И.С. Нинитин
Русь Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше тёмных туч, Цепи гор стоят Великанами. По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. Посмотрю на юг — Нивы зрелые, Что камыш густой, Тихо движутся; Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается. Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится; Подымает грудь Море синее, И горами лёд Ходит по морю; И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную... Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная! Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася! У тебя ли нет Поля чистого, Где б разгул нашла Воля смелая? У тебя ли нет Про запас казны, Для друзей — стола, Меча — недругу? У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой, Громких подвигов? Перед кем себя Ты унизила? Кому в чёрный день Низко кланялась? На полях своих, Под курганами, Положила ты Татар полчища. Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок Ляху гордому. И давно ль было, Когда с Запада Облегла тебя Туча тёмная? Под грозой её Леса падали, Мать сыра-земля Колебалася, И зловещий дым От горевших сёл Высоко вставал Чёрным облаком! Но лишь кликнул царь Свой народ на брань — Вдруг со всех концов Поднялася Русь. Собрала детей, Стариков и жён, Приняла гостей На кровавый пир. И в глухих степях, Под сугробами, Улеглися спать Гости навеки. Хоронили их Вьюги снежные, Бури севера О них плакали!.. И теперь среди Городов твоих Муравьём кишит Православный люд. По седым морям Из далёких стран На поклон к тебе Корабли идут. И поля цветут, И леса шумят, И лежат в земле Груды золота. И во всех концах Света белого Про тебя идёт Слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову! 1851 |
Стихотворение звучит на фоне музыки.
Учитель: Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная сторона.
К земле русской , к русскому народу обращены все помыслы, все чувства русских поэтов и писателей.
Николай Алексеевич Некрасов (1821 -1877) в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает Русь в дореформенный и пореформенный период.
Тема урока: «Дореформенная и пореформенная Русь в поэме».
Обучающая: рассмотреть, что представляла собой Россия до и после крестьянской реформы 1861 года в поэме Н.А. Некрасова.
Развивающая: дальнейшее формирование навыков анализа художественного произведения.
Воспитательная: воспитание чувства патриотизма.
Слово учителя.
Россия, земля русская – это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ.
Внешним организующим началом некрасовской эпопеи стала дорога, что традиционно для русской литературы.
Вспомним
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина,
«Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина,
«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,
«Мертвые души» Н.В. Гоголя.
Мотив дороги служит не только связующим началом между отдельными частями произведения, но и дает возможность соединить воедино картины прошлого, настоящего и будущего.
Обратимся к крепостному прошлому нашей Родины.
Историческую справку о крепостном праве подготовил Шевченко Олег.
Историческая справка. Крепостные крестьяне.
Вот живет помещик, владеет огромным наделом земли. На его земле жили крестьяне со своими семьями. Но земельного участка у крестьянина нет. Где же крестьянину сажать посевы, чтобы собрать урожай и накормить свою семью? Приходилось идти с поклоном к богатому соседу, помещику, чтобы тот выделил небольшой надел для крестьянина. Но за то, что помещик дал небольшой надел, крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика. Крестьяне были как рабы – выполняли весь тяжелый труд в доме помещика. Такая тяжелая, принудительная работа на помещика – называлась барщина
Но не только барщину приходилось отрабатывать крестьянам, была еще одна повинность – обязан крестьянин отнести часть своего урожая помещику. Такая повинность называлась– оброк.
Так, крестьяне становились зависимыми, крепостными – то есть жили на земле помещика и, чтобы выжить, вынуждены нести тяжкие повинности – барщину и оброк. Жизнь крестьян была бесправная, тяжелая.
Учитель:
– Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам?
Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них, и требовали у царя ввести новый закон, по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать своим хозяевам. Царь Алексей Михайлович издал новый сборник законов в 1649 году. Он назывался – соборное уложение. По этому закону, беглых крестьян могли искать вечно! Так, с принятием этого закона, крестьяне навсегда потеряли свою свободу, стали рабами своих хозяев по закону.
Учитель:
Картины крепостного права в поэме
Н.А. Некрасова в полной мере представлены в главе «Последыш».
Каковы крепостные устои?
Какова жизнь крестьянина?
Каков русский барин?
Ученик: Вот его портрет:
Помещик наш особенный,
Богатство непомерное,
Чин важный, род вельможный,
Весь век чудил, дурил…
Худой, как зайцы зимние,
Весь бел, и шапка белая…
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И – разные глаза:
Один здоровый - светится,
А левый – мутный, пасмурный,
Как оловянный грош.
Его привычка к роскоши сохранилась: вокруг него все домочадцы: сыновья, невестки, внучата малые. Гремит музыка. Утятина, услышавшего о переменах, удар хватил. Наследники обещали крестьянам хорошее вознаграждение, если те потерпят немного причуды барина, сделав вид, что крестьяне по-прежнему принадлежат помещику.
Вот он и чудит… Осматривает покосы, отчитывает крестьян, если что не так:
Нашел, что сено мокрое,
Вспылил: «Добро господское
Гноить?
Я, вас, мошенников,
Самих сгною на барщине…»
Сенцо же было «сухим - сухохонько».
Не отличается Утятин и высокой нравственностью:
…У князя в Питере
Три дочери побочные
За генералов выданы…
Учитель:
Забавы русского барина-крепостника всегда отличались бескрайней выдумкой.
Вспомним роман (повесть) А.С. Пушкина «Дубровский», где Троекуров Кирила Петрович держал в одной из комнат для потехи медведя.
Забавляется и Утятин. Как?
Ученик: Его верный, преданный барину слуга Ипат с детства терпит от барина унижения и издевательства.
«Как был я мал, наш князюшка
Меня рукою собственной
В тележку зяпрягал;
Достиг я резвой младости:
Приехал в отпуск князюшка
И, подгулявши, выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!
Да как чудно! Две проруби:
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет —
И водки поднесет.
Клониться стал я к старости.
Зимой дороги узкие,
Так часто с князем, ездили
Мы гусем в пять коней.
Однажды князь — затейник же! —
И посади фалетуром
Меня, раба последнего.
Со скрипкой — впереди.
Любил он крепко музыку.
„Играй, Ипат!“ А кучеру
Кричит: „пошел живей!“
Метель была изрядная,
Играл я: руки заняты,
А лошадь спотыкливая —
Свалился я с нее!
Ну, сани, разумеется,
Через меня проехали,
Попридавили грудь.
Ученик: Приказы барина, как водится, не обсуждаются. Их нужно выполнять. Беспрекословно.
Климка Лавин. исполняя роль бурмистра, доложил барину,
Что у вдовы Терентьевны
Избенка развалилася,
Что баба побирается
Христовым подаянием,
Так барин приказал:
На той вдове Терентьевой
Женить Гаврилу Жохова,
Избу поправить заново,
Чтоб жили в ней, плодилися
И правили тягло!»
А той вдове — под семьдесят,
А жениху — шесть лет!
Ну, хохот, разумеется!..
Другой приказ: «Коровушки
Вчера гнались до солнышка
Близ барского двора
И так мычали, глупые,
Что разбудили барина, —
Так пастухам приказано
Впредь унимать коров!»
Опять смеется вотчина.
«А что смеетесь? Всякие
Бывают приказания:
Сидел на губернаторстве
В Якутске генерал.
Так на́ кол тот коровушек
Сажал! Долгонько слушались
Весь город разукрасили.
Как Питер монументами,
Казненными коровами,
Пока не догадалися,
Что спятил он с ума!»
Еще приказ: «У сторожа,
У ундера Софронова,
Собака непочтительна:
Залаяла на барина,
Так ундера прогнать,
А сторожем к помещичьей
Усадьбе назначается
Еремка!..» Покатилися
Опять крестьяне со смеху…
Ученик: «События главы Последыш» разворачиваются на Волге. Народ здесь богатырь. Страда сенокосная показывает крестьянина-труженика, сильного, мощного, проворного.
Николай Алексеевич любуется народом, но в то же время знакомит с разными типами. Своеобразны характеры Ипата, Климки Лавина, Агапа Петрова, седого мужика Власа.
Кого же нам и слушаться?
Кого любить? надеяться
Крестьянству на кого?
Бедами упиваемся,
Слезами умываемся,
Куда нам бунтовать?
Всё ваше, всё господское —
Домишки наши ветхие,
И животишки хворые,
И сами — ваши мы!
Зерно, что в землю брошено,
И овощь огородная,
И волос на нечесаной
Мужицкой голове —
Все ваше, все господское!
В могилках наши прадеды,
На печках деды старые
И в зыбках дети малые —
Все ваше, все господское!
А мы, как рыба в неводе,
Хозяева в дому!»
Хранители! радетели!
И мир давно бы рушился
Без разума господского,
Без нашей простоты!
Вам на роду написано
Блюсти крестьянство глупое,
А нам работать, слушаться,
Молиться за господ
*«…мужику у барина
До светопредставления
Зажату быть в горсти…»
Учитель: Как изобразил Н.А. Некрасов помещиков?
Ученик: Помещики изображены сатирически. К крестьянам они относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни.
Учитель: С какими произведениями, рассказывающими о крепостной действительности, вы знакомились ранее на уроках?
Ученик: О жизни крепостной России мы читали в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», романе А.С. Пушкина «Дубровский».
Учитель: Крестьянская реформа должна была освободить крестьян, облегчить их жизнь.
Историческую справку представляют ученики.
В пореформенной России помещики сохранили господствующее положение, а крестьяне страдали под гнетом многочисленных пережитков.
Судьбы крестьян поражают своей трагичностью. Но Некрасов отмечает, что крестьянство начинает стряхивать с себя «сон вековой».
Сообщения учеников о Ермиле Гирине.
Не все между мучинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб.
Все указывают на счастливую Матрену Тимофеевну Корчагину.
Сообщение о ней.
Выводы:
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова.
Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов.
«Вся Россия явилась в нем».
Тест по поэме (прилагается).
Проект «Счастливая Россия» (Ученики пишут проект при наличии времени на уроке (групповой метод) либо можно дать заранее задание на дом).
Какие реформы нужны России, чтобы вы были счастливы?
Подведение итогов урока.
Выставление оценок
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору учащихся
5