Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по рассказу А. Аверченко »
Сочинение-стилизация по рассказу А.Т.Аверченко «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Баженовой И.Н.)
Мы продолжаем разговор о сатире 20-30 годов 20 века и сегодня познакомимся с ещё одним именем - Аркадий Аверченко.
Цель нашего урока - исследование авторского стиля, развитие умений и навыков интерпретации текста.
Для этого мы познакомимся с одним из рассказов писателя, проанализируем содержание и форму произведения и напишем сочинение – стилизацию.
Когда в кругу убийственных забот
Нам всё мерзит – и жизнь, как камней груда,
Лежит на нас…
Ф.И.Тютчев.
Большое видится на расстоянье…
С.А.Есенин.
Познакомьтесь с текстом рассказа.
Сформулируйте тему и идею рассказа.
Как относится автор к своему герою? Трудно ли вам было определить авторскую позицию? Почему?
Потому что перед нами произведение писателя, который продумал систему образов, построение текста, который мастерски владеет языком.
В центре произведения 1 герой, типичный представитель рабочего класса. Другие персонажи в произведении необходимы, чтобы легче определить основную мысль: лучше жизнь пролетария не стала.
Составьте план рассказа (1в-1ч, 2в–2ч).
Сопоставьте полученное.
Зеркальная композиция.
1)Зарплата.
2)Что делать?
3)Траты.
4)Ужин.
5)Размышления о непростой жизни.
Различия.
Ù1ч – мечты.
Ú2ч – авторская оценка.
Особенность.
То, о чём мечтает герой, когда–то было реальностью.
Какие средства выразительности и стилистические фигуры использует автор для выражения своей позиции?
Эмоционально – экспрессивная лексика (подлого гнусного хозяина – кровопийцы, с этой дрянью,бедняга Пантелей …)
Наречия образа действия (горько подумал, саркастически осведомился, тяжко сделалось)
Слова с элементом «пол» (с полтиной, полтора рубля, полфунта, полбутылки)
Предложения с междометиями (А что на него
сделаешь? Эх!.. О, если бы…)
Вставные конструкции (…к удивлению ограбленного Пантелея…, оказался на своём месте, под блузой, на волосатой груди сапожника)
Прямое авторское обращение (Эх, Пантелей,Пантелей…Здорового ты дурака свалял, братец ты мой!....................... )
Знаки препинания и их сочетание (всего два с полтиной!!! одна, вишь, дыра… что я с этой дрянью сделаю?.. )
Многосоюзие (И подмётки к сапогам нужно подбросить, и жрать, и выпить – смерть хочется!)
Анафора (предпоследний абзац)
Какие особенности данного текста вы могли бы назвать?
Заполните таблицу
Время
До революции 1917г.
В 1920г.
В 20…г.
Герой
Зарплата, за какой период
Размышления
Траты
(сапожнику +
продукты
Ужин
Размышления
Мечты или авторская оценка
Напишите 3 часть рассказа, наполнив её новым содержанием, но сохранив особенности авторского стиля. Не забудьте предварительно определить своё отношение к изображаемому.
Приложение
Рассказ Аркадия Аверченко «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»
Ровно десять лет тому назад рабочий Пантелей Грымзин получил от своего подлого гнусного хозяина – кровопийцы подённую плату за 9 часов работы – всего два с полтиной!!!
- Ну что я с этой дрянью сделаю?.. – горько подумал Пантелей, разглядывая на ладони два серебряных рубля и полтину медью… - И жрать хочется, и выпить охота, и подмётки к сапогам нужно подбросить, старые – одна, вишь, дыра…Эх ты, жизнь наша распроклятая!!!
Зашёл к знакомому сапожнику: тот содрал полтора рубля за пару подмёток.
- Есть ли на тебе крест – то? – саркастически осведомился Пантелей.
Крест, к удивлению ограбленного Пантелея, оказался на своём месте, под блузой, на волосатой груди сапожника.
- Ну, вот, остался у меня рупь – целковый, - со вздохом подумал Пантелей. – А что на него сделаешь? Эх!..
Пошёл и купил на целковый этот полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос – так разошёлся, что от всех капиталов только четыре копейки и осталось.
И когда уселся бедняга Пантелей за свой убогий ужин, так ему тяжко сделалось, так обидно, что чуть не заплакал.
- За что же, за что?.. – шептали его дрожащие губы. – Почему богачи и эксплуататоры пьют шампанское, ликёры, едят рябчиков и ананасы, а я, кроме простой очищенной, да консервов, да ветчины, света Божьего не вижу…О, если бы только мы, рабочий класс, завоевали себе свободу!..То – то бы мы пожили по – человечески!
Однажды, весной 1920 года, рабочий Пантелей Грымзин получил свою подённую плату за вторник: всего 2700 рублей.
- Что же я с ними сделаю? - горько подумал Пантелей, шевеля на ладони разноцветные бумажки. – И подмётки к сапогам нужно подбросить, и жрать, и выпить – смерть хочется!
Зашёл Пантелей к сапожнику, сторговался с ним за две тысячи триста и пошёл на улицу с четырьмя сиротливыми сторублёвками. Купил фунт полубелого хлеба, бутылку ситро, осталось 14 целковых… Приценился к десятку папирос, плюнул и отошёл.
Дома нарезал хлеба, откупорил ситро, уселся за стол ужинать и…так горько ему сделалось, что чуть не заплакал.
- Почему же, - шептали его дрожащие губы, - почему богачам всё, а нам ничего…Почему богач ест нежную розовую ветчину, объедается шпротами и белыми булками, заливает себе горло настоящей водкой, пенистым пивом, курит папиросы, а я, как пёс какой, должен жевать чёрствый хлеб и тянуть тошнотворное пойло на сахарине!..
Почему одним всё, другим – ничего?..
Эх, Пантелей, Пантелей…Здорового ты дурака свалял, братец ты мой!.......................