kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 8 классе. Образ Надежды Андреевны Дуровой в литературе XIX-XX веков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует формированию активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свой родной город, развитию умения в развернутом высказывании давать свою оценку герою. урок посвящен литературному наследию тысячелетнего провинциального города. Елабугу часто называют «жемчужиной Прикамья». Наш уютный провинциальный городок имеет своё неповторимое лицо, обладает уникальным историко-культурным наследием, своеобразной архитектурой.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 8 классе. Образ Надежды Андреевны Дуровой в литературе XIX-XX веков »

Урок развития речи в 8 классе

Тема урока: Образ Надежды Андреевны Дуровой в литературе XIX-XX веков

Цели урока:

1. Показать, как влияет жанр произведения на изображение главного героя и какими художественными средствами в каждом случае в рамках заданного жанра пользуется автор, достигая своей цели;

2. Рассмотреть образ Н.А.Дуровой на фоне исторических событий начала ХIХ века;

Развитие умения в развернутом высказывании давать свою оценку героям, отстаивать свою позицию.

3. Формирование активной жизненной позиции, воспитание патриотизма.

Ход урока

Вступительное слово учителя. История вопроса. Постановка задачи

Елабугу часто называют «жемчужиной Прикамья». Наш уютный провинциальный городок имеет своё неповторимое лицо, обладает уникальным историко-культурным наследием, своеобразной архитектурой. Среди плеяды известных личностей, имена которых свято хранит история города, достойное место занимает Надежда Андреевна Дурова. С Елабугой её связывает более тридцати лет жизни. Не раз она уезжала из города и вновь возвращалась. Видно такова аура нашего городка: Елабуга манит и притягивает к себе людей, хотя бы раз побывавших здесь.

Елабуга стала литературной родиной будущего писателя. «В Елабуге от нечего делать вздумалось пересмотреть и прочитать разные лоскутки моих «Записок», уцелевшие от различных переворотов не всегда покойной жизни. Это занятие, воскресившее в памяти и в душе моей былое, дало мне мысль собрать эти лоскутки и составить из них что-нибудь целое, напечатать», пишет Н.А.Дурова в своей автобиографии. В основу её произведений легли дневниковые записи, которые она вела во время военной службы, личные наблюдения, легенды и традиции разных народов.

Тема нашего урока посвящена анализу образа Надежды Андреевны Дуровой в литературе XIX-XX вв. в различных эстетических системах и в четырёх разных жанрах, а также в истории России в трагический момент войны 1812года. Литературное наследие Н.А.Дуровой представляет для нас интерес в двух планах: во-первых, как аспект деятельности выдающейся исторической личности, во-вторых, как собственно литературный памятник определённой эпохи в контексте развития литературного процесса в России XIX века. Задача нашего исследования показать, как влияет жанр произведения на изображение главного образа и каким художественными средствами в каждом случае в рамках заданного жанра пользуется автор, достигая своей цели. Кроме того, мы рассмотрим образ Н.А.Дуровой на фоне исторических событий начала девятнадцатого века

Журналист:: Жизнь и судьба Дуровой настолько неординарны и необычны, что мнения о ней высказываются порой ох, какие противоположные! Ну что ж! Такова она и была: шла наперекор вековым устоям; осуществила недостижимую по обычным меркам детскую мечту; совершила подвиги, которые в принципе не должна была, совершать; она была талантлива и в ряду мастеров пера заняла не последнее место. О Дуровой написано много книг, снят замечательный кинофильм. Подвиг легендарной кавалерист - девицы останется в памяти потомков. О ней есть сведения во всех энциклопедиях и словарях. Краеведы, психологи, литераторы, историки изучали её жизнь по тем немногим документам, которые сохранились в музеях и открытых архивах. В основном же о Дуровой рассказывали, опираясь на её «Записки». Но это художественное произведение. И кто знает, что скрывается за немудреными строками, написанными уже немолодой женщиной в тихом провинциальном городке? И если уж сам Белинский посчитал «Записки» «мистификацией» со стороны Пушкина, то, как нам разобраться, где, правда, а где вымысел? Даже современники Дуровой в те далёкие от нас годы считали её удивительной и загадочной.

Литературовед: Без прошлого нет будущего. Об этом нам часто говорили на уроках в школе. Каждый из прожитых нами дней ложится отдельной строкой на страницы истории. И странички эти разные: есть добрые и радостные, а есть горькие и несчастливые, есть понятные и знакомые, а есть загадочные и не до конца изученные. Одним из таких ярких и таинственных событий прошлого до сих пор остаётся жизнь удивительной женщины - Надежды Андреевны Дуровой.

Наиболее ярким литературным творением Надежды Дуровой и в содержательном, и в художественном отношении являются знаменитые «Записки», освящённые именем Пушкина. Лестная оценка, данная великим поэтом, стала для Дуровой литературным благословением. Её талант с наибольшей полнотой и силой проявился именно в этом автобиографическом произведении, и по сей день не утратившем читательского интереса. Оно и сегодня наиболее известно.

Учитель: Но знаменитые «Записки» - не единственное творение «русской амазонки». Какие же ещё темы вошли в круг писательских интересов такой неординарной личности, как Надежда Дурова? Анализ её писательских пристрастий, возможно, позволит нам глубже понять эту загадочную личность, вокруг которой до сих пор ведутся споры и существуют взаимоисключающие точки зрения.

Ученик: Четыре произведения, которые я внимательно прочитал, не похожи друг на друга именно вследствие разности жанров. «Кавалерист-девица» - автобиография Дуровой; «Гроза двенадцатого года» - исторический роман о России начала девятнадцатого века; «Смелая жизнь» - сентиментальная повесть; «Гусарская баллада» - пьеса о девушке- дворянке, отправившейся на войну защищать Родину, а также за любимым и в конце вышедшей за него замуж.

На мой взгляд, тема нашего разговора весьма актуальна. На примере Дуровой показана особенность русского самосознания. В трагические периоды истории народов всегда появляются люди, которые переживают и осознают эти события особенно глубоко. И тогда появляются герои и совершают подвиги. Особенность заключается в том, что герой 1812 года – женщина - Н.А.Дурова. Ведь женщина пронзительней чувствует высоту подвига, который мужчина просто совершает.

Ученик: Совершенно верно, «Кавалерист-девица» - автобиография. Автобиография литературный прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни. «Гроза двенадцатого года» - исторический роман. В нём можно проследить несколько сюжетных линий, и, конечно, Дурова, хоть и будет играть роль своеобразной главной героини, однако на примере её судьбы, как и многих других людей, будет показана судьба всей России 1812 года - времени Отечественной войны.

«Смелая жизнь» - историческая повесть Л.А.Чарской, написанная в жанре сентиментализма. Она, к сожалению, не представляет особого интереса с точки зрения истории, так как это повесть, в которой рассказывается о жизни Н.А.Дуровой. Повесть - эпический прозаический жанр. Центр тяжести в ней лежит на душевных переживаниях, пейзажах, описаниях.

Тем не менее, там появляются новые персонажи, но и их появление отнюдь не меняет сюжета. Собственно, поскольку Л.Чарская, как я полагаю, читала автобиографию Н.А.Дуровой, то её произведение не сильно отличается от «Записок» и романа Д.Л.Мордовцева. В этой повести Дурова - главная героиня. Произведение представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше. Оно целиком о кавалерист - девице, но строго по всем фактам без преувеличений. Разве что выдуманные герои поступают по – своему и выходят из основного действия.

Гусарская баллада» - фильм по пьесе Т.Хренникова на слова Г.Гладкова «Давным-давно». Это, конечно, романтическое произведение. Даже, если уж быть совсем точной, то романтическая комедия. Здесь в главной роли выступает уже не сама Дурова, а девушка, прообразом которой стала Надежда Андреевна, - Александра Азарова. И, безусловно, немного изменён сюжет.

Учитель: Обратим внимание на некоторые различия в сюжете между четырьмя произведениями Н.А. Дуровой.

Литературовед:

1) В «Грозе двенадцатого года» сама Дурова рассказывает: «Ей хотелось родить мальчика, Вадима» о матери, а в своих записях упоминает о Модесте.

2) Сбежав из дому, Дурова назвалась:

а) в биографии и романе – Александром Васильевичем Дуровым;

б) в автобиографии - Александром Васильевичем Соколовым;

в) в повести Александром Васильевичем Дуровым, однако, как поясняет автор, это произошло вследствие нахлынувшего воспоминания о друге детства- Александре Кирияке;

г) в фильме – Александром Азаровым.

3)Конюх Алкида в поместье Дуровых в романе – Артём, а в повести – Ефим.

4)В «Смелой жизни» определённая роль отведена другу Нади – Саше Кирияке (на деле молодому помещику Кириякову), который не выдерживает жесткого надзора матери и становится врачом вопреки её желанию. Встречается он с Надей у бабушки Александрович (что соответствует действительности), а затем уже в Вагенбурге, куда девушка попадает после контузии. Ничего подобного не было. Да, ухаживал он за Надеждой Андреевной, но мать, узнав о её маленьком наследстве, не дала согласие на брак (об этом я уже указывала в автобиографии Дуровой)…

Однако считаю своим долгом упомянуть о том, что мы сопоставляли сюжет повести с автобиографией Дуровой, так как на всём протяжении работы брали это произведение за основу…

Весьма примечательно, что «Гусарская баллада» так резко отличается и от «Кавалерист – девицы», и от « Грозы двенадцатого года». Если в тех двух произведениях биография Дуровой точно соблюдена, то здесь существует огромное количество моментов, не похожих на исходные факты. Несомненно, так и должно быть, ведь это романтическое произведение…

Тем не менее, существует некоторые моменты, которые объединяют всех главных героев (девушек) в этих произведениях, так как женские портреты писались все с образа Надежды Андреевны. Ну, а, кроме того, это те самые моменты, которые оказали значительное влияние на жизнь девушки. Я полагаю, что таких моментов несколько: побег из дома (во имя чего?); разговор с императором; встреча с Кутузовым, а также боевые подвиги Н.А.Дуровой, о которых я, однако, уже буду говорить более подробно в следующей части своей работы, связанной с исторической зарисовкой событий, ссылаясь на источники.

Одна из главных тем Дуровой – судьба женщины, её право на раскрепощение от сословного и семейного гнёта. При этом Дурова пишет об имущественном и социальном неравенстве, препятствующем счастью её героев. Дурова обращается к национальной теме, выступая в защиту угнетённых народов России, утверждая идею ценности человеческой личности: в повести «Серный ключ» (1839) рассказывает о глубоких чувствах черемисов Зеилы и Дукмара, а повести «Курмега». Происшествие из времён Иоанна Грозного вскоре после покорения Казани» (1839) создаёт героический образ татарской женщины Казбек, в романе «Гудишки» с сочувствием изображает нищих литовских крестьян. Автобиографический характер носит повесть «Год жизни в Петербурге, или невыгоды третьего посещения»: в ней Дурова описывает свои встречи с Пушкиным, показывая его в кругу семьи и друзей, за работой; сатирически изображает лицемерный высший свет.

Выступление работника музея Н.А. Дуровой

В Елабуге Надежда Андреевна возобновила свои любимые занятия. Купила верховую лошадь, седло и разные принадлежности для ухода за ней. Затем отправилась на прогулку к озёрам Долгое и Лужи.

Первозданность и дикость здешней природы, леса полные дичи, навели Надежду на мысль об охоте, развлечении со времени её службы, а Мариупольском полку почти забытом.

Длинные охотничьи походы за десять и более вёрст помогли её свести знакомства с местными жителями. За кружкой кумыса, за каймаком, поданным доброй хозяйкой барину – охотнику, Надежда слышала немало рассказов, легенд и приданий о народах, живущих тут в лесах, на реках и озёрах. Она начала записывать эти легенды. За несколько месяцев у неё вышло три произведения: повесть «Серный ключ» по черемисской сказке, а также «Нурека», «Хамитулла и Зугра»- по татарским мотивам. Последнее творение она передала потом в «Рассказ татарина»…

Дурова осуществила свою мечту, но мы не можем представить её такой гордой героиней, купающейся в лучах славы. Великая была плата за свободу и дерзость: одиночество, а часто и не понимание окружающих больно ранили её душу. Мы можем осуждать её, горестно покачивая головой, недоуменно пожимать плечами: дескать, как уж могла оставить ребёнка? Можем восторгаться её подвигами и храбростью, но, согласитесь, немного грустно становится, когда смотришь на её портреты и думаешь о её судьбе.

Да, в жизни этой героической женщины была не только слава и триумф. Не укладывается эта жизнь в привычные рамки. Не возможно подогнать её поступки под какие-то определённые стандарты. Поэтому не удивительно, что уже на протяжении многих лет люди попытаются приподнять завесу над тайной кавалерист – девицы, анализируют её поступки, пишут книги, собирают сведения в архивах…

Библиотекарь: Я держу в руках новый роман о жизни и приключениях российской дворянки Надежды Дуровой. Называется это произведение просто и красиво: «С любовью, верой и отвагой». Роман был опубликован в нескольких номерах журнала «Воин России» Что нового прочтём мы о кавалерист – девице? Художественный вымысел, несомненно, присутствует. Но все события описываются с учётом сведений, полученных в архивах.

Дурова скрыла от всех тот факт, что была замужем и имела ребёнка. А в книге мы видим её доброй и заботливой матерью. Алла Бегунова рассказывает о встречах Дуровой с сыном. Будучи на службе в армии, Дурова часто наведывается к сыну в военно-сиротский императорский дом. Замужество её не принесло счастья, и вместе с ней мы переживаем её не сложившиеся отношения с мужем.

Описанные в романе встречи с императором АлександромI также вызывают интерес у публики. Яркие и выразительные диалоги рисуют в воображении читателей личности сильные и устремлённые.

А сколько курьёзных ситуаций могло быть в жизни женщины, выдававшей себя за мужчину! Её заставлял жениться на дочери полковник Павлищев; сослуживцы рассказывали о подвигах русской амазонки. Бородинская битва, встречи с Пушкиным, жизнь в Елабуге, Петербурге…

Учитель: Таким образом, при обзоре литературного наследия Н.А.Дуровой не трудно заметить, что наиболее сильными её произведениями являются автобиографические, в которых нашёл отражение жизненный опыт автора. Опыт сердечных отношений недостаточен и опосредован, в том числе и через фольклорный материал, к тому же трагически окрашенный. Эти наблюдения позволяют составить более точный психологический портрет автора - замечательной женщины, дерзнувшей выбрать свой путь в жизни, настолько своеобразный и неординарной, что до сих пор вокруг её имени не угасают споры.

В памяти о Надежде Дуровой ежегодно проводятся Дни Памяти, научные конференции, литературные чтения, городские праздники, вновь переиздаются её произведения, снимаются фильмы.

Нельзя остановить ход времени. Были разрушены и Троицкая церковь, и прилегающее кладбище. Однако, всё же удалось найти восстановить место захоронения Дуровой. И памятник из красного гранита возвышается сейчас над сохранившимся надгробиями, а рядом с руинами церкви установлена конная скульптура легендарной кавалерист - девицы, прославившей себя на полях сражений и ставшей первой в России женщиной – офицером. Тысячи людей ежегодно приезжают в город поклониться праху героини, восхититься богатейшей и самобытной историей этого уездного городка.

Литература

  1. В.А. Клементовский. Русские писатели в Татарской АССР. Татгосиздат, 1999г.

  2. Т.О. Скиргайло. Краеведение на уроках развития речи. Казань, 2007г.

  3. Д.Л. Мордовцев. Двенадцатый год. ИПП «Тюмень», 1993г.

  4. А.И. Бегунова. Надежда Дурова. Елабуга, 2006г

  5. В.А. Бухвалов. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М., 2000.

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок развития речи в 8 классе. Образ Надежды Андреевны Дуровой в литературе XIX-XX веков

Автор: Коновалова Лариса Абрамовна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102738


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства