по развитию связной речи, ассоциативного мышления.

3. Показать своеобразие рассказа, новизну в изображении психологического состояния человека; увидеть неоднозначность трактовок рассказа.

Ход урока

I Организационный момент. Сообщение цели и задач урока. Оформление тетради. СЛАЙД 1

II Вступительное слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над рассказом Бунина «Чистый понедельник», обратив особое внимание на своеобразие лирического повествования.

III Повторение ранее изученного.

  1. Фронтальная беседа по вопросам;

  1. Когда было написано это произведение? Какое время показано?

  2. В чём состоит смысл названия этого рассказа?

  3. Какова главная тема этого рассказа? Идея? (Любовь мимолетна и неуловима. Герои его произведений никогда не обретают вечного счастья, они только могут вкусить запретный плод, насладиться им, а потом лишиться радостей, надежд и даже жизни).

  1. Слово учителя:

СЛАЙД 2

В искусстве передачи темы любви И.А. Бунин предстает как писатель ошеломительного таланта, как филигранный мастер, психолог, умеющий тонко и точно передавать состояние души влюбленного человека. Писатель умеет так говорить о сложных, откровенных темах, что они ни в коем случае не выглядят пошлыми, а напротив, раскрывают удивительно достоверно самые интимные человеческие переживания.

Как же достигается этот результат?

В литературоведении этот вопрос обсуждается до сегодняшнего дня. Мы с вами рассмотрим только один из взглядов на эту проблему.

IV. Изучение нового материала.

  1. Беседа об импрессионизме:

Слово учителя:

Проза Бунина очень самобытна, ее отличает множество особенностей, но главной особенностью, которая определяет все остальные, является ИМПРЕССИОНИСТИЧНОСТЬ. Это слово происходит от названия направления в искусстве, возникшем в конце XIX века во Франции, а позже, в начале ХХ века, пришедшее и в Россию.

Итак, нам предстоит доказать, что это произведение ИМПРЕССИОНИСТИЧНО, что является

одним из его его своеобразий.

К сегодняшнему уроку некоторые из вас получили индивидуальное задание и подготовили сообщения, которые смогут нам помочь в работе.

Слайд 3 Запишите определение импрессионизма в тетрадь.

Сообщение учащегося.

Слово «импрессионизм» произошло от французского слова «впечатление». Это направление в искусстве, по большей части в живописи, появилось благодаря изобретению фотографии, которая взяла на себя утилитарную (прикладной, практический) функцию запечатления явления или человека.
Тогда живописи пришлось искать новые смыслы существования, преимущества относительно фотографии. Художнику-импрессионисту, чтобы создать картину, требуется уловить впечатление от пейзажа, человеческого облика или движения и мгновенно перенести его на полотно. Как действует художник при таком мгновенном впечатлении? На выписывание детали нет времени, поэтому художники-импрессионисты используют легкие мазки, полутона, не цвета, а оттенки.

Самыми известными импрессионистами стали во Франции Эдуард Мане, Клод Моне , Огюст Ренуар ,Эдгар Дега, в России - Константин Коровин, Михаил Врубель.

СЛАЙДЫ 4, 5, 6, 7, 8

Слово учителя

Чтобы получить более полное впечатление от произведений импрессионистов, надо вглядываться в очертания их картин

Действительно, многие чувства и эмоции, переживаемые человеком очень трудно уловить и подробно описать. И, пожалуй, самым неуловимым чувством, которым пронизан рассказ И.Бунина «Чистый понедельник, является ЛЮБОВЬ. Попробуем «вглядеться в очертания» лучшего, по заявлению самого писателя, рассказа «Чистый понедельник», вошедшего в сборник «Тёмные аллеи».

Видео 1

Слово учителя:
А теперь давайте подумаем, в чем особенность Бунина как писателя-импрессиониста. Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, а счастье часто становится недостижимым. "Чистый понедельник" - это рассказ о любви, понимаемой как "некий в высшем напряжённом моменте бытия", который озаряет всю человеческую жизнь.

Коков фон, на котором происходят события рассказа? Об этом расскажет нам,,,.

Слово учащегося :

В начале рассказа перед нами урбанистический (урбанизм- направление в искусстве, изображающее жизнь больших современных городов ) пейзаж Москвы. (Зачитать отрывок рассказа «Темнел московский серый зимний день мутно чернеющие прохожие»). Особенность данного пейзажа в том, что он как кадры кинопленки, ничего не описывается подробно – пейзаж импрессионистичен. За пейзажем следует описание состояния влюбленного человека: «Чем все должно кончиться часом, проведенным возле нее». Это тоже импрессионистское описание.

А почему описанию состояния влюбленного предшествует пейзаж? Это не новый прием в литературе, с помощью пейзажа раскрывается состояние героя – психологический параллелизм.

Обратимся к героям рассказа. Автор не дает им имен, чтобы придать обобщенный смысл. Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев, а даёт обобщённую, но достаточно яркую картину, что перекликается с принципами импрессионизма.

Запишите в тетрадь: Фон, на котором происходят события рассказа, ничего не описывается подробно – пейзаж импрессионистичен.

Слово учителя:

Загадочным русским характером обладает героиня «Чистого понедельника», которая в рассказе не имеет ни имени, ни истории жизни.

Что же составляет секрет её женского обаяния и как этого добивается автор?

"И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен"...
Б. Пастернак

Послушаем сообщение, подготовленное учащимся...

Сообщение учащегося:

В центре повествования - образ героини, "непонятной" рассказчику. Это отражается в широком использовании в тексте рассказа неопределенных местоимений, наречий со значением неизвестности или неожиданности, лексических средств с семантическими компонентами "загадочный, "странный". Средства эти концентрируются в первой части рассказа. Так врывается трагическая нота мотива незнания, непонимания, бесполезности поисков причин и предугадания следствий - непостижимости окружающего мира, своей души и души другого. Образ героини создается при помощи портрета, очень обобщённого, так как портрет - одно из важнейших средств характеристики героя произведения.

Внутренняя жизнь героини скрыта от повествователя, в тексте детально описывается ее внешность. Эти описания даются с точки зрения повествователя, они субъективны, динамичны и в то же время включают устойчиво повторяющиеся признаки. В ее облике подчеркивается мотив "восточной" красоты Слайд: "А у нее красота была какая-то индийская, персидская" Слайд

"На висках полуколечками загибались к глазам черные лоснящиеся косички, придавая ей вид восточной красавицы" Слайд.

Портрет главной героини рассказа связан с особенностями ее внутреннего мира, обращает внимание читателя на те детали внешнего облика, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях героини (это тоже признак импрессионизма).

Видео 2

Запишите в тетрадь: детали внешнего облика, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях героини - это тоже признак импрессионизма).

В рассказе есть ещё один герой – влюблённый рассказчик. Каково его место в повествовании? Чего достигает Бунин посредством созданного им героя?

Выступление учащегося:

Главное в характеристике героя -  влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность.

Бунин использовал художественный своеобразный прием – герой вспоминает о своей возлюбленной: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает. Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то "здесь и сейчас", то "по памяти". Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о наложении перспектив восприятия. Это тоже не противоречит импрессионизму.

Запишите в тетрадь: Смена ракурсов приводит к наложению перспектив восприятия. Это тоже черта импрессионизма.

Слово учителя:

По большому счёту, "Чистый понедельник" - это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России. Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор пишет своеобразный штрих "золотом по бархату"


Чём же достигается такое своеобразие лирического повествования в рассказе «Чистый понедельник»?

В начале урока мы заявили, что это произведение ИМПРЕССИОНИСТИЧНО. Какие доказательства мы привели? (ЗАЧИТАТЬ).

А теперь предлагаю вам самостоятельную работу: Напишите о своём впечатлении от этого рассказа (2 – 3 предложения).

Д\З:

Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар» «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

















В самом начале урока звучит песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

- Узнали ли вы песню, звучавшую на перемене? Можете ли назвать автора слов, композитора?

- Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев.

- Чем привлекает вас прослушанная вами песня?

(Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу. Всё, о чём бы ни писал Ю Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя).

Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.

Знакомство с биографией Ю. Яковлева

- Несколько штрихов биографии писателя. Будьте внимательны, так как сразу же прозвучит вопрос по прослушанному материалу.

Краткое сообщение

Родился Юрий Яковлев 26.06.1922г. в Ленинграде в семье служащего. В 1940г. окончил школу, был призван в армию. Он был участником ВОВ: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г.: создавал как стихи, так и прозаические произведения – рассказы, повести.

Беседа по прослушанному материалу

- Вопрос на внимание: какую юбилейную дату Юрия Яковлева справляла литературная общественность летом 2002 года? (80-летие)

- Мир писателя . Чтобы понять духовный мир талантливого писателя, порой достаточно перечесть его произведения. Я знаю, что из предложенного списка рассказов Ю. Яковлева вы прочли многое. Попробуете 1-2 предложениями сформулировать, о чем же его рассказы? Или о каких людях? (о смелых, благородных, бескорыстных)

- Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества:

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то

удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым –

счастье»

- В качестве определяющих слов для урока я выбрала «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»

Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы? (людьми становятся, а не рождаются).

Групповая работа над портретом Васи с последующим обсуждением

- Как известно, все мы родом из детства. Яковлев внимательно вглядывался в каждого подростка: « Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек». Мог бы писатель так сказать о герое произведения «Рыцарь Вася» Васе Рыбакове?

- А что нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою? (поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором).

Задание: выбрать из произведения слова, характеризующие отношение к герою окружающих людей, автора, самооценку героя. Индивидуальная работа экспертам: работа со словами «рыцарь», «благородство» по толковому словарю.

 

Окружающие

Сам Вася

Автор

1. «Тюфяк» (одноклассники)– Какие этому доказательства? 2. Обжора (одноклассники) 3. «Слон в фарфоровой лавке» (мама) – Понимаете ли смысл этих слов? 4. Толстяк (друг)

- Ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность. - А каким вы представляете себе рыцаря? (рисунки, подготовленные к уроку)  

В груди его билось благородное сердце рыцаря. - Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор? - О чем мечтал мальчик? (защищать слабых и обиженных)

 

Примерные вопросы для обсуждения

Слово – экспертам.

У слова « рыцарь » - 2 значения:

1. В феодальной Европе – военный человек.

2. Перен. Самоотверженный, благородный человек.

- Какое из значений имел в виду автор, вынося в название рассказа слово «рыцарь»? (имя не подходило для рыцаря, да и внешность тоже).

- Обратите внимание на рисунки. Определите самый яркий, запоминающийся эпизод по выбранным сюжетам. ( Спасение мальчика ). Каким изображён рыцарь на представленных рисунках? (на коне, в доспехах, вооружён). Что вы знаете о рыцарях Средневековья?

- Объясним слово « благородство » (Самоотверженный человек и есть благородный)

Чтобы защищать слабых и обиженных, надо меньше всего думать о себе и рисковать собой? Таков ли Вася? ( Вася действовал, как бесстрашный рыцарь: в минуту опасности он совершенно не думал о себе.)

Лексическая работа сравнительного характера

Индивидуальное задание:

- Выписать все глаголы, которые характеризуют действия героя

(Раскачивался. Ходил вразвалку. Плелся. С грохотом скатывался. Неуклюже сползал. Тяжело спрыгнул). Что подчёркивается этими глаголами?

Остальные: выделить те глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке. (Шагал. Шагнул. Дошел. Схватил. А затем опять: поплелся)

- Как называется этот прием и с какой целью автор его использует? (антитеза, чтобы ярче читатели увидели его добрую душу, его готовность к подвигу.)

- По композиции эпизод спасения малыша занимает гораздо меньше места.

Однако слово «ТЮФЯК» здесь же автор употребляет 7 раз! Почему? (чтобы читатель внутренне не согласился с этим словом).

Действительно, поступок человека говорит о многом!

1. Что нужно, чтобы стать рыцарем? (не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, готовность прийти на помощь людям.)

2. Всегда ли мы до конца понимаем тех, кто рядом с нами?

Размышление над концовкой рассказа

- Согласны ли вы с таким концом? Нет ли внутреннего протеста?

(Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)

- Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия?

(не ступил бы на лед, трус, лгун, сродни подлецу)

- Прав ли Вася, что смолчал о лжи?

(С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок.).

- На этот раз родители вместе с вами выполняли домашнее задание: книга

Ю. Яковлева была выбрана на первом родительском собрании для домашнего чтения.

Ю. Яковлев считал себя детским писателем. А вызывает ли интерес его творчество у взрослых читателей? (заслушать 5- 6учащихся: отзывы родителей на произведение Ю. Яковлева).

- А теперь я раскрою секрет : произведение написано в 1967 году!

- Состарилось ли оно?

- Какие произведения не стареют? ( Те, где автор поднимает вечные вопросы, заставляет задуматься об истинных ценностях.)

Выводы по уроку

- Думаю, что урок открытых мыслей состоялся. Вы показали умение видеть основное в произведении, авторскую позицию, умело высказывали свое мнение о героях рассказа. Размышляли о добре и зле, благородстве и бесчестии.

- Поднимитесь те, кому мы должны быть благодарны за сегодняшний урок (поблагодарить ребят за сотрудничество).

- Каждое произведение чему-нибудь учит.

Домашнее задание

-Дома ответить на вопрос: «Какие уроки я получил, читая рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»?»

к началу статьи

Психология | Дошкольное воспитание | Управление образованием |



Просмотр содержимого презентации
«Бунин Чистый понедельник»

Своеобразие лирического повествования  в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Своеобразие лирического повествования в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Благодарю Бога, что он позволил написать мне «Чистый понедельник»

Благодарю Бога, что он позволил написать мне «Чистый понедельник»

Импрессионизм – это направление в искусстве конца 19 – начала 20 веков, утверждающее главной задачей художественного творчества выражение субъективных впечатлений художника от  явлений действительности.

Импрессионизм – это направление в искусстве конца 19 – начала 20 веков, утверждающее главной задачей художественного творчества выражение субъективных впечатлений художника от

явлений действительности.

Эдуард Мане  «Завтрак на траве» Написав поэму «Двенадцать». Блок воскликнул: «Сегодня я - гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью », - утверждал поэт

Эдуард Мане «Завтрак на траве»

Написав поэму «Двенадцать». Блок воскликнул: «Сегодня я - гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью », - утверждал поэт

Клод Моне «Восход солнца»

Клод Моне

«Восход солнца»

Огюст Ренуар  портрет Жанны Самари «Двенадцать» - эпическая поэма , как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.  Л. Горелов: «Поэма Блока состоит из массы мелких деталей-за­рисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати».

Огюст Ренуар портрет Жанны Самари

«Двенадцать» - эпическая поэма , как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Л. Горелов: «Поэма Блока состоит из массы мелких деталей-за­рисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати».

Эдгар Дега  «Голубые танцовщицы» Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», - резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

Основа содержания поэмы −

«буря» в море жизни. Строя ее

сюжет, Блок широко

использует прием контраста:

«Черный вечер./Белый

снег…», - резкое

противопоставление двух

миров – «черного» и «белого»,

старого и нового.

Михаил Врубель  «Царевна-лебедь»  . Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий - 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами. Т.е. – поэма представляет собой единое целое, как во внешнем, так и внутреннем своем содержании.

Михаил Врубель «Царевна-лебедь»

.

Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий - 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами. Т.е. – поэма представляет собой единое целое, как во внешнем, так и внутреннем своем содержании.

Константин Коровин  портрет Шаляпина

Константин Коровин портрет Шаляпина

В ее облике подчеркивается мотив

В ее облике подчеркивается мотив "восточной" красоты…

Ветер, вьюга, снег - постоянные блоковские мотивы; символика цвета «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.

А у нее красота была какая-то индийская, персидская В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

А у нее красота была какая-то индийская, персидская

В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

" На висках полуколечками загибались к глазам черные лоснящиеся косички, придавая ей вид восточной красавицы".

«Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преем­ственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

«Когда я кончил, Я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожа­лению, Христос». Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.

Домашнее задание  Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар» «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации… Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.  Прежде всего, «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с раз­ностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар» «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок.

В поэме и звучит эта музыка.

Прежде всего, «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с раз­ностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

СПАСИБО ЗА УРОК!   В поэме звучат интонации марша: В очи бьется   Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот - проснется Лютый враг. (гл.ll)  Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое а дальше - пошел разгул: Нe слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового ­ Гуляй, ребята, без вина!  Часто встречается частушечный мотив: Запирайте етажи! Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба ­- Гуляет нынче голытьба!  Прямо процитирована революционная песня: Вперед, вперед, Рабочий народ!  Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредитель­ному Собранию!», доносятся обрывки разговоров: … И у нас было собрание ... ... Вот в этом здании ...  Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах­-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.

СПАСИБО ЗА УРОК!

В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Вот - проснется

Лютый враг. (гл.ll)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое а дальше - пошел разгул:

Нe слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового ­

Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи!

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба ­-

Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредитель­ному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:

… И у нас было собрание ...

... Вот в этом здании ...

Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах­-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок с презентацией к уроку по повести И. Бунина Чистый понедельник

Автор: Яркина Татьяна Александровна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145260


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства