kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-ролевая игра в 11 классе "Любовь больше, чем жизнь?" (по повести Г.Щербаковой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-ролевая игра по повести Галины Щербакововой "Вам и не снилось" разработан в связи с задачами технологии критического мышления: самостоятельная формулировка темы и целей урока учащимися, стадия осмысления проходит через ролевую игру (ученики играют роли героев книги), творческое домашнее заданиеВ уроке использованы фрагменты из одноименного фильма. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-ролевая игра в 11 классе "Любовь больше, чем жизнь?" (по повести Г.Щербаковой) »

Тема урока: «Жизнь не только любовь?»

(по повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось»)



Приветственное слово учителя


Учитель: «Доброе утро ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами известного австрийского писателя Франца Кафки: «Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Эти слова я предлагаю в качестве эпиграфа к нашему уроку, тему которого мы сформулируем с вами вместе»


Формулировка темы как проблемного вопроса

А сейчас внимание на экран (демонстрация видеоролика «Звенья жизненной цепи»)

Учитель: «Чего не достает в цепочке жизни?»

Ученики: «Любви»

Учитель: «Вы прочитали повесть Г.Н. Щербаковой, главной темой которой тоже является любовь. Школьная, подростковая любовь.

Актуализация знаний (фронтальный опрос)

Учитель: «Вспомните, в каких произведениях мировой классики, которые вы успели уже изучить в этом году, центральной темой тоже становится любовь?».

Ученики: Весь цикл Бунина «Темные аллеи», Повесть Куприна «Гранатовый браслет»

Формулировка темы как проблемного вопроса

Учитель: «Не только главные герои повести, Юлька и Роман, размышляют о любви. Об этом чувстве, о его месте в жизни, говорят практически все герои.

А что по этому поводу думаете вы? Выполните небольшое задание. Перед вами пустой квадрат (демонстрация слайдов), представьте, что это жизнь. Чем и как бы вы его заполнили? И какое место вы считаете необходимым для себя отвести любви?»

Ученики дают разные версии ответов, но все сходятся примерно к одному и тому же: «Жизнь состоит из очень многого: это и работа, и друзья, и наши увлечения, и, конечно, любовь…»

Учитель: «Давайте сейчас посмотрим фрагмент из фильма, снятого по повести Г. Щербаковой, и запишем тему урока в виде цитаты, но только преобразованной в вопросительное предложение. Будьте внимательны к словам Татьяны Николаевны, к ее суждением о любви.

Просмотр фрагмента фильма «Диалог учительницы и Юльки»

Учитель: «Исходя из наших рассуждений, постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока в виде проблемного вопроса».

Ученики: «Каково значение любви в жизни? Какое место отводится любви в жизни человека?»

«Жизнь не только любовь?»

Учитель: «Совершенно верно.

Запись темы урока: «Жизнь не только любовь?»

Цели и задачи урока

Учитель: «Итак, целью сегодняшнего урока и будет ответ на вопрос, заявленный в теме. Какие задачи нам предстоят для достижения нашей цели? Что нам предстоит сделать, чтобы ответить на проблемный вопрос текста?»

Ученики: «Нам следует проанализировать поступки героев, их характеры, выявить авторскую позицию, понять, с помощью каких приемов автор выражает ее».

Контроль над выполнением индивидуального домашнего задания

Учитель: «Прежде чем начать анализировать художественный текст, необходимо сказать несколько слов о его авторе, об истории создания произведения. В ходе подготовки к уроку некоторым из вас было задано индивидуальное домашнее задание: найти информацию о писателе, а также интересные факты, касающиеся истории создания повести «Вам и не снилось».

Ученики называют даты жизни писательницы, говорит о ее творческой судьбе, а также об истории создания произведения.





Социологический опрос


Учитель: «В качестве подготовки к этому уроку я провела небольшое исследование – анонимный опрос среди взрослых и учеников нашего класса. Целью этого опроса было узнать у вас, испытывали ли вы чувство влюбленности, было ли оно взаимно и насколько вы желаете вводить в курс дела о вашей личной жизни ваших родителей, у учителей. А у взрослых я поинтересовалась, считают ли они нужным для себя, чтобы их дети посвящали в мир своих личных отношений.

Демонстрация слайда с результатами опроса

Посмотрим на его результаты. Расхождение во мнениях на лицо. Это еще раз доказывает связь литературы с реалиями нашей жизни. Большинство из вас не желают делиться с родителями переживаниями в личной сфере, тогда как взрослые наоборот - хотят быть в курсе происходящего, разумеется, желая вовремя подстелить соломку.

Маршрутный лист урока

Давайте представим, что всё произведение целиком – это вселенная, внутри которой есть несколько миров. Давайте попробуем условно разделить всех героев повести на представителей 2-х разных миров. Посмотрите: у нас есть мамы, папы, учителя и подростки. Как мы назовем один и другой мир?»

Ученики: «В повести есть представители мира детей и мира взрослых».

Учитель: «Давайте зарисуем это схематично». Учитель рисует на доске 2 круга: один больше, другой чуть меньше, между ними оставляет небольшое расстояние.

Учитель: «Теперь нам необходимо поместить в эти пока еще нежилые пространства имена наших героев. Сделаем это вместе»

Ученики вписывают имена взрослых в один круг, Рому, Юлю и их одноклассников - в другой.

Учитель: «Немного позже мы вернемся к нашей «Вселенной», а сейчас начнем знакомиться с героями произведения и анализировать текст».


Анализ художественного текста посредствам ролевой игры

Учитель: «На предыдущем уроке мы уже успешно написали тест на знание содержания произведения. А теперь нам надо дойти до самой сути. Для этого я предлагаю некоторым из вас побыть в роли какого-либо персонажа. А все остальным ребятам, надо будет внимательно слушать рассказ героев о себе, задавать вопросы и искать подтверждение в тексте, дабы проверить, не дезинформируют ли нас герои-ученики. А вывод по каждому герою мы запишем в наш «маршрутный лист. Итак, начнем с той героини, с повествования о которой и начинается повесть. Это…?»

Ученики: «Татьяна Николаевна, учительница русского языка и литературы».

Учитель предлагает побыть в этой роли одной из учениц.

Учитель: Здравствуйте, Татьяна Николаевна, рады с вами познакомиться поближе. Расскажите немного о себе: сколько вам лет, где вы работаете сейчас и где раньше, каково ваше семейное положение.

Татьяна Николаевна: «Мне уже далеко за 30. Раньше я работала в театре актрисой, но «мир иллюзий меня отторг», и я ушла работать в школу, так как, по мнению моей мамы, «нужно жить в жизни, а школа – это зерно жизни: всегда есть надежда, что что-то вырастет». Я никогда не была замужем, у меня нет детей, живу одна в двухкомнатной квартире».

Учитель: «Татьяна Николаевна, а вам нравится работать в школе, преподавать русский язы и литературу?»

Татьяна Николаевна: «Да, это моя жизнь. «Литература – это единственный предмет, который затрагивает душу».

Учитель: «Ребята, а у вас есть вопросы к этой героине?»

Ученики: «Татьяна Николаевна, на протяжении того отрезка вашей жизни, что показан в повести, вы очень часто беседуете со своей мамой, но ведь мы знаем, что ее нет в живых. Как вы объясните это?»

Татьяна Николаевна: «Да, моя мама умерла, но я чувствую постоянную внутреннюю потребность вспоминать разговоры, которые были у нас перед ее смертью. Мы очень похожи: её жизнь, так же как и моя, почти вся состояла только из одной работы».

Учитель: «Ребята, давайте найдем подтверждение словам Татьяны Николаевны в тексте со слов «Мое счастье было в работе».

Ученики зачитывают цитаты из текста: «Мое счастье было в работе. Это не фраза. Это на самом деле. Что такое модные тряпки, я не знаю. Я не знаю, что такое материнство, - с трех месяцев тебя растило государство. Я не путешествовала, не бывала на курортах, не обставляла квартир гарнитурами, я ни разу не была у косметички».

Учитель: «Татьяна Николаевна, вы во всем с вашей мамой похожи? И в вашем с ней отношении к любви?»

Татьяна Николаевна: «Моя мама перед смертью много думала о любви, о ее месте в жизни, сожалела, что в ее жизни любви практически не было».

Учитель: «Ребята, давайте найдем этот момент в тексте».

Ученики: "...Я все думаю о любви, Таня! Это невероятно, сколько я о ней думаю. Мы поженились с папой перед самой войной, и у нас была возможность поехать на пару недель к морю. Мы отказались. Папа из-за каких-то цеховых дел, я из-за ремонта в институте. Без меня, видите ли, не могли покрасить наличники. И сейчас я думаю о том, как я не ходила с папой босиком по пляжному песку, как он не растирал мне спину маслом для загара. Понятия не имею, было ли тогда такое? Как мы не целовались в море, в брызгах... Сплошное НЕ... Ах, черт, как не хочется умирать! Что за судьба у нас с отцом - он в тридцать семь, я в сорок семь... Вся надежда на тебя, Танюша. Чтоб ты жила взахлеб за нас троих..."

Учитель: Как вы, ребята понимаете метафоричное наставление мамы «живи взахлеб», «живи в жизни»?

Ученики: «Это значит не замыкаться на одной только работе, освободить место в своей жизни и для любви, создания семьи».

Учитель: «Татьяна Николаевна, Вы оправдали надежды своей мамы? Вы живете «взахлеб»?»

Татьяна Николаевна: « К сожалению, у меня так не получается. Я чувствую, что то время, в которое люди отдаются страстям и влюбленностям, ушло. Моя жизнь тоже почти вся состоит из работы»

Учитель: «Найдем подтверждение в тексте словам Татьяны Николаевны».

Ученики: «Почему же так получилось, что теперь - и чем дальше, тем чаще - в ногах ее садилась женщина в махровом халате, тоскующая о любви?

Таня знала ответ: мать приходит, потому что дочь не оправдала ее надежд. Она не живет взахлеб, за троих. В сущности, у нее, как и у мамы, в жизни есть только одно – работа»

Ученики: «И у вас совсем нет личной жизни, только школа?»

Татьяна Николаевна: «У меня есть ухажер, но это все не то, наши отношения перешли в постоянные выяснения сути. Когда мне было 17 лет, я была влюблена в мальчика, который катал меня на велосипеде. Это, пожалуй, и были самые счастливые моменты моей жизни. А сейчас «кто посадит тебя на велосипед, когда тебе за тридцать?».

Учитель: «Ребята, а почему тогда, в 17 лет, Татьяна Николаевна не продолжила встречаться с этим мальчиком, ведь в таком случае ее личная жизнь могла бы сложиться по-другому?

Ученики: «Ей бы не позволила её мама, которая говорила: «Что это за фамилия «Рыженький»? Разве можно быть Рыженькой?»

Работа с «маршрутным листом» (1 мин.)

Учитель: «Спасибо, Татьяна Николаевна, за обстоятельный рассказ о себе и вам, ребята, спасибо. Теперь ко всем у меня задание: сформулируйте и запишите в таблицу маршрутного листа ответ на вопрос: что значит любовь в жизни Татьяны Николаевны?»

Ученики записывают каждый свою версию ответа в таблицу.

Анализ художественного текста посредствам ролевой игры (продолжение)

Учитель: «Нам предстоит встреча с двумя представительницами «мира взрослых» - Людмилой Сергеевной, мамой Юли, и Верой Георгиевной, мамой Ромы». Учитель назначает двух девочек на роли этих героинь. Ребята вместе с учителем задают им по очереди одинаковые вопросы. Цель учителя показать, насколько различными будут их ответы.

Ученики: «Сколько вам лет? Каково ваше семейное положение?»

Вера Георг.: «Женщине неприлично задавать вопросы о ее возрасте. Я более 16 лет замужем, есть сын-девятиклассник».

Люд. Серг.: «Мне 41 год, но выгляжу я на 25, второй раз замужем, дочери – 16 лет, сыну еще нет и года».

Учитель: «Ребята, какие особенности вы уже заметили в ответе двух героинь? О чем это говорит?»



Ученики: «Мама Юли, в отличие от мамы Ромы, не скрывает свой возраст, так как уверена в своей женской привлекательности. Мама Ромы подчеркивает солидный срок своего брака, а мама Юли наоборот акцентирует внимание на том, что они с мужем молодожены».

Учитель: «Почему вы не хотите, чтобы ваши дети встречались?»

Люд. Серг.: «В школьные годы у меня был роман с отцом Ромы. Все бы ничего, но на протяжении долгих лет он не оставлял меня в покое: звонил, канючил, умолял...Я не хочу, чтобы с таким безвольным и слабохарактерным человеком меня и мою семью что-то связывало»

Ученики зачитывают цитату из текста.

Вера Георг.: «Я очень боюсь, что из-за отношений моего сына с этой Юлей, взаимоотношения моего мужа и Юлиной мамы станут чересчур теплыми. Я ревную своего мужа к Людмиле Сергеевне».

Ученики зачитывают цитату из текста.

Учитель: «Что для каждой из вас главное в жизни?»

Людм. Серг.: «Моя недавно создавшаяся семья»

Вера Георг.: «Вся моя жизнь направлена на воспитание сына и на сохранение брака».


Учитель: «У обеих героинь ценность жизни заключается в их семьях, но посмотрите, как по-разному они подходят к этому вопросу. Что делает одна и что делает другая? Что автор подчеркивает в их словесном портрете и в мотивах их поступков?

Ученики: Автор подчеркивает в словесном портрете Людмилы Георгиевны ее женскую привлекательность, а в ее поступках - желание начать новую жизнь с любимым человеком. Веру Георгиевну Щербакова называет «клушей», наделяет ее стокилограммовым весом и акцентирует внимание на ее зацикленности на сыне. «Таня не судила ее за глупый страх, она понимала его, профессионально обязана была понимать в родителях. И все-таки Вера, как всегда, показалась ей клушей с одной-единственной функцией - вырастить дитя. Не укладывалось в голове, что она инженер, что у нее есть, должны быть какие-то профессиональные знания, что она вообще может о чем-то думать, кроме сына. Таня нарочно спросила ее о работе, та долго сосредоточивалась, морщила лоб, потом засмеялась и сказала:

- Вы сбили меня с толку. Когда я думаю о муже и сыне, я дурею».


Учитель: « Какой художественный прием лежит в основе изображения этих двух героинь?»

Ученики: «Антитеза»

Учитель: «В повести впрямую ничего не говорится о том, что думает о любви Людмила Сергеевна, но ведь это и так понятно: вся ее жизнь подчинена именно любви, может, именно поэтому-то она достаточно спокойно, хотя и не без сожаления в голосе, говорит о тесной дружбе Юли и Ромы. Но у Веры Георгиевны есть своя конкретная концепция любви.

Вера Георгиевна, что для вас есть любовь?»

Вера Георг.: «Все любови, которые не кончаются физической близостью,- дым, химера.»

Учитель: «Прежде чем вы, ребята, сделаете вывод о правоте слов Веры Гергиевны, хотелось бы выслушать мнение непосредственного участника Вериного счастья – её мужа, Константина Лавочкина».

Учитель: «Вы когда-нибудь любили?»

Лавочкин: «Еще в школьные годы я был влюблен в Людмилу Сергеевну, Люсю. Перед свадьбой с Верой я честно ей сказал: «Она была для меня всем». И еще долго после свадьбы, даже уже после рождения сына я пытался вновь и вновь добиться ее расположения ко мне. Увы, это не удалось»

Учитель: «Как вы думаете, ребята, была ли когда-то физическая близость между Костей и Люсей?

Ученики: «Скорее нет, так как их роман в школе был мимолетным, а после Людмиле Сергеевне и вспоминать это было противно».

Работа с «маршрутным листом»

Учитель: «Тогда ответьте на вопрос: права ли Вера Георгиевна в своих суждениях о любви? Запишите мысли и высказывания Веры Георгиевны и Кости Лавочкина по поводу любви в таблицу.


Анализ художественного текста посредствам ролевой игры (продолжение)

Учитель: « В повести «Вам и не снилось» не только Татьяна Николаевна является представителем школы. Назовите еще героев, чья профессия связана с педагогикой».

Ученики: «Директор школы, учитель математики, учитель в ленинградской школе…

Учитель: Обратим свое внимание на саму важную в школе персону – директора.

Мария Алексеевна! А что вы думаете о любви в школьном возрасте?»

Директор: «Чего вы боитесь, Мария Алексеевна? — Татьяна Николаевна, учительница 
— Любовей, милочка! Любовей! Я же не Господь Бог, я прекрасно понимаю, что это та сфера, в которой я бессильна. Случись у них роман — и плевать они на нас хотели. Они делаются дикими, неуправляемыми, они знать ничего не хотят. Смотришь — и уже эпидемия, пандемия. Все дикие. Все неуправляемые
».


Работа с «маршрутным листом»

Учитель: «Ребята, сделайте, пожалуйста, запись в таблице».


Проблемный диалог (2 мин.)

Учитель: «Поднимите руки те, кто посмотрел одноименную экранизацию повести «Вам и не снилось». Скажите, какое отличие между книгой и фильмом бросается в глаза практически с первых страниц книги?»

Ученики: «У главной героини фильма другое имя - Катя».

Учитель: Режиссер фильма намеренно изменил имя главной героини. На вопрос «почему» я отвечу чуть позже. А вы попробуйте догадаться, почему именно такие имена, Юля и Рома выбрала для своих главных героев Галина Николаевна Щербакова?».

Ученики: «В повести явно прослеживается параллель с шекспировскими героями, Ромео и Джульеттой. Джулия, Джульетта – это иностранный вариант русского имени Юлия».

Учитель: «По каким признакам вы увидели эту параллель образов? Только ли по именам?»

Ученики: «Двое влюбленных очень молоды, их семьи так же настроены против их отношений, а трагический финал окончательно сближает эти два произведения.

Учитель: «Кто из героев и при каких обстоятельствах впрямую сравнивает Рому и Юлю с героями знаменитой трагедии?»

Учитель: «Татьяна Николаевна называет их так в разговоре с Людмилой Сергеевной, мамой Юли, о чем потом весьма сожалеет». Так же, как и вы режиссер картины, Илья Фрез, провел параллель между двумя произведениями, Щербаковой и Шекспира, и пришел в негодование от того, что Галина Николаевна поставила себя в один ряд с великим драматургом. «Не бывать этому!» - сказал он, и изменил имя главной героини.

Просмотр видеоролика «Диалог Ромы и Юли»

Учитель: «Следующее знакомство нам предстоит, как вы догадались, с Романом и Юлей».

Учитель назначает двух учеников на эти роли.

Но прежде чем пообщаться с главными героями, посмотрите эпизод диалога «Ромы и Юли»


Учитель: «Что такое для вас любовь? О чем вы мечтаете?»

Юля: «Без любви я бы просто не жила». Я мечтаю выйти замуж, нарожать детей и умереть в один день.

Рома: «Любовь сама по себе целый мир. Должна быть такой, во всяком случае». Для меня это не просто поцелуи под луной, для меня это еще и забота, ответственность, чувство долга! Юлька учится неважно, поэтому я должен быть вдове образованней, чтобы суметь в будущем содержать семью, вовремя защитить ее, ведь она такая маленькая».


Работа с таблицей «маршрутного листа»

Учитель: «Ребята, сделайте, пожалуйста, запись в таблице, отразив взгляды на любовь Ромы и Юли».


Работа со схемой «маршрутного листа»

Учитель: «А теперь вернемся к нашей схеме. Перед нами представители двух возрастных групп: отцы и дети. Все ли «отцы» должны находиться в одной плоскости? Если нет, то почему?

Ученики: «Не все взрослые против отношений двух молодых влюбленных. Среди них учительница Татьяна Николаевна».

Учитель: «Кроме поступков и реплик самой Татьяны Николаевны, по каким еще деталям мы с вами можем понять, что учительница русского языка находится на стороне подростков?

Ученики: «В тексте дети между собой называют ее по имени «Таня», а бывает и «Танечка», что говорит об их душевной близости».

Учитель: «Поставим стрелочку в сторону «мира детей.

Между этими двумя мирами я просила оставить небольшое расстояние. Как вы думаете, зачем?»

Ученики: «Значит есть кто-то, кого нельзя отнести ни к миру взрослых, ни к миру детей».

Учитель: «Совершенно верно. Этой героине отводится 2 небольших эпизода, но и она успевает высказать свое суждение о любви».

Ученики: «Это Зоя, соседка Юли. Она старше Юли, но младше всех взрослых героев».

Учитель: «Каковы же ее рассуждения в тексте?»

Ученики: «Любовь, любовь… Ха! Столько вокруг обожженных ею, казалось бы, сообрази и остерегись, а все равно летят на огонь, как сумасшедшие. Девочки и мальчики… Комсомолки и комсомольцы… Рабочие, студенты и колхозники… Дураки и дурочки»

Учитель: «Посмотрите, уже не первый герой книги сравнивает любовь с болезнью. Запишите ее имя между двумя мирами и поставьте стрелочки в обе стороны.

Мы не знаем историю девушки, но понимаем, что сама она уже испытала разочарование в любви, однако все еще не теряет найти ее в жизни, ведь какими захватывающими звуками кажется для нее магнитофонная запись Ромкиной таблицы умножения».

Работа с таблицей «маршрутного листа»

Учитель: «Сделайте, пожалуйста, запись в таблице, отразив взгляды на любовь Зои»


Смысл финала повести

Учитель: «Вот мы и подошли к финалу повести. Его значение для выявления авторской позиции трудно переоценить. Финал повести был несколько изменен по просьбе издательства «Юность». Редактор так сказал Щербаковой:  «Галина Николаевна, я прошел всю войну — я не трус, но я боюсь… Боюсь, что если мы это напечатаем, то влюбленные мальчишки начнут прыгать из окон».


И Галина Николаевна изменила финал. Давайте зачитаем его.


А Роман рванул уже заклеенное на зиму окно и посмотрел вниз. Даже присвистнул от удовольствия, что уйдет так, минуя дверь и голос. Раз — и прямо на свободу. Он встал на подоконник и спружинил колени. Третий этаж — такой пустяк. Он, как крылья, расставил руки, а сумку перекинул на спину. Третий этаж — ерунда. А газон, который он себе наметил, все равно осенний — грязный и мокрый. Не страшно истоптать снова. И он присвистнул, прыгая, потому что был уверен. Третий этаж — пустяк.

Он ударился грудью о водопроводную трубу, которая проходила по газону. Из окна ее видно не было. Но, ударившись, он встал, потому что увидел, как по двору идет Юлька.

— Юль! — крикнул он и почувствовал кровь во рту. И закрыл рот ладонью, чтобы она не увидела и не испугалась.

Она подбежала, смеясь:

— Что ты делаешь на газоне?

— Стою, — сказал он и упал ей на руки.

А со всех сторон к ним бежали люди… Как близко они, оказывается, были



В первой редакции повести, когда она еще называлась «Рома и Юлька» главный герой должен был скончаться на месте. Отступила ли Галина Николаевна от своего первоначального замысла? Можно ли считать финал открытым?

Ученики: «Слишком много прописанных в финале деталей, указывающих на неизбежность трагедии.

Учитель: «С одной стороны, да. Ведь даже если представить, что Ромка не выпал из окна по неосторожности, он мог бы застрелиться от того, что узнал правду о чудовищном «розыгрыше» в тот момент, когда нашел реликтовый пистолет в бабушкином комоде. Но с другой стороны, он все-таки и не застрелился, и не умер «на руках у читателя».


Учитель: Зачитайте последнюю строчку повести».

Ученики: «А со всех сторон к ним бежали люди... Как близко они, оказывается, были...»

Учитель: Что хочет сказать нам этими словами автор? Какое из слов в этом предложении, с синтаксической точки зрения, играет второстепенную роль, а с лексической – чуть ли не главную?»

Ученики: «Вводное слово «оказывается», т.е. как на самом деле оказалось. Оказалось, что окружающие люди были на самом деле близко к истории двух влюбленных, но как они все же были далеки».

Этими словами автор хочет сказать, что даже близкие люди могут быть далекими, не сумев вовремя поддержать, не сумев понять, что жизнь без любви не имеет смысла, что даже если насильно взять и разлучить двух любящих людей, это может обернуться трагедией.


Учитель: «Одна из героинь повести перед смертью бесконечно думала о любви и ,ох, как не хотела умирать. Почему? Ответьте на этот вопрос, обратив еще раз свое внимание на эпиграф к уроку».

Ученики: «Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни». Жизнь не может быть полной без любви. Это в фильме Ромка нечаянно оступился, а в книге он совершает прыжок намеренно, не страшась смерти!

Учитель: Так жизнь не только любовь? А как же Танечка? Алена? Зоя? Им теперь всем тоже надо умереть?

Ученики: Без любви прожить, может быть, и можно. Но такую жизнь сложно назвать счастливой.

Учитель: «Не стоит торопить жизнь и искать любовь. Настоящая любовь тебя найдет сама. Важно ее потом суметь сберечь».

Домашнее задание

Учитель: «Домашнее задание у вас сегодня не совсем обычное. Послушайте песню к фильму «Вам и не снилось» и напишите сочинение на тему, заключенную в одной из строчек этой песни: «Любовь, побеждающая смерть», опираясь на текст повести «Вам и не снилось». В доказательство своей позиции подберите аргументы, основанные на читательском и жизненном опыте. И еще раз подумайте о смысле открытого финала».


Видеоклип с кадрами кинофильма на песню «Последняя поэма», музыка Алексея Рыбникова слова РабиндронАта ТагОра.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-ролевая игра в 11 классе "Любовь больше, чем жизнь?" (по повести Г.Щербаковой)

Автор: Пономарева Юлия Сергеевна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143350


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства