Урок русской литературы по технологии проблемного обучения в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова «Бэла» « Печорин – «странный человек».
Урок русской литературы по технологии проблемного обучения в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова «Бэла» « Печорин – «странный человек».
Посредством приемов проблемного обучения помочь учащимся понять психологическое богатство лермонтовской прозы; проследить по тексту, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, помочь понять трагедию талантливой личности.Содействовать развитию коммуникативных свойств речи, навыков монологической речи; создать условия для развития умения анализировать, выделять главное, сравнивать, отстаивать свои взгляды.Способствовать развитию сочувствия и сопереживания, уверенности в своих силах, ответственности за себя и других в совместной групповой работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы по технологии проблемного обучения в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова «Бэла» « Печорин – «странный человек». »
ГУО «Средняя школа № 16 г. Борисова»
Урок русской литературы
по технологии проблемного обучения
в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова «Бэла»
« Печорин – «странный человек».
Разработала учитель русского
языка и литературы
Якимова Лина Валерьевна
2014
Урок литературы в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова «Бэла».
Печорин – «странный человек».
Тип урока: проблемный.
Цели урока: 1.Посредством приемов проблемного обучения помочь учащимся понять психологическое богатство лермонтовской прозы; проследить по тексту, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, помочь понять трагедию талантливой личности.
2. Содействовать развитию коммуникативных свойств речи, навыков монологической речи; создать условия для развития умения анализировать, выделять главное, сравнивать, отстаивать свои взгляды.
3. Способствовать развитию сочувствия и сопереживания, уверенности в своих силах, ответственности за себя и других в совместной групповой работе.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Вся художественная структура романа “Герой нашего времени” построена так, чтобы осветить главного героя – Григория Александровича Печорина – с разных точек зрения. Раскрывая внутренний мир героя, автор убеждает: “История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Каков же на самом деле герой: злой гений или жертва общества? На это вопрос, безусловно, неоднозначный, нам предстоит ответить в течение урока. Сам Печорин неоднократно говорит о своей двойственности. С одной стороны, автор показывает его ущербным, лишенным доброты и человечности, с другой – мужественным, пылким, сочувственно относящимся к людям человеком.
А каким вы увидели Печорина, прочитав повесть «Бэла»? Поделитесь своими впечатлениями.
(Лермонтов рисует историю Бэлы многогранно, описывает ее глазами разных героев. Хотелось бы разобраться в этой трагической истории любви и смерти молодой девушки и понять, какую роль играл Печорин в судьбе героев повести. Его любовь была искренней или это был каприз избалованного сердца?)
Тема. Печорин - странный человек: вмешиваясь в судьбы людей, сам остается закрытым, непонятным. Поступки главного героя не может объяснить даже Максим Максимыч, близкий друг.
Постановка проблемы. Почему Печорин остается загадкой для других?
В чем его странность, непохожесть? Как она сказывается на других?
Почему он несчастлив? В чем причины его несчастья?
На сегодняшнем уроке, работая в группах, мы постараемся ответить на эти вопросы. Внимательно прочитайте задания карточек.
Обсудите в группе ответы. Подготовьтесь к выступлению.
Составьте вывод (под запись) о том, каким видят Печорина окружающие.
На работу в группах 5 минут.
Карточка 1 группы.
1.Кто такой Азамат?
2. Почему «преупрямый мальчишка» соглашается на аферу Печорина?
Карточка 2 группы.
1.Кто он такой, этот Казбич?
2. Казбич любит Бэлу. Почему не соглашается на предложение Азамата?
3.Какую роль сыграл Печорин в судьбе горца?
Карточка 3 группы.
1. В чем привлекательность образа Бэлы? Почему даже Максим Максимыч, не любивший азиатов, к ней привязался?
2. Почему Бэла поддалась влиянию Печорина?
3.Какую роль сыграл Печорин в ее судьбе?
Карточка 4 группы.
1. Почему рассказ о любви Печорина автор вложил в уста Максим Максимыча? Можно ли доверять его мнению? Каким Максим Максимыч изображен в повести?
2. Максим Максимыч – сочувствующий свидетель или непосредственный соучастник происходящего?
Карточка 5 группы.
1.Любовь Печорина к Бэле – искреннее чувство или каприз избалованного сердца? Зачем он похищает Бэлу? Почему в итоге не чувствует себя счастливым?
2. Зачитайте исповедь. Печорин объясняет себя как следствие законов времени и своего круга, считает себя достойным сожаления даже больше, чем Бэла. А как вы считаете?
Выступления групп. Побуждающий диалог. Составление схемы.
Выводы:
1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.
2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.
3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.
Со всеми ли выводами вы согласны? Дополните данные выводы своими.
Обобщающий проблемный вопрос: «В чем причины несчастья «странного человека»?» Подводящий диалог.