kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок с презентацией «Дореформенная и пореформенная Русь в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с презентацией «Дореформенная и пореформенная Русь в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"».

  • Цели урока:

Обучающая: рассмотреть, что представляла собой Россия до и после крестьянской реформы 1861 года в поэме Н.А. Некрасова.

Развивающая: дальнейшее формирование навыков анализа художественного произведения.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НЕКР ОКР УР КОНСПЕКТ»


И.С. Нинитин

Русь

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.


И на гранях их,

Выше тёмных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.


По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.


Посмотрю на юг —

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;


Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.


Гляну к северу —

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;


Подымает грудь

Море синее,

И горами лёд

Ходит по морю;


И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную...


Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!


Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!


У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?


У тебя ли нет

Про запас казны,

Для друзей — стола,

Меча — недругу?


У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?


Перед кем себя

Ты унизила?

Кому в чёрный день

Низко кланялась?


На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.


Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому.


И давно ль было,

Когда с Запада

Облегла тебя

Туча тёмная?


Под грозой её

Леса падали,

Мать сыра-земля

Колебалася,


И зловещий дым

От горевших сёл

Высоко вставал

Чёрным облаком!


Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань —

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.


Собрала детей,

Стариков и жён,

Приняла гостей

На кровавый пир.


И в глухих степях,

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.


Хоронили их

Вьюги снежные,

Бури севера

О них плакали!..


И теперь среди

Городов твоих

Муравьём кишит

Православный люд.


По седым морям

Из далёких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.


И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.


И во всех концах

Света белого

Про тебя идёт

Слава громкая.


Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,


Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

1851







Стихотворение звучит на фоне музыки.

Учитель: Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная сторона.

К земле русской , к русскому народу обращены все помыслы, все чувства русских поэтов и писателей.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 -1877) в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает Русь в дореформенный и пореформенный период.

Тема урока: «Дореформенная и пореформенная Русь в поэме».



  • Цели урока:

Обучающая: рассмотреть, что представляла собой Россия до и после крестьянской реформы 1861 года в поэме Н.А. Некрасова.

Развивающая: дальнейшее формирование навыков анализа художественного произведения.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма.

  1. Слово учителя.

Россия, земля русская – это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ.

Внешним организующим началом некрасовской эпопеи стала дорога, что традиционно для русской литературы.

Вспомним

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина,

«Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина,

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,

«Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Мотив дороги служит не только связующим началом между отдельными частями произведения, но и дает возможность соединить воедино картины прошлого, настоящего и будущего.

Обратимся к крепостному прошлому нашей Родины.

  1. Историческую справку о крепостном праве подготовил Шевченко Олег.

Историческая справка. Крепостные крестьяне.

Вот живет помещик, владеет огромным наделом земли. На его земле жили крестьяне со своими семьями. Но земельного участка у крестьянина нет. Где же крестьянину сажать посевы, чтобы собрать урожай и накормить свою семью? Приходилось идти с поклоном к богатому соседу, помещику, чтобы тот выделил небольшой надел для крестьянина. Но за то, что помещик дал небольшой надел, крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика. Крестьяне были как рабы – выполняли весь тяжелый труд в доме помещика. Такая тяжелая, принудительная работа на помещика – называлась барщина

Но не только барщину приходилось отрабатывать крестьянам, была еще одна повинность – обязан крестьянин отнести часть своего урожая помещику. Такая повинность называлась– оброк.

Так, крестьяне становились зависимыми, крепостными – то есть жили на земле помещика и, чтобы выжить, вынуждены нести тяжкие повинности – барщину и оброк. Жизнь крестьян была бесправная, тяжелая.

Учитель:

– Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам?

Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них, и требовали у царя ввести новый закон, по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать своим хозяевам. Царь Алексей Михайлович издал новый сборник законов в 1649 году. Он назывался – соборное уложение. По этому закону, беглых крестьян могли искать вечно! Так, с принятием этого закона, крестьяне навсегда потеряли свою свободу, стали рабами своих хозяев по закону.

Учитель:

  1. Картины крепостного права в поэме
    Н.А. Некрасова в полной мере представлены в главе «Последыш».

  1. Каковы крепостные устои?

  2. Какова жизнь крестьянина?

  3. Каков русский барин?

Ученик: Вот его портрет:

Помещик наш особенный,

Богатство непомерное,

Чин важный, род вельможный,

Весь век чудил, дурил…

Худой, как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая…

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза:

Один здоровый - светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош.

Его привычка к роскоши сохранилась: вокруг него все домочадцы: сыновья, невестки, внучата малые. Гремит музыка. Утятина, услышавшего о переменах, удар хватил. Наследники обещали крестьянам хорошее вознаграждение, если те потерпят немного причуды барина, сделав вид, что крестьяне по-прежнему принадлежат помещику.

Вот он и чудит… Осматривает покосы, отчитывает крестьян, если что не так:

Нашел, что сено мокрое,

Вспылил: «Добро господское

Гноить?

Я, вас, мошенников,

Самих сгною на барщине…»

Сенцо же было «сухим - сухохонько».

Не отличается Утятин и высокой нравственностью:

…У князя в Питере

Три дочери побочные

За генералов выданы…

Учитель:

Забавы русского барина-крепостника всегда отличались бескрайней выдумкой.

Вспомним роман (повесть) А.С. Пушкина «Дубровский», где Троекуров Кирила Петрович держал в одной из комнат для потехи медведя.

Забавляется и Утятин. Как?

Ученик: Его верный, преданный барину слуга Ипат с детства терпит от барина унижения и издевательства.

«Как был я мал, наш князюшка
Меня рукою собственной
В тележку зяпрягал;
Достиг я резвой младости:
Приехал в отпуск князюшка
И, подгулявши, выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!
Да как чудно! Две проруби:
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет —
И водки поднесет.
Клониться стал я к старости.
Зимой дороги узкие,
Так часто с князем, ездили
Мы гусем в пять коней.
Однажды князь — затейник же! —
И посади фалетуром
Меня, раба последнего.
Со скрипкой — впереди.
Любил он крепко музыку.
„Играй, Ипат!“ А кучеру
Кричит: „пошел живей!“
Метель была изрядная,
Играл я: руки заняты,
А лошадь спотыкливая —
Свалился я с нее!
Ну, сани, разумеется,
Через меня проехали,
Попридавили грудь.

Ученик: Приказы барина, как водится, не обсуждаются. Их нужно выполнять. Беспрекословно.

Климка Лавин. исполняя роль бурмистра, доложил барину,

Что у вдовы Терентьевны
Избенка развалилася,
Что баба побирается
Христовым подаянием,
Так барин приказал:
На той вдове Терентьевой
Женить Гаврилу Жохова,
Избу поправить заново,
Чтоб жили в ней, плодилися
И правили тягло!»
А той вдове — под семьдесят,
А жениху — шесть лет!
Ну, хохот, разумеется!..
Другой приказ: «Коровушки
Вчера гнались до солнышка
Близ барского двора
И так мычали, глупые,
Что разбудили барина, —
Так пастухам приказано
Впредь унимать коров!»
Опять смеется вотчина.
«А что смеетесь? Всякие
Бывают приказания:




Сидел на губернаторстве
В Якутске генерал.
Так на́ кол тот коровушек
Сажал! Долгонько слушались
Весь город разукрасили.
Как Питер монументами,
Казненными коровами,
Пока не догадалися,
Что спятил он с ума!»
Еще приказ: «У сторожа,
У ундера Софронова,
Собака непочтительна:
Залаяла на барина,
Так ундера прогнать,
А сторожем к помещичьей
Усадьбе назначается
Еремка!..» Покатилися
Опять крестьяне со смеху…





Ученик: «События главы Последыш» разворачиваются на Волге. Народ здесь богатырь. Страда сенокосная показывает крестьянина-труженика, сильного, мощного, проворного.

Николай Алексеевич любуется народом, но в то же время знакомит с разными типами. Своеобразны характеры Ипата, Климки Лавина, Агапа Петрова, седого мужика Власа.

Кого же нам и слушаться?
Кого любить? надеяться
Крестьянству на кого?
Бедами упиваемся,
Слезами умываемся,
Куда нам бунтовать?
Всё ваше, всё господское —
Домишки наши ветхие,
И животишки хворые,
И сами — ваши мы!
Зерно, что в землю брошено,
И овощь огородная,
И волос на нечесаной
Мужицкой голове —
Все ваше, все господское!
В могилках наши прадеды,
На печках деды старые
И в зыбках дети малые —
Все ваше, все господское!
А мы, как рыба в неводе,
Хозяева в дому!»    

Хранители! радетели!
И мир давно бы рушился
Без разума господского,
Без нашей простоты!
Вам на роду написано
Блюсти крестьянство глупое,
А нам работать, слушаться,
Молиться за господ

*«…мужику у барина

До светопредставления

Зажату быть в горсти…»

Учитель: Как изобразил Н.А. Некрасов помещиков?

Ученик: Помещики изображены сатирически. К крестьянам они относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни.

Учитель: С какими произведениями, рассказывающими о крепостной действительности, вы знакомились ранее на уроках?

Ученик: О жизни крепостной России мы читали в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», романе А.С. Пушкина «Дубровский».



  1. Учитель: Крестьянская реформа должна была освободить крестьян, облегчить их жизнь.

Историческую справку представляют ученики.

В пореформенной России помещики сохранили господствующее положение, а крестьяне страдали под гнетом многочисленных пережитков.

Судьбы крестьян поражают своей трагичностью. Но Некрасов отмечает, что крестьянство начинает стряхивать с себя «сон вековой».

Сообщения учеников о Ермиле Гирине.

Не все между мучинами

Отыскивать счастливого,

Пощупаем-ка баб.

Все указывают на счастливую Матрену Тимофеевну Корчагину.

Сообщение о ней.

  1. Выводы:

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова.

Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов.

«Вся Россия явилась в нем».

  1. Тест по поэме (прилагается).

  2. Проект «Счастливая Россия» (Ученики пишут проект при наличии времени на уроке (групповой метод) либо можно дать заранее задание на дом).

Какие реформы нужны России, чтобы вы были счастливы?

  1. Подведение итогов урока.

  2. Выставление оценок

  3. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору учащихся





5


Просмотр содержимого документа
«Тест Кому на Руси жить хорошо»

Тест по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  1. Произведение «Кому на Руси жить хорошо»

а) роман-эпопея

б) рассказ-эпопея

в) поэма-эпопея

г) повесть-эпопея

2. Какую деревню не упомянули В «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

а) Заплатово

б) Дырявино

в) Неурожайка

г) Безруково

3. Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

а) счастливого

б) богатого

в) ученого

г) убогого

4. Кто из живого мира подарил скатерть-самобранку?

а) лисица

б) волк

в) пеночка

г) синичка

5. Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»?

а) помещик Оболт-Оболдуев

б) поп

в) Григорий Добросклонов

г) князь Утятин

6. Действие поэмы происходит

а) в Москве

б) в Калинове

в) «в каком селе – угадывай»

г) в Петербурге

7. Черты какого жанра использует Н.А. Некрасов в «Прологе»?

а) былины

б) песни

в) бывальщины

г) сказа

8. Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником?

а) Савелий

б) Ермил Гирин

в) Яким Нагой

г) Гриша Добросклонов

9. Какова доля русской женщины, представленная в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) женская доля так же тяжела, как мужская

б) женская доля тяжелее мужской

в) женская доля легче мужской

г) женщина вообще никакой доли не имеет

10. Кого Некрасов называет счастливым в поэме?

а) купчину толстопузового

б)Григория Добросклонова

в) попа

г) мужиков

11. Кто из поэмы не участвует в действии?

а) савелий

б) Яким нагой

в) Ермил Гирин

г) Одинцова

12 . Кто рассказывал о себе:

«Семья была большущая,

Сварливая… попала я

С девичьей холи в ад!»

а) Матрена Тимофеевна

б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева

г) старуха старая, рябая, одноглазая

13. О ком идет речь:

«Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие. Строгие…

а) Проворная Орефьевна, бурмистрова кума

б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева

г) Матрена Тимофеевна







Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗ НЕКР ВСЕ»

Русь, Россия, Родина Иван Саввич Никитин Под большим шатром Голубых небес – Вижу – даль степей Зеленеется.

Русь, Россия, Родина

Иван Саввич

Никитин

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И на гранях их, Выше тёмных туч, Цепи гор стоят Великанами.

И на гранях их,

Выше тёмных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Посмотрю на юг — Нивы зрелые, Что камыш густой, Тихо движутся;  

Посмотрю на юг —

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

 

Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится;

Гляну к северу —

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную..

И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную..

Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная!

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Храм Покрова на Нерли Уж и есть за что, Полюбить тебя,  Русь могучая, Назвать матерью.

Храм Покрова на Нерли

Уж и есть за что, Полюбить тебя,

Русь могучая, Назвать матерью.

Православный Храм Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову

Православный Храм

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову

Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная сторона.   К земле русской , к русскому народу обращены все помыслы, все чувства русских поэтов и писателей.

Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная сторона.

К земле русской , к русскому народу обращены все помыслы, все чувства русских поэтов и писателей.

Николай Алексеевич Некрасов  1821 -1877 В поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает Русь в дореформенный и пореформенный период.

Николай Алексеевич Некрасов 1821 -1877

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает Русь в дореформенный и пореформенный период.

«Дореформенная и пореформенная Русь в поэме»   Тема урока

«Дореформенная и пореформенная Русь в поэме»

Тема урока

Цели урока: Обучающая: рассмотреть, что представляла собой Россия до и после крестьянской реформы 1861 года в поэме Н.А. Некрасова. Развивающая: дальнейшее формирование навыков анализа художественного произведения. Воспитательная: воспитание чувства патриотизма.

Цели урока:

Обучающая: рассмотреть, что представляла собой Россия до и после крестьянской реформы 1861 года в поэме Н.А. Некрасова.

Развивающая: дальнейшее формирование навыков анализа художественного произведения.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма.

Семь мужиков-правдоискателей отправились на поиски своего счастья.   Внешним организующим началом некрасовской эпопеи стала дорога, что традиционно для русской литературы.   Вспомним  «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,  «Мертвые души» Н.В. Гоголя.  Мотив дороги служит не только связующим началом между отдельными частями произведения, но и дает возможность соединить воедино картины прошлого, настоящего и будущего.

Семь мужиков-правдоискателей отправились на поиски своего счастья.

Внешним организующим началом некрасовской эпопеи стала дорога, что традиционно для русской литературы.

Вспомним

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина,

«Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина,

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,

«Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Мотив дороги служит не только связующим началом между отдельными частями произведения, но и дает возможность соединить воедино картины прошлого, настоящего и будущего.

Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне.

Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне.

«Кого хочу – помилую  Кого хочу- казню»

«Кого хочу – помилую Кого хочу- казню»

Крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика.  Крестьяне выполняли весь тяжелый труд .

Крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика. Крестьяне выполняли весь тяжелый труд .

А.Г. Венецианов На пашне. Весна. Первая половина 1820-х годов.

А.Г. Венецианов

На пашне. Весна.

Первая половина 1820-х годов.

Картины крепостного права.  Бурлаки. Почти пригнувшись    головой  К ногам, обвитым    бечевой,  Обутым в лапти, вдоль    реки  Ползли гурьбою бурлаки,  И был невыносимо дик  И страшно ясен в тишине  Их мерный похоронный    крик…

Картины крепостного права. Бурлаки.

Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки, И был невыносимо дик И страшно ясен в тишине Их мерный похоронный крик…

Картины крепостного права в поэме  Н.А. Некрасова В полной мере представлены в главе «Последыш».

Картины крепостного права в поэме Н.А. Некрасова

В полной мере представлены в главе «Последыш».

  • Каковы крепостные устои?
  • Какова жизнь крестьянина?
  • Каков русский барин?
Князь Утятин Помещик наш особенный, Богатство непомерное, Чин важный, род вельможный, Весь век чудил, дурил. Худой, как зайцы зимние, Весь бел, и шапка белая… Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И – разные глаза: Один здоровый - светится, А левый – мутный, пасмурный, Как оловянный грош.

Князь Утятин

Помещик наш особенный,

Богатство непомерное,

Чин важный, род вельможный,

Весь век чудил, дурил.

Худой, как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая…

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза:

Один здоровый - светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош.

«Забавы» русского барина-крепостника «Как был я мал, наш князюшка Меня рукою собственной В тележку запрягал»… «Достиг я резвой младости: Приехал в отпуск князюшка И, подгулявши, выкупал Меня, раба последнего , Зимою в проруби. Да как чудно. Две проруби: В одну опустит в неводе, В другую мигом вытянет И водки поднесет.

«Забавы» русского барина-крепостника

«Как был я мал, наш князюшка

Меня рукою собственной

В тележку запрягал»…

«Достиг я резвой младости:

Приехал в отпуск князюшка

И, подгулявши, выкупал

Меня, раба последнего ,

Зимою в проруби.

Да как чудно. Две проруби:

В одну опустит в неводе,

В другую мигом вытянет

И водки поднесет.

Приказы барина: На той жене Терентьевой Другой приказ: «Коровушки Женить Гаврилу Жохова, Вчера гнались до солнышка Избу поправить заново, Близ барского двора. Чтоб жили в ней, плодилися И так мычали , глупые , Что разбудили барина , - И правили тягло! А той вдове – под семьдесят! Так пастухам приказано А жениху – шесть лет! Впредь унимать коров ».

Приказы барина:

На той жене Терентьевой

Другой приказ: «Коровушки

Женить Гаврилу Жохова,

Вчера гнались до солнышка

Избу поправить заново,

Близ барского двора.

Чтоб жили в ней, плодилися

И так мычали , глупые ,

Что разбудили барина , -

И правили тягло!

А той вдовепод семьдесят!

Так пастухам приказано

А женихушесть лет!

Впредь унимать коров ».

Крестьянская реформа 1861 года

Крестьянская реформа 1861 года

Положения крестьян после реформы 1861 года

Положения крестьян после реформы 1861 года

В крепостной России *«…мужику у барина До светопредставления Зажату быть в горсти…» *«Все ваше, все господское: Домишки наши ветхие, И животишки хворые, И сами - ваши мы»

В крепостной России

*«…мужику у барина

До светопредставления

Зажату быть в горсти…»

*«Все ваше, все господское:

Домишки наши ветхие,

И животишки хворые,

И сами - ваши мы»

В чужой семье никто не проявит к женщине участия, да и сам муж никогда не будет заступаться за жену.   … Чужая-то сторонушка      Не сахаром посыпана,      Не медом полита!      Там холодно, там голодно,      Там холеную доченьку      Обвеют ветры буйные,      Облают псы косматые,      И люди засмеют!    … Семья была большущая,       Сварливая... попала я       С девичьей холи в ад!

В чужой семье никто не проявит к женщине участия, да и сам муж никогда не будет заступаться за жену.

Чужая-то сторонушка     Не сахаром посыпана,     Не медом полита!     Там холодно, там голодно,     Там холеную доченьку     Обвеют ветры буйные,     Облают псы косматые,     И люди засмеют!

Семья была большущая,      Сварливая... попала я      С девичьей холи в ад!

А.Г. Венецианов.  На жатве. Лето.  середина 1820-х годов      Филипп на Благовещенье      Ушел, а на Казанскую      Я сына родила.      Как писаный был   Демушка      Краса взята у солнышка,      У снегу белизна,      У маку губы алые,      Бровь черная у соболя,      У соболя сибирского,      У сокола глаза!      Весь гнев с души  красавец мой      Согнал улыбкой  ангельской,      Как солнышко весеннее      Сгоняет снег с полей...

А.Г. Венецианов. На жатве. Лето. середина 1820-х годов

     Филипп на Благовещенье     Ушел, а на Казанскую     Я сына родила.     Как писаный был Демушка     Краса взята у солнышка,     У снегу белизна,     У маку губы алые,     Бровь черная у соболя,     У соболя сибирского,     У сокола глаза!     Весь гнев с души красавец мой     Согнал улыбкой ангельской,     Как солнышко весеннее     Сгоняет снег с полей...

Все тяготы тяжелой крестьянской жизни, смерть ребенка все же не могут сломить Матрену Тимофеевну.     Работа в поле требует очень много сил и времени, а тут еще грудной младенец на руках.   Сначала Матрена Тимофеевна брала с собой ребенка в поле. Но потом свекровь начала ее упрекать, ведь с ребенком невозможно работать с полной самоотдачей.   И бедной Матрене пришлось оставлять малыша с дедом Савелием.    Однажды старик недоглядел — и ребенок погиб.

Все тяготы тяжелой крестьянской жизни, смерть ребенка все же не могут сломить Матрену Тимофеевну.

Работа в поле требует очень много сил и времени, а тут еще грудной младенец на руках.

Сначала Матрена Тимофеевна брала с собой ребенка в поле. Но потом свекровь начала ее упрекать, ведь с ребенком невозможно работать с полной самоотдачей.

И бедной Матрене пришлось оставлять малыша с дедом Савелием.

Однажды старик недоглядел — и ребенок погиб.

Матрене Тимофеевне приходится самостоятельно справляться с трудностями и бедами, которые выпадают на долю ее семьи, ни от кого не видит она помощи.    Ключи от счастья женского,      От нашей вольной волюшки      Заброшены, потеряны      У бога самого!  … Не дело - между бабами счастливую искать.

Матрене Тимофеевне приходится самостоятельно справляться с трудностями и бедами, которые выпадают на долю ее семьи, ни от кого не видит она помощи.

Ключи от счастья женского,     От нашей вольной волюшки     Заброшены, потеряны     У бога самого!

Не дело - между бабами счастливую искать.

Савелий – богатырь святорусский.

Савелий – богатырь святорусский.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова .

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова .

  • Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов.
  • «Вся Россия явилась в нем».
ТЕСТ.  ОТВЕТЫ 1-в 2-г 3-а 4-в 5-б 6-в 7-г 8-а 9-б 10-б 11-г 12-а 13-г

ТЕСТ. ОТВЕТЫ

1-в

2-г

3-а

4-в

5-б

6-в

7-г

8-а

9-б

10-б

11-г

12-а

13-г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Кущяк Ольга Гамидовна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152653


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства