kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы по технологии проблемного обучения в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова «Бэла» « Печорин – «странный человек».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Посредством приемов проблемного обучения помочь учащимся понять  психологическое богатство лермонтовской прозы; проследить по тексту, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, помочь понять трагедию талантливой личности.Содействовать развитию коммуникативных свойств речи, навыков монологической речи; создать условия для развития умения анализировать, выделять главное, сравнивать,  отстаивать свои взгляды.Способствовать развитию сочувствия и сопереживания, уверенности в своих силах, ответственности за себя и других в совместной групповой работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы по технологии проблемного обучения в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова «Бэла» « Печорин – «странный человек». »



ГУО «Средняя школа № 16 г. Борисова»











Урок русской литературы

по технологии проблемного обучения

в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова «Бэла»

« Печорин – «странный человек».





Разработала учитель русского


языка и литературы

Якимова Лина Валерьевна















2014




Урок литературы в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова «Бэла».

Печорин – «странный человек».

Тип урока: проблемный.

Цели урока: 1.Посредством приемов проблемного обучения помочь учащимся понять психологическое богатство лермонтовской прозы; проследить по тексту, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, помочь понять трагедию талантливой личности.

2. Содействовать развитию коммуникативных свойств речи, навыков монологической речи; создать условия для развития умения анализировать, выделять главное, сравнивать, отстаивать свои взгляды.

3. Способствовать развитию сочувствия и сопереживания, уверенности в своих силах, ответственности за себя и других в совместной групповой работе.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Вся художественная структура романа “Герой нашего времени” построена так, чтобы осветить главного героя – Григория Александровича Печорина – с разных точек зрения. Раскрывая внутренний мир героя, автор убеждает: “История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Каков же на самом деле герой: злой гений или жертва общества? На это вопрос, безусловно, неоднозначный, нам предстоит ответить в течение урока. Сам Печорин неоднократно говорит о своей двойственности. С одной стороны, автор показывает его ущербным, лишенным доброты и человечности, с другой – мужественным, пылким, сочувственно относящимся к людям человеком.

А каким вы увидели Печорина, прочитав повесть «Бэла»? Поделитесь своими впечатлениями.

(Лермонтов рисует историю Бэлы многогранно, описывает ее глазами разных героев. Хотелось бы разобраться в этой трагической истории любви и смерти молодой девушки и понять, какую роль играл Печорин в судьбе героев повести. Его любовь была искренней или это был каприз избалованного сердца?)

Тема. Печорин - странный человек: вмешиваясь в судьбы людей, сам остается закрытым, непонятным. Поступки главного героя не может объяснить даже Максим Максимыч, близкий друг.

Постановка проблемы. Почему Печорин остается загадкой для других?

В чем его странность, непохожесть? Как она сказывается на других?

Почему он несчастлив? В чем причины его несчастья?

На сегодняшнем уроке, работая в группах, мы постараемся ответить на эти вопросы. Внимательно прочитайте задания карточек.

Обсудите в группе ответы. Подготовьтесь к выступлению.

Составьте вывод (под запись) о том, каким видят Печорина окружающие.

На работу в группах 5 минут.

Карточка 1 группы.

1.Кто такой Азамат?

2. Почему «преупрямый мальчишка» соглашается на аферу Печорина?

Карточка 2 группы.

1.Кто он такой, этот Казбич?

2. Казбич любит Бэлу. Почему не соглашается на предложение Азамата?

3.Какую роль сыграл Печорин в судьбе горца?

Карточка 3 группы.

1. В чем привлекательность образа Бэлы? Почему даже Максим Максимыч, не любивший азиатов, к ней привязался?

2. Почему Бэла поддалась влиянию Печорина?

3.Какую роль сыграл Печорин в ее судьбе?

Карточка 4 группы.

1. Почему рассказ о любви Печорина автор вложил в уста Максим Максимыча? Можно ли доверять его мнению? Каким Максим Максимыч изображен в повести?

2. Максим Максимыч – сочувствующий свидетель или непосредственный соучастник происходящего?

Карточка 5 группы.

1. Любовь Печорина к Бэле – искреннее чувство или каприз избалованного сердца? Зачем он похищает Бэлу? Почему в итоге не чувствует себя счастливым?

2. Зачитайте исповедь. Печорин объясняет себя как следствие законов времени и своего круга, считает себя достойным сожаления даже больше, чем Бэла. А как вы считаете?



Выступления групп. Побуждающий диалог. Составление схемы.

Выводы:

1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.

2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.

3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.

Со всеми ли выводами вы согласны? Дополните данные выводы своими.



Обобщающий проблемный вопрос: «В чем причины несчастья «странного человека»?» Подводящий диалог.



Домашнее задание. Прочитайте главу «Максим Максимыч». Найдите причины отчуждения Печорина и Максима Максимыча.

Рефлексия. Как изменилось ваше отношение к Печорину? Какие открытия, выводы вы сделали для себя после анализа повести «Бэла»?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Якимова Лина Валерьевна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 123789


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства