kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи по рассказу А. Аверченко

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение-стилизация по рассказу А.Т.Аверченко «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»

Сочинение-стилизация по рассказу А.Т.Аверченко «Черты из жизни рабочего
Пантелея Грымзина»

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Баженовой И.Н.)

 

Мы продолжаем разговор о сатире 20-30 годов 20  века и сегодня познакомимся с ещё одним именем - Аркадий Аверченко.

Цель нашего урока - исследование авторского стиля, развитие умений и навыков интерпретации текста.

Для этого мы познакомимся с одним из рассказов писателя, проанализируем содержание и форму произведения и напишем сочинение – стилизацию.

 

  •   Когда в кругу убийственных забот

                             Нам всё мерзит – и жизнь, как камней груда,

                                           Лежит на нас…

                                                                            Ф.И.Тютчев.

  • Большое видится на расстоянье…

                                                                          С.А.Есенин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по рассказу А. Аверченко »

Сочинение-стилизация по рассказу А.Т.Аверченко «Черты из жизни рабочего
Пантелея Грымзина»

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Баженовой И.Н.)


Мы продолжаем разговор о сатире 20-30 годов 20 века и сегодня познакомимся с ещё одним именем - Аркадий Аверченко.

Цель нашего урока - исследование авторского стиля, развитие умений и навыков интерпретации текста.

Для этого мы познакомимся с одним из рассказов писателя, проанализируем содержание и форму произведения и напишем сочинение – стилизацию.


  • Когда в кругу убийственных забот

Нам всё мерзит – и жизнь, как камней груда,

Лежит на нас…

Ф.И.Тютчев.

  • Большое видится на расстоянье…

С.А.Есенин.



Познакомьтесь с текстом рассказа.

Сформулируйте тему и идею рассказа.

Как относится автор к своему герою? Трудно ли вам было определить авторскую позицию? Почему?

Потому что перед нами произведение писателя, который продумал систему образов, построение текста, который мастерски владеет языком.




В центре произведения 1 герой, типичный представитель рабочего класса. Другие персонажи в произведении необходимы, чтобы легче определить основную мысль: лучше жизнь пролетария не стала.

Составьте план рассказа (1в-1ч, 2в–2ч).

Сопоставьте полученное.

  • Зеркальная композиция.

1)Зарплата.

2)Что делать?

3)Траты.

4)Ужин.

5)Размышления о непростой жизни.

  • Различия.

Ù1ч – мечты.

Ú2ч – авторская оценка.

  • Особенность.

То, о чём мечтает герой, когда–то было реальностью.


Какие средства выразительности и стилистические фигуры использует автор для выражения своей позиции?


  • Эпитеты (жизнь распроклятая, ограбленного Пантелея)

  • Сравнения (я, как пёс какой…)

  • Эмоционально – экспрессивная лексика (подлого гнусного хозяина – кровопийцы, с этой дрянью, бедняга Пантелей …)

  • Наречия образа действия (горько подумал, саркастически осведомился, тяжко сделалось)

  • Слова с элементом «пол» (с полтиной, полтора рубля, полфунта, полбутылки)

  • Предложения с междометиями (А что на него

сделаешь? Эх!.. О, если бы…)

  • Вставные конструкции (…к удивлению ограбленного Пантелея…, оказался на своём месте, под блузой, на волосатой груди сапожника)

  • Прямое авторское обращение (Эх, Пантелей, Пантелей…Здорового ты дурака свалял, братец ты мой!....................... )

  • Знаки препинания и их сочетание (всего два с полтиной!!! одна, вишь, дыра что я с этой дрянью сделаю?.. )

  • Многосоюзие (И подмётки к сапогам нужно подбросить, и жрать, и выпить – смерть хочется!)

  • Анафора (предпоследний абзац)


Какие особенности данного текста вы могли бы назвать?






Заполните таблицу

Время

До революции 1917г.

В 1920г.

В 20…г.

Герой

 


 

Зарплата, за какой период


 

 

Размышления

 

 

 

Траты

(сапожнику +

продукты

 

 

 

Ужин


 

 

Размышления

 

 

 

Мечты или авторская оценка


 

 



Напишите 3 часть рассказа, наполнив её новым содержанием,
но сохранив особенности авторского стиля. Не забудьте предварительно определить своё отношение к изображаемому.


Приложение


Рассказ Аркадия Аверченко «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»

Ровно десять лет тому назад рабочий Пантелей Грымзин получил от своего подлого гнусного хозяина – кровопийцы подённую плату за 9 часов работы – всего два с полтиной!!!

- Ну что я с этой дрянью сделаю?.. – горько подумал Пантелей, разглядывая на ладони два серебряных рубля и полтину медью… - И жрать хочется, и выпить охота, и подмётки к сапогам нужно подбросить, старые – одна, вишь, дыра…Эх ты, жизнь наша распроклятая!!!

Зашёл к знакомому сапожнику: тот содрал полтора рубля за пару подмёток.

- Есть ли на тебе крест – то? – саркастически осведомился Пантелей.

Крест, к удивлению ограбленного Пантелея, оказался на своём месте, под блузой, на волосатой груди сапожника.

- Ну, вот, остался у меня рупь – целковый, - со вздохом подумал Пантелей. – А что на него сделаешь? Эх!..

Пошёл и купил на целковый этот полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос – так разошёлся, что от всех капиталов только четыре копейки и осталось.

И когда уселся бедняга Пантелей за свой убогий ужин, так ему тяжко сделалось, так обидно, что чуть не заплакал.

- За что же, за что?.. – шептали его дрожащие губы. – Почему богачи и эксплуататоры пьют шампанское, ликёры, едят рябчиков и ананасы, а я, кроме простой очищенной, да консервов, да ветчины, света Божьего не вижу…О, если бы только мы, рабочий класс, завоевали себе свободу!..То – то бы мы пожили по – человечески!



Однажды, весной 1920 года, рабочий Пантелей Грымзин получил свою подённую плату за вторник: всего 2700 рублей.

- Что же я с ними сделаю? - горько подумал Пантелей, шевеля на ладони разноцветные бумажки. – И подмётки к сапогам нужно подбросить, и жрать, и выпить – смерть хочется!

Зашёл Пантелей к сапожнику, сторговался с ним за две тысячи триста и пошёл на улицу с четырьмя сиротливыми сторублёвками. Купил фунт полубелого хлеба, бутылку ситро, осталось 14 целковых… Приценился к десятку папирос, плюнул и отошёл.

Дома нарезал хлеба, откупорил ситро, уселся за стол ужинать и…так горько ему сделалось, что чуть не заплакал.

- Почему же, - шептали его дрожащие губы, - почему богачам всё, а нам ничего…Почему богач ест нежную розовую ветчину, объедается шпротами и белыми булками, заливает себе горло настоящей водкой, пенистым пивом, курит папиросы, а я, как пёс какой, должен жевать чёрствый хлеб и тянуть тошнотворное пойло на сахарине!..

Почему одним всё, другим – ничего?..


Эх, Пантелей, Пантелей…Здорового ты дурака свалял, братец ты мой!.......................


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок развития речи по рассказу А. Аверченко

Автор: Баженова Инга Николаевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161470


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства