kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок -режиссура по комедии А.Грибоедова "Горе от ума"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристики урока (занятия)

Целевая аудитория: 

 Учитель (преподаватель)

Класс: 

 9 класс

Предмет: 

 Литература

Цель:
Формировать и углублять понятие драматическое произведение.
Учить учащихся на основе прочитанного произведения развивать свои творческие замыслы, раскрывать умения в раскрытии характеристик героев.
Воспитывать у учащихся интерес к драматическим произведениям, истории героев.
Методы: беседа, рассказ, инсценировка.
Оборудование: Мультимедийно - видеодиск с комедией «Горе от ума», презентация

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок -режиссура по комедии А.Грибоедова "Горе от ума" »


УРОК – РЕЖИССУРА

ПО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА

«ГОРЕ ОТ УМА»


Цели:

характеристика образов главных героев комедии «Горе от ума» на основе прочитанного ; знакомство со сценической историей пьесы и актерами-современниками;

формирование умений аргументировано излагать свою точку зрения, опираясь на текст художественного произведения и воплощать свои творческие замыслы;

развитие критического мышления учащихся ;

воспитание интереса к отечественной литературе, современной культуре, сценической истории литературных шедевров.


Методы: беседа, рассказ, инсценировка


ХОД УРОКА

Мы продолжаем работу над комедией Грибоедова «Горе от ума». К какому роду относится это произведение? Какие драматические произведения вы уже изучали?

- «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Недоросль»Д.И.Фонвизина.

Стадия вызова

Среди огромных богатств русской классической литературы комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», законченная им в 1824 году, занимает особое место. Созданная в эпоху подготовки рыцарского подвига декабристов – людей, «кованных из чистой стали» (Герцен), комедия «Горе от ума» рассказала о конфликтах и настроениях того напряжённого времени, вызвала споры, которые длятся до сих пор, уже почти два столетия, и обрела таким образом вечную жизнь.

Комедия сыграла крупнейшую роль в истории литературы и театра. В течение века комедия служила не только украшением русской сцены, но и школой актерского мастерства.

Слайд 2 П.А. Катенин писал: «…Грибоедов, сочиняя свою комедию, мог в самом деле надеяться, что ее русская цензура позволит играть и печатать».

А.П. Бестужев: «Будущее оценит достаточно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных».

Давайте и мы, живущие в 20 веке, в 90-х, попробуем представить, что мы сейчас находимся в небольшом театре, вы – актеры, которые участвуют в обсуждении ролей, героев, а я – режиссер. На сцене нам предстоит сыграть комедию «Горе от ума». Конкретно не говорю, кто какую роль будет исполнять.

НАША ЦЕЛЬ представить этих героев, их внешний вид и внутреннее содержание, активно участвовать в этом обсуждении, попробовать инсценировать некоторые фрагменты, вспомнив идею и проблемы комедии. Вопросы есть?

Итак, приступаем к работе. Комедия, с первых дней появления в печати, не сходит со сцены театров. Обратимся в исторический фонд нашего театра, чтобы узнать подробнее

о сценической истории комедии.

Стадия осмысления .Работа с текстом. Прием “Пометки на полях” (Инсерт). При чтении текста на полях ставим пометки:

Слайды 4 -7

"V" - то, что известно;

"- " то, что противоречит представлениям читающих;

"+" - то, что является новым;

"?" -возникло желание узнать о том, что описано, более подробно.


Первую попытку поставить «Горе от ума» сделали на своей школьной сцене воспитанники Петербургского театрального училища. Инспектор училища поначалу возражал, затем все же согласился. Все с нетерпением ожидали премьеры, но военный губернатор, граф Милорадович, запретил ее, предупредив начальство и воспитанников, что «не одобренную цензурой комедию нельзя позволить играть в театральном училище».


В 1906 году спектакль был поставлен В. И. Немировичем-Данченко в Московском художественном театре. Чацкого играл В. И. Качалов. «Большим радостным событием» была названа постановка московского Малого театра в 1910 году. Фамусова играл Рыбаков, Репетилова – Южин. Даже маленькие роли исполнялись ведущими актерами театра: Ермоловой, Никулиной, Яблочкиной. Малый театр сосредоточил внимание на критике нравов, господствующих в дворянском обществе, и комедия стала сатирой потрясающей силы


А.И.Южин   А. А. Яблочкина в роли Софьи




Первым возобновлением комедии на советской сцене был спектакль Малого театра в 1921 году.

С XIX века и до сегоднящнего дня самыми посещаемыми и известными постановками "Горя от ума" являются постановки в Малом театре.

Одним из выдающихся исполнителей роли Чацкого был М. И. Царев. В начале 60-х годов М. И. Царев осуществил постановку комедии по-грибоедовски, как раньше играли в Малом театре. На этот раз Царев сыграл Фамусова. Чацкого играл и В. Соломин.



М. Царев - Чацкий, И. Ликсо - Софья.





М. Климов в роли Фамусова Виталий Соломин в роли Чацкого



В 90-е годы новое слово в театральную историю «Горя от ума» вносит режиссер-постановщик МХАТа О. Ефремов. Зрители увидели легкую, веселую и в то же время не потерявшую грибоедовской яркости комедию.


В 1998 году комедию поставил О. Меньшиков. Грибоедовский текст сохранен полностью, но зритель не слышит ни одной привычной интонации. Эту блестящую игру трудно описать. Недаром спектакль идет с неизменными аншлагами. О. Меньшиков (Чацкий) мастерски передает драму человека, оказавшегося чужим там, где еще недавно он был всеми любим. 


Аналитическая беседа по тексту(выборочно).Что для вас явилось новым? О чем бы вы хотели узнать подробнее?


Теперь вспомним о проблемах, поставленных в комедии.

Слайд 8 Прием «Колесо проблем».

(учащиеся выявляют проблемы, а затем ранжируют их по степени значимости (если это возможно)).На доске чертим колесо, разделенное на несколько частей, записываем проблемы.


1.Проблема истинного и ложного патриотизма

2. Проблема духовного оскудения человека под влиянием общества

3.Проблема выбора между чувствами и принципами.

4.Проблема отношения крепостников и крепостных.

5.Проблема неприятия человека по причине противоположных ценностей



Итак, опираясь на ведущие проблемы комедии, постараемся выяснить, как должны актеры играть роли главных героев.

Слайд 9 Перед нами – фамусовский дом: его обстановка, бытовые подробности не выделяются, не подчеркнуты. Проходят в ритме привычной обыденности первые явления.

И вдруг ритм сразу меняется – появляется в доме Фамусова один из главных героев – Александр Андреевич Чацкий.

Каким актер должен показать Чацкого?

Идет беседа о том, каким должен актер показать Чацкого? По образу : 25-30 лет., красив, серьезен, строен, честен, не терпит лжи, не боится сказать правду в глаза. Остер, умен, красноречив.


Такими выходили в жизнь дворяне 14 декабря 1825 года. Кто, кстати, был прототипом Чацкого?( Чаадаев и Кюхельбекер – декабристы)

Учитель: В первом действии у меня на устах слово «счастье». Как понимает счастье Чацкий?

(служить делу, но «служить бы рад , прислуживаться тошно»). Чацкий не такой как все, он умнее, благороднее, имеет свои взгляды на жизнь, они противоречат взглядам Фамусова и его окружению

Слайд 10 (фото О.Меньшикова в роли Чацкого).


Составление кластера Слайд 11 (пустой)

Слайд 12




Подбираем актера на роль Фамусова.

Фамусов стар, ему 60 лет, заигрывает с Лизонькой, в меру упитан, с брюшком.

Учитель: Каким лучше его показать? Вспомните его времяпрепровождение. Как он в основном проводит время? (Читаем действие 2, явление 1).

Делаем вывод: отпечаток на его внешности: должен быть грузным, Фамусов груб (обращение к Петрушке – хотя близок по возрасту), бесцеремонно разговаривает с человеком его возраста. Грубость это подтверждается обращением к Фильке (действие 4, явление 14). Читаем: «В швейцары произвел ленивую тетерю…»

Как понимает Фамусов «счастье»? «Да, счастье у кого есть эдакий сынок (как Скалозуб). Имеется, кажется, в петличке орденок?(Д 2.Явл5)


Слайд 12 ( фото И. Охлупина в роли Фамусова)



Составление кластера



Слайд 13



Учитель: Каким должен быть Молчалин?

(предполагаемые ответы) Он приятной наружности (его любит Софья). А Сама Софья неглубоких запросов, внутренней пустоты Молчалина не увидела. Его надо показать так, чтобы он нравился влиятельным представителям старого мира. Наверное, прическа его аккуратно уложена. Он молодой, а годен весь вечер просидеть с влиятельной старухой Хлестовой за игрой в карты.

Учитель: Каково кредо Молчалина?

Добиваться карьеры, угождать, дорожить мнением влиятельных людей. Он ни за что не выскажет своего мнения, он так говорит: «В мои лета» не должен сметь свое суждение иметь». (действие 3, явление3).

Быть послушным, тихим, во всяком случае казаться таким:

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятия –

Хозяину, где доведется жить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла.

Собаке дворника, чтоб ласковей была…»

(действие 4, явление 12)

Учитель: а как он должен двигаться по сцене?

Вкрадчиво, т.к. он угодлив, потому и фигура его особенная. И обязательно показать его подлость. Он обманывает Софью. В последней сцене он говорит Лизе:

«И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…»

(действие4, явление 12)

Учитель: А может он не может иначе поступать, ведь откажи он Софье во взаимности и ему откажут от места.

(предполагаемые ответы)

Нельзя же так унижаться из-за денег и карьеры. И в отношении с женщинами Молчалин проявляет непорядочность, сплетничая с Лизой о Софье. Притворяться и обманывать ему помогает пустота сердца, он крайне циничен, поэтому не вызывает чувства симпатии.

Во время диалога учитель старается выслушать все ответы, высказывая свое мнение как равноправное или как предположение. Обращает внимание на уважение чужого мнения

Учитель: И тут же, когда видит, что Софья узнает о его чувствах, он же ползает перед ней на коленях. Вот так на коленях он вползает в этот мир к своей карьере. Счастье видит в том, чтоб «награбить и весело пожить».

Слайд 13 (фото А.Завьялова -Молчалина).


Составление синквейна

Прием “Написание синквейна”.

Правила написания синквейна таковы.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.


Пример:

Молчалин

Подлый, корыстолюбивый.

Поддакивает, угождает, ухаживает.

Снискал себе хорошую репутацию.


Учитель: Молчалин ползет к цели, а Скалозуб? Слайд

Этот пройдет напролом. Он радуется когда:

«Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты…»

(действие2, явление 5

Слайд 15

Этого героя надо обязательно показать высоким, солдафоном без всякой умной мысли в лице, так как права Софья:

«Он слова умного не выговорил сроду».

«Он золотой мешок и метит в генералы».

Какой же мы дролжны показать Софью?

Лучше показать красивой, но духовно бедной, если она не разглядела в Молчалине подлеца, предпочла Чацкому Молчалина, он был по ее недалеким запросам:

«Уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, -

Вот за что его люблю».

Учитель: К ней подходят слова М. Заболоцкого:

«А если так, то что есть красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?»


По-моему, Софья и есть этот сосуд, в котором пустота.

Предполагаемые ответы: Я считаю, что Софья – эта жертва того строя, в котором она живет. После отъезда Чацкого рядом никого не было, кто бы мог повлиять на нее. Не было тех, кто был для нее примером.

А я думаю, что Софью нельзя показать глупой. От природы она умна, у нее богатое воображение, она на ходу сочиняет увлекательные сны, любит музыку, читает. Софья-жертва окружающего мира. По ее понятиям, Молчалин – достойнная пара.

Учитель: Подумайте, как оставить Чацкого и Софью? Простит ли Софья Молчалина? А может склонит голову на груди Чацкого? Поэтому домашним задание вам будет написать мини-рассказ «Дальнейшая судьба героев комедии «Горе от ума»


Теперь предлагаю вашему вниманию фрагмент спектакля, поставленного Олегом Меньшиковым. Смотрим фрагмент.

Скажите, удалось ли актерам передать личностные качества героев? Какие?

(предполагаемые ответы) Фамусов высокомерен, нетактичен.

Чацкий- энергичный, не старается Фамусову угодить, говорит, что думает.


Теперь, когда мы выяснили, какие актеры должны играть героев, попробуем, что же получилось бы у вас, если бы вы исполняли эти роли.

Инсценировка диалога Молчалина и Чацкого «Нам Алексей Степаныч, с вами..до слов …Есть тьма искусников, я не из их числа.»


Вопрос к классу: как выступили ребята?

Теперь познакомимся с актерами , нашими современниками, которые играют главные роли в постановке Олега Меньшикова.

Слайд 16 Постановка Олега Меньшикова "Горе от ума" - театральный бестселлер последних лет. Спектакль, которого долго ждали и который по-настоящему полюбили зрители. Свидетельство тому - непрекращающиеся аншлаги. … Режиссёрский дебют одного из самых ярких актёров российского театра и кино, несмотря на некоторые скептические прогнозы, оказался более чем удачным, и вот под занавес театрального сезона 2000 года Олег Меньшиков преподнес зрителям очередной сюрприз.


Демонстрация фото с именами актеров на слайдах 17-23


Павел Афанасьевич Фамусов


Игорь Охлупин

Софья Павловна

Ольга Кузина

Лизанька, служанка

Полина Агуреева

Алексей Степанович Молчалин

Алексей Завьялов

Александр Андреевич Чацкий

Олег Меньшиков

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич

Сергей Пинчук

Анфиса Ниловна Хлестова

Екатерина Васильева


Вывод: Комедия «Горе от ума» не сходит со сцены и в наши дни, имеет большой успех среди зрителей. Думаю, что и Вы проявите свое актерское мастерство более удачнее не следующем уроке.


Стадия рефлексии. Прием «Тонкие и толстые вопросы»


Теперь разделимся на две группы.

1-я группа придумывает вопросы, требующие однозначного ответа, касающиеся темы урока.

2-я группа – вопросы, требующие развернутого ответа.

Начало вопросов в таблице.



?

?

  • кто...

  • дайте объяснение, почему...

  • что...

  • почему вы думаете...

  • когда...

  • почему вы считаете...

  • может...

  • в чем разница...

  • будет...

  • предположите, что будет, если...

  • мог ли...

  • что, если…

  • как звали...

что бы…

  • было ли...

как бы …

  • согласны ли вы...


  • верно...




Чтение вопросов учениками.

Учитель: по этим вопросам подготовьте ответы для контрольного урока.

Как вы думаете, с какой целью был проведен сегодняшний урок?

Достигнута ли цель?

Как вы оцениваете свою работу при достижении цели урока?

Оцените себя самостоятельно.

Спасибо за урок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
урок -режиссура по комедии А.Грибоедова "Горе от ума"

Автор: Васильева Екатерина Сергеевна

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217548


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства