Урок русской литературы в 11 классе. Тема: Урок – диспут по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Урок русской литературы в 11 классе. Тема: Урок – диспут по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Темой нашего разговора выбрана повесть «Собачье сердце» не случайно. Проблемы, поставленные в произведении, очень близки и понятны нам с вами, очень злободневны. Это современные проблемы экологии культуры, души человека, о чем пишут и говорят академик Д. Лихачев, поэт А. Вознесенский, писатель В. Распутин и многие другие.
Речь идет о духовном возрождении человека, о сохранении духовности. И здесь, безусловно, Булгаков – наш союзник. Вот почему повесть, написанная в 1925 году, увидела свет лишь после смерти автора в 1987 году в журнале «Знамя».
Сегодняшний урок мы построим необычно. Это урок-спор, урок-диспут, на котором каждый их вас выскажет свою точку зрения. Пусть же в споре рождается истина, звучат ваши сокровенные мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 11 классе. Тема: Урок – диспут по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». »
Урок русской литературы в 11 классе. Тема: Урок – диспут по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Цели урока: вызвать интерес ребят к творчеству писателя, учить самостоятельно мыслить, анализируя художественные произведения, делать выводы и обобщения, развивать логическое мышление и речь.
Ход урока. На экране появляется портрет М. А. Булгакова (звучит музыка). Вступительное слово учителя. Музыка… Это красота. Во все времена на земле миром правили доброта и красота, побуждая зло. Мир литературы – мир духовности. С нее начинается становление настоящего человека, рождение его личности. Поэтому сегодняшний наш разговор о человеке, его духовных ценностях, о замечательном Мастере слова – чье имя Михаил Афанасьевич Булгаков. Судьба его трагична, как-то время, в которое он жил. Только сегодня произведения Михаила Афанасьевича становятся достоянием читательской публики. Всмотритесь в лицо мужественного и честного человека. По природе своего дарования был лириком. Им написаны романы «Белая гвардия», «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита» и множество повестей и рассказов. Все, что он написал, прошло через его сердце. Вся жизнь этого беспокойного и талантливого писателя была , по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. Им неизменно руководили тревога и боль за то доброе и вечное, что терялось людьми и страной по пути, по которому шли они отнюдь не по своей воле. И в этой борьбе у Булгакова было в руках разящее оружие – сатира: сарказм, гнев, ирония, и едкое, точное слово.
Объявление темы и целей урока.
Слово учителя. Темой нашего разговора выбрана повесть «Собачье сердце» не случайно. Проблемы, поставленные в произведении, очень близки и понятны нам с вами, очень злободневны. Это современные проблемы экологии культуры, души человека, о чем пишут и говорят академик Д. Лихачев, поэт А. Вознесенский, писатель В. Распутин и многие другие.
Речь идет о духовном возрождении человека, о сохранении духовности. И здесь, безусловно, Булгаков – наш союзник. Вот почему повесть, написанная в 1925 году, увидела свет лишь после смерти автора в 1987 году в журнале «Знамя».
Сегодняшний урок мы построим необычно. Это урок-спор, урок-диспут, на котором каждый их вас выскажет свою точку зрения. Пусть же в споре рождается истина, звучат ваши сокровенные мысли. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы готовили дома.
Отражение эпохи начала 20-х годов в повести.
Судьба русской интеллигенции и революция.
Шариковы и швондеры – новое социальное явление, рожденное революцией.
Помните, сто повесть «Собачье сердце» - сатирическое произведение, а не документ эпохи 20-х годов. Условность искусства, фантастические и гротесковые образы, ирония, сарказм помогают автору воссоздать свое время. Никому из вас не придет в голову рассматривать эксперимент профессора Преображенского с точки зрения научно-медицинской.
Словарная работа. Обратите внимание на слова, написанные на доске:
Гротеск – один из способов сатирического изображения жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического.
Гротеск – изображение действительности в резко преувеличенном, количественном виде, где переплетается реальное и фантастическое, страшное со смешным.
Сарказм – это горький, язвенный смех, в нем ощутимы ненависть или презрение.
Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
Сарказм – язвительная насмешка, злая ирония. Работа над темой урока.
Беседа с классом: – Ребята, найдите в тексте слова, которые помогают понять нам, что это была за эпоха. Ответ ученика: Профессор Преображенский говорит: «когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши до сих пор нужно запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?.. Почему электричество, которое, дай бог памяти, потухло в течение двадцати лет два раза, в теперешнее время гаснет раз в месяц? – Разруха, Филипп Филиппович! – Разруха не в клозетах, а в головах, – поддерживает профессор». 2 ученик: Историки нам разъясняют, что 20-25 годы – это эпоха нэпа, когда развивается частная торговля, разрешено предпринимательство и любое частное дело (например, открыть мастерскую или клинику). Появился целый ряд богатых людей – нэпманов во своей психологией, своими представлениями о богатстве, счастье , которое не вписывается в революционную идеологию большевиков. Это время расцвета мещанства, роста бюрократизма, обывательщины. Нормой жизни многих людей стали бездуховность, праздность, бескультурье. Это очень напоминает наше сегодняшнее время, когда старое общество разрушено, а новое еще не сложилось. Наверх поднялось, как пена, все ненужное нам сегодня: хамство, взяточничество, карьеризм… Это время, когда совестливые, честные люди в проигрыше, как и профессор Преображенский.
Слово учителя: Да, в период «разрухи», «хаоса мироздания», в который ввергнуто социальными катаклизмами все, даже наука, трудится булгаковский герой – Ф.Ф. Преображенский. Каждый день принимает пациентов, занимается наукой. – Так каков же он, доктор Преображенский. Его взгляды. 1 ученик: Прототипом Преображенского называют родственника Булгакова по матери, профессора – гинеколога, Н.М. Покровского. В районе Пречистенки жил круг людей из научной и художественной среды, осколков старой московской интеллигенции, близкой в 20-е годы Булгакову: семьи Аренндтов, Ляминых, Шервинских, Леонтьевых. 2 ученик: Профессор Преображенский – старый русский интеллигент, настоящее ее научное светило. Но новый мир, жестокая действительность властно и бесцеремонно врывается в этот хрупкий уютный мирок, где даже свято сохраняются старые привычки [обеды и ужины] в один и тот же час… где нежно относятся друг к другу, уважая труд другого. А Швондер требует его потеснить. 3 ученик: Ф.Ф. Преображенского отличает глубокая внутренняя культура, интеллигентность, высокая порядочность. Он, не признающий слово «товарищ» в обращении к себе и другим, по привычке, а скорей по глубокому убеждению, даже Швондера господином и на вы. Это независимый человек, человек-труженик, патриот России. Ведь многие ученый и писатели, которым были чужды революция, уже уехали из России, а он остался. В тексте Филипп Филиппович часто грозит закрыть квартиру, прекратить деятельность и уехать в Сочи. «Ключи могу передать Швондеру – пусть он оперирует». Вяземская предлагает ему купить несколько журналов в пользу детей Германии. Он не соглашается. Прямо и честно говорит:.. Я не люблю пролетариата, «Я сторонник разделения труда». Приобретает собственное мнение и смело его высказывает. Борется со Швондером, Вяземской, Петрухиным и Жаровниковым их же методами. Он ищет защиты у Петра Александровича, и тот помогает ему, опмня его добро, а, может, и удачно сделанную операцию. – В чем состояла научная сущность его эксперимента? Ученик. Он создал Шарикова. Да научная интуиция и здравый смысл Преображенского дают в этот раз сбой. Работая над проблемой омоложения человека, он пытается передать уличной дворняжке гипофиз человека. Кто такой Шариков? Человек или животное? Докажите свою мысль, подтверждая текстом. 1 Ученик. Если человек, то меня волнует социальная опасность Шарикова. Ведь наследственность Чугункина сделала из него вора, алкоголика, воинствующего хама. По воле случая «сочувствующий, приговоренный к каторге «условно», судимый трижды – вот тот материал, из которого создан Шариков. 2 Ученик. Мне кажется, что в лаборатории профессора Преображенского появился не человек, а человекоподобное существо с собачьим нравом и генами бывшего уголовника Чугункина, которые полностью убили все добрые качества пса Шарика. Вспомните, появившись в доме Филипп Филипповича, он обладал каким-то секретом покорять сердца людей, через два дня Дарья Петровна была от Шарика без ума, подкармливая его на кухне. У него было доброе собачье сердце. Но Полиграф Полиграфович Шариков – это хам, алкоголи, вор, социально опасное существо. В его сердце совсем нет доброты, любви к людям, любви к труду, честности. Ничего нет духовного, есть только физическое сходство с человеком. Я делаю вывод: это человекоподобное существо, иными словами – животное, даже не собака. – Кто виноват, что из Шарикова не получилось человека? Учитель. Преображенский и доктор Борменталь пытались создать из него человека путем воспитания, «лаской», как говорит Филипп Филиппович. Он даже разработал план этого перевоспитания. В приемной профессора висел лист, на коем было написано рукою Филипп Филипповича «Семечки есть в квартире запрещаю», рукою Борменталя «Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня ди 7 часов утра воспрещается». Воспрещалось спать на палатах, ловить блох пальцами, гонять котов, ругаться, пить водку. Но значились поездки в цирк, чтение книг, беседы. Но все это было бесполезно. – Почему? Ученик: Потому что Шариков и Швондер – страшное социальное явление, рожденное после Октября. Мы не видим их достоинств, но одна главная черта их объединяет – их социальное происхождение. Документ – для них самая важная веешь на свете. Инсценировка. Или выразительное чтение отрывка. – Итак, что же вам нужно в защитах вашего трудового интереса? – Известно что: прописать меня… – Фамилию я согласен наследственную принять. – Как-с? Наследственную? Именно? – Шариков. Швондер – идеолог Шарикова. Вот как выглядит новый советский бюрократизм. Почувствовать себя хоть маленьким, но начальником. Искусственная должность Шарикова – начальник подотдела по очистке. – Нужно ли было уничтожить Шарикова? Ученица: Да. Жил он за счет профессора Преображенского и платил ему за это грубостью, хамством. Страдания профессора автор неоднократно подчеркивает словами «постарел», «сгорбился». Вот результат его гениального открытия. Но я рада, что Филипп Филиппович нашел в себе мужество признать ненужность и ошибочность своего эксперимента. Зачем лабораторным способом создавать хамов, когда в окружающем мире их, ох как много. Ведь у «Шарикова было не собачье, человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе». Ученик: Но и гениев, Спиноз, таким способом создавать тоже не нужно, когда «любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорьях мадам Ломоносова этого своего знаменитого», – считает Филипп Филиппович. Слово учителя: Человечество само заботится об этом эволюционном порядке каждый год, упорно выделяя из массы всякой мрази, создает десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар. – Какой вы видите себе дальнейшую судьбу профессора Преображенского и доктора Борменталя? Ученик: Судаба профессора Преображенского сложится несколько иначе, его ждет судьба ГУЛАГа, доктора Боменталя: нет! Он молод, горяч, напорист, честен. Несмотря на то, что он лучший ученик Преображенского, графа о его социальном происхождении в его анкете мешают ему выбиться в люди, а может, даже сыграет роковую роль. – Как вы понимаете смысл названия повести? Ученик. Победа профессора Преображенского над существом с собачьим сердцем олицетворяет победу добра над злом. И звучит в финале оптимистично. Седой волшебник выполнил свою миссию, уничтожил Шарикова, сидел и напевал: «К берегам священным Нила». Выводы учителя. К великому нашему огорчению, шариковы и швондеры по-прежнему плодятся и размножаются. Но настоящий человек должен бороться с тем, что грязно, подло, лживо, что уничтожает человека и затавляет его страдать. Живите честно, по совести, постарайтесь не запятнать себя грязью, идите по жизни с добрым, человеческим сердцем и «чистыми руками». Самым трагичным в жизни Булгакова была тема взаимоотношений художника и Власти. Домашнее задание.
Читать 1-9 главы «Мастер и Маргарита».
Творческой группе подготовить информацию о истории создания романа
Переходим к образу более приятному – профессору Преображенскому.
- Опишите профессора глазами Шарика.
- Какими были интересы профессора?
- Считаете ли вы профессора тунеядцем и эксплуататором?
- Составим сравнительную таблицу героев, используя их высказывания:
Преображенский
Шариков
Взгляды на жизнь
«Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»
- Почему же вы – труженик?
-Да уж известно – не нэпман.
«Взять всё, да и поделить»
Интересы и развлечения
«Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»
« В театр я не пойду…дуракаваляние…одна контрреволюция.»
«В цирк пойдём, лучше всего»
Отношение к животным
«Никого драть нельзя. На человека и на животное можно действовать только внушением»
«Вчера котов душили, душили»
Отношение к людям
«На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками»
«И произносит контрреволюционные речи»
(Из доноса Шарикова на профессора)
В ходе пообразного обсуждения заполняется таблица
Вывод: Преображенский – совершенная противоположность Шарикову. Он гораздо его лучше.
- Понимает ли Шариков, насколько выше его в своём развитии профессор?
- Стыдится ли Шариков своей необразованности?
- Более того, он даёт профессору советы. Одинок ли Шариков в произведении, или есть герои, похожие на него своими взглядами на жизнь? (Швондер)
- Переходим к обсуждению похожего на Шарикова героя – Швондера. Охарактеризуйте, пожалуйста, этого героя. Он является идейным наставником Шарикова и натравливает его на профессора.
- В произведении есть нечто, что спасло Клима Чугунова от второй судимости и что даёт право Шарикову считать себе тружеником. Что это? Если забыли, обратитесь к тексту. (Пролетарское происхождение).
- Что означало пролетарское происхождение, какую роль оно играло в то время?
Итак, подведём итоги сказанному выше. Подобно тому, как профессор создал Шарикова, большевики создали нового хозяина жизни – человека с пролетарским происхождением.
- Чтобы выяснить, что приносит новый хозяин в жизнь, обратимся к анализу образа Москвы 1924-1925-х годов.
- Опишите Москву глазами Шарика.
- Расскажите историю дома, в котором жил профессор.
- Что приносят новые люди в Москву? Какое слово употребляет профессор, характеризуя состояние Москвы? (Разруха).
- Где мы уже встречались сегодня с этим словом? (Разруху принёс Шариков в дом профессора).
- Случайно ли Булгаков употребляет слово «разруха» в двух ситуациях? О чём это говорит? (Между ними есть связь).
- Давайте определим связь между рассказом о создании Шарикова и повествованием о том, как изменилась жизнь после революции.
Получается следующая логическая цепочка:
Шарик → Шариков → разруха в доме профессора
Пролетарий → хозяин жизни → разруха в Москве.
- Подберите антоним к слову разруха (созидание).
- С кем из героев произведения можно связать это слово? ( с профессором)
- Что нужно Шарикову, чтобы «дорасти до Преображенского»? (образование, культура).
- Все согласны с такой последовательностью? Исходя из этой цепочки, сделайте вывод, каким был замысел Булгакова, зачем он рассказал историю Шарикова? (Нельзя из собаки сделать человека. Не стоило и из пролетария без предварительной подготовки делать хозяина жизни).
Хотелось бы обратить ваше внимание на такой момент: каковы основные черты характера Шарикова? (Наглость, бескультурье, отсутствие интеллекта) Какая черта, на ваш взгляд, самая плохая? (Наглость).
Составьте сравнительную таблицу героев повести М.Булгакова «Собачье сердце», используя их высказывания:
Преображенский
Шариков
Взгляды на жизнь
«Я сторонник разделения труда…»
- Почему же вы – труженик?
Интересы и развлечения
Отношение к животным
Отношение к людям
Составьте сравнительную таблицу героев повести М.Булгакова «Собачье сердце», используя их высказывания: