Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в казахской школе "Живи и помни" В.Распутин»
Русская литература 11 класс.
Дата: 12. 03. 14
Тема: Художественное мастерство писателя в романе В. Распутина «Живи и помни».
Задачи:
Образовательные:
дать представление о жизни и творчестве писателя - современника В. Распутина;
сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XIX века (Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстого “Война и мир”)
Воспитательные:
познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина;
способствовать воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции, морального облика учащихся;
Развивающие:способствовать развитию:
навыков устной связной речи и культуры речи при индивидуальных сообщениях, ответах на поставленные проблемные вопросы;
Приемы обучения:
Вступительное слово преподавателя; индивидуальные задания и сообщения студентов; постановка проблемных вопросов при изучении нового произведения.
Наглядно – иллюстративный материал:
Портрет писателя В.Распутина, эпиграф к уроку; иллюстративный материал о Великой Отечественной войне.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Вступительное слово: Ребята, мы с вами изучили курс литературы 2-й половины XIX века, познакомились с творчеством многих писателей и поэтов, узнали по произведениям, как жили наши потомки, любили, во имя каких целей жили, чтобы принести пользу обществу, России, чтобы все граждане были равноправны, шли на подвиги, размышляли над судьбой России. Литературу XIX века по праву называют литературой классической, потому что писатели в своих произведениях ставили вечные проблемы: любви, долга, чести, совести, смерти, подвига во имя страны, патриотизма. Русская литература дала миру имена Пушкина, Достоевского, Толстого, Тютчева, Тургенева. Произведения русских классиков переведены на многие языки мира, их читают, над проблемами произведений размышляют. Писатели 2-й половины XIX века поставили в своих произведениях такие проблемы, как “Кто виноват?”, “Что делать?”, “Кому на Руси жить хорошо?” и пытались на эти вопросы дать ответ. А теперь проверим, как вы усвоили курс 2-й половины XIX века.
3. Актуализация знаний:Задание № 1
1. Писателей – классиков мы должны знать в лицо. Определите по портретам писателей – классиков и соотнесите их с фамилиями:
2.Кому из писателей принадлежат слова: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий и могучий, русский язык!”
1) Ф. М Достоевскому 2) И.С. Тургеневу 3) Н.А.Некрасову 4) Л.Н.Толстому
3.Кто из писателей 2-й половины XIX века считал, что “ мир спасет красота Христова”?
4. Кто из поэтов 2-й половины XIX века “лиру посвятил народу своему”?
1) А.А.Фет 2) Ф.И.Тютчев 3) Н.А.Некрасов 4) И.С.Тургенев 5) А. С. Пушкин
5. О каком писателе сказано: “…он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература”?1)И.С.Тургенев 2) Ф.М.Достоевский 3)А.Н.Островский 4)Л.Н.Толстой
6. В каком произведении теория “сильных мира сего” терпит крах?
1) “Отцы и дети” 2) “Обломов” 3) “Преступление и наказание” 4) “Гроза”
7. Вспомните героя прочитанного произведения по высказыванию:
Мне другое надо было узнать…вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! …Тварь ли дрожащая или право имею…
Роман “Преступление и наказание”- Радион Раскольников;
4. Цели и задачи урока. В современной литературе XX–XXI веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин.
Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей.
Эпиграф к уроку: Стыдно жить… Страшно жить… Незачем жить…
Из повести “Живи и помни”
5. К уроку группа “биографов” подготовила сообщения о жизненном и творческом пути писателя, послушаем их внимательно, запишем основные жизненные и творческие вехи писателя.
1 биограф. Сибирская земля – родина писателя. Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Уст-Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары. Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все, что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил в тюрьму и на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы. Так что детство писателя не было безоблачным и безмятежным, и Валентин рано познал безотцовщину и нужду. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Окончив четыре класса в Атланке, Распутин, конечно же, хотел продолжить учебу. Но школа, где были старшие классы, находилась за 50 километров в районном центре. Каждый день не наездишься – надо было жить там одному. Так в 11 лет началась его самостоятельная жизнь, без семьи, без матери. Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать раз в неделю посылала хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Но Распутин учился на совесть. Едва ли он осмеливался пойти в школу с невыученными уроками. Оценивали его знания только на “отлично.
2 биограф. В начале 1967 года появился рассказ “Василий и Василиса” в еженедельнике “Литературная Россия”, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью определяется состоянием природы.
Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В новой повести “Прощание с Матерой”,рассказывающей о затоплении деревень в период строительстваГЭС. Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть “Живи и помни” он удостоен Государственной премии СССР. Только начиная с повести “Живи и помни”, которая вышла в 1974 году, писатель отходит от нравственно – бытовых проблем и переходит к глубинному осмыслению сложных проблем современности, что определило становление в его творчестве жанра философской повести.
Он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали, потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин же предпочел убедительную краткость, поэтому пишет рассказы и повести.
Главными мерилами поступков героев Распутина остаются добро, честь, совесть, справедливость. Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом в повести “Пожар”, которая вышла в 1985 году. Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкрепляется конкретными делами. Как истинный писатель, он хорошо понимает свой долг перед родиной и совершает очередной свой подвиг – пишет статьи в защиту Байкала, борется за его спасение. Страстно и горячо доказывает писатель, что “Байкал создан для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом”. Кроме того пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника “Сияние России”, собирающего в сибирский город молодых и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам. Хочется назвать последние произведения В.Распутина, это повесть “Дочь Ивана, мать Ивана”,рассказы: “Ангел под небом ночным”, “Нежданно – негаданно”.
Слово учителя: Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Вкусив хлеб книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться никакой другой литературой, ни любовными романами, ни дешевыми детективами, над которыми не надо думать - прочитал и все. Его хлеб – с горчинкой. Он всегда свежевыпечен, не способен зачерстветь. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина несут вечные ценности. А при прочтении произведений Распутина приобретаешь только духовный и нравственный багаж.
Валентин Распутин и сейчас продолжает жить в родной ему Сибири, в городе Иркутске, тем самым показывая, что край ему дорог.
6. Беседа по биографии писателя:
Что вы узнали о жизни и творчестве писателя? Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России?
7. Слово учителя - переход к изучению произведения В.Распутина “Живи и помни”.
21 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война.
Уходили на фронт под только что созданную песню Лебедева – Кумача “Священная война”.
Ушел и на фронт и герой повести Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов.
60–70-е годы вновь возрос интерес к военным событиям, в печати появились произведения “новой” военной прозы, и Валентин Распутин решил сказать “свое” писательское слово об этом страшном событии в истории страны. Но повесть Распутина нельзя отнести более всего к “военной” прозе, она скорее психологическая, философская, как, впрочем, и другие, появившиеся военные повести, так как всех писателей больше всего стали волновать не исторические масштабные сражения Великой Отечественной войны, а поведение человека на войне, судьба личности на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, сохранение человеческого в человеке.
8.Проверка знание текста повести.
Вопрос 1–й:Расскажите, с чего начинаются события повести? Вопрос 2–й: Что представляла из себя семья Гуськовых ? Вопрос 3–й: Как попала в Атамановку Настена?
Вопрос 4–й: Расскажите, как воевал Андрей Гуськов.
9. А теперь мы переходим к аналитическому прочтению произведения.
1-й проблемный вопрос: Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?
Возможный ответ: Самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.
2–й проблемный вопрос: Можно ли назвать это бегство Гуськова преступлением?Возможный ответ: Проявились трусость, эгоизм, слабость…
Конечно, человек без слабостей не бывает, человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать, не идти обратно на фронт не давал. Возможный ответ:Вот- вот конец войне, а он может погибнуть. Боязнь за свою жизнь. Обычно надежный Андрей Гуськов, смелый, а тут проявил трусость.
3–й проблемный вопрос:Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?Возможный ответ:…Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство мужа, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем.
4–й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?
Возможный ответ:Ей приходится врать, обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.
5–й проблемный вопрос: Героиню какого романа 2–й пол XIX в. напоминает Настена?
Возможный ответ:Соню Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, у которой воедино тоже слились жалость, сострадание, милосердие. Думая об Андрее, любя его горькой и заботливой любовью, она любила его, жалея, и жалела себя – эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. Верность, долг, жалость – вот что оказывается главным в жизни этой женщины.
6–й проблемный вопрос: Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить.Возможный ответ:Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее, открыться нельзя, иначе предаст мужа.
7–й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет “новую жизнь”?Возможный ответ:Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.
Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение.
8–й проблемный вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены?
10. Подведем итоги анализа повести и найдем сопоставление с произведением 2-й половины XIX века. Есть ли нечто, объединяющее Гуськова и Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”?Возможный ответ:Преступление, разрушение души, ответственность за свои поступки, страдание близких, одиночество, а главное – топор – символ и того, и другого произведения как символ насилия, прежде всего над собой, над близкими.
Вывод: Достоевский и Распутин показывают разрушающее действие лжи на человека, на человеческую душу.
9-й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку?
10. Вывод преподавателя по уроку: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной. Хочется закончить урок стихотворением А.Яшина:
В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть еще: Совесть, Честь.
А если бы все понимали, Что это не просто слова, Каких бы мы бед избежали…
11. Выставление оценок.
12. Домашнее задание: (по выбору)
1. Написать сочинение – рассуждение “Какие чувства вызвало у вас это произведение?”